КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: «Повесть О Савве Грудцыне». Жанровое своеобразие произведения: традиции и новаторствоВопросы для обсуждения: I. Пути развития литературы в XVII веке. Особенности переходной эпохи, их отражение в общественном сознании. Основные направления эволюции традиционной жанровой системы древнерусской литературы. Возникновение новых и трансформация старых жанров. Начало перехода к литературе Нового времени: характерные типологические черты литературного развития новой исторической и культурной эпохи. II. Жанр бытовой повести как новый жанр в литературе XVII века, возникший в результате эволюции древнерусского агиографического жанра. Черты, подтверждающие генетическое родство жития и бытовой повести (в центре - один герой; в основе композиции - последовательное изложение жизни героя от рождения до смерти, цель - оценка автором этой жизни как примера для окружающих, представление о ценности частной жизни и опыта для современников и потомков); бытовая повесть и житие как типы биографического повествования. Жанрообразующие признаки бытовой повести, принципиально отличающие ее от жанра жития (новый герой, новое отношение автора к герою, новое отношение к изображению обстановки, окружающей героя). Характерные черты эпохи, нашедшие отражение в формировании нового жанра: секуляризация (ослабление роли церкви во всех областях жизни), демократизация, усиление фольклорного и бытового начал в литературе, беллетризация (усиление занимательности повествования, право на авторский вымысел). III. Жанровое своеобразие «Повести о Савве Грудцыне». 1) Элементы агиографического жанра в «Повести», их трактовка и роль в авторском замысле. Дидактическая направленность произведения. 2) Жанровые признаки бытовой повести и их отражение в «Повести о Савве Грудцыне». Образ главного героя. Авторское отношение к Савве Грудцыну. Изображение исторического, социального и бытового окружения героя в повести и его роль в развитии сюжета. 3) Роль фольклорных элементов в «Повести» и их трактовка автором. Элементы бытовой и волшебной сказки в произведении. Отражение в тексте народных мифологических представлений. 4) Использование автором «Повести» жанровых традиций исторических и летописных воинских повестей. Роль батальных сцен произведения в его композиции, в создании образа главного героя, в усилении сюжетности и занимательности повествования. 5) Проблема стилистического единства произведения и авторские способы его достижения. IV. Традиции и новаторство в «Повести о Савве Грудцыне». 1) Роль традиционных мотивов, используемых в «Повести», в воплощении авторского замысла: а) cюжет о договоре человека с дьяволом: традиционное и новое; мифологические, фольклорные и литературные истоки «странствующего» сюжета; авторское отношение к его трактовке; роль сюжета в создании образа главного героя, в авторском замысле, в усилении занимательности повествования. Образы беса и Сатаны в «Повести», их традиционно-христианская и мифологическая основы; б) традиционные житийные мотивы, мотивы христианского чуда: их использование автором; в) сюжет евангельской притчи о блудном сыне, его отголоски и переосмысление в «Повести о Савве Грудцыне». Отражение в «Повести» темы «отцов и детей»; г) роль сказочных мотивов в развитии сюжета «Повести». 2) Новаторство авторского замысла и способов его воплощения в «Повести о Савве Грудцыне»: а) трактовка образа главного героя. Отказ от идеализации. Проблема свободы, права на выбор жизненного пути и воли человека как главная проблема, отношение к ней автора. Отношение автора к герою, способы его выражения в тексте; б) специфика композиции, языка и стиля авторского повествования. 3) «Старое» и «новое» в «Повести»: проблема синтеза. Роль традиций и новаторства в трактовке авторского замысла. Образ автора «Повести», основные черты его мировоззрения. V. Значение «Повести о Савве Грудцыне» в укреплении в литературе новых идей и подходов, в разрушении старых канонов и традиций, в развитии жанра бытовой повести. Рекомендуемая литература: 1. Повесть о Савве Грудцыне - по Хрестоматиям Н.К.Гудзия и Н.И.Прокофьева (любое издание). 2. Еремин И.П. Русская литература и ее язык на рубеже XVII - XVIII веков // И.П.Еремин.Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. - М. Л.,1966. - С.200-210. 3. Горелкина (Журавель) О.Д. «Повесть о Савве Грудцыне» // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.3: XVII век. Ч.III. - СПб, 1998. - С.177-181. 4. Лихачев Д.С. «Повесть о Савве Грудцыне» // Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. - Л.,1970. - С.525-536. 5. Лихачев Д.С. Предпосылки возникновения жанра романа в древнерусской литературе // Д.С.Лихачев.Исследования по древнерусской литературе. - Л.,1986. - С.96-112. 6. Багно В.Е. Договор человека с дьяволом в «Повести о Савве Грудцыне» и в европейской литературной традиции // ТОДРЛ. Т.40. -Л.,1985. - С.364-372. 7. Демкова Н.С. Евангельская притча о блудном сыне и ее русские интерпретации XVII века // Демкова Н.С. Средневековая русская литература: Поэтика, интерпретация, источники / Сборник статей. - СПб.,1997. - С.135-147. 8. Журавель О.Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996.
|