КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Не следует рассматривать многодетность в отрыве от других сторон семейной жизни и от социально-экономических условий жизни семей.Семейно-демографический контекст высокой рождаемости (многодетности) Большое число детей в семье обычно сочетается с устройством браков родителями или самими детьми, но с разрешения (благословления) родителей, низким уровнем разводимости, высоким процентом расширенных семей из трех и более поколений, тесными и обязывающими к взаимопомощи родственными связями. Социальный контекст многодетности – это либо аграрное (сельскохозяйственное) общество, либо средневековое городское общество, разделенное на сословия, цеха и, гильдии, либо современное городское, но не индустриальное общество, состоящее в основном из недавних выходцев из деревень, сохранивших тесные связи с сельскими родственниками и сельские стереотипы семейной жизни. Городское общество такого типа до сих пор существует во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки, особенно в бедных кварталах (трущобы, «бидонвили») В этом обществе основными кормильцами семьи являются мужья и отцы. Женщины, как правило, не работают по найму вне дома. Дети либо вообще не учатся в школах, либо учатся там два-три года (как в церковно-приходских школах Российской империи), и соответственно очень рано начинают работать и помогать родителям. Подавляющее большинство пожилых людей либо не получают никаких пенсий, либо получают настолько маленькие пенсии, что прожить на них без материальной помощи со стороны детей и внуков просто невозможно. В этом обществе очень сильны позиции религии. Поскольку во всех традиционных религиозных конфессиях сексуальные отношения разрешаются лишь в браке и только для продолжения рода, а применение контрацепции и, тем более, искусственный аборт осуждаются как тяжкий грех, в большинстве семей рождается столько детей, «сколько Бог пошлет». Следует также иметь в виду, что рождение большого числа детей обычно имело место в условиях высокой детской смертности и было связано с соображениями "про запас" либо с желанием «возместить утрату». В Европейской России в конце XIX века в среднем на одну женщину рождалось примерно семь детей, однако лишь половина из них доживала до 15 лет. Среднее число детей, рожденных одной женщиной за всю жизнь, с современной точки зрения, является большим: пять и более детей. Однако многодетность подобного типа в наше время не всегда означает рождение детей по принципу "сколько Бог пошлет". Супружеские пары часто прибегают к искусственному регулированию деторождения, если они уже удовлетворили свою потребность в детях и не заинтересованы в дальнейшем росте семьи. Часто бывает, что деторождение продолжается, пока родятся только дочери и прекращается после появления на свет первого сына. Многодетность часто связана с предпочтением мальчиков. В сравнительно недавние времена (1970-е и 1980-е годы) такой тип многодетности был характерен для населения Средней Азии. (Ш. Кадыров и В. Медков назвали его «традиционно-номинальной многодетностью»). Многодетность следует рассматривать как положительное явление, особенно в условиях высокой детской смертности. Переход от неограниченной к «традиционно-номинальной» многодетности связан главным образом со снижением детской смертности при сохранении других сторон социально- экономического и семейно-демографического контекста, в котором существовали многодетные семьи. § 1.4. Второй тип детности – среднедетность На этом этапе семьи, закончившие свое формирование, имеют в среднем, по 3-4 ребенка. Контрацепция и аборты применяются не только после полного удовлетворения потребности в детях, но и раньше, чтобы увеличить интервалы между их рождениями. Фактическое преобладание среднедетности было вызвано ориентацией большинства семей на многодетность – (в одних регионах – неограниченную, в других – с применением контрацепции и абортов) в условиях очень высокой детской смертности, когда лишь около половины детей доживало до репродуктивного возраста. Хотя переход от многодетности к среднедетности означает снижение рождаемости, такое снижение не следует рассматривать как негативное явление, поскольку оно связано с сокращением общей и детской смертности и не влечет за собой превышение смертности над рождаемостью, то есть убыль