КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Только по объективным причинамВ американской литературе эти разводы называют fault divorce – «развод по вине» одного из супругов. Виновный супруг наказывался. Поэтому во французской демографической литературе расторжение брака по таким основаниям называется divorce-sanction развод-санкция, развод-наказание или «развод-кара». Если применяется принцип развод-наказание («развод-кара»), то нарушение одним из супругов элементарных правил семейной жизни (доказанная супружеская неверность, грубое и жестокое обращение с другим супругом и детьми, нежелание мужа содержать семью и т.д.), признается основанием не только для развода, но и для применения к нарушителю различных санкций, то есть наказаний. Санкции могут означать лишение права на повторный брак в течение длительного срока, передача детей на воспитание "добросовестному" супругу, разрешение споров о разделе семейной собственности в пользу невиновной стороны. Если брак не может выполнять своих функций из-за болезней мужа или жены, (импотенция, бесплодие, психические расстройства и т.д.), то это может быть основанием для развода, но без применения санкций к больному супругу. Данный тип развода называется "развод-исцеление" потому что при этом здоровый супруг как бы избавляется от последствий болезни другого. Эти два типа не сменяют друг друга, а существуют параллельно. Чаще всего традиционные законодательные системы допускали как "развод-кару", так и "развод-исцеление", хотя перечни конкретных причин в законах разных стран были весьма различными и менялись со временем. По законам Российской империи, которые действовали в XIX столетии и в начале XX века, основаниями к разводу считались как доказанное прелюбодеяние, причем в этом случае виновный супруг на семь лет терял право на другой брак (развод-кара), так и возникшая еще до брака "неспособность одного из супругов к брачному сожитию" (развод-исцеление). Следует иметь в виду, что эти причины признавались основаниями к разводу только для православных. Католики, лютеране, мусульмане, иудеи и лица других вероисповеданий, кроме запрещенных сект, имели право заключать и расторгать браки по своим религиозным правилам. Эти разводы признавались в Российской империи законными, даже если были оформлены за границей. Последнее относится главным образом к католикам, которые могли получить развод (точнее, аннулирование брака), только у самого папы Римского. Расширение перечня объективных причин для развода практиковалось в различных европейских странах и в отдельных американских штатах в конце XIX века и в течение большей части XX века. К супружеской неверности, которую признавали причиной развода почти все традиционные церкви, кроме католической, добавлялись такие причины, как пьянство, безответственное отношение к семье, грубое и жестокое обращение с женой и детьми. Как упоминается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (Раздел Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности.): «В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим»[17]. Этот перечень включал немало причин, которые в дореволюционной России не признавались достаточными основаниями к разводу у православных. В частности, ситуация, в которой муж избивал жену и детей, и тем самым ставил под угрозу их жизнь и здоровье, прежде не считалась уважительной причиной для развода, но церковный собор признал эту причину законной. Уход одного из супругов из семьи признавался основанием для развода лишь тогда, когда в течение пяти лет не было известно, где находится этот супруг и жив ли он вообще. Собор смягчил эти жесткие условия, разрешив разводы и в тех случаях, когда все знали, где живет покинувший семью супруг. К сожалению, это решение Собора было принято уже при советской власти, которая отделила церковь от государства и не признавала ни церковного брака, ни церковного развода. Новая власть превратила заключение и расторжение браков в чисто светские, гражданские акты и вообще отказалась от любых перечней законных причин развода, которые все-таки ограничивали возможность произвольного расторжения браков для тех супругов, которые не могли сослаться ни на одну из этих причин. Единственным, но всеобъемлющим, основанием стало считаться просто решение одного из супругов разорвать семейные отношения, независимо от причин самого разрыва. Впоследствии Русская Православная Церковь, вновь расширила перечень оснований для развода. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» упомянуто, что: «В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа»[18]. Но расширение перечня оснований к разводу произошло за счет включения в данный список дополнительных объективных, а не субъективных причин, за одним исключением, о котором речь пойдет ниже. Эти объективные причины состоят либо в нарушении одним из супругов моральных норм и правил поведения в браке, либо в тяжелом заболевании мужа или жены, препятствующем нормальной семейной жизни. Причем речь идет о заболеваниях, вызванных безнравственным поведением. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» прямо указано: «Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод»[19]. Такая причина развода не всегда может считаться объективной. Это зависит от обстоятельств, которые привели к фактическому распаду семьи. Расширение перечня оснований для развода представляло собой позитивную тенденцию, поскольку "дополнительные" причины развода, которые при этом признавались законными, действительно препятствовали нормальной семейной жизни не меньше, чем причины, испокон веков считавшиеся уважительными. Но это расширение перечня оснований для развода происходило все-таки в рамках традиционного отношения к разводу, то есть в рамках II этапа исторической трансформации семьи. (См. схема 1). Если же к объективным причинам добавлялись субъективные, то речь идет уже о переходе на ее III этап, который, с нашей точки зрения, не является позитивным.
|