Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Бодхи: «Уточнение значения слов на примере слова «хочу»».




 

Возьмем слова «хочу», «могу», «согласен», «должен», «буду», «решил», «собираюсь» и тому подобные, расплывчато обозначающие то, что некто собирается что-то делать. Когда кто-то говорит «я хочу это сделать» или «я согласен это сделать», то мотивация остается непонятной. В русском языке нет слов или специальных частиц, которые точно указывали бы на мотивацию, а между тем мотивация имеет первостепенное значение в разговорах людей, которые хотят исследовать себя и друг друга. Если я хочу любой ценой построить завод к концу пятилетки, то мне все равно – почему люди делают свою работу, главное - сдать завод в срок, получить премию и уйти на повышение. Это характерно для тупого, авторитарного управления и подчинения по типу «а дальше хоть трава не расти», которое было повсеместно распространено в Советском Союзе на протяжении почти столетия. Самое ближайшее будущее показывает крайнюю неэффективность такого управления – завод получается с кучей недоделок, ломается и встает, а недовольные таким обращением люди разбегаются по сторонам или умирают или теряют напрочь мотивацию, превращаясь в серую тягловую скотину без признаков творчества и энтузиазма, все валится у них из рук, и в довершение всего отходы из недостроенного очистительного сооружения отравляют воздух, которым мы дышим – все валится в тартарары, куда все и свалилось успешно к концу 80-х годов 20-го века.

Если же я частный предприниматель, сменивший безголовых коммунистов, то мне не безразлична мотивация людей, я заинтересован в том, чтобы узнать – почему тот-то будет делать то-то, и что он при этом испытывает – довольство или недовольство, энтузиазм или тошноту. Наиболее толковый менеджер еще захочет выяснить – насколько сильно работник доволен своей зарплатой и условиями труда, как у него дела в семье и так далее, поскольку эта информация позволит еще более точно настроить кадровый инструмент для достижения целей. Но это уже почти предел, и лишь в редких случаях возникает необходимость в еще более подробной детализации – например на приеме у психолога или в работе с детьми или в сфере безопасности и т.п., но это редкие варианты, которые не настолько распространены, чтобы на их базе были созданы и вошли в обиход новые слова – более удобным оказывается в каждом конкретном случае провести детализацию с помощью дополнительных комментариев к используемым словам с расплывчатым значением.

Таким образом тот, кому требуется более широкий набор слов, вынужден изобрести их сам. Тому, кто занимается ППП и хочет тщательно исследовать свои восприятия, часто общается на эти темы с другими практикующими, нецелесообразно пользоваться словами со столь расплывчатыми значениями, постоянно навешивая на них неподъемный груз комментирующих дополнений: «я хочу сделать это, но не потому, что ты меня заставляешь, и не потому, что я следую концепции, и не потому, что мне просто нечего делать, а потому, что при мысли об этом действии у меня возникает предвкушение…» - пока все это произнесешь, забудешь с чего начинал и чем хотел закончить. Мне нравится, когда речь максимально быстро поспевает за мышлением. Кроме того, использование слов с расплывчатым значением неизбежно приводит к тупости, к неспособности различать восприятия. Общаться на «птичьем» языке мне не нравится, я не хочу «думать» не только словами-паразитами типа «круто», «офигенно», «ну», «то есть», но и словами с расплывчатым значением типа «общаться», «помогать», «хорошо», «плохо», поскольку когда я использую эти слова, я не могу прийти к ясности, а мне, во-первых, нравится восприятие рассудочной ясности, а во-вторых ясное разделение восприятий приводит к более четкому и определенному проявлению радостных желаний (наиболее сильные и радостные желания возникают к чему-то конкретному, а не к расплывчатому), и мне нравится, когда радостные желания проявляются мощно, поэтому я хочу развивать язык, а) дополняя его терминами, позволяющими сделать речь и мысль более быстрой и точной, заменяя ими слова с расплывчатым значением, б) устраняя из него слова-паразиты.

Приведу пример разбора слова «хочу». Исходная фраза – «Я хочу сделать это». Ниже я перечислю варианты значений, вкладываемых в слово «хочу». Это можно сделать и простым перечислением вариантов, но в таком случае есть вероятность, что возникнут пересечения значений, что опять приведет к неясности, поэтому мне нравится не просто перечислять, а осуществлять дихотомию, то есть разбиение на непересекающиеся классы, без чего вообще невозможно точное, результативное, радостное мышление («радостное» мышление – такое, которое сопровождается другими ОзВ).

«Я хочу», это может означать:

1) есть радостное желание сделать это, и при мысли о том, что я буду это делать, при мысли о самом процессе деятельности возникает радость, предвкушение, предвосхищение, энтузиазм и пр.

(Дихотомическая часть: радостно само действие независимо от того, что будет дальше)

2) я согласен следовать правилу, которому выбрал следовать потому, что считаю, что в результате получу более желаемые мною результаты, чем если не буду следовать, то есть предполагаю, что смогу реализовать больше радостных желаний и в большем объеме.

(Дихотомическая часть: само действие было бы выполнять не радостно, если бы оно не давало мне возможность реализовывать другие – радостные действия)

3) у меня есть другое желание - радостное, но я его не реализую, так как следую этому желанию, обусловленному омрачениями (НЭ, концепциями).

(Дихотомическая часть: механическое желание, препятствующее реализации радостного)

4) я делаю это, потому что радостных желаний нет, и я следую механическому желанию. В этой ситуации обычно люди испытывают серость, «ничего-не-происходит», скуку, и говорят так: «ну мне не сложно это сделать, ладно, сделаю». Обычно это происходит, когда люди выполняют чьи-то требования, просьбы, или следуют концепциям.

(Дихотомическая часть: механическое желание в отсутствии радостных желаний).

5) я делаю это, так как рассчитываю устранить этим действием неприятные физические ощущения независимо от того – насколько мне приятно или неприятно само действие.

6) я делаю это, так как рассчитываю с помощью этого действия уйти от НЭ (поиск БКК) независимо от того – насколько мне приятно или неприятно само действие.

 

Можно остановиться и на этом, но я предпочитаю расширить разбиение, поскольку в реальной жизни часто встречаются желания, попадающие в третий и четвертый классы, и именно с этими желаниями чаще всего проводится работа по исследованию, поэтому я проведу дополнительное разбиение этих двух классов на подклассы:

а) я действую из страха делать не как все, страха выйти из колеи (характерные мысли при этом – «как бы чего не вышло») при том, что это не имеет моральной окраски. Например я могу идти по левой тропинке лишь потому, что все там идут несмотря на то, что мне хочется пройти по правой, чтобы полюбоваться видами моря. Я не думаю при этом, что «нехорошо» или «неприлично» идти по правой тропе – я просто боюсь поступить не как все.

(Дихотомическая часть: безрадостное желание, препятствующее реализации радостного, причем безрадостное желание обусловлено в первую очередь не концепциями о том, что «плохо» и «хорошо», т.е. не моральными категориями, а механическому страху выйти из колеи)

б) я действую так, потому что считаю это «должным» (то есть возникают мысли со словами «надо», «должен», «нехорошо» и т.д.), т.е. потому что сам разделяю, поддерживаю эту концепцию. Типичные примеры – концепция о «справедливости», «хорошести», в которые сам же человек и верит.

(Дихотомическая часть: безрадостное желание, препятствующее реализации радостного, причем безрадостное желание обусловлено в первую очередь концепциями о том, что «плохо» и «хорошо», т.е. моральными категориями).

в) я действую из страха НО со стороны других людей

(Дихотомическая часть: безрадостное желание, препятствующее реализации радостного, причем безрадостное желание обусловлено в первую очередь страхом НО со стороны других людей).

г) я действую из НЭ, в том числе из НО к людям (типичный пример – разные формы мести)

(Дихотомическая часть: безрадостное желание, препятствующее реализации радостного, причем безрадостное желание обусловлено в первую очередь своими НЭ).

 

Чтобы исключить неясность в использовании слова «дихотомия», уточню этот момент. Я всегда могу провести любое разграничение, разбиение на непересекающиеся классы, и в зависимости от того – насколько удачно я это сделаю, я смогу более или менее легко осуществить процесс мышления, анализа ситуации. Разбиение можно производить на основе любого признака, а искусство такого разбиения, которое помогло бы навести ясность в исследуемом вопросе – это искусство, вырабатываемое упражнением в мышлении. Например всю совокупность желаний я могу разбить на непересекающиеся классы множеством способов:

*) те, что проявились с 00-00 до 14-00, и те, что проявились с 14-00 до 17-00 сегодняшнего дня.

*) те, что сопровождаются мыслью «хрен получится», и те, что не сопровождаются этой мыслью

*) сопровождающиеся мыслью «хрен получится», «может получится», наверняка получится», «никакой мыслью вообще», любой другой мыслью.

И так далее. Если рассмотреть любой предложенный способ разбиения на классы, легко увидеть, что любое желание, когда бы оно ни возникло, неизбежно попадет лишь в один из указанных классов – либо оно будет до 14-00 либо после, и никак не может попасть в оба класса. Это и означает, что мы осуществили дихотомию. Подчеркиваю – без дихотомии НЕТ ясного мышления, а есть тупость, которая влечет за собой прочие омрачения, при этом не так уж и существенно охватить именно все классы исследуемых явлений, достаточно лишь точно провести границы среди тех восприятий, которые ты исследуешь, как это сделано в первом примере с разбиением по времени с 00-00 до 14-00 и с 14-00 до 17-00.

 

Теперь, проведя такое разбиение, можно дальше пользоваться нумерацией, что мне не нравится, поскольку цифры рано или поздно начнут путаться, да плюс еще возникнет семантическая путаница – зачастую трудно будет понять – к чему относится цифра, поэтому самое удобное – придумать новые слова для каждого перечисленного сектора, чтобы в будущем говорить не «я хочу кушать» и не «я хочу-3-а кушать» или «я 1-хочу» кушать, а например «я хорчу» кушать, договорившись, что «хорчу» означает «радостно хочу», т.е. первый тип в нашей классификации. Тут уж все зависит от твоей фантазии и чувства языка. Можно выработать специальные лексические частицы (как например субстантиваторы в японском языке).

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты