Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


По немотивированному требованию одного из супругов




В российском законодательстве, как и прежде в советском, основанием для развода считается само по себе требование одного из супругов о расторжении брака, даже если другой супруг не согласен на развод и своим поведением не давал никаких оснований для этого. По нынешнему Семейному кодексу, действующему с 1 марта 1996 г., в случае, если супруги, имеющие детей, разводятся в суде по обоюдному согласию, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. В данном случае применяется принцип «развод-подтверждение».

По сути, непонятно, зачем тут вообще нужен суд, ведь суды по гражданским делам, включая и бракоразводные, разрешают спорные вопросы между истцами и ответчиками, а в данном случае никакого спора между супругами нет – оба согласны на развод. Супружеские пары, не имеющие общих детей до 18 лет, разводятся по обоюдному согласию прямо в ЗАГСах. Что же касается пар с детьми, то многие из них сами договариваются о том, с кем останутся дети, и о том, какими должны быть алименты, и как будет поделено имущество – и никакой суд им не требуется.

Развод-подтверждение заслуживает ещё более негативной оценки, чем развод-крушение. Легкость расторжения брака по всякому поводу и без всякого повода приводит к тому, что никто не может быть уверен в прочности своей семьи. Но последствия развода никогда не бывают безболезненными. Дети без отцов не могут получить полноценное воспитание, отцы страдают от разлуки с детьми, а раздел одной квартиры между двумя бывшими супругами часто создает неразрешимые проблемы. Поэтому многие люди отказываются регистрировать фактические брачные отношения и не хотят заводить детей, которые связывают больше, чем штамп в паспорте.

Тема: СТРУКТУРА СЕМЬИ ПО ЧИСЛУ ПОКОЛЕНИЙ, РАЗДЕЛЕНИЕ (НУКЛЕАРИЗАЦИЯ) СЕМЕЙ, ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ.

НУКЛЕАРИЗАЦИЯ СЕМЕЙ – это отделение женатых детей, а также неженатых взрослых детей от родителей и родственников.

§ 1.15. Первый тип поколенной структуры семей – преобладающая

Неделимость семей

На этом этапе преобладающим типом семьи являются расширенные разветвленные семьи и (или) семьи – «задруги».

Расширенная разветвленная семья обычно состоит из трех поколений. Старшее поколение – это пожилые родители, с которыми живут несколько женатых детей (среднее поколение) и внуки (младшее поколение).

В семьях подобного типа принято, чтобы женатые сыновья не покидали родительский дом, а, напротив, приводили туда своих жен. Если женатый сын из-за тесноты в родительском доме строит себе отдельную избу, но на отцовском же дворе, отношения же с родителями сохраняются, как будто семья не делилась. Дочерей выдают замуж и они переходят в другие семьи, но, если в семье есть только дочери, то их родители принимают в семью зятьев. В состав семьи входят также неженатые сыновья и незамужние дочери.

Главой семьи считается отец или дед, после его смерти эта роль переходит к его жене или к одному из сыновей, обычно старшему. Однако он не является таким непререкаемым авторитетом для своих братьев, каким был покойный отец для всех сыновей. Через какое-то время после смерти обоих пожилых родителей расширенная разветвленная семья либо разделяется на несколько нуклеарных семей, либо, напротив, разрастается до целой задруги.

Семейная община задружного типа – это объединение родственников, как правило, живущих в одном сельском поселении. “Задругой” такая огромная семья называется у сербов и других южных славян. Существовали её аналоги и в России, и в других странах (например, шотландские кланы). Степени родства между членами “задруги” могут быть самыми различными, в том числе и весьма отдаленными с современной точки зрения. Во главе “задруги” стоит самый уважаемый из ее членов, хотя и не обязательно самый старший по возрасту. У южных славян его называют “домочин”, а его жену – “домочица”.

Обычно задруга совпадает с сельской общиной, то есть все жители деревни принадлежат к одной и той же задруге. Для члена задруги понятие “семья” и “общество” могут быть почти тождественными, если он не покидает свою деревню. Однако с современной точки зрения, “задруга” может рассматриваться как объединение нескольких, и даже многих семей, состоящих из супружеских пар с детьми, часто включающих также старших и боковых родственников одного из супругов.

Задруга слишком велика, чтобы все ее члены могли поместиться в одном сельском доме – им требуется целая деревня. Стены каждого отдельного дома и забор вокруг каждого отдельного двора (на котором могут находиться и несколько домов) – это и есть естественные границы, внутри которых каждая отдельная семья – расширенная или нуклеарная – пользуется определенной автономией в воспитании детей, ведении домашнего хозяйства и т.д.

Члены этой семьи участвуют в общих для всей задруги сельскохозяйственных работах, в церковных праздниках. Задруга в лице домочина, домочицы или общего сельского схода может вмешиваться в семейные дела, в случае каких-то конфликтов между семьями или внутри семей, то есть при экстраординарных обстоятельствах. Земля в задруге принадлежит всей общине, а не отдельным лицам или семействам.

Общинное владение землей существовало и в России до 1917 г., при этом все члены общины не только жили в одной деревне, и многие из них состояли друг с другом в разных степенях родства. Однако сама община все-таки формировалась по территориальному, а не по родственному принципу. Сам термин «задруга» в стране не применялся, и столь большие объединения родственников встречались относительно редко.

