КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ВЫДАЮЩИХСЯ ГУМАНИСТОВ XVI ВЕКА 4 страницаКонечно, при проведении этой фундаментальной диалектической мысли он не достиг глубины Николая Кузанского уже потому, что не занимался специальной разработкой гносеологической проблематики. Но отнюдь не игнорируя ее, автор «Опытов» систематически подчеркивал несостоятельность ссылок на авторитеты, на давность того или иного воззрения, как и на его распространенность в качестве решающего критерия истинности. Отвергая такого рода критерии, Монтень подчеркивал необходимость личной убежденности, вытекавшей из индивидуального опыта и собственного рассуждения. Возможно, что в этом пункте своего философского кредо Монтень доводил культуру гуманизма, в которой индивидуалистические мотивы играли определяющую роль, до его кульминации, которая, однако, приобрела у него чисто философскую форму. Отвечая на вопрос о конкретных путях приобретения знания, Монтень указывал прежде всего на роль чувств. Скептический критик их недостоверности превращается в эпикурейского защитника их достоверности, ибо вне чувственного контакта с внешним миром невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому чувства – «наши господа». «Знание начинается с них и ими же завершается» (78, т. 1, с. 519). За чувствами следует разум, трактовавшийся Монтенем очень широко. Скептические мотивы, ему присущие, иногда перерастают в агностическое определение неких рамок, за которыми пользование разумом становится бесполез-
ным. Особенно важно отметить при этом, что вне этих рамок полностью остается бог. В самой большой главе своих «Опытов» – «Апология Раймунда Сабундского» – автор фактически отвергает возможность рационального обоснования божественного бытия, возможность разумного подтверждения религиозных догматов (на чем и настаивал Раймунд, стремившийся развивать идеи «естественной теологии» Аквината. «Апология» Монтеня по отношению к этим идеям носит иронический характер). Продолжая линию на полную иррационализацию религии, отчетливо выявившуюся уже в позднем номинализме, автор «Опытов» последовательно стремился теперь к полному освобождению разума от богословской опеки. Отмечая наличие известных пределов, за которыми кончается компетенция разума, Монтень вместе с тем подчеркивает, что в реальной познавательной деятельности человеческая любознательность все время нарушает эти рамки, беспорядочно двигаясь все дальше и дальше. Только смерть кладет конец человеческой пытливости. В своем толковании бога Монтень развивает античный тезис, согласно которому боги создаются людьми по своему образу и подобию. Французский мыслитель стремится к тому, чтобы освободить божественное существо по возможности от большинства антропоморфных признаков. Постичь бога исходя из человека просто, но довольно примитивно. На этом пути вырисовывается пантеистическая концепция бога, последовательно, однако, не развиваемая Монтенем. Все же можно говорить о наличии у него натуралистическо-пантеистической тенденции, в силу которой всемогущество бога заменяется всемогуществом природы (что снова заставляет вспомнить об Эразме). «Мать-природа» явно затеняет на страницах «Опытов» «отца-бога». Такого рода замена и выражает фундаментальную тенденцию к натурализации природных процессов. Едва ли не самое глубокое свое выражение она получает в последовательном отрицании Монтенем каких бы то нр было чудес. По убеждению Монтеня, за признанием любых чудес всегда скрывается незнание конкретных причин, порождающих то или иное событие,– фундаментальная материалистическая идея, всесторонне развиваемая в последующей истории новой европейской философии. В силу этого природа подчиняется не сверхъестественному божественному руководству, а некоему единому вселенскому порядку. В понимании природы Монтень примыкает к органи-
стическо-гилозоистическои традиции, в русле которой развивалась натурфилософия. Природа не лишена ни души, ни жизни, ни разума, ибо только присутствие в ней этих свойств может объяснить их присутствие в самом человеке. Даже пантеистическая тенденция не очень ощутима у Монтеня (здесь он опять напоминает Эразма). В свое время Николай Кузанский писал о «природниках» (naturales), которые, сконцентрировавшись на природе, забывали о боге. Для Монтеня же, не углублявшегося в гносеологическую проблематику, почти не ставившего первостепенной мировоззренческой проблемы целостности мира, природа представлялась едва ли не полностью обезбоженной. Натурализация человека означает здесь его отчуждение от бога. Поскольку «мир порождает нас» и «мы – часть мира», «жалкий человек может пыжиться, сколько ему угодно» (78, т. 1, с. 465). Только суетность заставляет его приписывать себе божественные способности и ставить себя в исключительное положение в природе. В действительности человек нисколько не выше животных, «своих собратьев и сотоварищей» (78, т. 1, с. 392). Тем самым натурализм Монтеня перечеркивал антропоцентризм, в свое время столь ярко выражавшийся Пико делла Мирандола. Причем сам Монтень явно преувеличивал возможности животных, приписывая им способность мышления и чуть ли не сознательной деятельности. В таком контексте он возобновлял идею античных атомистов, чисто натуралистически объяснявших генезис человеческой культуры. Согласно Монтеню, человек, обладающий такими первостепенными искусствами, как строительство, ткачество и врачевание, обязан ими животным. Можно считать, что у Монтеня обезбоженная природа главенствовала над искусством, давая ему образцы для подражания. Этико-социальные воззрения Монтеня. При всей глубине скептическо-критических и натуралистических идей Монтеня центр тяжести его философских воззрений лежит в области этики, с которой связаны и определенные социальные выводы. Его критицизм и в особенности натурализм в общем играют роль введения в вопросы искусства жизни, i Главное для человека – это «жить умеючи», ибо «жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага. и зла, смотря по тому, во что... превратили ее» (78, i т. 1, с. 88). В своей этической доктрине Монтень индивидуалистичен, ибо каждый человек отличается от всех остальных. К тому же один и тот же человек может очень сильно изме-
няться. И тем не менее во всех своих изменениях и несмотря на все свое своеобразие человеческое поведение подчиняется определенным правилам. Правила эти должны согласовываться со строем всей природы и со здоровым человеческим разумом. Известный скептицизм гносеологических установок автора «Опытов» сочетается у него с устойчивым рационализмом, по крайней мере в его этической доктрине. В философии гуманизма Монтень – один из наиболее убежденных и красноречивых противников и критиков традиционной аскетической морали. В основе этой критики лежит категорическое отрицание им бессмертия, в особенности идеи индивидуального бессмертия души, на которой строилась вся система христианской (как и любой монотеистической) моральности. Согласно Монтеню, хотя религия и утверждает такого рода бессмертие, но природа и разум решительно его отвергают. Смерть – такой же элемент вселенского порядка, как и сама жизнь. В реальной жизни, которая дана человеку только один раз, и необходимо руководствоваться как природой, так и разумом. В натурализме и рационализме монтеневской этики можно увидеть стоические мотивы, но эпикурейские безусловно сильнее (Лукреций Кар – один из наиболее цитируемых им авторов). Счастье и удовольствие есть, в сущности, основной двигатель человеческих поступков, хотя, с другой стороны, человеческая жизнь невозможна и без страдания, которое как бы оттеняет удовольствие и заставляет сильнее ценить его. Один из наиболее интересных и исторически значительных социальных выводов, сделанных Монтенем в контексте его философско-этической доктрины, состоит в подчеркивании нередкого интеллектуального и морального превосходства простых, необразованных людей над формальной (можно сказать, схоластической) ученостью. «Нравы и речи крестьян я, как правило,– подчеркивал автор «Опытов»,– нахожу более отвечающими предписаниям истинной философии, чем нравы и речи присяжных философов» (78, т. 1, с. 590). Хотя, как мы видели выше, Монтень обличал и обыденное сознание, носители которого тем крепче верят, чем меньше знают, он, с другой стороны, высоко ценил и здравый смысл, присущий множеству представителей простого народа, и противопоставлял его схоластической учености. Преимущества здравого смысла во многом определяются тем, что носители его особенно близко стоят
к «матери-природе», более непосредственно руководствуются ее порядком. Отношение Монтеня к религии прежде всего политическое. Религии унаследуются в государствах исторически и существуют как некие духовные скрепы, поддерживающие единство в различных обществах и государствах. В сущности, они обладают полицейской функцией – держать народ в духовной узде. Монтень не разделял мысли о прирожденности и изначальности религий. Он скорее придерживался убеждения, что религии изобретаются людьми (как бог мыслится ими по их образу и подобию). Так возникло и христианство, призванное побуждать людей к добродетельной жизни. Однако его последующая история, начиная с деятельности ранних христиан, уничтожавших памятники античной литературы едва ли не с большим ожесточением, чем это делали так называемые варвары, и в особенности практика современной Монтеню религиозной войны во Франции, когда и католики, и гугеноты вели себя (и не только по отношению друг к другу) нередко хуже всяких варваров, показывают, что религия используется людьми в их эгоистических материальных интересах, обычно далеких от подлинной моральности. О ней тем более не может быть речи, когда европейцы завоевывают другие народы, особенно во вновь открытых странах. Историческое значение «Опытов». «Опыты» стали уже в рассматриваемую эпоху одним из наиболее популярных и влиятельных произведений литературно-философской мысли. Примерно за пятидесятилетие после смерти Монтеня во Франции «Опыты» переиздавались двадцать раз. В 1603 г. был опубликован их английский перевод (затем последовали еще два издания). В числе авторов, испытавших большое влияние этого произведения,– Бэкон и Шекспир. Во Франции на грани двух веков виднейшим последователем Монтеня стал его друг Пьер Шаррон (1541–1603), автор трактата «О мудрости» (1601), в котором использованы многие выводы и положения «Опытов». Воспроизведение некоторых натуралистических идей «Опытов» (в частности, скептическое изложение аргументов в пользу бессмертия души) также объясняет ожесточенные нападки на сочинения Шаррона со стороны французских клерикалов, выдвигающих против него даже обвинение в атеизме. Но это только одна сторона сочинения Шаррона – та,
которая в дальнейшем была подхвачена французскими либертенами (вольнодумцами). Однако в данном сочинении имеется и другая сторона. Она связана со скептической критикой – по образцу античных пирронистов – человеческого разума, с доказательством невозможности для него достичь достоверных истин, неколебимых и бесспорных знаний. Такое приближавшее к фидеизму заострение скептицизма сочеталось у Шаррона со стремлением показать совместимость его не просто с религиозностью, но даже с ее христианско-католической разновидностью. В частности, этим объясняется, что в трех книгах «О мудрости» содержится множество цитат из Писания (в то время как в «Опытах» их очень мало по сравнению с многочисленными цитатами античных философских и литературных произведений вообще). По-видимому, несмотря на весь свой критицизм, объясняемый воздействием Монтеня, Шаррон был искренне убежден в своей католической ортодоксальности. Однако конкретно-исторический подход к ренессансному скептицизму, как затем и к скептицизму XVII в., имевшему во Франции многих представителей, убеждает, что его главное острие было направлено против теолого-схоластического догматизма.
|