Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Проблема развития творческих способностей в теории и практике художественного образования.




В современном обществе, когда осваиваются новые области знаний и появляется все больше потребностей в новых технологиях и нестандартных решениях. Сегодня как никогда ранее в истории возникает необходимость в творческих, креативных, раскованных личностях. Серьезно рассматривается проблемы в воспитании и взращивании всесторонне развитой личности, смелой и обладающей не только знаниями и вооруженной умениями, но и способной применить их на практике так, чтобы поднять на новый уровень развития состояние интеллектуального потенциала общества.

Проблеме развития творческих способностей, условиям их формирования посвящено множество трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Неоднократно эти вопросы рассматривались в теории и практике художественного образования.

Развитию творческих способностей, эстетической и нравственной отзывчивости, интеллектуальному обогащению личности, воспитанию культуры и духовности особое внимание уделяет государство, это отражено в «Концепции художественного образования Российской Федерации». В данной концепции разработана и утверждена направленность государственной политики в сфере художественного образования, определены цели и задачи дальнейшего развития культурной политики в регионах России.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственностью за судьбу страны».

Таким образом, мы видим, что государство в высшей степени заинтересовано в появлении большего числа творческих личностей среди современного молодого поколения, ведь именно наличие творческих качеств в человеке подразумевает у него наличие самостоятельности, предприимчивости, видение целого, умение выходить за рамки стандартного мышления и находить нетрадиционные решения. Все эти характеристики способны поднять на новый уровень развитие личности и, соответственно, всего общества, что является первоочередной задачей государства. Отталкиваясь от требований государства и общества, на современном этапе этой проблемой активно занимаются психологи и педагоги.

Для дальнейшего компетентного рассмотрения вопроса необходимо дать определение понятию «творческие способности». Для этого нужно понять, почему действуя примерно в одинаковых ситуациях, люди могут достигать разных результатов. Это объясняется наличием у них определенных способностей.

Чтобы понять природу способностей, обратим внимание, что существуют общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности и присущи каждому человеку без исключения, нас же интересуют специальные способности, которые формируются и развиваются на основе общих способностей. К специальным способностям, по мнению Немова Р.С., относятся математические, лингвистические, художественно- творческие и многие другие, то есть определяются по виду специфической деятельности, в которой они могли бы проявляться [Немов Р.С, стр. вроде 376(найти книгу и страницу и внести в список лит-ры)].

В научной литературе существует множество определений способностей, также используются различные методики их развития. Например, Сластенин В.А., с точки зрения педагогики, определяет творческие способности, как те, что отражают глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения [ ].

В течение длительного наблюдения за человеком и его деятельностью, психологи выделяют два вида деятельности: репродуктивная и творческая. Первая связана с памятью, производится на основе имеющегося опыта и заключается в том, что человек повторяет или воспроизводит ранее разработанные и проверенные приемы и действия. Творческая деятельность, в отличие от репродуктивной, имеет своей целью создание нового, нестандартного и ранее не апробированного, а соответственно того, что ранее не присутствовало в выработанных навыках и историческом опыте человека.

Придерживаясь данной точки зрения можно дать определение творческим способностям с позиции психологии. Теплов М.Б. определяет творческие способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие каждого человека друг от друга, имеющие отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности или деятельностей, которая не сводится только к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [ ].

Таким образом, развитие творческих способностей учащихся зависит от их личностных характеристик и особенностей, методов и способов психолого-педагогического воздействия на них в процессе обучения, а также желания самих учащихся выявить свои способности.

Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров рассматривают определение творческих способностей, как способностей к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество [5,с].

Основываясь на приведенных выше определениях, можно сказать, что главной характерной чертой творческих способностей является наличие результата, продукт которого уникален и отличается новизной.

Важно при развитии творческих способностей учитывать возрастные особенности учащихся, так как обнаружение способностей зависит от многих индивидуальных особенностей личности, и проявляются они по-разному. Основываясь на анализе немногочисленной литературы, разрабатывающей тему сензитивного периода в креативности, выделяется возраст от 3-5 лет считающийся наиболее благоприятным для развития способностей. Но, как стало ясно из наблюдений и исторического опыта, в изобразительном искусстве художественно - творческие способности проявляются в среднем около 13 лет, у С. Рафаэля и Ж.-Б. Греза они проявились в 8 лет, у А. Ван Дейка и Джотто — в 10 лет, у Б. Микеланджело — в 13 лет, у А. Дюрера — в 15 лет [4:Рубинштейн,с 573].

Развитие специальных способностей начинается еще в дошкольном возрасте и происходит в основном во время игр, которыми руководят родители или воспитатели в саду. Для получения хорошего результата в ходе воспитательного и развивающего процесса важно заинтересовать ребенка, не делать игры обыденностью, всегда применять новые ситуации или приемы, а также обязательно поощрять успехи ребенка и компетентно помогать исправить ему недостатки и понять ошибки. В играх детей проявляются первые предпосылки художественно- изобразительные способности, двигательные, конструкторские, организаторские, а также иные творческие способности.

По мере взросления ребенка и с моментом прихода осмысленности в его действия, развитие способностей происходит во время трудовой и учебной деятельности, немалое влияние оказывает также и социальная среда, семья, иная деятельность, в ходе которой ребенок узнает что- то новое. Происходит развитие посредством мотивации, поощрения и порицания, а также на основе заинтересованности ребенка. Рубинштейн пишет, что «развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обуче­ния содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства». [Руб.с.579.]

Дальнейшее развитие, которое затрагивает возраст 10-14 лет, в соответствии с которым и строилась наша исследовательская работа, происходит благодаря руководству педагогов, в кружках, за счет самоконтроля и осуществляется в ходе трудовой, учебной и творческой деятельности, внеклассных мероприятий, самостоятельных проектов.

Роль развития творческих способностей имеет огромное значение в старшем школьном возрасте, потому что этот период является самым благоприятным для творчества как устойчивой характеристики.

Существует ряд работ, в которых описывается «всплеск» творческого потенциала и способностей у старших школьников (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, В. С. Юркевич). Именно в этом возрасте творчество подростков предрасположено к самоизменению, эмоциональной выраженности, спонтанности. В старшем школьном возрасте учащиеся могут обдуманно ставить перед собой творческие и учебные задачи и решать их. Учащиеся осознают свою индивидуальность, непохожесть на окружающих, стимулируется познавательная деятельность и проявляется особый интерес к творчеству и учебной деятельности. Все это не только влияет на творческие способности, но и расширяет кругозор.

Развитие подразумевает под собой процесс динамический и соответственно происходит он во время осуществления какой-либо определенной деятельности, в нашем случае это занятие изобразительной и художественной деятельностью, которая отражает качество учащегося создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения, обладающего креативностью.

Так, Дж.Гилфорд дает определение креативности, как общей способности человека к творчеству, проявляющиеся в различных сферах его активности, рассматривая ее при этом как относительно независимый фактор одаренности [http://www.pcih.ru/sposob/116.html].

Как и у любого процесса, у развития креативности сложились различные концепции развития. Дж. Гилфорд в своей концепции связывает дивергентное мышление с творческими способностями. Считая, что обладая дивергентным типом мышления, человек направляет все свои усилия на поиск не единственно верного возможного решения в данной ситуации, а ищет различные варианты решений по разным направлениям для нахождения как можно большего числа вариантов решений проблемы.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, выделяют такие универсальные креативные способности, как реализм воображения, умение видеть целое и конечный результат, способность самостоятельно создавать альтернативу, а не действовать на основе принятого алгоритма действий, способность к экспериментированию и анализу [13, 54-55].

Г.С. Альтшуллер, Ефремов В.И. Викентьев И.Л. [http://www.triz-ri.ru/triz/triz2.asp], а также другие ученые и педагоги, работающие над созданием методик и программ творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) выделяют следующие способности творческого потенциала: способность рисковать, наличие дивергентного мышления, его гибкость и скорость, способность к оригинальности и изобретательности, богатое воображение, высокие эстетические ценности, интуиция [14].

Таким образом, развитие творческих способностей – это многосторонний, сложный процесс, который основывается на выработке у учащихся качеств, отвечающих за оригинальность идей, неповторимость подходов к решению задачи, напряженность мышления во время поиска ответов.

На основе обозначенных составляющих творческих способностей можно выделить следующие компоненты, являющиеся обязательными в процессе развития творческих способностей: воображение и мышление. Поэтому развитие качеств мышления (интеллектуальная инициатива, нестандартное мышление, интуиция и т.д.), задействованных в формировании креативности и развитие воображения и фантазии являются основными направлениями в проблеме развития творческих способностей.

Связь креативности с развитием воображения в проблеме творческих способностей подтверждается в работах Рибо Т., Л.С. Выготского, Я. А. Пономарева. Воображение напрямую зависит от опыта человека и его многосторонности, чем богаче опыт и величина степени разносторонности личности, тем больше так называемого «рабочего материала», из которого создаются объекты фантазии.

Однако множество сформулированных понятий о способностях, в общем, и творческих в частности, делают невозможным существование единого подхода к их формированию и развитию. Но мы можем выделить условия успешного развития творческих способностей на основе научных трудов, литературы по педагогике и психологии. Так С. Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей человека. «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей».

Важным условием в воспитании творчества является компетентное руководство и педагогическое содействие. Педагогами детских художественных школ оказывается помощь учащимся в реализации замыслов и содействие в самовыражении эмоций и чувств, также развивается творческое воображение, фантазия, проектное мышление и прочие качества, сопутствующие процессу творчества.

Требуется индивидуальный подход к учащимся из-за значительных различий в личностном развитии, а также необходимо учитывать, что развитие творческих способностей происходит на основе усваивания учащимся знаний в ходе обучения, отсюда следует, что обращение к особенностям каждого ученика помогут педагогу качественно направлять развитие творчества учащегося.

Успешность развития творческих способностей зависит от создания обстановки, опережающей развитие учащихся, создание определенной системы отношений, способствующей стимулированию деятельности ребенка, способствующие напряжению умственной и познавательной активности.

Предоставление неограниченного количества методов и техник, способствующих решению поставленных задач, овладевая которыми учащийся сможет разрабатывать собственные нестандартные алгоритмы действий.

Важно учитывать комплексность при развитии способностей у детей, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развитие какой – то одной из способностей, не уделяя внимания развитию иных, связанных с ней способностей, практически нельзя. В контексте педагогического содействия развитие творческих способностей должно представлять собой целенаправленный процесс, учитывающий также психолого-педагогическую характеристику учащихся.

Проблема творческих способностей и условия их развития уже достаточно долго находит отражение в трудах психологов и педагогов, однако до сих пор является противоречивой. До сих пор существует расхождение в определении творческих способностей и подходов к их развитию, поэтому эта тема является все такой же актуальной. В нашем исследовании мы связываем ДПИ, искусство создания театрального костюма с развитием творческих способностей и проявлением креативности, так как именно в ДПИ существует множество способов выразить себя, проявить инициативу и использовать любую из огромного количества доступных техник. Так, например, Б. М. Теплов полагает, что успешное творческое выполнение деятельности может быть достигнуто психологически различными путями. «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, так же разнообразны, как разнообразны человеческие способности» [ ].

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты