Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Структура дисциплины




Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Семестр Недели семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)  
Аудиторная работа Самостоятельная работа  
Всего Лекция Практические занятия Всего Подготовка к аудиторным занятиям Написание реферата, доклада Выполнение письменных и творческих работ Коллоквиум тест контрольная работа Реферат Письменные и творческие работы  
Раздел 1.Общие вопросы теории музыкального образования              
1.1 Тема 1.Теории музыкального образования как учебный предмет                
1.2 Тема 2. Теоретические представления о цели и задачах музыкального образования        
Раздел 2. Общие положения формирования учебного предмета «Музыка»            
2.1. Тема 1. Принципы музыкального образования.              
2.2. Тема 2. Содержание музыкального образования            
2.3. Тема 3. Методы музыкального образования            
2.4. Тема 4. Формы организации музыкальных занятий.        
2.5. Тема 5.Характеристика приоритетных профессиональных качеств личности учителя музыки              
2.6. Тема 6. Основные компоненты музыкально-педагогической деятельности учителя музыки.              
2.7. Тема 7. Виды музыкальной деятельности учащихся              
2.8. Тема 8. Музыкальное восприятие            
2.9. Тема 9. Музыкальная импровизация на уроке музыки                  
2.10. Тема 10. Внешкольные формы музыкального образования: сущность, многообразие, вариативность            
2.11. Тема 11. Музыка в интегративном процессе комплексного взаимодействия искусств                
2.12. Тема 12. Общие положения, принципы формирования учебного предмета «Музыка» для общеобразовательной школы.            
2.13. Тема 13. Музыкально-педагогическая модель выпускника школы общеобразовательного типа                
2.14. Тема 14. Современные музыкально-образовательные технологии            
2.15. Тема 15. Этнокультурная толерантность в пространстве музыкального и музыкально-педагогического образования              
2.16. Тема 16. Диалог в профессиональной деятельности учителя музыки            
  Экзамен                            
  ИТОГО за семестр                
  Общая трудоемкость, в часах        
Форма Семестр  
Зачет  
Экзамен 3  

 


Содержание дисциплины

Раздел 1. Общие вопросы теории музыкального образования

Тема 1.1. Теории музыкального образования как учебный предмет.Сущность теории музыкального образования. «Педагогика музыкального образования» как научный термин. Связь курса с философскими, общенаучными, специально-научными и музыкальными дисциплинами. Сущность понятий «музыкальное образование». Современная теория музыкального образования как совокупность исходных феноменов, положений и закономерностей, отражающих содержание, процесс и организацию музыкальных занятий с учащимися. Предназначение учебного предмета «Теория музыкального образования». Музыкальное искусство в образовательном процессе. Функции музыкального искусства и их реализация в музыкальном образовании. Музыкальное искусство в современном социокультурном образовательном процессе.

Тема 1.2. Теоретические представления о цели и задачах музыкального образования.Проблема цели в современном музыкальном образовании. Различные подходы к пониманию цели и задач музыкального образования. Взаимосвязь личности и деятельности в процессе музыкального образования. Содержание музыкальной культуры школьника. Основные задачи музыкального образования как ближайшая педагогическая интерпретация его цели. Взаимосвязь и единство основных задач музыкального образования.

Раздел 2. Общие положения формирования учебного предмета «Музыка»

Тема 2.1. Принципы музыкального образования.Понятие принципа как исходного положения, раскрывающего сущность цели и задач музыкального образования, характер его содержания и процесса. Основные закономерности педагогического процесса, используемые методикой музыкального образования (социологические, коммуникативные, физиологические, организационные, психологические). Принципы музыкального образования, утверждающие позицию учителя музыки в аспектах: гуманистическом, эстетическом, нравственном; музыковедческом; музыкально-психологическом; музыкально-педагогическом.

Тема 2.2. Содержание музыкального образования.Содержание музыкального образования как педагогическая «интерпретация» его цели, задач, принципов. Направленность содержания музыкального образования на психологическое развитие личности.

Характеристика элементов содержания музыкального образования.

1) Музыкальный материал - опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству. Критерии отбора музыкального материала. Ведущая роль этого элемента в содержании музыкального образования.

2) Музыкальные знания, их специфика и функции в развитии музыкальной культуры учащегося. Обобщенные ключевые знания. Частные знания о музыке. Функции музыкальных знаний: ориентировочная, операциональная, ценностная.

3) Музыкальные умения и навыки, их специфика и направленность на становление музыкальной культуры детей, на развитие способности творческого самовыражения в искусстве. Этапы формирования основных умений. Единство художественного и технологического в процессе приобретения учащимися исполнительских навыков.

4) Опыт музыкально-творческой учебной деятельности. Характеристика музыкально-творческой деятельности школьника. Пути решения задач творческого развития школьника.

Тема 2.3. Методы музыкального образования.Понятие, функции и специфика методов музыкального образования. Различные классификации методов музыкального образования, исходя из основных задач, элементов содержания, видов музыкальной деятельности. Характеристика методов по их связи с основными задачами музыкального образования. Методы, направленные на развитие у учащихся эмпатии, эмоционально-ценностного отношения к музыке. Методы, направленные на развитие у учащихся музыкально-познавательных способностей, умений слышать музыку. Методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве.

