КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура и мифЧто такое миф? Иметь ответ на поставленный вопрос важно хотя бы потому, что миф тоже достался современности от «примитивного» состояния человечества и продолжает (то подспудно, то открыто) жить в людях, и даже развиваться, приобретая все новые и новые формы. Если подходить к мифу сугубо формально, то он, наряду с языком, представляет собой один из древнейших компонентов любой культуры. Этим и объясняется, почему на протяжении длительного времени наблюдается теснейшая связь их не просто параллельной, но взаимной эволюции. По сути своей миф есть начальный тип целостного мировоззрения, ибо, подобно религии или философии, он дает внутренне организованное описание как внешних по отношению к нам явлений, так и всего того, что человек привнес в этот мир, включая придуманные им многочисленные институции. В мифе нашла свое первое выражение извечная потребность личности дать всему объяснение. Именно неизбывное стремление человека классифицировать действительность объясняет живучесть мифа. Отличие же его от иных методов познания заключается в установлении причинно-следственных связей между событиями и процессами на чувственном, а не логическом уровне. Тем не менее миф создает модель подлинной реальности, т.е. предлагает свою символическую форму действительности, не менее законную, чем прочие (например, искусство и т.п.). Но он отражает веру в определенную структуру бытия. Вечная потребность психики в последнем обстоятельстве постоянно воспроизводит ее склонность к мифотворчеству. Учтем также такую немаловажную и чрезвычайно удобную для егоносителя черту мифологического сознания, как его некритичность к себе и своей продукции. Оно попросту не воспринимает того, что не отвечает ему, а тем более противоречит. В частности, оно нетерпимо к борьбе мнений в обществе. Поэтому естественной выглядит пронизанность советской жизни мифологемами сверху донизу. Мифология Она является, как мы видели, одним из способов познания мира. Хотя она и уступает логосу в аналитической оценке действительности, сказанное выше подводит к тому, что различия между ею и разумом, ею и историей никогда не были абсолютными. В раннее время миф создает свою явь при помощи сверхъестественных подходов – через включение в ее ткань иного пространства и времени. Отсюда в мифологическое мышление любых эпох приходят всепронизывающие их мистика и магия. Настоящая мифология всегда начинает с изложения своей версии космогонии и антропогенеза. В дальнейшем она развивается в повествованиях о культурных героях (даровавших огонь, изобретших ремесла и т.д.), о рождении и воскрешении, об основании и основателях поселений... Из нее же рождаются и милленаристские и мессианские учения в их сочетании с эсхатологией (толкующей об исходе телесного мира и конечном воздаянии). Миф есть предмет веры. А сказка – миф, в который перестали верить безусловно. Глубокое понимание полного круга поднятых здесь проблем находим у А.С. Пушкина в его краткой, но восхитительно емкой формуле «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Насколько это замечание верно, доказывает версия происхождения легенд о туповатых и опасных великанах, адресующаяся к взаимодействию кроманьонцев и неандертальцев. Известно, что вторые стояли на более низком уровне интеллектуального развития, чем первые, но значительно (до двух раз) превышали их ростом. В мире, где физическая сила нередко играла решающую роль, они были опасными противниками наших предков. Античная мифология питала европейскую мысль, изобразительное искусство и литературу до конца XIX в. Старые, преодоленные христианством мифы романских племен, славян и германцев были поглощены фольклорной основой их культур. Вспомним хотя бы гномов, эльфов, драконов и великанов Запада или волшебных персонажей русских сказок. Оттуда же черпали свои образы и сюжеты Л. Кэрролл, и Дж.Р.Р. Толкин, из подражания которому вырос целый новый жанр «фэнтези». Дэвы и джинны арабов и персов происходят от божеств Древнего Востока, нечисть тюркских легенд – из доисламских верований в духов, и пр. А обязанная своим появлением католическому и протестантскому рационализму мифология разума породила научную фантастику. Миф и психология Об их неразрывной взаимообусловленности мы уже упоминали. Поэтому остановимся лишь на еще двух принципиальных аспектах их отношений. Миф как результат эмоциональных реакций человека на среду имеет самостоятельную нравственную и моральную ценность. Следовательно, его развитые формы открывают уникальный материал для выявления структуры, порядка и динамики как психической жизни, так и этической мотивации индивидуума и социума. Поэтому его информацией в своих целях оперируют не только филологи, антропологи и исследователи персонального и коллективного бессознательного. Возникающие на его почве возможности манипуляции сознанием в сторону утверждения любой безальтернативности широко применяются во всякого рода рекламе, от продвижения на рынок товаров до политических технологий в их тоталитарном, диктаторском и демократическом вариантах. Сюда относится и конструирование мифов с использованием соответствующих магических и мистических элементов, что, в свою очередь, крайне опасно в двух направлениях. Во-первых, произведенные подобным образом «новоделы» отрицательно влияют на психику их потребителя. Во-вторых, легкомысленное обращение с оккультными практиками мстит тем, кто к ним прибегает, фатальной деформацией их собственного «духовного тела». Функции мифа в обществе Изначально миф сосредоточивал в себе все метафизические параметры и прикладные предписания, необходимые для выживания и успешной жизнедеятельности его носителей. Поскольку он призван объяснять происходящее, то из него выросли, скажем, образовательные основы культуры. В его же рамках были сформированы первые этические нормы. Он наложил свой неизгладимый отпечаток и на ритуал. В социальном плане миф санкционировал принятую структуру общества. Например, у индоевропейцев с их трехчастной, досконально