Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Территориальное разделение или расширенные ОДНОВЕТВЕВЫЕ семьи




Число членов задруги или расширенной разветвленной семьи было столь велико, что между ними нередко возникали конфликты. Не все взрослые сыновья соглашались повиноваться родителям, и не каждая невестка беспрекословно подчинялась свекрови. Брак по самому своему характеру требует определенной автономии супружеской пары от старших и боковых родственников мужа и жены. Во все времена многие супружеские пары стремились отделиться от родителей и родственников.

Далеко не всегда стремление к отделению было обусловлено экономическими соображениями. Напротив, во многих случаях, с экономической точки зрения, жить с родителями и родственниками было весьма выгодно, однако молодые супруги все-таки старались отделиться. Они просто следовали естественному закону, сформулированному в Библии “Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть”. (Бытие 2:24). Это не правовая норма, поскольку Библия не предусматривает никаких наказаний за нарушение данного правила. Это именно естественный закон, к соблюдению которого никого не надо принуждать, так же, как никого не надо принуждать есть или пить.

Тем не менее, во многих странах, в том числе и в России, данный естественный закон уже несколько поколений тому назад превратился в неформальную социальную норму, которая предписывает всем супружеским парам отделяться от родителей. В частности, эта норма проявляется в недоуменном отношении окружающих к тем супружеским парам, которые, проживая с родителями мужа или жены, поддерживают с ними настолько хорошие отношения, что не хотят отделяться даже тогда, когда появляется такая возможность.

Однако из библейских повествований о жизни патриархов – Авраама, Исаака, Иакова видно, что никто из них не был на склоне лет покинут всеми сыновьями. Кто-то из детей, будучи уже женатым, все-таки оставался жить с родителями до самой их смерти.

С одной стороны, исторические данные показывают, что в странах Западной Европы и Северо-Западной Европы уже в XVII- XVIII веках (есть основания считать, что и в более ранние эпохи) преобладали нуклеарные семьи, состоявшие из двух поколений: их доля составляла от 70 до 85%[22]. Но, с другой стороны, те же данные показывают, что, вплоть до XIX века, семей типа "пустого гнезда", то есть, пожилых пар, от которых отделились все дети, было сравнительно немного.

Семья типа "ПУСТОГО ГНЕЗДА", это пожилая супружеская пара, от которой отделились все дети.

Во все времена и во всем мире женатые дети стремились к отделению от родителей. Помешать этому стремлению могла либо необходимость заботы о стариках, уже не способных к самообслуживанию, либо стремление получить львиную долю наследства, причем фактически пользоваться им ещё при жизни отца и матери. Обычно у сына, остающегося с родителями, эти два мотива сочетались, причем второе служило вознаграждением за первое.

Для такой семьи характерно отделение от родителей всех женатых детей, кроме одного сына, который приводит жену в дом отца и матери, заботится о них до конца их дней, и, в качестве “награды“ за это наследует всю недвижимость – то есть дом и землю. Другие сыновья, живущие отдельно, получают гораздо меньшую долю наследства и причем только деньгами и движимым имуществом. Если в семье есть только дочери, то всех их отдают замуж “на сторону“, за исключением одной, которая, напротив, приводит мужа в родительский дом, а затем получает львиную долю наследства на правах сына, оставшегося с родителями.

Женатый сын или замужняя дочь, оставшиеся в отчем доме, либо образуют совместно с супругами, детьми и родителями, расширенную ОДНОВЕТВЕВУЮ семью, либо, в случае перехода в дом родителей супруга или супруги, присоединяются к другим семьям такого же типа. Отделившиеся дети создают нуклеарные “боковые“ семьи, или ветви рода. Они пользуются большей независимостью, но платят за этой потерей права наследовать недвижимость.