Тема 2.4. Формы организации музыкальных занятий.Урок музыки, его организация, специфика как урока искусства. Общие положения, принципы формирования учебного предмета «Музыка» для общеобразовательной школы. Драматургия урока музыки, его основная, сквозная музыкально-педагогическая идея. Различные подходы к организации урока музыки, его структуре. Типы уроков музыки. Репетиционный процесс на уроке. Установка на творческую, заинтересованную атмосферу поиска, открытий, «проживание» учащимися художественно-творческого процесса рождения музыки. Импровизационный характер протекания урока. Заключительный урок-концерт учебного года (полугодия). Внеклассная и внешкольная музыкально-воспитательная работа с учащимися. Внешкольные формы музыкального образования: сущность, многообразие, вариативность. Общие принципы организации занятий в музыкальных кружках.

Тема 2.5. Характеристика приоритетных профессиональных качеств личности учителя музыки.Музыкальность, в ее широком понимании, как качество личности и как основа, детерминирующая специфику профессиональных качеств учителя музыки. Музыкальность как система оперирования музыкальными интонациями, предопределение музыкальности интонационной природой музыки. Личностный характер музыкальности, ее эмоциональная окрашенность. Эмоциональное переживание в музыке как первый признак музыкальности. Определение типа музыкальности кругом образно близких и познанных интонаций, которыми располагает человек. Музыкальность как системообразующее свойство всех музыкальных способностей и профессионально-педагогических качеств личности учителя музыки.

Любовь к детям как качество личности, определяющее характер и направленность всей деятельности музыканта-педагога. Эмпатия как способность к эмоциональному заражению, вживанию в художественный образ, способность «проживания» духовной жизни произведения, «присвоение» его личностного смысла. Музыкально-педагогическая эмпатия – способность учителя актуализировать собственную эмпатию, направив ее с помощью музыки и специальных музыкально-педагогических средств на пробуждение и развитие эмпатии у учащихся. Эмпатия как ядро и индикатор музыкальности. Две фазы развития музыкальной эмпатии. Методы, способствующие успешному развитию музыкально-педагогической эмпатии. Артистизм учителя музыки, его проявление в музыкально-коммуникативной, музыкально-исполнительской и музыкально-организаторской деятельности Связь артистизма с музыкальной эмпатией. Основные методы развития артистизма учителя музыки.

Музыкально-педагогическая интуиция как акт непосредственного решения учителем музыкально-педагогических задач без предварительного логического профессионального анализа. Специфика музыкально-педагогической интуиции учителя музыки, обусловленная сущностью предмета искусства. Проявление музыкально-педагогической интуиции учителя музыки в музыкально-коммуникативной, музыкально-исполнительской, музыкально-конструктивной, музыкально-организаторской и музыкально-исследовательской деятельности. Факторы, способствующие развитию музыкально-педагогической интуиции.

Профессиональное мышление учителя музыки – специфический сплав художественного и научного аспектов мышления, музыкальной и педагогической сторон, взаимосвязи профессиональной направленности, стиля и операций мышления-процесса. Музыкальное мышление как проявление художественной стороны профессионального мышления учителя музыки. Педагогическое мышление, необходимость его творческого характера при постоянном применении педагогических идей в неповторимых ситуациях деятельности. Импровизация как важное и необходимое качество профессионального мышления и деятельности учителя музыки. Процессуально-операционная сторона и особенности профессионального стиля мышления учителя музыки.

Личностная профессиональная позиция – ярко выраженное заинтересованное и обоснованное отношение музыкально-педагогической «действительности».Проявление позиции во всей музыкально-педагогической деятельности учителя музыки. Структура позиции, ее компоненты. Основные педагогические условия и средства организации становления позиции. Индивидуальный стиль деятельности учителя музыки.

Тема 2.6. Основные компоненты музыкально-педагогической деятельности учителя музыки.Музыкально-конструктивная деятельность. Осмысление учителем способов художественно-педагогического построения урока музыки (четверти, учебного года) с определенной идеей и логикой развития; конкретизация музыкально-педагогических задач, содержания, методов – в соответствии с возможностями учителя, условиями проведения занятий, конкретным составом учащихся класса, способностями, интересами, жизненным музыкальным опытом детей. Планирование возможных импровизационных моментов на уроке. Роль продуктивного воображения в музыкально-конструктивной деятельности учителя музыки.

Музыкально-исполнительская деятельность. Игра на инструменте, дирижирование, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластическое интонирование, движение под музыку, сочинение музыки и импровизация. Роль выразительности исполнения, артистизма, способности учителя увлечь детей собственным музицированием. Особенности исполнительской деятельности учителя на уроках музыки.

Музыкально-коммуникативная деятельность. Принципы коммуникативной деятельности учителя на уроке: принцип совместного с детьми «проживания» и переживания произведения, принцип «обратной связи», принцип регуляции эмоционального состояния учащихся в соответствии с музыкально-педагогической задачей. Воплощение на практике особых, отвечающих специфике музыкального искусства музыкально-педагогических приемов общения учителя с учащимися. Атмосфера эмоционально-духовного контакта между учителем и детьми, доброжелательного, уважительного и требовательного отношения к ним, создание установки на возникновение эмоционально-духовных субъект - субъектных отношений между детьми и музыкой, ее личностного восприятия, воспроизведения. Особая роль артистизма учителя музыки, направленного на реализацию музыкально-коммуникативных задач.

Музыкально-организаторская деятельность. Руководство процессом проведения музыкальных занятий; организация коллективной, групповой и индивидуальной исполнительской деятельности учащихся в различных формах (хоровое, ансамблевое и индивидуальное пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластическое интонирование, движение под музыку и др.) и работа учителя музыки, связанной с сочинением музыки учащимися, импровизацией и т.д. Сочетание волевого аспекта в работе учителя музыки с реализацией принципов музыкально-коммуникативной деятельности, особая роль увлеченности учителя, воспитания интереса у учащихся к процессу музыкально-творческой деятельности.

(Музыкально-исследовательская деятельность постигается позднее, в курсе «Методология музыкально-педагогического образования»).

Представление об индивидуальном стиле учителя музыки.Самобытный сплав личностных и деятельностных качеств, способностей, умений, предпочтений учителя музыки. «Образ» профессии. Учитель музыки – мастер: Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, М. Ф. Головина, Б. С. Рачина, Ю. Б. Алиев.

Тема 2.7. Внешкольные формы музыкального образования: сущность, многообразие, вариативность.Содержание и организация занятий в системе дополнительного музыкального образования. Формы внешкольных музыкальных занятий.

Тема 2.8. Виды музыкальной деятельности учащихся.Общая характеристика видов музыкальной деятельности. Собственно музыкальная деятельность. Слушание музыки. Общая характеристика исполнительской музыкальной деятельности. Вокально-хоровая деятельность. Инструментальная деятельность. Музыкально-теоретическая деятельность. Музыкально-историческая деятельность. Музыкально-ориентированная полихудожественная деятельность. Музыкально опосредованная деятельность.

Тема 2.9. Музыкальное восприятие.Основные свойства музыкального восприятия: эмоциональность, целостность, образность, осмысленность, ассоциативность, избирательность, вариативность – константность. Стадии музыкального восприятия.

Тема 2.10. Музыкальная импровизация на уроке музыки.Вокальная импровизация. Формы вокальной импровизации. Ритмическая импровизация. Гармоническая (хоровая) импровизация. Виды инструментальной импровизации. Сочинение музыки по предложенным моделям. Два типа композиционно-творческих заданий, предлагаемых учащимся. Развитие заданного педагогом тематизма, собственное сочинение и т.д. Пластическая импровизация.

Тема 2.11. Музыка в интегративном процессе комплексного взаимодействия искусств.Музыкально-просветительская деятельность – фундамент для реализации воспитательных и образовательных задач. Использование взаимодействия различных видов искусства как средства подготовки к музыкально-просветительской деятельности. Межпредметные связи. Вертикальный тематизм

Тема 2.12. Общие положения, принципы формирования учебного предмета «Музыка» для общеобразовательной школы. Концепция учебного предмета «Музыка» в образовательной области «Искусство». Программа по музыке для школ общеобразовательного типа: атрибутивные свойства. Представленность в учебном предмете народной, классической, духовной и современной музыки во всем разнообразии жанров, стилей, форм. Особое место музыкальных знаний в процессе занятий искусством. Жанрово-стилевой подход к изучению музыки, осуществляемый на интонационной основе.

Тема 2.13. Музыкально-педагогическая модель выпускника школы общеобразовательного типа.Личность ребенка как эпицентр музыкально-образовательной системы. Качества личности учащихся, имеющие приоритетные значение в процессе музыкального образования. Ориентация учителя музыки на возрастные особенности учащихся.

Тема 2.14. Современные музыкально-образовательные технологии. Технология проблемно-диалогического урока. Проектная деятельность. Интерактивные формы работы на уроке. Информационные технологии. Компьютер в музыкальном образовании. Интернет технологии. Здоровьезберегающие технологии.

Тема 2.15. Этнокультурная толерантность в пространстве музыкального и музыкально-педагогического образования.Сущность и структура этнокультурной толерантности. Формирование этнокультурной толерантности школьников в процессе художественно-коммуникативной деятельности на уроках музыки. Создание художественно-творческой атмосферы на уроках музыки как необходимое педагогическое условие формирования этнокультурной толерантности школьников средствами музыкального искусства.

Тема 2.16. Диалог в профессиональной деятельности учителя музыки.Диалог как музыкально-педагогическая категория. Диалог как основа взаимодействия субъектов музыкальной коммуникации. Диалог в сознании музыканта. Сущность, структура, функции музыкально-педагогического диалога. Структурные компоненты диалога в профессиональной деятельности учителя музыки.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты