КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследование идентичности в рамках символического интеракционизма.Исследования, проводящиеся в рамках этой парадигмы, исходят из концепции Я Дж. Мида. Под идентичностью, или Я, Дж. Мид понимал способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое. Дж. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность. Неосознанная идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. При этом осознаваемая идентичность формируется при помощи категорий, выработанных в языке. Дж. Мида выдвинул идею о наличии типов идентичности – социально заданной идентичности (аспект идентичности «me») и отражающей индивидуальное в человеке (аспект идентичности «I») [4]. Эта идея развивалась И. Гофманом, который выделяет три вида идентичности: 1) социальная идентичность – типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит; 2) личная идентичность – здесь речь идет об индивидуальных признаках человека: во-первых, сюда входят все уникальные признаки данного человека, во-вторых, уникальная комбинация фактов и дат истории его жизни; 3) Я – идентичность - субъективное ощущение индивидуумом своей жизненной ситуации, своей непрерывности и своеобразия. [Там же]. Для анализа взаимодействия И. Гоффман вводит понятие знака. Знак – это любой признак человека, который используется им в ситуации взаимодействия для подчеркивания некоторых своих качеств, своего отличия от других. Для понимания процесса означивания вводится различение между актуальной и виртуальной социальной идентичностью. Актуальная социальная идентичность – типизация личности на основе атрибутов, которые легко доказуемы, очевидны. Виртуальная социальная идентичность - типизация личности на основе атрибутов, которые можно только предположить. Влияние человека на информацию о себе, идущую на социальное окружение, И. Гоффман называет «политикой идентичности». Для осуществления такого влияния используются различные техники (избегания, компенсации, «деидентификации»). Представлениям И. Гоффмана близка модель «борьбы идентичностей» Р. Фогельсона. В данной модели выделяются четыре вида идентичности: 1) реальная идентичность – самоотчет индивида о себе, его самоописание «я сегодня»; 2) идеальная идентичность – позитивная идентичность, к которой стремится индивид; 3) негативная, «вызывающая страх» идентичность, которой индивид стремится избегать; 4) предъявляемая идентичность – набор образов, которые индивид транслирует другим людям с тем, чтобы повлиять на оценку ими своей идентичности. Человек стремится приблизить реальную идентичность к идеальной и максимизировать дистанцию между реальной и негативной идентичностью, манипулируя предъявляемой идентичностью в социальном взаимодействии с помощью «работы идентичности», процесса, аналогичного «политике идентичности» И. Гоффмана [4]. Дж. Мид делал акцент на социальной обусловленности идентичности, придавая исключительное значение символической коммуникации. Развитие идентичности идет от неосознаваемой идентичности к осознаваемой. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы и законы ее существования; с другой стороны, индивид задает собственное окружение в смысле выбора целей, ценностей, потребностей [30]. Идеи Дж. Мида об осознаваемой идентичности систематизировал Л. Краппман, который выявил, что условием социальной ситуации, при которых идентичность остается сохранной является переработка противоречивой информации в соответствии с прежним накопленным опытом. Также он назвал ряд способностей, необходимых человеку для сохранения своей идентичности в ситуациях взаимодействия: способности к ролевому дистанцированию, к эмпатиии, толерантности к противоречиям, успешной презентации своей идентичности. По Ю. Хабермасу, Я – идентичность образуется из совокупности личностной и социальной идентичности. Личностная идентичность обеспечивает связанность истории жизни человека. Социальная идентичность обеспечивает возможность выполнять различные требования ролевых систем, к которым принадлежит человек. Я – идентичность возникает в балансе между личностной и социальной идентичностью, установление и поддержание которого происходит с помощью техник взаимодействия. Во взаимодействии человек проясняет свою идентичность, стремясь соответствовать нормативным ожиданиям партнера. В тоже время человек стремится к выражению своей неповторимости [4]. Каганов Ю.А., проанализировав компоненты идентичности в символическом интеракционизме и на основе собственных исследований, выделил следующие разновидности идентичности: 1) самоидентичность – восприятие человеком собственной социальной позиции по отношению к другим; 2) публичная идентичность – точка зрения других на социальную позицию человека; 3) социальная идентичность – оценка того, как другие видят его позицию в социальном пространстве [22]. В рамках интеракционистского подхода выделяется два аспекта идентичности – ориентированный на индивидуальность личности и на социальное окружение; из совокупности социальной и личностной идентичности образуется Я-идентичность, При этом отмечается важное значение смысловой коммуникации и категорий языка в развитии идентичности. Ряд идей относительно природы идентичности, зародившихся в рамках символического интеракционизма, получили развитее в исследованиях когнитивно ориентированных авторов.