При данном типе семейной структуры часть семей являются расширенными, часть – нуклеарными. В некоторых странах, главным образом западноевропейских, последние даже составляли большинство. Это отчасти объясняется тем, что расширенные одноветвевые семьи существовали в условиях многодетности. Если число выживших детей равнялось четырем, причем среди ни были два сына и две дочери, то, при прочих равных условиях, один сын женился и отделялся, другой сын приводил жену к родителям, одна из дочерей соответственно переходила в семью родителей мужа, а другая – вместе со своим супругом создавала нуклеарную семью.

То есть, при такой модели на момент создания семей половина из них была нуклеарными, а другая половина – расширенными. Но здесь не учтена высокая смертность, и соответственно, низкая продолжительность жизни, при которой очень многие родители не доживали до свадьбы своих детей, а другие – недолго жили после их свадьбы. Это сильно понижало процент расширенных семей и, соответственно, приводило к количественному преобладанию семей нуклеарных. Однако семей типа “пустого гнезда“, то есть одиноких пожилых людей и супружеских пар, от которых отделились все дети, было очень немного, поскольку один из детей почти всегда оставался в родительском доме.

Как правило, в «пустые гнезда» превращались семьи, имеющие только дочерей, если все они вышли замуж и покинули родительский дом. В таких случаях родители старались принять в семью одного из зятьев, чтобы не оставаться одинокими в старости. Однако это не всегда удавалось. Обычно зятья соглашались жить с родителями своих жен лишь тогда, когда эта семья была значительно богаче их собственной. Но социальные нормы доиндустриального общества требовали, чтобы браки заключались «в своем кругу», то есть между мужчинами и женщинами, примерно равными друг другу по доходу и социальному статусу.

Этот неписаный закон иногда нарушался, однако общественное мнение гораздо терпимее относилось к тем социально неравным бракам, где муж был намного богаче и знатнее жены, чем к противоположной ситуации. Небогатых мужчин, вступающих в брак с богатыми женщинами, презрительно называли, да и до сих пор называют, альфонсами. Если же такой муж ещё и соглашался жить в доме тестя и тещи, и фактически за их счет, то в России, на Украине и в Белоруссии его пренебрежительно именовали «примаком». Идти в «примаки» соглашался далеко не каждый зять, даже из бедных.

Из-за этого родители, имеющие только дочерей, иногда все-таки оставались одинокими в старости. Их замужние дочери жили в других деревнях и не могли часто видеться с отцом и матерью. Во многих местностях было принято сватать невест из других сел, поскольку все жители одной деревни состояли друг с другом в родстве и браки с односельчанками были связаны с опасностью кровосмешения. Поэтому супруги, у которых были только дочери, хотя и не испытывали такого комплекса неполноценности, как бездетные пары, но все же в какой-то мере ощущали уязвимость своего положения. В некоторых семьях, имеющих нескольких дочерей, но изначально рассматривающих их, как «отрезанный ломоть», деторождение прекращалось после появления на свет первого сына. На него родители возлагали все свои надежды.

Французский академик Фредерик Ле Пле (1806-1882) выделял три типа семьи, которые он называл патриархальной, нестабильной и корневой («souche»).

Названия типов семьи
В данной лекции В классификации Ф. Ле Пле
Расширенная разветвленная семья (Англ. joint family) Патриархальная Семья
Расширенная одноветвевая семья (Англ. stem family) Корневая семья Франц. Famille souche Англ. stem family Нем. Stammfamilie или Stammhaus
Нуклеарная семья (Англ. Nuclear family) Нестабильная семья

Патриархальной он именовал семью, «в которой [все] дети, состоящие в браке, продолжают жить под главенством родителей»[23] – прежде всего, отца. Его власть проявляется в том, что он руководит всей общесемейной деятельностью и распределяет материальные блага. Патриархальная семья сдерживает развитие наиболее способных своих членов, однако при этом она гарантирует стабильность положения тех, кто менее способен, не столь трудолюбив или оказался в сложной жизненной ситуации.

