Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Прав человека




К концу ХХ века, точнее в последнее десятилетие, в СССР, а позднее в России проблема прав человека, а затем защиты прав человека стала занимать одно из центральных мест в теории государства и права, постепенно переходя в отраслевые юридические науки[51].

Существенные изменения всех сторон общественной жизни в конце ХХ – начале ХХI века в России создали предпосылки к возрождению естественно-правовой либеральной школы, которая получила свое развитие в теории прав человека. В системе общественных наук формируется новая отрасль научных знаний, именуемая теорией, историей и практикой прав человека, одним из основоположников которой по праву можно считать Б. Л. Назарова, решительно выступившего за признание науки о правах человека как учения об основных, наиболее общих закономерностях возникновения и развития истории, теории и практики этих прав[52]. Один из первых исследователей природы прав человека в современной юридической науке Ф. М. Рудинский обратил внимание на универсальность концепции прав человека. Универсальная природа прав человека проявляется в том, что они принадлежат всем людям. «Каждое право человека, – пишет Ф. М. Рудинский, – принадлежит отдельной личности, неотъемлемо от нее и не может быть отчуждено каким-либо способом. Но вместе с тем вся система прав человека имеет величайший социальный смысл. В сущности, это способы защиты человечества от многочисленных угроз его существования. По своему социальному назначению права человека – средства защиты, с помощью которых человечество стремится отразить угрозу термоядерной катастрофы, опасности экологического кризиса, рост международной преступности и наркомании, голод и нищету, господствующие во многих странах, СПИД и другие угрожающие всему миру опасные явления»[53].

Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день естественно-правовая концепция прав личности по-прежнему актуальна, однако трактуется в несколько ином ключе. Сохранение же в названии теории понятия «естественные» права (т. е. natural – природные) является скорее данью традиции. Считается, что права личности «естественно» следуют из сложившейся на том или ином историческом этапе системы общественных отношений. Это позволяет отдельным авторам говорить о естественных правах в материалистическом понимании (Н. В. Витрук, П. Е. Недбайло, В. А. Туманов и др.)[54] и естественно-исторических правах (В. С. Нерсесянц)[55].

С. С. Алексеев эту категорию прав считает возможным называть непосредственно-социальными правами, так как признание того, что человек рождается свободным, исходит не от природы, а зависит от таких социальных факторов, как уровень общественного правосознания, степень развитости политических и юридических институтов[56]. То есть исходный посыл концепции прав личности о прирожденности этих прав было бы правильнее трактовать как указание на юридический факт рождения, с которым, в свою очередь, и связывается обретение человеком правоспособности.

К поиску новых методологических подходов в современном правопонимании в области прав человека были обращены исследования В. А. Туманова, B. C. Нерсесянца, Л. С. Мамута, В. Д. Зорькина. В работах указанных авторов права человека представлены как политический или конкретно-исторический феномен, как явление нравственное или социально-психологическое, а также явление педагогического, воспитательного характера.

Права человека основаны на принципе «личность в государстве», это политический феномен. Являясь элементом политической жизни, они, с одной стороны, стали средством противостояния произволу представителей государственной власти и сохраняют свой потенциал в качестве механизма контроля за администрацией, ограничивают всевластие государства, чтобы не дать последнему перерасти в тоталитаризм. С другой стороны, они преодолевают отчуждение власти от народа, широко привлекая население к формированию и участию в деятельности государства и других политических структур. С рождением прав завершилась эпоха абсолютизма власти.

Права человека – гуманистическое и глубоко нравственное явление. Они юридическим языком выражают и проводят в жизнь нравственные императивы добра и справедливости.

Права человека – это социально-психологическое явление, т. е. особый мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, отражающих место человека в обществе и природе, его возможности, потребности, а также обязанности и ответственность.

Становление информационного общества требует осмысления прав человека и как педагогического, воспитательного явления. Гуманитарная культура и образование, связанные с формированием гражданственной личности, умеющей пользоваться своими правами и защищать их, накапливают дидактические материалы для этого.

Права человека – это конкретно-исторический феномен. Они возникли эволюционно и естественным путем у западных народов и стали лозунгом революционных преобразований в Европе конца XVIII в.

Активное развитие теории прав человека в России характеризуется прежде всего преемственностью с либерально-правовыми концепциями русских ученых-правоведов конца XIX – начала XX в. Оставаясь основными, базовыми, эти концепции в современной интерпретации подверглись существенному изменению.

В современной российской юридической науке получили признание следующие концепции: о науке прав человека[57]; теории трех поколений прав человека[58]. По поводу последней необходимо высказаться более подробно, поскольку она, на наш взгляд, занимает одно из центральных мест в современной теории прав человека. Особую значимость ей придает тот факт, что на базе теории трех поколений прав человека формируется и практика осуществления прав человека.

Традиционно выделяли определенные хронологические границы формирования учения о поколениях прав человека. Приблизительно с середины 70-х гг. XX в. эта идея была дополнена учением о «трех поколениях», разделившим все права на три группы. Впервые концепцию трех поколений прав человека выдвинул французский ученый К. Васак[59]. Согласно его представлению юридическую концепцию естественных прав человека, которую относят к правам первого поколения, выработали древнеримские юристы, а затем Гуго Гроций, Руссо, Монтескье, Локк. В современной трактовке к первому поколению относят гражданские и политические права, которые называют «негативными».

В результате модификаций в социальной системе стран Западной и Центральной Европы в конце XVIII в. появились предпосылки к формированию второго поколения прав человека – социально-экономических прав, которые теперь называют «позитивными», поскольку для их реализации требуются конкретные акции государства.

В конце XIX – начале XX вв. неблагоприятная ситуация, связанная с резким расслоением буржуазного общества на тех, у кого высокие стартовые условия, и тех, у кого эти условия крайне низкие, стала предпосылкой к формированию идеи социального реформирования общества. Смысл этих реформ заключался в том, чтобы сгладить указанные различия между основными слоями населения. В этих целях, например, в Германии был принят Манифест германского кайзера 1881 г., по которому устанавливалась единая система социального обеспечения в форме социального страхования. В последующем Веймарская Конституция 1919 г. закрепила возможность каждого человека добывать себе содержание трудом и право на социальное страхование в случае старости, болезни и т. д. Так было положено начало процесса формирования второго поколения прав человека. Сравнивая права и свободы человека первого поколения с правами второго поколения, следует признать, что они отличаются друг от друга. Права человека первого поколения в политической и правовой мысли квалифицировались как право на защиту от какого-либо вмешательства, и в первую очередь – государственного, в осуществление гражданских и политических прав. Иная природа у прав второго поколения. Для их осуществления, наоборот, государству предписывается осуществлять активную деятельность по выработке и внедрению тех социальных программ, реализация которых обеспечила бы права человека.

К третьему поколению К. Васак отнес так называемые коллективные права, основанные на солидарности людей, и потому он назвал их правами «солидарности». Сюда он причислил права на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию, которую он связал с концепцией нового международного информационного порядка[60]. Эти права К. Васак предлагал закрепить в третьем Пакте, проект которого был им разработан[61]. Данная концепция заняла одно из основных мест в современной теории прав человека в России. Концепция «трех поколений» использовала хронологический критерий, т. е. актуализацию для человечества определенных ценностей и возникновение новых исторических возможностей для их реализации.

В современной России изучение прав третьего поколения привело к формированию теории «прав народов», на что обращает внимание Е. А. Лукашева: «Права народов не являются правами индивидов, а принадлежат коллективу людей, образующих народ или нацию, и не могут быть реализованы отдельной личностью. В процессе реализации прав народов каждое отдельное лицо, входящее в состав того или иного народа, используя свои права и свободы (свободу слова, печати, собраний, право участвовать в выборах и т. п.), выражает свое отношение к тому или иному вопросу. Мнение большинства, выраженное таким образом, и составляет волю всего народа»[62].

В настоящее время природа прав третьего поколения продолжает изучаться. Так, Р. А. Мюллерсон полагает, что третье поколение прав человека можно назвать правами человека и правами народов, поскольку они содержат в себе права всех людей: на мир, на здоровую окружающую среду, на прогрессивное социальное и экономическое развитие конкретного общества и всего мирового сообщества. Отсюда делается вывод о том, что права третьего поколения принадлежат как каждому отдельному человеку, так и каждому народу и человечеству в целом[63].

Изучение теории, истории и практики прав человека может основываться не только на хронологических границах. Формирование новых научных подходов, концепций, теорий в области прав человека имеет свою собственную значимость, свое научное измерение.

Так, Л. И. Глухарева предпринимает попытку выявления системы научных подходов к изучению прав и свобод человека в виде научных картин. Таковых, как ей представляется, имеется три: классическая, неклассическая и постнеклассическая[64]. Классическая картина как исторически первая складывалась на взлете процессов индустриализации и модернизации западного общества, которые дали толчок к формированию техногенной цивилизации. Неклассическая картина отличается от предшествующей тем, что в противовес единственно истинной теории прав человека допускает истинность другого (других) теоретического описания прав, при этом предполагается, что в каждом из них содержится момент объективно верного знания[65]. Постнеклассическая картина отражает не столько развитие в реальности института прав человека, сколько изменение общественного и научного сознания их восприятия. Методологический подход при этом мыслится в технологии синтеза разнопредметных знаний о правах, в создании новых «конфигураций» из знаниевых комплексов, традиционно относящихся к различным дисциплинам. Все это вызывает к жизни «атмосферу интеллектуальной гибкости и «перекрестного опыления», отразившуюся в практике открытого «разговора» между различными взглядами, различными словарями, различными культурными парадигмами»[66].

Необходимо отметить оригинальный научный подход выявления концепций прав человека, предпринятый А. Н. Цукановым[67]. В своем исследовании он выделяет политико-правовые концепции (помимо современной, это доктринальная, общая, новая и азиатская концепции прав человека); естественно-правовые концепции (концепция абсолютных прав, либерального индивидуализма, общественного договора); теологические концепции (христианская, исламская концепции прав человека, права человека в даосизме). Он предпринял успешную попытку выявления основных направлений научно-правового осмысления фундаментальных концепций прав человека, а также прогнозировал дальнейшее развитие научных взглядов по проблеме защиты прав человека в деятельности полицейских сил.

Основные подходы к исследованию теории и практики

защиты прав человека в отечественном правоведении

Современные научные направления исследования защиты прав человека неразрывно связаны с историческим процессом эволюции учения о правах человека, где каждый исторический этап развития человечества характеризовался определенной концепцией их понимания[68].

Право человека на защиту своих прав и свобод впервые было официально сформулировано в Итоговом документе Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе[69].

Формирование научных подходов к исследованию категории «защита прав человека» обусловлено активным развитием теории прав человека в России[70].

Надо заметить, что современные отечественные научные исследования прав человека вбирают в себя как достижения общечеловеческой философской и правовой мысли, так и соответствующие разработки российских ученых, не только дореволюционного (1917), но и послереволюционного, так называемого советского периодов. Это одна из причин того, что отечественные исследования прав человека приобретают все более зрелый и фундаментальный характер.

Идея защиты прав человека, их утверждение как величайшей общечеловеческой ценности всегда оказываются связанной с качественным уровнем научно-теоретического осмысления, прежде всего, самого понятия «права человека».

На протяжении всей мировой истории принятие основополагающих нормативных актов о защите прав и свобод человека и гражданина, являясь значительным культурным завоеванием, знаменовало переход к новому этапу развития общества, совершенный под воздействием прогрессирующего учения о правах личности. В этом контексте развивающиеся философско-правовые концепции, наряду с объективными социально-экономическими факторами, стимулировали национальные (а затем и международную) правовые системы к движению вперед, к максимальному обеспечению высокого статуса личности.

В связи с принятием новой Конституции (1993) в Российской Федерации провозглашен курс на построение правового государства, конституционно признаны и взяты под защиту государством права и свободы человека. Применительно к защите прав человека появляются научные исследования таких категорий, как «защита права», «правовая защита человека», «самозащита», «защита прав человека»[71].

В современной России практика использования понятия «правовая защита» сложилась прежде всего в правотворческой деятельности. Обращая внимание на большое число законов, в которых термин «правовая защита» нашел нормативное закрепление, А. В. Стремоухов делает вывод о том, что явление, отражаемое указанным понятием, «стало неотъемлемым компонентом юридической практики и правовой «материи», реальным феноменом государственно-правовой жизни общества»[72]. Это дало мощный импульс к разработке и формированию отечественной концепции прав человека и их защиты.

В течение сравнительно короткого времени правозащитная проблематика превратилась из узкопрофильного в генеральное направление развития российской юридической науки. И в этом нет ничего неожиданного и необычного, ибо и наше общество в целом, и каждый отдельный человек, государство и общественные организации все более и более осознают, что жить и действовать «по правилам прав человека» – это значит пользоваться подлинным уважением, свободой и справедливостью, это значит придавать своей жизни все больший и больший правовой комфорт и социальную стабильность.