1.1.3. Исследование идентичности в когнитивно ориентированной психологии.
Идея о наличии двух аспектов идентичности – ориентированного на социальное окружение и на уникальность проявления человека – наиболее полно воплотилось в теории социальной идентичности Х. Тэджфела и Дж. Тэрнера [7], [8] . Идентичность, или «Я- концепция», представляется в данной теории как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает две подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность, которые представляют собой два полюса одного биполярного континуума. Первое относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных, нравственных черт. Вторая складывается из отдельных идентификации и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям [2], [4], [20]. Г. Брейкуэлл подчеркивает взаимосвязь между личностной и социальной идентичностями. С точки зрения реальной динамики личностная и социальная идентичности – не различные части или аспекты единой идентичности, а разные точки в процессе развития последней. В содержании идентичности он выделяет следующие структурные компоненты: 1) биологическое измерение - идентичность является продуктом взаимодействия биологического организма с социальным контекстом. 2) содержательное измерение включает все характеристики, которыми индивид пользуется, чтобы описать себя, и которые описывают его как уникальную личность. Предполагается, что содержательное измерение непрерывно во времени и сводит воедино характеристики, относящиеся к личностной и социальной идентичности; оно расширяется по мере жизни человека. Актуальность содержания идентичности и их структурная организация не статичны, они изменяются в соответствии с изменения социального контекста. 3) ценностные измерения - каждый элемент содержательного измерения имеет свою оценку, позитивную или негативную, которая приписывается ему индивидам, исходя из социальных норм и ценностей. Ценности индивида находятся в состоянии изменения. 4) временное измерение - развитие идентичности протекает в плане субъективного времени. Биографическое время определяется содержательным и ценностными параметрами измерения идентичности, влияя на их структурную организацию [4]. По Х. Тэджфелу, достижение идентичности возможно как по средством развития личностной идентичности, так и через формирование социальной идентичности. В целях приспособления к различным ситуациям Я – концепция регулирует поведение человека, делая более выраженные осознание либо социальной, либо личностной идентичности. Дж. Тэрнер развил идею биполярного континуума, введя понятие самокатегоризации – когнитивного группирования себя с некоторым классом идентичных объектов. Он выдели три уровня самокатегоризации: 1). самокатегоризация себя как человеческого существа (человеческая идентичность); 2). групповая самокатегоризация – социальная идентичность; 3). личностная самокатегоризация - личностная идентичность [4], [18]. Г. Брейкуэлл подчеркивает социальное происхождение идентичности, причем она считает личностную идентичность вторичной по отношению к социальной. Во взаимодействии с социальным миром человек активно усваивает понятия, с помощью которых познает себя. Усвоенные им категории социальной идентичности и социальных ролей обеспечивают: а) формирование содержательной структуры личностной идентичности (набора характеристик, используемых для самоописания); б) оценку элементов содержательной структуры (моральные и социальные нормы, задаваемые референтной группой). Таким образом, личностная идентичность является продуктом социальной идентичности, но, будучи сформированной, начинает активно влиять на последнюю: эволюция идентичности человека – это процесс непрерывного диалектического взаимодействия личностной и социальной идентичности. Структура идентичности развивается на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста. Развитие идентичности осуществляется с помощью двух основных процессов: 1) ассимиляции и аккомадации: происходит отбор новых компонентов в структуру идентичности, затем приспособление структуры к этим компонентам (переструктурирование); 2) оценки – определения значения и ценности содержаний идентичностей, как новых, так и старых. Взаимодействие этих процессов во времени приводят к формированию содержательного и ценностного измерения идентичности [4]. С позиции когнитивистского подхода идентичность формируется на основе представлений человека о мире, которые организуются в связанные между собой интерпретации – установки, стереотипы, ожидания и цели, которые выступают регуляторами поведения. Структура идентичности зависит от социального опыта индивида. Социальная и личностная идентичности находятся в диалектическом взаимодействии.
|