Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Функционализм. Теория речевых жанров




6.5.1.Основание направления, авторы, общая оценка

Ядро теории речевых жанров (РЖ) составляют идеи М.Бахтина, изложенные статье «Проблема речевых жанров» (Бахтин М. Проблема речевых жанров// Эстетика словесного творчества. М., 1979).

Идеи были подхвачены и развиты в конце прошлого столетия в работах российских и зарубежных лингвистов: Т.В. Шмелевой, А. Вежбицкой, М.Ю. Федосюка, В.Е. Гольдина, В.В. Деменьтьева, К.Ф. Седова и др.

Бахтинское понятие РЖ близко понятию «языковой игры» Л. Витгенштейна и соотносимо с понятием речевого акта в ТРА.

М. Бахтин, выступая против доминирующей тенденции современной ему науки исследовать структуры языка как системы инвариантов, обращал внимание на необходимость исследования реального бытия языка, осуществляемого в форме конкретных единичных высказываний. Высказывания, являясь фактом языка, отражают условия и цели областей человеческой деятельности. Высказывание противопоставлено предложению, которое является абстрактной единицей, не связанной с реальными формами языкового общения.

По Бахтину, предложение, ставшее высказыванием, приобретает особую смысловую полноценность: в отношении его можно занять ответную позицию. Смысловая и коммуникативная целостность высказывания определяется речевым замыслом говорящего – он определяет выбор предмета, границы предметно-смысловой исчерпанности, выбор жанровой формы.

Каждая сфера человеческой деятельности вырабатывает относительно устойчивые типы таких высказываний – речевые жанры. При этом, как подчеркивал М. Бахтин, основной определяющей чертой каждого речевого жанра является цель, коммуникативная интенция. Разнообразие сфер деятельности порождает разнородность типовых речевых сообщений – от коротких реплик в диалоге до многотомных романов, от неповторимой индивидуальности поэтических произведений до типизированных военных команд. Различие целеполагания обусловливает разнородность форм высказываний по композиционному построению, по размеру, содержанию, языковому стилю (происходит отбор слов, грамматических структур).

Бахтин подчеркивает всеобщность категории жанра: мы учимся отливать нашу речь в определенные жанровые формы и, слыша чужую речь, мы уже с первых пор угадываем ее жанр, предугадываем определенный объем, определенную композицию построения, предвидим конец, т.е. с самого начала мы обладаем ощущением речевого целого, которые затем только дифференцируются в процессе речи.

Мы говорим только определенными жанровыми формами, т.е. все наши высказывания характеризуются определенными и относительно завершенными типическими формами построения целого.

В настоящее время теория речевых жанров является одним из ведущих направлений российского языкознания.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты