КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Случайный взглядДжарир ибн ‘Абдаллах d передаёт: «Я спросил Посланник Аллаха r о случайном взгляде, и он велел мне отводить взор» [Муслим, 2159]. Имеется в виду тот случай, когда взор падает на постороннюю женщину случайной, неумышленно. Такой взгляд не является греховным, однако человек обязан сразу же отвести глаза. Если же он продолжит смотреть, то ему запишется грех. Ибн Бурайда передаёт от своего отца d, что Посланник Аллаха r сказал ‘Али: «О ‘Али! Не смотри раз за разом, ибо, поистине, первый [случайный] взгляд дозволен тебе, но больше смотреть ты не имеешь права» [Абу Давуд, 2149; Тирмизи, 2777]. То есть не повторяй случайный взгляд и не смотри снова на то, что увидел случайно, поскольку первый взгляд был случайным, и это не грех, если же ты посмотришь снова, то сделаешь это уже сознательно и умышленно, по собственному выбору. Из этих слов можно понять несостоятельность мнения тех, кто утверждает: мол, если посмотрел случайно, то дозволено смотреть, пока не моргнёшь… Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Скажите мне, если Аллах отнимет ваш слух и ваше зрение и запечатает ваши сердца, какое божество, кроме Аллаха, вернёт вам всё это?” Посмотри, как Мы разъясняем знамения, однако они всё ещё отворачиваются» (сура 6 «Скот», аят 46). Зрение — милость Господа, и рабу Аллаха следует бояться, что Аллах лишит его зрения за его ослушание и грехи. Отказ смотреть на запретное приносит человеку много пользы. Ниже приводятся некоторые примеры. 1. Исполнение велений Господа, что приносит верующему счастье и награду. 2. Защита сердца от отравленных стрел Иблиса. 3. Стремление к Аллаху, умиротворение в сердце и ощущение близости к Нему. Тот, кто позволяет себе смотреть на запретное, не чувствует этого, потому что сердце его разрывается и мучается, и он не может наполнить его умиротворением и любовью к Аллаху. 4. Укрепление сердца и внушение ему радости. А когда человек смотрит на запретное, сердце его, напротив, наполняется слабостью и печалью. 5. Свет, озаряющий сердце. А когда человек смотрит на запретное, его сердце наполняется мраком. 6. Проницательность, способность видеть вещи в истинном свете и отличать истину ото лжи, что очень помогает человеку в его взаимоотношениях с людьми. Отказ смотреть на запретное помогает верующему принимать правильные решения и занимать правильную позицию. 7. Смелость, стойкость и бесстрашие. Всевышний Аллах дарует такому человеку власть проницательности и убедительности, а также силу и способность осуществлять задуманное. 8. Препятствие на пути шайтана. Ведь взор — главная дверь, через которую шайтан подбирается к человеческому сердцу. 9. Освобождение сердца для праведных, благих мыслей, потому что мужчина, мысли которого заняты женщинами, а рассудок затуманен страстью, вряд ли окажется способным размышлять над аятами Корана или понять глубокий смысл хадиса. Как поймёт он рассуждения факыхов, пребывая в таком состоянии? И как он будет размышлять о сотворении земли и небес? 10. Праведность сердца. Взор неразрывно связан с сердцем, и они реагируют на действия друг друга. Если одно из них — благое и праведное о и второе будет таким же, а если одно — скверное и нечестивое, то и другое будет таким же. И если верующий смотрит на благое, то и сердце его будет праведным, а если он смотрит на скверное, то и сердце его будет нечестивым. Поэтому Посланник Аллаха r сказал: «Гарантируйте мне шесть вещей, и я гарантирую вам Рай. Будьте правдивыми, когда говорите; исполняйте данные обещания; возвращайте доверенное вам; оберегайте ваши половые органы от запретного; потупляйте взоры; удерживайте ваши руки [от запретных деяний]» [Ахмад, 22251]. 3. Подавление скверных мыслей. Поистине, скверные мысли делают сердце больным, и если раб Аллаха начинает потакать им и следовать за ними туда, куда они увлекают его, то они приобретают всё более ясные очертания и превращаются сначала в оформленную мысль, потом — в настойчивое желание и, наконец, в твёрдое решительное намерение. И всё заканчивается тем, что человек делает шаг к осуществлению этого намерения и совершает запретное. Поэтому следует остерегаться подобного и не давать скверным мыслям власти над собой. Контролировать такие спонтанно возникающие мысли очень сложно, однако и зло, и благо начинается с таких мыслей. Если оттолкнуть нечестивую мысль в первое же мгновенье, то ты сможешь сохранить самообладание и не потерять контроль над своими чувствами. Если же мысли эти одолеют тебя, то после этого они будут неуклонно подталкивать тебя к краю гибельной пропасти. Спонтанно возникающие мысли атакуют сердце до тех пор, пока оно не начнёт впитывать их. А когда это произойдёт, они превращаются в пустые мечтанья, подобные миражу: «…подобны мареву в пустыне, которое жаждущий принимает за воду. Когда он подходит к нему, то ничего не находит. Он находит вблизи себя Аллаха, Который воздаёт ему сполна по его счёту. Аллах скор в расчёте» (сура 24 «Свет», аят 39). Наихудший из людей — тот, кто удовольствовался пустыми ложными мечтаньями и наслаждается ими, потому что они — капитал обанкротившегося и бездеятельного. Нет ничего вреднее для человека, потому что мечтанья эти приносят с собой слабость, лень и небрежность. Когда человек увлекается скверными мыслями, он впадает в запретное, и недуг этот можно вылечить только одним способом — изгнать из сердца эту скверну посредством искреннего покаяния. Если бы человек сравнил наслаждение, которое приносит грех, с наслаждением, которое приносит целомудрие и воздержание от греха, и если бы он сравнил наслаждение, которое приносит грех, с наслаждением, которое приносит сила и победа над врагом, и если бы он сравнил наслаждение, которое приносит грех, с наслаждением, которое приносит сопротивление шайтану и унижение его посредством неподчинения ему, он выбрал бы то, что становится причиной праведности внешней и внутренней и делает человека по-настоящему благим. Знай, что у души бывают мысли от Милостивого, мысли от шайтана и мысли от себя самой. Душа побуждает к дурному, и любой практике предшествует теория, и невозможно поверить в то, что человек способен осуществить какое-то действие на практике, не предварив его мыслью о данном действии и намерением осуществить его. Действию непременно предшествуют представления и мысли. Чем раньше приняться за исправление и лечение, тем легче справиться с пагубой, и чем раньше спохватывается человек, тем меньше сил уходит у него на борьбу. Человек не может умертвить свои мысли, потому что они неконтролируемы и атакуют человека вне зависимости от его воли. Шайтан пытался внушать скверные мысли о Всевышнем Аллахе сподвижникам. Абу Хурайра d передаёт: «Люди из числа сподвижников Пророка r пришли к нему и сказали: “Поистине, мы порой обнаруживаем в душах своих то, о чём не решаемся даже упоминать”. Пророк r спросил: “Вы действительно ощущаете это?” Они ответили: “Да”. Он сказал: “Это — явная вера”» [Муслим, 132]. ‘Абдаллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что один человек пришёл к Пророку r и сказал: «О Посланник Аллаха! Поистине, один из нас обнаруживает в душе своей нечто такое, что ему легче сгореть дотла, чем заговорить об этом». Посланник Аллаха r сказал: «Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик! Хвала Аллаху, Который свёл козни шайтана к его наущениям!» [Абу Давуд, 5112]. То есть хвала Аллаху за то, что шайтан не смог добиться от вас ничего, кроме этих спонтанно возникающих мыслей и не смог сделать ничего, кроме этих наущений, к которым вы питаете отвращение, а это отвращение — свидетельство явной веры. Со спонтанно возникающими скверными мыслями необходимо бороться. Как же быть мусульманину, которого одолевают подобные мысли? Во-первых, попросить у Аллаха защиты от проклятого шайтана. Во-вторых, стараться заменять мысли, внушаемые шайтаном, благими мыслями, подходящими для верующего, потому что мышление человека подобно мельничным жерновам: они всё равно будут молоть, и кто положит под них зерно, тот получит муку, а кто положит песок и солому, тот получит соответствующий результат. Ниже приводятся примеры благих мыслей, помогающих гнать прочь скверные мысли, внушаемые шайтаном. 1. Размышления о величии Всевышнего Аллаха и о сотворении небес и земли. 2. Шариатское знание. Этот одно из самых полезных занятий для человека. Многие учёные не находят времени для запретного, потому что мозг их всё время занят шариатским знанием и решением проблем мусульман. 3. Размышление о мире вечном и ужасах Судного дня, о смерти, могиле, Водоёме, заступничестве, Весах, Сырате, Рае и Аде. 4. Мысли о дозволенных способах добывания хлеба насущного — торговле, государственной службе, инвестициях, а также посвящение свободного времени тому, что приносит человеку дозволенную пользу в этом мире. Ибн аль-Каййим сказал: «Лучше всего тебе занимать мысли свои — если говорить об области знания и представлений — знанием о том, что знать обязательно. Это единобожие и его права, смерть и то, что будет после неё вплоть до попадания в Рай или в Ад, а также скверные дела и пути избегания их. В области желаний, стремлений и намерений следует занимать себя стремлением к полезному для тебя и отказываться от стремления к тому, в чём вред для тебя. Знающие говорят: “Когда человек стремится к вероломству и занимает им свои мысли и сердце, это приносит больше вреда, чем само вероломство”» [Фаваид]. Если всё начинается со спонтанно возникшей мысли, которая превращается в желание, а потом и в твёрдое намерение совершить определённое действие, то это означает, что необходимо занимать себя чем-то полезным на каждом из названных этапов, а не только на этапе спонтанно возникающей мысли. Таким образом, мы должны принимать меры и на этом этапе и на последующих. Ибн аль-Каййим сказал: «Гони прочь внезапно пришедшую в голову скверную мысль, потому что, если ты этого не сделаешь, она превратится в страсть. Борись с ней, потому что, если ты этого не сделаешь, она превратится в решимость и твёрдое намерение, и если ты не окажешь им сопротивление, то они превратятся в действие. И если ты не противопоставишь ему ничего, то оно превратится в привычку, от которой тебе будет очень трудно отказаться» [Фаваид]. Известно, что избавиться от спонтанно возникшей мысли легче, чем бороться с уже оформившимися мыслями, и что справиться с мыслями легче, чем с желаниями, и что справиться с желаниями легче, чем противостоять скверному действию, и отказаться от совершения этого действия легче, чем потом стараться избавиться от вредной привычки. Ты можешь спросить: что же помогает гнать прочь наущения шайтана и воздерживаться от скверных мыслей? Ответ: можно привести в качестве примера несколько действий, помогающих человеку в этом и взаимосвязанных. 1. Вера и твёрдая убеждённость в том, что Господь знает мысли человека. Всевышний Аллах сказал: «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди» (сура 40 «Прощающий», аят 19). И Он сказал: «Ему всё равно известно тайное и сокрытое» (сура 20 «Та, ха», аят 7). Если раб Аллах стыдится того, что Аллах увидит его скверные мысли, он старается избавиться от них. Это очень важно и заслуживает внимания. 2. Созерцание. Когда сердце твоё атакуют скверные наущения и непристойные мысли, посмотри и поразмышляй о величии Творца, вспомни Его имена и качества, мысленно перебери их, напоминая себе о том, что Он — Великий, Могущественный, Одолевающий, Суровый в наказании, Величественный, Всевышний… 3. Стыдливость. Зная о том, что Аллах видит и знает наши мысли, стесняйся Его и отдаляйся от недостойных мыслей и скверных идей. Представь себе, что кто-то из твоих знакомых или друзей зайдёт к тебе и застанет за совершением скверного дела, как ты будешь чувствовать себя? А Аллах больше заслуживает твоей стыдливости. 4. Возвеличивание Всевышнего Аллаха. 5. Страх из-за этих мыслей уронить себя перед Господом и потерять всякую ценность. 6. Здравая ревность. Человек должен стараться не заполнять своё сердце ничем, кроме любви к Аллаху. 7. Опасение того, что эти мысли разрастутся и поглотят остатки веры в сердце. 8. Понимание того, что все эти внезапно возникающие мысли подобны зерну для птицы. Шайтан разбрасывает эти зёрна, чтобы человек подбирал их, и каждая такая мысль — силок, ловушка. 9. Понимание того, что эти скверные мысли несовместимы с мыслями, которые порождает вера. 10. Понимание того, что мысли — это безбрежный океан, плавающий в котором непременно утонет.
|