изученной антропологом Ж. Дюмезилем, моделью (жрецы-правители, воины, крестьяне) миф апеллировал для этого к явственной природной иерархии. Здесь существует четкое и неоспоримое здравым смыслом деление зримого мира на три сегмента: высшее небо; срединное, непосредственно над землей, пространство обитания человека и животных; низшая земля с ее подземной средой. Их единство обеспечивает связывающая их мировая ось. Ее воплощением считались, в том числе и в культе, принадлежащие сразу всем трем стратам дерево (крона, ствол, корни) или гора (вершина, склоны, подножие) как место обитания верховного божества-громовержца. Потому-то древние балты и славяне полагали местом обитания бога молнии и грома (Перкунас или Перун) дуб, в кроне которого во время грозы образуется статическое электричество. Оттуда же берет исток одна из самых архаичных по происхождению доктрин – о модной нынче властной вертикали. В ранних сельскохозяйственных обществах миф также практически и идеологически обосновывал одомашнивание растений и животных. Благодаря ему и само сельское хозяйство стало с тех пор частью мировосприятия, фактором, символизирующим стабильность и предсказуемость как космического порядка, так и структуры социума. Отсюда проистекают не только ненаигранная сила убежденности современных рядовых членов русских партий аграриев и коммунистов (да и массовки фермеров-антиглобалистов по всему миру) или языческая натура их взглядов и их неискренность в демонстрируемой ими на публику приверженности христианству. Отсюда исходит также и необходимость учитывать при планировании и проведении модернизации сложившиеся тысячелетиями, а потому крайне устойчивые, стереотипы. В силу их базового характера их нельзя начисто ломать. Это приведет к хаосу сознания и, значит, поставит крест на перспективах национального возрождения. Успех реформ зависит, следовательно, от того, насколько удачно они будут адаптированы к актуальным вызовам и потребностям. Таким образом, оригинальная мифология дает нам фактически полное представление о мире создавшей ее культуры. Она стоит у истоков формирования морали, космологии и истории, поддерживает общественную природу человека. И даже сейчас, в технологических цивилизациях, мифологические формы мышления составляют, как было показано выше, их глубинные основы, связывая, в частности, индивида и группу. Миф в Новое и новейшее время Как всякий феномен, природа которого символична, миф не просто отражает окружающее, но в ходе самого этого процесса порождает в себе и транслирует вовне себя собственную реальность, которая с момента своего возникновения становится непосредственной данностью для миллионов людей. Например, одним из последствий культа Разума, проповедывавшегося эпохой Просвещения, стал миф о победоносной социально раскрепощающей революции. Он, в свою очередь, привел к завоевательной модернизации Европы Бонапартом, что наложило неизгладимый отпечаток на последующее развитие мира в целом. Мифология вообще всегда особенно охотно использовалась и используется в разного вида рекламе, в политике и политиками в собственных, нередко тактических, а то и частных, целях. Достаточно упомянуть риторику президентов СШАР. Рейгана об СССР как «империи зла», Дж. Буша-младшего об «оси зла» и аналогичные советские конструкции в ответ на первую из них. В том же ряду экзерсисы наших идеологов разных периодов о мировом заговоре (банкиров, евреев, империалистов, далее по тексту), преступной НАТО, интригах «мировой закулисы», движущих глобализацией и пр., да и само гипертрофированное восприятие нынешнего этапа транснационализации, разворачивающейся на самом деле непрерывно с начала «неолитической революции». В тоталитарных обществах миф исполняет особую функцию. Нерациональность их политических и экономических систем нуждается (ради сохранения социума в состоянии, подконтрольном правящему классу) в специфических формах компенсации людям за наложенные на них ограничения. Тут-то и востребуется мифология как средство групповой мобилизации. Она активно эксплуатирует для этого историю, а также самообольщение, энтузиазм, единство, доверие, наконец, просто наивную веру масс. Поэтизация далекого и недавнего прошлого, вне зависимости от того, какова была призываемая на подмогу подлинная реальность, транслирует героику в настоящее и будущее. Из обыденной жизни («чтобы быть достойными наследниками деяний предков») вместо перманентного повышения ее уровня для каждого вымучивают бесконечные сериалы подвигов. Так в нашей стране выдумывались битвы за урожай, покорение природы, всенародные стройки коммунизма, повороты рек и т.д. А постоянная стимуляция идущей из детства и присущей любому иррациональной жажды утешения продуцирует не только патернализм властей и непотизм управляемых, но и культ судьбы и удачи, якобы способной самопроизвольно разом все превратить в индивидуальный (коллективный) земной рай. Из этого культа уже в наше время трудно пробивающей себе дорогу представительной демократии берутся как материал для заполонивших эфир игровых программ, так и вера в «волшебную палочку» народовластия, закона, суверенитета, самодостаточности нации, закрытого регионализма. Им (по выбору в зависимости от конкретных обстоятельств) приписывается магическое родовое свойство решать самые насущные проблемы людей без особых усилий с их стороны (ограничивающихся, к примеру, вместо самоогранизации в самоуправляющееся гражданское общество, федеральным и региональным голосованием один раз в четыре года). То же надо сказать о доверчивости к обещаниям, обязательствам, клятвам политиков и их осуществимости, к искусно создаваемому, вне зависимости от действительного содержания личности, образу «своего парня». Данная технология работает в России не хуже, чем в США или где-либо еще. Остается сказать, что явление политического мифа чрезвычайно устойчиво, поскольку он сохраняет ресурс группирования и направления людей в нужную заказчику сторону, в частности, формирования из них партий, движений, борцов за идею и т.п.
|