населения. Демографы, принадлежащие к научной школе «кризиса семьи», считают, что для выхода из этого кризиса и прекращения убыли населения в России (и во всех других странах, где имеет место кризис семьи и депопуляция) необходимо, чтобы не менее половины семей, завершивших свое формирование, были среднедетными. Однако достижение этой цели крайне затруднительно. Если спросить родителей двух детей, кем они считают себя: малодетными или среднедетными, то они, скорее всего, выберут второй вариант ответа. Во всяком случае, они рассматривают свои семьи как совершенно нормальные, а понятие «средний» у простых людей ассоциируется с понятием «нормальный». Семьи же с тремя и четырьмя детьми, которых в нынешней России очень мало (по данным переписи 2002 года – менее 6% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми) малодетное большинство считает многодетными. На той же точке зрения основано и нынешнее российское законодательство, которое уже семью с тремя детьми признает многодетной и предоставляет ей определенные льготы. Однако дело не только в том, что в вопросе о том, какую семью следует считать малодетной, среднедетной или многодетной, мнение самого населения отличается от мнения демографов. Сами демографы знают, что для прекращения естественной убыли населения, среднедетные семьи, которых сейчас в России очень мало, должны стать самым массовым типом семьи. Для достижения этой цели потребуется не только демографическая политика, в первую очередь, направленная на стимулирование третьих и последующих рождений. Но для того, чтобы такая политика оказалась эффективной, необходимо формирование такого ОБРАЗА ЖИЗНИ населения, в который органично впишутся трехдетные и четырехдетные семьи в качестве преобладающего типа семьи. Между тем, ни демография, ни социология семьи на нынешнем уровне своего развития, даже не может описать этот образ жизни. Можно обрисовать только СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СРЕДНЕДЕТНОСТИ. В данный контекст не обязательно входят высокая детская смертность и устройство браков по воле родителей либо с их разрешения, а также совместное проживание семей из трех поколений. Но отсюда мы только знаем, что НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ для массовой среднедетности. А что же ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ? Среднедетность, как и многодетность, возможна лишь при негативном отношении общественного мнения к безбрачию и разводам. В прошлом это не исключало высокого уровня безбрачия, который имел место в западноевропейских странах в XVIII-XIX веках. Разводы в таком обществе относительно редки. В основном это разводы, вызванные супружеской неверностью, грубым и жестоким обращением мужей с женами и детьми, бесплодием, психическими заболеваниями одного из супругов и другими объективными причинами. Среди среднедетных (и даже многодетных) семей в США и Западной Европе в XVIII-XIX веках преобладали нуклеарные семьи, в России и многих других странах – расширенные семьи. Но и те, и другие поддерживали тесные отношения с родственниками, а при необходимости помогали им и получали помощь от них. Сложнее описать СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СРЕДНЕДЕТНОСТИ. Согласно теории институционального кризиса семьи, многодетность преобладает в традиционных аграрных обществах. Ее социально-экономический контекст был описан несколько выше. Малодетность же, о которой пойдет речь ниже, преобладает в современных индустриальных урбанизированных обществах, для которых характерно проживание большинства населения в городах, массовая занятость женщин в общественном производстве, их эмансипация и экономическая независимость от мужей, а также очень длительные сроки обучения в школах и после школы. Из-за этого дети остаются иждивенцами родителей до 17-18 лет, а в случае получения высшего образования даже до 22-23 лет. Они очень поздно начинают работать, и обычно уже не отдают своих заработков родителям. К тому же в обществах, где преобладает малодетность, весьма развита система социального обеспечения. Пожилые люди живут за счет пенсий, а не за счет своих детей. Для малодетных обществ характерно также уменьшение влияние религии на социальные процессы и семейные отношения. Исследование «Религия, семья, дети», проведенное кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ в 2003-2006 гг., показало, что даже супружеские пары, формально признающие себя верующими и причисляющие себя к тем или иным конфессиям, в большинстве случаев практикуют контрацепцию и(или) аборты и по числу детей мало отличаются от неверующих. Автор данной книги принимал участие в данном исследовании и опубликовал некоторые его результаты, подтверждающие этот вывод[1]. Социально-экономический контекст как многодетности, так и малодетности, весьма подробно описан в демографической литературе[2]. К сожалению, этого нельзя сказать о социально-экономическом контексте среднедетности. При существующей степени разработанности теории институционального кризиса семьи можно лишь констатировать, что массовая среднедетность, существовавшая в прошлом или существующая до сих пор в разных странах мира, это просто ПЕРЕХОДНЫЙ этап от массовой многодетности к массовой малодетности. Ее социально-экономический и семейно-демографический контекст также являются переходными между аналогичными контекстами для многодетности и малодетности. Тезис о том, что среднедетная семья – это не тот тип семьи, который может существовать в течение многих поколений, как ОСНОВНОЙ ТИП СЕМЬИ признается приверженцами альтернативной концепции «модернизации семьи». В изданной в 1983 г. книге «Воспроизводство населения СССР», большинство авторов которой – сторонники последней концепции, прямо утверждается, что снижение рождаемости “никогда не останавливается на полпути”[3]. Однако, насколько известно, никто из «модернизаторов» до сих пор не утверждал, что на конечном пункте снижения рождаемости, ее уровень может быть равен нулю. Согласно же концепции кризиса семьи, такой пессимистический сценарий вполне вероятен. § 1.5. Третий тип детности – малодетность На этом этапе семьи имеют в итоге лишь одного или двух детей, что недостаточно для простого замещения поколений, почему данный тип детности и называется малодетностью. Контрацепция (средства и методы для предупреждения беременности) и аборты (искусственное прерывание беременности) применяются не только после рождения последнего ребенка, которого хотят иметь родители (часто он же и первый), не только между рождением первого и второго ребенка, но даже и до появления первенца, чтобы закончить образование, "стать на ноги" (достигнуть экономической самостоятельности) и просто "пожить для себя" (то есть, чтобы не создавать себе затруднений, связанных с уходом за детьми и с их воспитанием). Откладывание рождения первенцев, особенно при помощи абортов, нередко приводит к бесплодию, то есть, лишает женщин возможности иметь детей вообще. Такое репродуктивное поведение во многом связано с неуверенностью в прочности брака и с желанием облегчить себе развод, если этот брак не оправдает ожиданий. Малодетность обычно сочетается с высокой разводимостью и внебрачной рождаемостью, с широким распространением неполных семей и семей с отчимом (отчим – это второй муж матери, то есть, он не является родным отцом для ее ребенка от первого мужа), с массовым вовлечением женщин в общественное производство. Малодетность преобладает в современной России. В среднем одна женщина за всю жизнь рожает 1,3-1,5 ребенка при необходимом для простого замещения поколений и для стабилизации численности населения минимуме 2,1 на любую женщину и 2,5 – на супружескую пару, способную иметь детей. Поэтому только за 17 лет с 1992 по 2008 год включительно естественная убыль населения России составила около 12,75 миллионов человек. Поскольку малодетность означает ДЕПОПУЛЯЦИЮ, то есть, естественную убыль населения при любом, сколь угодно низком уровне смертности, с демографической точки зрения одно-двухдетная модель семьи заслуживает весьма негативной оценки. Те демографы и социологи, которые рассматривают этот тип семьи как "прогрессивный" и позитивный феномен, исходят из НЕДЕМОГРАФИЧЕСКИХ критериев, например из критерия свободы личности (особенно для женщин). Это – ФЕМИНИСТСКАЯ точка зрения. ФЕМИНИЗМ – это движение за равные права женщин и мужчин. От французского слова La Femme – женщина. Феминистки считают, что любая женщина имеет право НЕ выходить замуж или разводиться с мужем по любой причине, которая ей кажется уважительной. Подробнее о феминизме см. книгу Филлипс Ч.Т. Феминизм и семья. М., 2002. (Кафедра социологии семьи, 502 комн. Телефон: 9395060).
|