И задруга, и расширенная разветвленная семья препятствуют как чрезмерному обогащению одних индивидов и супружеских пар с детьми, входящих в эти большие семьи, так и чрезмерному обнищанию других.

Если кто-то из членов таких семейных кланов оказался физически очень сильным или умелым работником, либо смог выгодно продать излишки сельскохозяйственной продукции на стороне, полученная прибыль распределяется между всеми членами клана. Все взрослые мужчины, принадлежащие к большой семье, совместно обрабатывали поле, которое тоже принадлежало всей семье. Собранный урожай распределялся по едокам.

Это было невыгодно для умелых и трудолюбивых членов клана, но весьма выгодно для неумелых и нерадивых. Правда, если кто-то откровенно отлынивал от работы, другие члены клана могли его пристыдить и заставить работать больше. Но четкой связи между затратами труда и его результатами на уровне индивида, и его малой семьи, то есть жены и детей, все-таки не было. Такая связь действовала лишь на уровне всей большой семьи, состоящей из нескольких малых семей.

Кроме того, народные обычаи и семейные традиции обязывали любого члена большой семьи при возвращении с базара или с ярмарки делать подарки, иногда весьма дорогие, не только жене и детям, но и родителям, братьям, сестрам, женам братьев, племянникам и другим родственникам. Да и продавал он на рынке не только то, что вырастил своими руками, но и плоды труда всего семейного клана. В определенном смысле необходимость делиться с родственниками сдерживала частную инициативу и предприимчивость. Однако в патриархальном обществе это положение дел считалось совершенно нормальным.

С другой стороны, отдельные индивиды и супружеские пары, входящие в состав большой семьи, но попавшие в бедственное положение из-за тяжелой болезни, увечья, смерти супруга или по другим причинам, всегда могли рассчитывать на помощь всего клана. Например, если у них сгорела изба, родственники давали им временный приют в своих домах и помогали построить новый дом.

В задругах и расширенных разветвленных семьях о вдовах и сиротах заботились дедушки и бабушки, дяди и тети, братья и сестры. Даже старые холостяки, старые девы, бездетные вдовы и вдовцы, как правило, не были совсем одинокими. Обычно они жили в семьях своих родственников.

Английский исследователь Питер Ласлетт, сравнивая семейную структуру домохозяйств в странах Западной, Центральной, Южной и Восточной Европы в XVII-XVIII столетиях и первой половине XIX века, отмечал такие особенности восточноевропейских стран, включая Россию, как почти полное отсутствие домохозяйств, состоящих из одного человека, низкая доля простых, то есть нуклеарных семей, состоящих только из одной супружеской пары с детьми, очень высокая доля многопоколенных (три и более поколения) и многосемейных хозяйств[20].

П. Ласлетт обратил внимание не только на демографическую, но и на социально-экономическую специфику российских и прочих восточноевропейских домохозяйств, которая выражалась в повсеместном привлечении родственников в качестве работников и весьма редком использовании наемного труда[21]. В России до отмены крепостного права крестьянские семьи, как правило, считали позорным отдавать своих детей в батраки.

Преобладание в обществе расширенных разветвленных семей и семьи типа задруги сдерживало процессы социального расслоения и развития рыночной экономики. Капитализм основан на наемном труде. Поэтому развитие капитализма возможно только в условиях полной или хотя бы частичной нуклеаризации семей.

Тем не менее, популярное мнение о том, что именно развитие капитализма автоматически приводит к нуклеаризации семей и упрощению семейной структуры населения представляется несколько односторонним. Со времен Маркса, если не раньше, утвердилось мнение, что при капитализме основными мотивами действий людей становятся экономические соображения. Но, если исходить только из таких соображений, то одним людям было бы выгодно разделение расширенных семей на нуклеарные, а другие, напротив, стремились бы к сохранению расширенных семей.

С экономической точки зрения в разделении семей были бы заинтересованы экономически активные здоровые люди молодого и среднего возраста, не имеющие детей или имеющие сравнительно небольшое (по понятиям данного общества) число детей и не желающие делиться своими доходами с пожилыми, больными и многодетными родственниками. Однако люди не столь молодые и здоровые, вдовы и вдовцы с детьми, супружеские пары, обремененные большим количеством детей, или просто экономически пассивные в силу своего характера индивиды были бы заинтересованы, напротив, в сохранении больших расширенных семей, которые служили для них гарантией от нищеты.

Между тем, именно в капиталистическом обществе, хотя и не на самых первых этапах его развития, утвердилась модель полной нуклеаризации семей. То есть, практически все супружеские пары отделяются от родителей и родственников, независимо от экономической выгодности и невыгодности такого отделения.

Развитие капитализма, безусловно, влияет на процесс нуклеаризации семей. Однако это влияние носит взаимный характер: сама по себе нуклеаризация семей (хотя бы частичная) является одним из необходимых условий для развития капитализма. Процесс нуклеаризации семей начался за несколько тысячелетий до появления первых признаков капиталистических отношений. Причины этого процесса многообразны, и нельзя сводить их только к экономике.

§ 1.16. Второй тип поколенной структуры семей – частичное


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты