ВИКТОР ПЕЛЕВИН. монастыре. По преданию, книгу написал сам Аполлоний Тианский.
монастыре. По преданию, книгу написал сам Аполлоний Тианский.
— И что там было сказано?
— Во-первых, там опровергалась доктрина сотво рения мира.
— Каким образом?
— Дело в том, что эта причудливая теория, зара зившая западный ум множеством диких представле ний, основана исключительно на аналогиях с жизнью крупного рогатого скота, за которым тысячелетиями наблюдали наши предки. Неудивительно, что у них возникла идея о сотворении. Удивительно другое — эти представления до сих пор лежат в фундаменте все го здания современной духовности...
— Простите, — сказал Т., - - но я не могу взять в толк, при чем здесь крупный рогатый скот.
— Скоты оплодотворяют друг друга, а затем рожда ется новое животное, для существования которого уже не требуется, чтобы его, так сказать, зачинали секунда за секундой. Перенеся это наблюдение на высшие сферы, люди древности решили, что и там действует тот же принцип. Есть подобный зачатию момент тво рения, в котором участвует божество-гермафродит, оплодотворяющее само себя. Они назвали это «сотво рением мира». А дальше, после ролов, мир существует по инерции — поскольку' он уже зачат и порожден.
— Никогда не думал, что подобное воззрение свя зано со скотоводством.
— Видите, — сказала княгиня, — концы упрятаны так глубоко, что никому и в голову не приходит эта простейшая мысль.
— А как видели сотворение мира последователи многобожия?
— Они считали, что творение происходит до сих пор — непрерывно, миг за мигом. В разное время нас создают разные божества — или, выражаясь менее торжественно, разные сущности. Если сформулиро вать доктрину многобожия совсем коротко, боги по-
стоянно заняты созданием мира и не отдыхают ни минуты. Ева ежесекундно возникает из ребра Адама, а живут они в Вавилонской башне, которую непрерывно перестраивают божественные руки. Древние пантеоны богов - просто яркая, но недоступная профану метафора, в которой запечатлено это откровение...
— Мне трудно поверить, — сказал Т., — что элли ны строили такие причудливые мистические теории. Насколько я представляю, они были простыми и сол нечными людьми. А во всем этом чудится нечто мате матическое, немецкое. Или даже иудейское.
Княгиня улыбнулась.
— В духовных вопросах, граф, «несть ни иудея, ни эллина». Как это говорил один веселый иудей в те вре мена, когда эллины еще были... Отчего вы не едите щуку?
— Я стараюсь придерживаться вегетарианской ди еты.
— Если вы не будете кушать, — сказала княгиня Тараканова игриво, — я замолчу.
Т. улыбнулся и взял рыбный нож.
— Продолжайте, прошу вас, — сказал он, придви гая к себе тарелку. — Вы не сказали, как именно боги создают нас. Они трудятся над нами все вместе? Или по очереди?
— Имеет место и то, и другое.
— Не могли бы вы пояснить на примере?
— Попробую. Вот представьте себе — некий че ловек зашел в церковь, отстоял службу и испытал религиозное умиление. Дал себе слово всегда быть кротким и прощать обидчиков... А потом отправился гулять по бульвару и наткнулся на компанию бездель ников. И один из этих бездельников позволил себе не лестно выразиться о фасоне панталон нашего героя. Пощечина, дуэль, смерть противника, каторжные ра боты. Неужели вы полагаете, что у всех этих действий один и тот же автор? Вот так разные сущности создают нас, действуя поочередно. А если вы представите себе.
|