КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВИКТОР ПЕЛЕВИН. что и в церкви, и во время прогулки по бульвару, и особенно в каторжном заточении наш герой то и дело думал о плотской любви в ее самых грубых и вульгарных
что и в церкви, и во время прогулки по бульвару, и особенно в каторжном заточении наш герой то и дело думал о плотской любви в ее самых грубых и вульгарных формах, мы получим пример того, как разные сущности создают нас, действуя одновременно. Т. кивнул.
— Я думал о чем-то подобном применительно к смертной казни, — сказал он. — Она лишена смысла именно потому, что несчастный, на которого обруши вается кара, уже совсем не тот человек, что совершил преступление. Он успевает десять раз раскаяться в со деянном. Но его вешают все равно...
Вот именно, — сказала княгиня Тараканова. -Неужели тот, кто убивает, и тот, кто потом кается — это одно и то же существо? Т. пожал плечами.
— Принято говорить, что человек переменчив.
— Покойный князь хохотал, когда слышал эти сло ва. Человек переменчив... Сам по себе человек не бо лее переменчив, чем пустой гостиничный номер. Про сто в разное время его населяют разные постояльцы.
— Но это все равно один и тот же человек. Просто в ином состоянии ума.
— Можно сказать и так, — ответила княгиня. — Только какой смысл в этих словах? Все равно что гля деть на сцену, где по очереди выступают фокусник, шут и трагик, и говорить — ах, но это все равно один и тот же концерт! Да, есть вещи, которые не меняются — зал, занавес, сцена. Кроме того, все номера можно увидеть, купив один входной билет. Это позволяет найти в происходящем непрерывность и общность. Но участники действия, из-за которых оно обретает смысл и становится зрелищем, все время разные.
— Хорошо, — сказал Т., — а боги занимаются только представителями благородных сословий? Или простым людом тоже?
— Вам угодно шутить, — усмехнулась княгиня.
- Нет, я вполне серьезен. Как, например, боги создают своим совокупным усилием какого-нибудь пьяного приказчика из лавки?
Княгиня немного подумала и сказала:
— Если, например, приказчик из лавки поиграл на балалайке, затем набил морду приятелю, потом продал балалайку старому еврею, сходил в публичный дом и пропил оставшиеся деньги в кабаке, это значит, что приказчика по очереди создавали Аполлон, Марс, Иегова, Венера и Вакх.
Т. посмотрел в окно, за которым висели невозможно далекие, словно высеченные из мрамора облака.
— Вы говорите интересные вещи, — сказал он. — Но что же в таком случае мы называем человеком?
— Это brochet tarakanofF, — ответила княгиня. — Щука по-таракаповски. Именно мистерию человека и символизирует наше фамильное блюдо.
Т. перевел взгляд на рыбного дракона. Прислуживающие за столом лакеи в туниках с серебряным шитьем уже почти полностью разделили его на элементы.
— Посмотрите, — продолжала княгиня. — С пер вого взгляда кажется, что перед нами настоящий дра кон — так уверяют чувства. Но на самом деле это не сколько разных рыб, которые при жизни даже не были знакомы, а теперь просто пришиты друг к другу. Куда ни ткни дракона, всюду будет щука. Но все время раз ная. Первая, так сказать, плакала в церкви, вторая стрелялась на дуэли из-за панталон. А когда невиди мые повара сшили их вместе, получилось создание, которое существует только в обманутом воображе нии — хотя воображение и видит этого дракона вполне ясно...
— Я понял вашу мысль, — сказал Т. — Но вот во прос. Кто создаст богов, создающих нас? Другими сло вами, есть ли над ними высший бог, чьей воле они подвластны?
|