«Нестабильной» Ле Пле называл нуклеарную семью. Для семьи данного типа характерно отделение всех женатых детей, а нередко и не вступивших в брак взрослых детей, которые не желают зависеть от родителей. После отделения родители не поддерживают детей, а дети не помогают родителям. Связи между поколениями ослабевают. В самом уязвимом положении оказываются вдовы и сироты.

Исчезновение обязанности помогать родственникам даёт отдельным лицам и супружеским парам больше возможностей для успешной вертикальной социальной мобильности, однако в случае болезней, несчастных случаев, потери работы, банкротства, невозможности обеспечивать себя, нестабильные нуклеарные семьи и одинокие люди, отделившиеся от родителей, оказываются беззащитными, что ведет к пауперизму (обнищанию) и другим негативным социальным феноменам.

Одной из причин возникновения этого типа семьи Ле Пле считал индустриализацию, поскольку в его время такие семьи чаще всего встречались в промышленных регионах, в рабочей среде, то есть они были характерны для людей, не имеющих недвижимой собственности. Существование подобных нуклеарных нестабильных семей связано с такой системой наследования собственности, при которой обязательным является раздел наследства между всеми детьми поровну[24]. Данная система утвердилась во Франции со времен революции 1789-1794 гг. До этого главным наследником считался старший сын – ему доставалась вся недвижимость.

В корневой (т.е. расширенной одноветвевой) семье один женатый сын живет с родителями, что позволяет сохранить основную семейную собственность, то есть, недвижимость, неделимой. Прочие женатые дети живут отдельно, получая определённую долю в наследстве семьи, в виде денежных сумм и движимого имущества. Они сохраняют отношения взаимопомощи с «основной» семьей и в случае каких-либо жизненных трудностей (например, при потере супруга или недостатке средств существования) могут рассчитывать на поддержку с ее стороны. Таким образом, для корневых семей характерно сочетание независимости нестабильных семей со стабильностью и надёжностью патриархальных. Корневая семья защищает своих членов и даже боковых родственников от негативных сторон индустриального образа жизни. Кроме того, она смягчает социальное неравенство.

При преобладании в обществе корневой модели семьи (как и патриархальной) государство почти полностью освобождается от функции социальной защиты населения[25]. Такие семьи сами заботятся о пожилых, больных, нетрудоспособных, вдовах и сиротах. Так обстояло дело во всех доиндустриальных обществах.

Хотя работы Ле Пле, посвященные семье, написаны в 1870-х годах[26] и с тех пор прошло около 130 лет, его основные выводы не устарели. Устарела только применяемая им терминология. Термин «патриархальная семья» слишком неоднозначен. Разные авторы придают ему различный смысл. Но когда речь идет о патриархальной семье, то в любом случае ее «патриархальность» увязывается с характером отношений между членами семьи, то есть, с властью мужа над женой, родителей над детьми, а не с ее демографической структурой. Патриархальная семья может состоять не только из трех или четырех поколений, но и всего из двух. Многие патриархальные (в том смысле, который придают этому термину современные социологи) семьи одновременно являются нуклеарными, хотя сам Ле Пле считал патриархальными только расширенные семьи, причем лишь такие, где вместе с родителями жили несколько женатых детей.

«Нестабильной семьей» Ле Пле называл нуклеарную семью. Однако в наше время нестабильной называют семью, для которой характерны настолько конфликтные отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи, что эти конфликты с высокой вероятностью могут привести к разводу, к разделению семьи, к уходу детей от родителей. Такие конфликты имеют место не только в нуклеарных, но и в расширенных семьях.

Нормы, требующие отделения от родителей для большинства семей эти нормы невыполнимы, поскольку они слишком бедны, чтобы, при нынешних ценах на рынке жилья, купить или хотя бы снять квартиру. Если в конце советского периода, по данным переписи 1989 г. 18,1% супружеских пар в России проживали с родителями или родственниками мужа либо жены, то, по данным переписи 2002 г. доля таких расширенных семей повысилась и достигла 23,6%.[27] Правда, три четверти полных семей, то есть, семей с супружескими парами, являются нуклеарными. Но из этого не следует, что все они жили отдельно от родителей с самого момента свадьбы. Очень многие семьи сумели отделиться лишь после очень длительного совместного проживания или стали нуклеарными в результате смерти родителей.

Термин «нестабильная семья» в том значении, которое придавал ему Ле Пле, в наше время не использует практически никто. Вместо этого общепринятым стал термин «нуклеарная семья». Разумеется, не все нуклеарные семьи нестабильны и не все расширенные семьи – стабильны. Как уже упоминалось, в наше время, причем особенно в России, само противоречие между фактом совместного проживания трех поколений и социальными нормами, требующими отделения супругов от родителей, может приводить к дестабилизации многих семей.

Однако Ле Пле был по-своему прав, когда называл нуклеарные семьи нестабильными. Дело в том, что в обществах, где преобладает модель расширенной семьи (как «патриархальной», так и «корневой»), число разводов ничтожно мало. Тенденция к полной нуклеаризации семей практически всегда сочетается с тенденцией к росту разводимости до такой степени, что распад супружеских пар, независимо от его причин, уже не осуждается общественным мнением. Отсюда еще не следует, что нуклеаризация сама по себе является причиной разводов. Распадаются ведь и расширенные семьи, нередко именно из-за вынужденного совместного проживания с родителями[28]. Как нуклеаризация семей, так и дестабилизации браков вызываются общими причинами – стремлением личности к независимости от других членов семьи. Подробнее об это речь пойдет ниже.

Из терминов, предложенных Ле Пле для типологии семей, в наше время широко употребляется только выражение «корневая семья» (famille souche). Особенно прижился английский аналог этого термина «stem family» в британской и американской литературе по социологии семьи, откуда он и пришел в отечественную социологическую литературу. Однако перевод этого выражения на русский язык как «корневая семья» очень неточен и неадекватен.

Сам Ле Пле заимствовал это термин из германских источников. В его время в немецком языке употреблялись двухкоренные слова Stammfamilie («корневая семья») и Stammhaus («корневой дом»), образованные от корня Stamm (ствол, стебель). В качестве французского эквивалента (не совсем точного) он использовал слово souche, которое может переводиться как пень, нижняя часть растения, в переносном смысле как родоначальник; основание, начало; происхождение; источник. В любом случае имеется в виду происхождение семьи, а не ее дальнейшее развитие.

В свою очередь, английское слов stem не является точным эквивалентом французского souche. Однако по значению stem соответствует немецкомуStamm, на которое очень похоже по произношению и написанию. Сам английский язык, как и немецкий, относится к языкам германской группы и восходит к древнему саксонскому. Современные англичане или «англосаксы» в основном происходят от германских племен англов и саксов, переселившихся в Британию в пятом веке нашей эры. Stem означает не корень, и не пень, а ствол дерева или стебель растения. Это и более логично применительно к понятию «семья». Любая семья, как расширенная, так и нуклеарная, имеет свои корни. Вопрос состоит в том, что из этих корней вырастает.

Используя термин «корневая семья», Ле Пле имел в виду, что в таких семьях взрослые дети, даже живущие отдельно, сохраняют тесную связь с родителями, дедушками и бабушками, подобно тому, как ветви дерева неразрывно связаны с его стволом и корнями. В то же время в «нестабильной» семье такие родственные связи ослабевают и часто совсем разрушаются. Однако, исходя из этой логики, можно было и «патриархальные» семьи тоже назвать «корневыми», поскольку в них родственные связи еще сильнее, чем в тех семьях, которые считал «корневыми» сам Ле Пле.

Английское stem family соответствует немецкому Stammfamilie. Это основная семья или ствол генеалогического родового дерева. Ее образуют родители, живущий с ними женатый сын, невестка и внуки. По этой главной или основной семейной линии передаются не только фамилия (поэтому речь идет о женатых сыновьях, а не о замужних дочерях), но также и основная часть семейной собственности, прежде всего вся недвижимость.

Женатые сыновья и замужние дочери, живущие отдельно и создавшие свои нуклеарные семьи, образуют боковые ветви родового дерева. Они наследуют только часть движимого имущества. Они более независимы от старшего поколения, чем тот сын, который живет с родителями, но их связь с основной семьей сохраняется, они могут рассчитывать на помощь со стороны этой семьи, а она сама – на их помощь. Ветви не отсечены от ствола дерева.

Если переводить выражение stem family буквально, то получится «стволовая семья». Но это звучит весьма двусмысленно из-за неоднозначности слова «ствол» в русском языке и может быть увязано с термином «стволовые клетки» (который имеет отношение к биологии и медицине) или даже понято как семья мафиози, вооруженных каким-то количеством стволов стрелкового оружия. Ведь сама мафия состоит из множества «семей», как правило, больших и расширенных. Возможны разные варианты перевода с французского оригинала famille souche, но все они, начиная с буквального перевода «пеневая семья» (!) и кончая «семьей происхождения» или той же «корневой семьей» не несут в себе адекватной смысловой нагрузки. В любом случае не ясно, идет ли речь о нуклеарной семье, или о расширенной, а если о последней, то не понятно, из какого количества супружеских пар она состоит.

Поэтому, несмотря на краткость и запоминаемость термина «корневая семья», использование этого выражения представляется нецелесообразным, поскольку его смысл часто непонятен даже для научной аудитории и требует дополнительных разъяснений. Более логичен термин «расширенная одноветьевая семья», который уже не раз использовался в данной работе. По смыслу это выражение соответствует famille souche и stem family. Хотя оно значительно длиннее, но зато гораздо понятнее, чем корневая семья.

Выражение «расширенная семья» (extended family) прочно укоренилось в научной литературе как антоним столь же общепринятых понятий как нуклеарная семья (nuclear family) или простая семья (simple family). Два последних понятия – это почти синонимы. В обоих случаях имеется в виду семья, состоящая только из супружеской пары с детьми, не состоящими в браке, или вообще без детей.

Расширенные семьи бывают разных типов. Семья, где с родителями остается один женатый сын (он же – главный наследник) – это расширенная одноветьевая семья. В русском издании книги «Американская социология: проблемы, перспективы, методы» (М., 1972) в главе 10 «Семья и родство», написанной Эзрой Ф. Воугелом[29], stem family переводится как «одноветьевая семья». Это гораздо правильнее, чем «корневая семья», но и при таком варианте перевода все же неясно, о какой семье идет речь – нуклеарной или расширенной. Поэтому, более точным по смыслу представляется перевод stem family как «расширенная одноветвевая семья».

Что же касается «патриархальной семьи», по типологии Ф. Ле Пле, т.е., семьи, в которой с родителями живут несколько женатых детей, то в англоязычной литературе расширенная семья такого типа называется joint family. В буквальном русском переводе это «объединенная семья» или «совместная семья». Однако такой перевод может быть понят в том смысле, что «объединенная семья» образовалась путем объединения нескольких меньших по размеру семей, которые изначально были нуклеарными, хотя это вовсе не так. Чтобы дать представление о том, что joint family и stem family – это два типа расширенной семьи, в данной работе в качестве русского смыслового аналога joint family используется термин «расширенная разветвленная семья».

Расширенные одноветьевые семьи бывают двух основных типов – майоратного, когда главным наследником считается старший сын, и миноратного – когда в этой роли выступает самый младший из сыновей.

Расширенные семьи этих типов всегда сосуществуют с множеством нуклеарных семей, образованных теми женатыми сыновьями, которые не являются ни старшими (при майоратной системе), ни младшими (при системе минората) и живут отдельно от родителей. Разумеется, многие из этих семей в сложных жизненных ситуациях получают помощь от родителей и родственников, особенно при миноратной системе, и сами помогают им, если возникает такая необходимость. Однако они не делятся с родней всеми своими доходами на постоянной основе и в равных долях.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 406; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты