КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос: Лепка как вид продуктивной деятельности и ее влияние на эстетическое воспитание дошкольников.
Педагоги-исследователи детского изобразительного творчества Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и др. отмечают решающую роль обучения в творческом развитии ребенка, опираясь на известное учение Л.С. Выготского о «зонах ближайшего развития». В процессе обучения изобразительному искусству ребенок постигает его язык — выразительно-изобразительные средства, что позволяет ему тонко чувствовать, понимать произведения искусства. Знания, умения, навыки - не самоцель, а средство проявления активности, самостоятельности в решении творческих задач в различных видах изобразительной деятельности детей. Одним из интереснейших видов изобразительной деятельности детей является лепка, в которой выразительность образа достигается путем создания объемных или рельефных форм из мягких материалов: глины, пластилина и др. Занятия лепкой оказывают влияние на развитие личности ребенка-дошкольника. Приобщение к лепке позволяет детям понять труд художника как бы изнутри. В процессе знакомства со скульптурой, малой пластикой ребенок прикасается к истокам народной культуры, творчеству скульптора, что способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формирует индивидуально-Личностное отношение к произведению. На занятиях дети познают свойства пластических материалов, учатся их преобразовывать, развивая мелкую моторику пальцев, способность сравнивать пропорции на глаз, осваиваяприемы передачи характерных движений воплощаемого образа. В процессе занятий осуществляется также воспитание сенсорной культуры ребенка. Дети учатся способам обследования объемных форм, познают их разнообразие, величину, пропорциональные отношения. Творческая деятельность детей в лепке оказывает положительное влияние на психическое развитие: восприятие, наглядно-образное мышление, воображение. Известный скульптор И. Гинзбург назвал скульптуру азбукой представлений о предметах. В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах, благодаря чему изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности. Произведения народной пластики: глиняная игрушка, посуда из керамики, фарфоровые статуэтки - формируют художественный вкус зрителя, создают эстетически полноценную среду. Народная пластика обладает огромной силой эмоционального воздействия. Каждый раз решая одну и ту же тему, мастер вносит что-то новое в характер формы, дополняет ее деталями, новыми элементами росписи, создавая неповторимый облик изделия. Как правило, народные мастера работают без предварительных эскизов. Центры изготовления предметов народной пластики сосредоточены там, где находятся залежи природного качественного сырья - глины. К таким районам относятся Вятка, Тверская, Архангельская, Рязанская и Тульская области. Изделия вятских мастеров удивляют пластикой формы, характером пропорций, тонко исполненным лепным и расписным узором, подчеркивающим ритмический строй каждой игрушки. Радуют глаз барыни-франтихи, сцены гуляний, изображения сказочных птиц, коней, оленей, собачек. Такие игрушки изготавливались в деревне Дымково к празднику «Свистунья», во время которого продавались. Отсюда и произошло их название. Отличительной особенностью дымковской игрушки является статичность формы, декоративность, яркость, нарядность узора росписи. Способы лепки очень простые. Изображая куклу, мастерица делает вначале из пласта глины юбку-колокол; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска способом вытягивания; декоративные детали -оборки, кокошники, рюши выполняют отдельно и примазывают к основной форме способом налепа. Вылепив игрушку, заглаживают поверхность влажной тканью, обжигают в муфельных печах, а затем покрывают белой водоэмульсионной краской. В качестве материала росписи используют темперные краски. Изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и юмором. Удивительную игрушку делают мастера из деревни Филимоново Тульской области. Материалом изготовления таких игрушек является природная белая глина. Традиционными сюжетами являются танцующие пары, наездники на лошадях, барыни, медведи, олени, коровы, барашки. Необычна трактовка форм этих игрушек: фигуры имеют удлиненные пропорции, маленькая головка барыни заканчивается высокой изящной шляпкой. Особой пластикой отличаются игрушки-животные. У оленя, коровы, барашка маленькая голова на вытянутой шее, короткие ноги придают устойчивость фигуркам. В росписи преобладают светлые и яркие цвета: желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий. Узоры росписи просты - это полоски, дуги, точки, звезды. Собранные вместе игрушки — это праздник. Игрушки переливаются всеми цветами радуги, вызывают радостное настроение. Неповторимый облик имеют игрушки из древнего города Каргополь Архангельской области. Каргопольские игрушки часто представлены многофигурными композициями: тройками с седоками, танцующими, катаниями на лодках. Сюжеты как бы подмечены в реальной жизни. Наряду с этим мастера изображают животных: медведя, зайца, собаку, свинью, коня. Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке формы, приземистость фигур людей, животных, передача движений, что придает игрушкам особую выразительность. Колорит росписи сдержан: преобладают коричневый, темно-зеленый, иногда желтый и оранжевый цвета. Игрушку лепят по частям, примазывают части к туловищу, передавая характер движения. Каргопольская игрушка отличается наивностью сюжета, отражающего простой крестьянский быт. Мастера из города Торжка Тверской области создают образы сказочных птиц. Выразительность игрушки заключается в тонких нюансах обработки формы способом вытягивания из целого куска. Неповторимость игрушке придают узоры в виде налета, расписанные сочными тонами эмалевых красок: оранжевым, красным, синим, голубым, зеленым и белым. Узор состоит из мазков, кругов, точек и придает игрушке праздничный характер. Глиняную игрушку дети лепят на занятиях по декоративной лепке. Навыки и умения, полученные детьми в процессе занятий декоративной лепкой, способствуют развитию творческих способностей, отчего их изделия становятся более выразительными по замыслу и исполнению. Выразительность работ зависит от того, насколько удачно ребенок передает форму и пропорции, вылепит мелкие детали украшения. Малышей знакомят в основном с точеной деревянной игрушкой, начиная со средней группы используют филимоновские и каргопольские игрушки, а в старшем возрасте все виды народной пластики. Народные игрушки благодаря своей богатой тематике оказывают влияние на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире, кроме того, расширяют возможности детей в сюжетной лепке. В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. В процессе эстетического восприятия народной пластики ребенок накапливает опыт творческого решения зрительно воспринимаемого образа. Педагогу важно помнить, что изделия малой пластики разных народных промыслов имеют три основных способа исполнения: по частям -конструктивный, из целого куска - пластический, комбинированный -путем сочетания первых двух. Изображение животных: козликов, оленей, собачек, дети выполняют комбинированным способом. Туловище и ноги из целого куска, остальные детали примазывают к полученной форме. Сказочных птиц дети чаще исполняют пластическим способом, украшая налепом оперение. Изображения женских фигур по мотивам Дымки, Филимонова также исполняют комбинированным способом: юбку-колокол выполняют из диска, а туловище, голову, и шею вытягивают из целого куска. Отдельно раскатывают мелкие детали и исполняют руки в различных движениях. Приемы лепки той или иной группы игрушек педагог показывает полностью только тогда, когда детей впервые знакомят с ее исполнением. На последующих занятиях ставится задача активизировать детей - самостоятельно использовать в тематической лепке знакомый способ и прием. Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками, соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке с помощью стеки, пальцев, влажной ткани, специальных перчаток. Особый интерес для детей представляет обжиг изделий в муфельной печи, который осуществляется педагогом в присутствии детей. Дети с интересом наблюдают процесс превращения глины в керамику: меняются цвет, прочность материла, его фактура. Важной педагогической задачей является активность педагога в приобщении детей к искусству народных мастеров, использование в процессе обучения наряду со словесными, наглядными и практическими методами эвристического и исследовательского, обеспечивающих стимуляцию детей к поиску, желание сделать свои работы выразительными, оригинальными. Основная литература
1. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1996. 2. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А. и др. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1987. 3. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М: Просвещение, 1984. 4. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. Вопрос: Особенности художественного творчества дошкольников. Аппликация как вид продуктивной деятельности. Влияние занятий по аппликации на развитие изобразительного творчества детей.
Одной из важнейших задач педагогической науки в настоящее время является формирование творческой личности. Решение этой задачи необходимо начинать в дошкольном детстве. Одним из эффективных средств развития качеств творческой личности является изобразительная деятельность. Еще Аристотель придавал большое значение рисованию как средству разностороннего развития ребенка. Известный исследователь проблемы творчества А. Лилов определяет его как общественное явление, социальная сущность которого связана с созданием оригинальных, общественно полезных ценностей. В.Г. Злотников определяет художественное творчество как вид «специфической духовно-практической» деятельности, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства. Объективной основой художественного творчества является изображение реального мира. При этом художник выражает свое субъективное отношение к изображаемому: свои эмоции, чувства. Необходимым условием творческой деятельности является наличие способностей, то есть такого уровня развития всех психических процессов, который позволяет остро воспринимать и глубоко осознать окружающее. Для успешной реализации замысла художник должен владеть навыками и умениями в данном виде художественной деятельности, иначе - обладать высоким уровнем мастерства. Творческий процесс у каждого художника протекает своеобразно. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. В творческой процессе выделяют ряд этапов. Первый этап – вчувствования, возникновения замысла связан с пробуждением интереса к предмету, явлению, человеку. На этом этапе образ имеет неясные, неконкретные черты На втором этапе художник ведет активный поиск документов, делает эскизные зарисовки, определяем систему изобразительно-выразительных средств с целью конкретизации образа и воплощения его в разнообразных вариантах поисковых композиций. Это и составляет основу вынашивания замысла. Реализация замысла связана с воплощением содержания в конкретной форме. Важным этапом является также встреча произведения со зрителем, в процессе которой осуществляется художественный диалог между художником и воспринимающим произведение зрителем. В процессе диалога происходят обмен эстетическими ценностями, взаимообогащение личностей художника и зрителя. Изобразительная деятельность детей, как отмечала Н.П. Сакулина, должна быть построена по принципу художественного творчества. Однако без помощи взрослого ребенок не сможет усвоить накопленный поколениями опыт художественной деятельности. Усваивая этот опыт традиций культуры, ребенок развивается. Известный педагог В.Н. Шацкая рассматривала детское творчество как «метод» формирования эстетически развитой личности. Продукты детской изобразительной деятельности несут в себе черты выразительности, но не представляют объективной художественной ценности. Вопросами исследования детского изобразительного творчества в дошкольной педагогике занимались психологи и педагоги: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Е.И. Игнатьев, А.А. Волкова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова, Е.А. Флерина и др. Опираясь на характеристику детского творчества, данную известными отечественными исследователями, Т.С. Комарова сформулировала определение этого феномена. Ребенок создает разнообразные продукты творчества (рисунки, лепку, аппликацию), имеющие субъективную ценность для развивающейся личности. Под детским творчеством автор понимает и сам процесс создания образа, поиски путей, способов решения художественных задач. В творческой деятельности ребенка выделяют ряд этапов. Первый, как и у художника, связан с возникновением замысла. Чем моложе ребенок, тем более неустойчив характер замысла. Большую роль в возникновении замысла и помощь в его реализации может оказать педагог. Второй этап вынашивания замысла у ребенка свернут, он творит как бы в один прием. Успех реализации замысла у ребенка определяется тем, владеет ли он способами изображения, выразительными средствами рисунка, лепки, аппликации. В творчестверебенка важную роль играет четвертый этап - анализ результатов. Т.С. Комарова отмечает, что на этом этапе необходимо создавать условия для максимальной активности детей в процессе осмысления результатов собственной деятельности. Эффективность руководства изобразительной деятельностью детей, развитие творчества требуют учета психических процессов, без которых невозможно творчество. Необходимо развивать восприятие ребенка (зрительное, осязательное, кинестетическое), а также формировать сенсорную культуру. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что педагог должен сам обладать, «тонким эмоционально-эстетическим видением мира». Важную роль в развитии творчества играет образное мышление. В дошкольном возрасте психологи выделяют две стадии: наглядно-действенное и наглядно-образное. Наглядно-образное мышление опирается на зрительные представления. Огромную роль в формировании творческого замысла играет воображение. Оно обеспечивает создание новых образов на основе прошлых восприятий. Воображение тесно связано с образным мышлением. Основой для развития этих психических процессов является образное эстетическое восприятие. Л.С. Выготский писал о том, что воображение человека зависит от богатства и разнообразия его опыта. Разнообразие видов изобразительной деятельности детей создает условие для накопления художественного опыта. Аппликация - это один из самых древних видов декоративного творчества. В технике аппликации украшают одежду, обувь, предметы быта, жилище, используя прием вырезывания фигур и наложения их на фон. Выполненные в этой технике работы сохраняют реалистический характер изображения. Основными выразительными средствами аппликации являются: силуэт, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность цветовых пятен. Различают предметную аппликацию, состоящую из отдельных изображений (птица, цветок и др.), а также сюжетную, отображающую события, явления (праздник, явления природы и др.). И декоративную, направленную на украшение орнаментом разнообразных предметов быта. Сюжетно-тематическая аппликация вводится в старшей возрастной группе. При выборе темы педагог должен учитывать уровень развития их изобразительных и технических умений, запас представлений, доступность содержания возрасту и интересам детей. Выбор темы определяет композиционный строй аппликативной работы. Раскладывание силуэтных изображений на цветном аппликативном фоне позволяет детям изменять варианты композиционного построения, достигая наиболее выразительного варианта композиции. Благодаря наличию заранее подготовленного цветного фона у детей закрепляется целостное колористическое решение темы, развивается чувство цвета. Занятия аппликацией оказывают положительное влияние на развитие творчества детей в сюжетном рисовании. Усвоенные на занятиях по аппликации способы композиционного построения сюжетных работ составляют основу художественного опыта ребенка, который помогает ему преодолеть своеобразный эффект «белого чиста» бумаги. Кроме того, в памяти детей закрепляются обобщенные силуэтные изображения разнообразных предметов. Владей способами изображения в рисунке, ребенок более выразительно старается передать детали, сохраняя целостный образ силуэтного изображения. Т.Г. Казакова уделяет большое внимание взаимосвязи видов изобразительной деятельности как условия художественного развития ребенка. Основная литература
1. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1988. 2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. 4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятелдьности. - М., 1999. 5. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1973. 6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995.
|