КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Моделирование речевых жанров⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 39 В работах А. Вежбицкой (Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов, 1997) проблемы речевых жанров рассматриваются с опорой на теоретические положения М.Бахтина о фундаментальности проблемы высказывания и типических форм высказываний, структурирующих речевое общение, его концепции диалогизма речевого общения. Модель, направленная на экспликацию интенций и эмоций говорящего, стремится к выявлению и того, как учитываются говорящими при выражении целеполагания своего речевого сообщения интенции и эмоции адресатов (а частично также других людей – потенциальных или предыдущих участников общения). Моделирование речевых жанров предпринимается А. Вежбицкой в рамках создания общей теории языка семантических примитивов. Автор утверждает, что применительно к РЖ этот метод ведет к моделированию каждого жанра при помощи последовательности простых предложений, выражающих мотивы, интенции и другие ментальные акты говорящего, определяющие данный тип высказывания. РЖ выделяется на основании своеобразия доминирующей иллокутивной цели («хочу, чтобы ты это сказал» в РЖ вопроса, «хочу, чтобы ты это сделал» - в РЖ приказа), на следующем этапе анализа выделяются все прагматически значимые компоненты.
Так, например, РЖ вопроса м.б. переформулирован на языке примитивов следующим образом: Хочу, чтоб ты представил себе, что я не знаю того, что знаешь ты, и что ты хочешь мне это сказать Говорю это, потому что хочу, чтобы ты мне это сказал
Элементарность (квазиэлементарность) семантических единиц, применяемых в модели, и их повторяемость (в разных сочетаниях) обеспечивает легкое сравнение разных жанров и наглядно связывающие их структурные отношения. В моделировании РЖ в работах Т.В.Шмелевой ( Т.В. Шмелева Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997, вып. 1. с. 88 – 99) выделяются следующие дифференцирующие признаки: коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, образ прошлого, образ будущего, тип диктумного содержания, языковое воплощение. На основании противопоставленности цели высказывания (что предопределяет и противопоставленность других конститутивных признаков жанра) выделяются интенциональные типы речевых жанров. 1) Информативные РЖ, цель которых – различные операции с информацией: ее предъявление или запрос, подтверждение или опровержение. 2) Императивные РЖ, цель которых – вызвать осуществление/ неосуществление событий, необходимых, желательных или, напротив, нежелательных, опасных для кого-то из участников общения. 3) Этикетные РЖ, имеющие целью осуществление особого события, поступка в социальной сфере, предусмотренного этикетом данного социума: извинения, благодарности, поздравления, соболезнования и т.д. вплоть до отречения от престола. 4) Оценочные РЖ, направленные на то, чтобы изменить самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и все другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей. На основании различия форм речи,в пределах которых РЖ реализуются, выделяются жанры устной и письменной речи. Также с учетом сферы функционирования и подчеркивания структурно-содержательных особенностей выделяютсяпервичные и вторичные РЖ: первичные функционируют в бытовом общении; вторичные «возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного общения (преимущественно письменного) художественного, научного и т.п.» По соотнесенности с функциональными стилями выделяются: жанры разговорной, научной речи, официально-делового общения и т.п. Структурные типы речевых жанров С учетом степени структурной сложности РЖ противопоставляются простые и сложные(Гайда Ст.), одноактные и многоактные (Шмелева Т. В.), элементарные и комплексные (Федосюк М.Ю).
|