Однако как в научном, так и в практическом плане нашему обществу предстоит приложить еще немало усилий к тому, чтобы эти права превратить в действительную ценность для каждого и для всех.

Анализ специальной научной литературы показывает, что к настоящему времени в российском правоведении уже сложилось несколько достаточно обособленных направлений в исследовании защиты прав человека.

В рамках первого направления основной акцент делается на онтологические проблемы прав человека. По этому признаку его можно назвать философско-правовым подходом. Здесь теоретическому анализу подвергаются вопросы происхождения прав человека и логика приобретения ими юридической природы. Именно под таким углом зрения осуществлены исследования прав человека учеными И. Е. Фарбером, Е. А. Лукашевой, Н. В. Витруком, Б. С. Эбзеевым, Б. Л. Назаровым, Ф. М. Рудинским и мн. др. Они выявили и детально рассмотрели такие важнейшие свойства этого явления, как сущность прав человека, их абсолютность и неотчуждаемость, а также закономерное в их соотношении с правом субъективным и объективным. Обобщая научно-практическую полезность такого рода исследований, можно сделать вывод о том, что основная ценность философско-правового подхода заключается в его способности раскрыть социально-природные и юридические источники прав человека как единого и целостного образования. И именно в этом качестве, во многом «незнакомом» как для объективного, так и для субъективного права, философско-правовой подход предлагает научной общественности, законодательным и правоохранительным органам воспринимать права человека и развивать идеи защиты прав человека.

Не менее значимым как для теории, так и для практики является активно развивающееся в последние 5–6 лет понимание прав человека как особого способа правового регулирования общественных отношений. Это, если можно так сказать, регулятивный подход к проблемам прав человека. Он основан на признании того, что права человека, признанные международным сообществом и государством, привносят и в международно-правовую, и в национально-правовую системы соответствующие режимы, порядки и алгоритмы их правового осуществления. Такой регулятивный эффект прав человека нашел теоретическое обоснование в работах В. Н. Карташова, М. Ф. Орзиха, Н. И. Матузова, А. В. Малько и мн. др., которые убедительно показали, что имплементация прав человека в правовые системы с неумолимой логикой ведет к коренным преобразованиям в механизмах правового регулирования. Прошлое многих государств и опыт новой, демократической России подтверждает эту закономерность. Благодаря такому фундаментальному выводу становится очевидным, что внимание к правам человека является общим ориентиром, объединяющим правовые системы всех тех государств, которые приобрели качество правовых. Это означает, что ни у одного демократического общества нет какого-то особого (выпадающего из этой логики) пути в эволюционном развитии его правовой системы. Регулятивные свойства прав человека унифицируют практику правового общения человека и государства, человека с иными субъектами правовой системы. В результате этого сами правовые системы приобретают схожие и даже общие черты. Однако это не приводит к обезличиванию правовых стандартов демократических государств. Наряду со сказанным, нельзя не отметить и такую регулятивную ценность, которую вносят права человека в правовые системы обществ, как четко обозначенный предел правовой регламентации деятельности человека.

Попытка дать обобщенную оценку исследованиям прав человека в регулятивном ракурсе приводит к выводу о признании наличия методологической базы для проведения научно обоснованного и продиктованного потребностями практики анализа под таким углом зрения на права человека, который дает возможность ответить на вопрос: каким образом выстраивать систему правового регулирования общественных отношений в правовом государстве.

По нашему мнению, в одном ряду с указанными направлениями исследования прав человека стоит и правозащитное направление. Суть этого подхода заключается в понимании того, что права человека только тогда превращаются в реальную ценность, когда они надежно гарантированы и защищены. Наиболее полное исследование этого аспекта прав человека имеется в работах А. Я. Азарова, Л. Б. Алексеева, В. М. Баранова, П. П. Баранова, Л. И. Глухаревой, П. П. Глущенко, В. Я. Кикотя, А. С. Мордовца, В. П. Сальникова, А. В. Стремоухова, Э. Л. Строунинга, А. Н. Цуканова и др. Эти авторы последовательно проводят мысль об обязательном включении в определение общего понятия «права и свободы человека» указания на необходимость их защиты. Основным доводом в пользу именно такого понимания прав человека выступает тот факт, что защита прав человека основывается на таком праве человека, как его «право на правовую защиту». Это право, по мнению вышеназванных ученых, не имеет никаких иных целей, кроме как устранять помехи на пути осуществления всех иных прав человека, восстанавливать уже нарушенные права и под угрозой применения мер принуждения делать невыгодным их нарушение. По нашему мнению, основная научная и теоретическая ценность такого подхода в понимании прав человека заключается в том, что он ориентирует на поиск все более действенных средств и механизмов бесперебойного воплощения прав человека в жизнь.

