КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свобода от дорисовок и вытеснений.Желание дорисовок и вытеснений («ЖДВ») всегда является механическим, так как радостные желания всегда резонируют с рассудочной ясностью. Легко проверить, что ЖДВ удовлетворяет признакам механических желаний. Невозможно культивировать искренность в чем-то одном, и неискренность в другом.Нежелание различать и исследовать проявления других людей, сопровождаемое желанием поддерживать тем не менее желаемый их образ, неизбежно и резко ослабляет способность различать восприятия в самом себе, что ведет к тупости, НЭ и прочим омрачениям. Работа с дорисовками – камень преткновения для огромного числа практикующих, поэтому я хочу составить сборник примеров разборов дорисовок по типу сборника «вопросы и ответы»: пары «кусок из отчета» - «комментарий». Наиболее воинствующие дорисовки проявляются в отношении людей, которых ты считаешь «близкими» и «хорошо знакомыми». С этим связано то, что самое ближайшее окружение практикующего зачастую крайне агрессивно относится к его занятиям практикой, ведь если он стремится различать восприятия, развивать ясное мышление, устранять концептуальность, то прекратит принимать на веру те образы, которые люди создают и поддерживают – он захочет искренне разобраться в восприятиях окружающих его людей и составить к ним свое отношение.
Очень распространена ложная опора на дорисовки в порождении ОзВ. Если ты представишь, что девочка, которую ты ласкаешь, испытывает нежность, то нежность усилится. Если представишь, что она испытывает злорадство (от того, например, что отбила тебя у реальных или воображаемых конкуренток), нежность исчезает. Отсюда мысль: «я хочу испытывать нежность. Я дорисовываю в ней нежность и сама ее испытываю. Нежность для меня привлекательное восприятие, зачем от нее отказываться?». Т.е. дорисовка принимается за способ испытывать ОзВ. Тем не менее, несмотря на кажущуюся очевидность такого хода мысли, он ложный, и дорисовка является омрачением, т.е. не только не способствует проявлению ОзВ, но наоборот – препятствует. И если ты хочешь испытывать ОзВ сильнее, разнообразнее и чаще, необходимо разобраться в этом вопросе. Чтобы добиться ясности, необходимо обратить внимание на следующее: а) дорисовка – это культивирование неискренности, подавление искренности. Искренность всегда резонирует с ОзВ, с ясностью – независимо от того, что именно ты обнаружила в результате проявления искренности. Неискренность всегда ведет к общей тупости, усилению НЭ, неспособности различать восприятия и – следовательно - выбирать желаемые, а значит к неспособности испытывать радостные желания, культивировать ОзВ. Мало того, искренность – сама по себе исключительно привлекательное ОзВ. б) дорисовки часто сопровождаются тревожностью их (само)разоблачения, НО к тому, что может ускорить разоблачение или усилить контраст между «колючками» и дорисовками, прочими НЭ. Чем дальше дорисованный образ от «колючек», тем сильнее в тебе фоновая тревожность. Из этого наблюдения можно вывести предположение, что среди прочих восприятий в человеке часто есть следы рассудочной ясности в том, что она неискренна и дорисовывает других – например в виде части слепого внутреннего диалога, которая активно подавляется. Это означает, что любой человек может выявить и устранить дорисовки, если у нее возникнет такое желание, и продолжение дорисовывания означает лишь отсутствие желания быть искренним. в) дорисовки – препятствие для нежности, симпатии и прочих ОзВ, ведь чтобы дорисовка не разрушилась, необходимо прекратить воспринимать проявления человека, постоянно подавлять ясность в его проявлениях, в итоге вместо живого человека ты держишь перед тобой лишь гипсовый слепок, к которому невозможно испытать нежность и симпатию. Избирательная же неискренность, на которую уповают те, кто хочет с помощью дорисовок испытывать ОзВ, невозможна. г) попытка «ничего не представлять» ведет к сложной форме самообмана, когда ты только думаешь, что ничего не представляешь, но ведешь себя так, как ведут себя люди, которые дорисовывают. Со стороны это очень хорошо видно, и легко выявить искренним исследованием самого себя. д) когда всячески культивируемая дорисовка все-таки разрушается (а это всегда рано или поздно происходит), количество и интенсивность НЭ усиливается до катастрофически высокого уровня, и может даже появиться желание никогда не испытывать нежность и симпатию. В результате тупости ты не способна разобраться в том, что причина этих НЭ не в ОзВ, а в том, что ты культивировала тупость. Когда дорисовка разрушается в результате желания добиться ясности и искренности, ты всегда испытываешь очень яркие приливы ОзВ и радостных желаний. е) желание дорисовывать - всегда механическое. Представь, что ты потеряла возможность общаться со своей девушкой/парнем – сразу возникают сильнейшие НЭ: чувство потери, ЖКС и др. Это, в отличие от общепринятого мнения, не признак «любви», а наоборот – вернейший признак механического желания, т.е. желания, мотивированного омрачениями, а не ОзВ (например ЖКС, ЧСВ, жаждой обладания, ревностью, страхами одиночества, скуки или серости и др.). «Любовь», понимаемая как совокупность ОзВ, таких как нежность, симпатия, преданность и др., никогда не сопровождается НЭ при мыслях о расставании, невозможности общения. Если НЭ возникают, значит к твоей симпатии примешана изрядная доля механических желаний, УБИВАЮЩИХ нежность и симпатию. Привязанность, понимаемая как совокупность механических желаний и НЭ, всегда возникает в той степени, в которой ты дорисовываешь человека. Привязанность возникает только к дорисовкам. Если ты начинаешь исследовать человека и прекращать дорисовки, то независимо от результатов этого исследования – обнаружишь ли ты в нем бесчувственном бревно или яркую стремящуюся личность – в любом случае твоя привязанность исчезнет, а ОзВ усилятся. Желание дорисовывать усиливается после оргазма, залипания в серости, скуке, ЖКС и прочих НЭ. Когда есть ОзВ, есть и стремление к искренности любой ценой. Когда есть НФ, возникает болезненная привязанность к «цене», т.е. нежелание расстаться с дорисовкой, как средством достижения довольства, бегства от серости. ж) чем сильнее дорисовки, тем больше НЭ возникает в тебе в ответ на предложение исследовать того человека, а особенно, если кто-то пробует исследовать его сам, да и тебя заодно. Когда ты искренна, подобные предложения и инициативы вызывают лишь всплеск симпатии, преданности, предвкушения поиска омрачений и освобождения от них. з) поскольку дорисовки проявляются сильнее всего с самыми «близкими» людьми, с которыми ты общаешься чаще всего, то даже если ты в другое время добиваешься искренности, устраняешь НЭ и порождаешь ОзВ, эффективность усилий стремится к нулю, поскольку львиную долю времени ты культивируешь тупость и привязанность (т.е. НЭ и страх НЭ). Невозможно не заметить, что устранение дорисовок резко увеличивает эффективность практики во всем остальном, а возникновение новой волны дорисовок резко снижает ее. и) как же быть с главным аргументом - что дорисовки «помогают» испытывать ОзВ? Если, дорисовывая человека, ты испытываешь к нему нежность, это означает лишь то, что нежность проявляется ВОПРЕКИ, а не благодаря дорисовкам, и что ты могла бы испытывать и нежность и другие ОзВ прямо сейчас гораздо сильнее и продолжительнее, если бы приступила к устранению дорисовок. К этому человеку или другому или в безобъектной форме. к) усиливая привязанность к гипсовому слепку, ты лишаешь себя ясного различения, и в итоге исключительно интересный для тебя человек может пройти прямо у тебя под носом, и ты, переполненная тупостью и НЭ, не увидишь его, потеряв тем самым возможность двигаться к ОзВ семимильными шагами, так как ничто так не ускоряет проявление ОзВ, как их резонанс с теми проявлениями в других людях, которые дают основания предположить, что они испытывают ОзВ – я уж не говорю о потере редкой возможности обмена опытом в практике достижения ОзВ. л) дорисовка человека несовместима с симпатией к нему! Это может показаться абсурдным, но тем не менее это очевидно. Когда я дорисовываю, то создаю фиксированный лживый образ и испытываю от этого довольство. А ведь за стеклом этого образа остается существо, которое испытывает омрачения, и возможно стремится к свободе от них. И я мог бы способствовать тому, чтобы это существо перестало испытывать омрачения, содействовать его усилиям по достижению ясности и ОзВ (если эти усилия есть, а не дорисовываются), но я выбираю не видеть его омрачений, а наоборот – мотивирую его к поддержанию самообмана. Дорисовывать человека – значит забивать гвозди в крышку его гроба. Это значит культивировать довольство и полное безразличие к нему. Это категорически несовместно с радостным желанием, чтобы он освободился от омрачений и испытывал ОзВ, с позицией бодхисаттвы.
Исследование восприятий других людей включает в себя: 1) создание списка вопросов, которые ты задал бы сам себе, если бы решил добиться искренности, разобраться в себе самом 2) получение ответов на эти вопросы от исследуемого человека 3) в случае общих, неясных ответов – задание дополнительных, уточняющих вопросов 4) сопоставление поведения человека с его ответами, выявление противоречий, неясностей, новые задавания вопросов 5) создание ситуаций, в которых исследуемый человек так себя поведет, что возможно появятся основания для предположения о составе его восприятий 6) если человек говорит, что «хочет что-то», то узнать (и наблюдать) – что он сделал для реализации желания, каковы результаты 7) если человек говорит, что «понял что-то», то уточнить – что именно он понял, и наблюдать – изменилось ли его поведение в соответствии с его предполагаемым пониманием, узнать – что он сделал, чтобы изменить поведение в соответствии с предполагаемым пониманием, каковы результаты его действий 8) при интерпретациях ответов или поступков человека не ограничиваться одной интерпретацией – всякий раз находить 2-3 или больше, после чего исследовать их обоснованность, непротиворечивость остальным поступкам и словам человека.
Типичные ошибки при исследованиях: 1) Вопросы задаются беззубые, заранее адаптированные к данному человеку, чтобы не вызвать его НО, чтобы не создать ему трудностей в ответах *) решение: включить в свой список вопросы из списков, составленных «мордами» (см. в сборнике статей), предложить «морде» внести тот или иной вопрос в твой список. 2) Ответы принимаются на веру, а не как материал для последующего анализа – не ищутся противоречия, не создаются ситуации, в которых исследуемый человек повел бы себя так, чтобы появились основания подтвердить или опровергнуть или уточнить его ответы. 3) Исследующий неискренен, и хочет лишь обмануть сам себя, получив любой ценой подтверждение своим представлениям. Это сложная ситуация, поскольку если уж человек решил себя обмануть, никто ему не в силах помешать. *) решение 1: попросить «морду» прочесть записи о твоем исследовании *) решение 2: прочесть свое исследование так, словно ты читаешь записи другого, незнакомого тебе человека 4) Безосновательно предполагается, что исследуемый человек знает – какие именно восприятия он обозначает тем или иным словом, и что его обозначения тождественны твоим. На самом деле люди почти никогда не думают о таких вещах, бездумно повторяя то, что принято говорить в определенных ситуациях. Поэтому если человек говорит, например, что «испытывает нежность», то на самом деле он может испытывать не то, что ты называешь нежностью, а жалость, заботливость, дружественность, желание вытеснить скуку и серость, и даже страх НО, чувство долга, чувство вины, и даже мстительность и злорадство! (Например, если девочка ласкает мальчика, думая при этом, что отбивает его у конкурентки). *) решение: принимать сообщения о восприятиях человека лишь как предмет для анализа, сопоставлять их с другими словами и проявлениями, делать выводы, опираясь на здравый смысл и твой опыт наблюдения за собой и другими людьми. 5) Ошибочно полагать, что невозможно разобраться в восприятиях другого человека. Первые опыты достижения ясности будут даваться с трудом, причем основная сложность заключается не в том, что ясность неуловима, проявления запутаны и т.д., а в том, чтобы преодолеть инерцию тупости, механических ЖДВ, страх достижения ясности. А саму ясность получить как правило очень и очень просто. *) решение 1: устраняй страх ясности и прочие НЭ *) решение 2: тренируйся *) решение 3: если нет ясности, так и веди себя так, словно ее нет. Один из видов самообмана состоит в том, что ты думаешь «ну не знаю я, что он испытывает», но при этом ведешь себя с ним так, как будто в точности знаешь – что он испытывает, т.е. культивируешь дорисовку. 6) Дорисовывается некое «я» помимо тех восприятий, которые есть в том месте. Например: «да, сейчас он ведет себя как скотина, но все же он хороший человек – ну где-то там, в глубине души, вообще, в целом, так что все же я люблю его». Таким образом ты создаешь дорисовку, и накладываешь ее поверх своих восприятий, стараясь сосредоточиться не на имеющихся восприятиях, а на своей дорисовке. *) решение: отдавай себе отчет в том, что у тебя даже восприятия «я» нет, не говоря уж о восприятии «он» - есть восприятия, есть различия в этих восприятиях, есть отношение к различным восприятиям, так что в каждый момент времени отдавай себе отчет в его проявлениях, в интерпретациях этих проявлений и в своем отношении к этому, в своих радостных желаниях. 7) Дорисовка человека происходит «издалека», не входя с ним в близкий контакт. Например, очень часто дорисовывают артистов, писателей, политиков, проповедников и прочих людей, которых видишь лишь в очень редкие моменты в очень специфичных условиях, когда тот человек знает, что является объектом внимания, и прилагает усилия, чтобы поддерживать желаемый им образ. Типичный пример – ошибочное предположение о том, что если картина или песня и т.п. является для тебя озаренным фактором, то это означает, что человек, создававший ее, испытывал (как минимум в тот момент) ОзВ. Напоминаю, что озаренным фактором может стать даже окурок в унитазе. Данная дорисовка любопытна тем, что желание поддерживать ее очень устойчиво несмотря на то, что минимальное исследование выявляет множество «колючек». *) решение: входи с людьми как можно в более близкий контакт, исследуй их, если хочешь составить представление об их восприятиях. Никогда не знаешь заранее – какая деталь в их поведении может мгновенно обрушить все многоэтажное здание дорисовок. 8) «Притворное прекращение дорисовок». Ты думаешь: «наверное, все же он совсем даже не умный и не чувственный человек», и прекращаешь с ним общаться, думая, что дорисовка устранена. На самом деле это не так, просто одну концепцию «он умный и чувственный» ты заменила на другую, скорее всего будучи мотивирована НЭ. Парадоксально, но в таком случае ты можешь только в мыслях считать его тупым и бесчувственным, но продолжать вести себя так, словно он мудрый и чувственный, в том числе испытывать жалость потери общения с ним, скуку по нему и т.д. *) решение: исследуй человека, а не устраивай чехарду негативных и позитивных дорисовок 9) Форма самообмана – начать «исследовать» человека так, чтобы он заведомо испытал к тебе НО и прекратил общение – сейчас или даже насовсем, после чего ты думаешь: «я пробовала его исследовать, но не получилось – он отказался, обиделся и ушел». При этом, конечно, ты продолжаешь поддерживать нетронутыми свои дорисовки. 10) Дорисовка за выдавливанием внешних атрибутов соответствующих восприятий. Например, жизнь людей настолько безрадостна, что они очень хотят хотя бы ПЭ, идут в кино, устраивают «праздник», но в итоге зачастую с досадой обнаруживают, что ПЭ или никак не возникают, или быстро прекращаются, сменяясь все той же скукой и НЭ. Тогда в отчаянии они выдавливают внешние атрибуты ПЭ – начинают громко кричать, смеяться, «веселиться», и окружающие люди безо всякого анализа дорисовывают за этим выдавливанием то, что человек в самом деле испытывает ПЭ. За нахмуренным лбом дорисовывают творческую задумчивость, за улыбкой – симпатию и безмятежность и так далее. *) решение: то же, что в пункте 7) 11) Ошибка «ну не может же человек так врать!». Может. Независимо ни от чего – социального положения, профессии, отношения к тебе и т.д., человек способен на чудовищное вранье, которое он может поддерживать, развивать в течение сколь угодно длительного периода времени. Зачастую люди сами начинают верить в свое вранье. *) решение 1: слушай рассказы о себе тех людей, которых ты наблюдал на протяжении длительного времени, исследовал, и сопоставляй со своими воспоминаниями. Например, родители могут тебе сказать, что «никогда не устанавливали контроль над твоими мыслями, не заставляли думать так же, как и они». Сопоставь это со своими воспоминаниями. Прямо сейчас выскажи мысль, идущую вразрез с их концепциями и посмотри на их реакцию. *) решение 2: исследуй свою собственную лживость, неискренность, проявляемую в настоящее время, в прошлом. *) решение 3: читай отчеты других практикующих об исследовании себя, других людей. *) решение 4: твердо придерживайся позиции, согласно которой для того, чтобы вынести то или иное суждение, необходимы основания, и «честное лицо» говорящего таким основанием не является. *) решение 5: детально и письменно фиксируй результаты своих исследований, препятствуй механизмам их вытеснения. 12) Когда человек запутался в противоречиях, неспособен дальше поддерживать вранье или защищать концепцию, если претендует хоть на минимальный здравый смысл, то иногда он признает свою ложь или ложность концепции или наличие у себя НЭ и т.д.. Ошибочно принимать это за наступление ясности – это может быть лишь способом вернуть твою дружественность, ПО, сменить тему и забыть обо всем, после чего, разумеется, вести себя по-старому. *) решение: если человек добился ясности, за этим следует определенное поведение – проверь, есть ли оно: а) прилагает усилия для смены своего поведения в соответствии с ясностью, может детально рассказать об этих усилиях – что делал, что получилось, что не получилось, какие были открытия, наблюдения, вопросы и т.д. Нет деталей - значит не было усилий, не было желания закрепить ясности, значит – не было ясности, а был тактический ход. б) вносит коррективы в другие свои представления, противоречащие этой ясности. в) не испытывает раздражения, когда ты снова поднимаешь эту тему. г) сам инициирует разговоры на эту тему, чтобы укрепить ясность, и так далее. 13) Иногда согласие – лишь тактический ход, используемый, чтобы показать широту своих взглядов, снять высокий накал противостояния, сменить роль учителя, которая не сработала, на роль друга в надежде, что хоть это сработает для успешного давления на тебя. *) решение: то же, что в п.12.
Некоторые типичные реакции людей и наиболее частые объяснения им: 1) «Не знаю, не думал об этом» - чаще всего означает «не хочу думать об этом» или «имею мнение, которое хочу от тебя скрыть». Проверка: предложи подумать об этом, посмотри на реакцию. 2) На вопрос «как ты относишься к такому-то поведению таких-то людей» следует ответ «каждый имеет право на свой образ жизни…», «нормально отношусь», «никак не отношусь», «я принимаю людей такими, какие они есть» - чаще всего означает «ненавижу их», «уничтожил бы». Проверка: скажи, что ты сама или близкий ему человек так себя ведет, посмотри на реакцию. 3) «в словах все не выразить», «чувства нельзя разложить по полочкам», «можно просто все воспринимать как есть», «можно просто быть в гармонии с миром», «если вот так все разбирать, теряется целостность» =>> «не хочу отдавать себе отчет в своих восприятиях», «хочу испытывать НЭ, тупость», «надоел ты мне со своими вопросами, мне это неинтересно».
Исследование самого себя, усилия по различению [своих] восприятий существенно облегчают выявление дорисовок, дают основания для обоснованных предположений.
Процесс создания дорисовок, опыт их разоблачения, тренировку в формировании обоснованных предположений, пробуждение озаренного различающего сознания и многое другое очень эффективно осуществлять в процессе знакомства и сближения с новым человеком. Для многократного закрепления навыков и предотвращения скатывания в механическое желание «дорисовать и забыться» необходимо создать несколько типовых цепочек последовательного сближения. Желательно содействие другого практикующего, который будет наблюдать за твоим поведением, анализировать твою переписку, отчеты, выводы – при взгляде со стороны дорисовки и вытеснения видны в 10 раз отчетливее, чем тебе самой, вовлеченной в процесс. Приведу один вариант такой цепочки: знакомство девушки по интернету. По мере создания каждого нового «портрета» собеседника сравнивай его с предыдущими. В процессе создания портрета по возможности обосновывай каждое свое предположение о нем. Заранее составь список параметров и проявлений, по которому ты будешь оценивать (по шкале от 1 до 10) каждого человека. *) Дай объявление на сайте знакомств. Максимум откликов от мальчиков ты получишь, если напишешь, что ищешь партнера для секса. Укажи, что письма без фотографий рассматривать не будешь. Получив кучу писем, выбери те, с которыми будешь работать дальше – предпочтительно те, которые тебя больше всего заинтересовали. Напиши им что-нибудь ободряющее в ответ, чтобы получить еще письма. Попроси выслать фотки, на которых отчетливо видно тело, и такие, на которых отчетливо видно лицо. *) Внимательно прочти первые две-три строчки письма. Детально опиши портрет его автора, каким он предстал в твоем воображении. *) Прочти все его письма до конца. Составь новый портрет. *) Выбери наиболее мелкую и расплывчатую фотографию, составь новый портрет. Потом то же – по фотке с телом, по фотке с лицом крупным планом. *) Напиши письмо с сексуальным текстом и получи на него ответ, прочти его и составь новый портрет. Напиши письмо, состоящее из пустопорожних интеллектуальных образований. Прочти ответ и составь новый портрет. Напиши письмо, которое будет им интерпретировано как выражение сильных НЭ. Прочти ответ и составь новый портрет. И так далее. По желанию и возможности продолжай переписку, каждый раз предлагая затравку иного плана. Чтобы собеседник не потерял интерес, подогревай его полуэротическими фотками (своими или не своими, согласно желаниям), заверяй, что хочешь поскорее встретиться, вот только выберешь время. *) Созвонись с ним и проводи обстоятельные разговоры, касаясь разных, в том числе острых тем: сексуальные фантазии, опыт, гомосексуализм, насилие, родственники, ревность и измена, работа, цели и интересы. Составляй после каждого разговора новый портрет. *) Встреться на нейтральной территории, поговори, погуляй, посмотри на него вживую. *) Займись сексом. *) Сообщи, что у тебя теперь новый мальчик (муж, дети, работа, родители запрещают и т.д.), и с ним встречаться не будешь – посмотри на его поведение при прекращении отношений. *) Сопоставь все портреты. Проанализируй, сделай выводы, выпиши открытия. Эта схема ориентировочная, и в реальной ситуации ты сама расставишь акценты, расширишь или прервешь процесс в любом месте. Обычный человек проживает лишь несколько таких историй в течение всей жизни, и конечно же ничего не исследует, не анализирует, не делает выводов, т.е. не получает опыта. Ты же можешь в течение одного месяца получить намного больший опыт в достижении ясности в отношении людей, чем остальные люди получают за всю свою жизнь.
|