КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Глагольная лексика богослужебных действийСтр 1 из 7Следующая ⇒ Глагольная лексика богослужебных действий
Выполнил студент 1 курса отделения ТиПЛ филологического факультета МГУ им. Ломоносова Егоров Илья Валерьевич, преподаватель д.ф.н. Кузнецова Ариадна Ивановна
МОСКВА 2013 План работы I. Введение в проблематику работы II. Цели и задачи исследования III. Семантическое дифференцирование полученного материала IV. Обзор семантических групп V. Обобщение наблюдений, выводы VI. Приложение: краткая этимология корней VII. Список использованной литературы Введение Старославянский язык – язык книжно-церковный, это язык древнейших славянских переводов христианской литературы. А в жизни Церкви большое значение имеет богослужение, которое и является проявлением внутренней веры людей во внешних действиях. Этот факт естественным образом отражается и на языке Церкви. Поэтому неудивительно, что лексика, связанная с богослужением, занимает в старославянском языке особое место. Одна из важнейших составляющих этой лексики – глаголы, обозначающие различные церковные действия. В эту категорию попадают слова, связанные с разными понятиями – от совершения таинств до поклонов и молитв. Все эти действия являлись и являются частью церковной жизни уже две тысячи лет, и интересно проанализировать состояние соответствующих глаголов в языке Церкви X-XI столетий, к которым относятся основные памятники старославянского языка. В своей работе я попытался собрать и систематизировать такого рода лексику, а также сопоставить её с тем, что мы имеем в современной церковной практике.
Цели и методы исследования
На первом этапе работы необходимо было произвести поиск и фиксацию глаголов, связанных с богослужением. Это было выполнено, главным образом, на материале словарей Измаила Ивановича Срезневского (Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам. Т.1-3. СПб, 1893-1912) и Р.М. Цейтлин (Э. Благова, Р.М. Цейтлин, С. Геродес, Л. Панцерова, М. Бауэрова. Старославянский словарь (по рукописям Х-ХI веков). М, 1994). Основная сложность состояла в том, что сохранившихся памятников именно старославянского языка относительно немного, обычно выделяют 18 источников: Мариинское Четвероевангелие, Ассеманиево (Ватиканское) Евангелие-апракос, Саввина книга, Охридские листки, листки Ундольского, Боянское Евангелие-апракос, Зографское евангелие, Зографский палимпсест, Енинский апостол, Синайская псалтырь, Синайский служебник, Киевские листки (Киевский миссал), Синайский Евхологий, Клоцов сборник, Супрасльская рукопись, Хиландарские листки, Рыльские глаголические листки, Зографские листки. Всего в этих памятниках встречается около 10 тысяч различных слов, из которых и были отобраны глаголы для данного исследования. На втором этапе работы была осуществлена систематизация собранной лексики. Материал распределялся на группы сообразно семантическому сходству. Далее были проанализированы основные морфологические и лексические характеристики, а также морфемный состав глаголов. Кроме того, важной составляющей было проведение параллелей с современным русским языком, выявление особенностей в соответствии старославянских слов словам современного языка.
Семантическое дифференцирование материла
В результате работы с лексикографическими источниками был выделен материал в объёме 35 слов. Нам представляется, что собранную лексику можно разделить на смысловые группы в соответствии с ролью действующего лица и особенностями самих действий. Несомненно, особое место занимают действия священнослужителей. Роль их в богослужении очень велика. Без священника невозможно большинство форм соборного богослужения, поэтому все ключевые действия так или иначе с ним связаны. Также важны и действия прочих лиц, не имеющих сана, но выполняющих свои функции при совершении служб – в первую очередь исполнение стихир, псалмов, канонов и других гимнографических произведений. Наконец, невозможно рассматривать богослужение, не включая в него действия просто верующих-прихожан, так как Таким образом, в данной работе можно использовать следующую классификацию: I. Действия священнослужителей: a. совершение Таинств и обрядов; b. отдельные действия. II. Действия церковнослужителей – чтение и пение. III. Действия отдельных верующих людей. Ниже представлен обзор выделенных групп и входящих в них слов.
|