Всестороннее осмысление методологического и прикладного значения истории, теории и практики защиты прав человека выступает непременной предпосылкой действенности всей правозащитной системы. И именно это обстоятельство диктует признание целесообразности обособления правозащитного направления в исследовании прав и свобод человека. Достаточно серьезной попыткой провести научный анализ понятия «правозащитная система» можно считать проведение научно-методического семинара в Нижнем Новгороде в сентябре 2002 г. на тему: «Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации». На этом семинаре В. Н. Карташов дал следующее определение правозащитной системе: «На наш взгляд, в самом общем плане под правозащитной системой следует понимать единый комплекс взаимосвязанных государственных и негосударственных организаций и отдельных лиц (правозащитников) и юридических явлений (права, правосознания, правовой культуры, разнообразных видов юридической практики и т. д.), с помощью которого эффективно и качественно осуществляется защита (охрана и т. п.) прав и законных интересов людей и их объединений»[73]. Материалы этого семинара являются безусловным вкладом в развитие правозащитного направления юридической науки в России.

Другим, не менее важным событием научной жизни в России стало проведение Всероссийской научно-практической конференции «Права человека в России и правозащитная деятельность государства» (к 40-летию НИИ Генеральной прокуратуры Российской Федерации), состоявшейся в Научно-исследовательском институте проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ 12 мая 2003 г. В связи с этим вызывает определенный интерес позиция, высказанная А. Я. Сухаревым: «Два аспекта актуализируют правозащитную проблематику в современной России. Первый несомненно связан с выходом из тоталитарного прошлого и строительством новой демократической государственности. Другой аспект вытекает из статуса России в мире, ее международных и европейских обязательств. Выбор, который сделала страна в пользу демократии и свобод, оказался более трудным испытанием, чем предполагали политики на старте реформ. Стратегическим просчетом реформаторов оказалось дистанцирование государства от управления социально-экономическими процессами и, как следствие, облегченное восприятие регулятивной самодостаточности рынка»[74].

В русле слияния правозащитного и регулятивного направлений находится, на наш взгляд, проблема правозащитного регулирования. Без глубокого научного осмысления такого понятийного ряда, как право на правовую защиту, правозащитная деятельность, правозащитное регулирование, метод и механизм правозащитного регулирования, правозащитная система, трудно представить возможность успешного изучения проблемы права на правовую защиту прав человека. Практически каждый из видов прав человека нуждается в скрупулезном и детальном исследовании с точки зрения его ценностно-регулятивных характеристик, с учетом которых оно должно быть закреплено в действующем законодательстве и преломлено в правореализационной практике. Однако в силу того, что право на правовую защиту прав человека призвано «обслуживать» всю систему прав человека и что оно концентрированно выражает ее юридическую природу, очевидна особая важность первоочередного уяснения именно его регулятивной ценности.

Ценность права на правовую защиту прав человека основана на правовой необходимости защиты прав человека и возможности ее правового способа осуществления. Полномасштабное уяснение этого, казалось бы сугубо теоретического, положения является обязательным условием решения прикладных задач в области законотворчества и правореализации. Уяснение данного положения обусловлено, в первую очередь, универсальностью концепции прав человека, в которой воплотились и религиозные доктрины, и политические, экономические, этические и правовые учения. Центральное место в этой концепции занимает представление о человеческом достоинстве как высшей ценности личности.

Таким образом, изложенное позволяет утверждать, что постановка проблемы формирования и развития правозащитного направления в исследовании прав и свобод человека продиктована потребностью каждого человека, общества и всего международного сообщества в защите человеческого достоинства. Это утверждение основано на том, что, во-первых, регулятивная ценность защиты прав человека вытекает из собственной и инструментальной полезности права человека на правовую защиту, а во-вторых, она находит предметное выражение в совокупности правовых средств обеспечения осуществления этого права, что в упорядоченном виде представляет не что иное, как систему правового регулирования тех общественных отношений, которые складываются и функционируют по поводу и в связи с реализацией права человека на правовую защиту.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты