КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лечение пренебреженияБороться с пренебрежением можно разными способами. Ниже приводятся некоторые из них. 1. Поминание Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из небрежных невежд» (сура 7 «Преграды», аят 205). Поминание Аллаха — действенный способ борьбы с небрежением и одна из главных причин избавления мусульманина от него. Чем больше человек отдаляется от поминания Аллаха по мере увеличения своего небрежения, тем больше отдаляется он от Аллаха, и чем чаще человек поминает Аллаха, тем более живое у него сердце и тем меньше его небрежение. 2. Обращение к Аллаху с мольбами. Следует обращаться к Аллаху с мольбами, прося у Него помощи в преодолении небрежности. Это особенно эффективное средство, когда верующий использует специально предназначенные для этого случая мольбы, передаваемые достоверным путём от Пророка r. Анас ибн Малик d передаёт, что Пророк r обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, я прошу у Тебя защиты от слабости, лени, скупости, дряхлости, жестокости, небрежности, унижения и нужды, и я прошу у Тебя защиты от бедности, неверия, многобожия, лицемерия, хвастовства, совершения дел напоказ людям…»[20] [Ибн Хиббан, 1023; аль-Хаким, 1944]. 3. Добровольная ночная молитва. ‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Кто выстаивал молитву, прочитав десять аятов, тот не будет записан в числе небрежных. Тот, кто выстаивал молитву, прочитав сто аятов, будет записан в числе смиренных. А тот, кто выстаивал молитву, прочитав тысячу аятов, будет записан в числе тех, кто получит великую награду» [Абу Давуд, 1398]. 4. Посещение могил. Посещение могил помогает верующему избавиться от беспечности, и убирает завесу с взоров легкомысленных и небрежных. Анас ибн Малик d передаёт, что Посланник Аллаха r сначала запретил посещение могил, а потом сказал: «Поистине я запретил вам три вещи, однако наказ мой относительно них изменился. Я запретил вам посещение могил, но потом мне стало понятно, что оно смягчает сердце, заставляет глаз проливать слезу и напоминает о мире вечном, так что посещайте их…» [Ахмад, 13075]. Шейх ‘Абд-аль-‘Азиз Ибн Баз советовал тем, кто спрашивал его о беспечных и небрежных, брать их с собой при посещении могил и считал это взаимопомощью в благочестии и богобоязненности. 5. Размышления о сущности мира этого. Размышления о мире этом помогает понять, что радости в этом мире непременно омрачаются чем-нибудь и наслаждения его смешиваются с горечью. Человек живёт в умиротворении, покое и благополучии — и вдруг какая-нибудь беда обрушивается на него, волна несчастья захлёстывает его, и он становится бедным после того как был богатым, и униженным после того, как был могущественным. И однажды к нему приходит смерть, и он покидает этот мир. Его бездыханное тело несут на погребальных носилках, засыпают землёй и оставляют наедине с ожидающей его участью. Главный недостаток мира этого — тленность и изменчивость. Его непостоянство — доказательство того, что однажды он уйдёт и исчезнет. В этом мире здравие чередуется с болезнью, его существование однажды сменится его отсутствием. Юные в этом мире делаются дряхлыми, радости сменяются горестями, процветание сменяется запустением, а на смену согласия приходит раскол. Хинд бинт ан-Ну‘ман сказала: «Я помню, мы были самыми могущественными из людей и обладали самой великой властью, а потом, не успело солнце зайти, как я увидела нас самыми ничтожными из людей…» Один человек попросил её рассказать об этом, и она сказал: «Однажды утром мы проснулись и обнаружили, что не осталось среди арабов никого, кто не желал бы приближения к нам, а уже вечером не осталось среди арабов никого, кто не пожалел бы нас» [Зад аль-ма‘ад]. Посмотрите, каким было положение этих людей утром и каким оно стало вечером. Поистине, это назидание. Найдётся ли усваивающий назидания? ‘Аббада, мать Джа‘фара из династии Бармакидов, вышла в день Праздника жертвоприношения попросить у людей овечью шкуру, чтобы можно было согреться, и они спросили её о роскоши, в которой она жила раньше, и она сказала: «Утром в день, подобный сегодняшнему, у головы моей стояли четыреста служанок, и я ещё говорила: “Мой сын Джа‘фар не оказывает мне должного почтения!”» [Бидайа]. Таким было её положение в один из праздников. А в следующий праздник она просила у людей овечью шкуру, чтобы согреться. Один праведный человек рассказывал: «Однажды утром я проходил мимо одного из домов Куфы и услышал, как девушка напевает внутри дома: О дом, в тебя не ворвётся печаль, И хозяина твоего не заберёт из мира этого время… После этого мне случилось снова проходить мимо этого дома, и я понял по состоянию дома, что случилось какое-то несчастье. Я спросил: “Что у них произошло?” Люди сказали: “Их господин умер. Умер хозяин дома”. Я подошёл к воротам дома и постучался, после чего сказал: “Я слышал, как из этого дома доносился голос девушки, напевающей: О дом, в тебя не ворвётся печаль, И хозяина твоего не заберёт из мира этого время…” Из дома послышался плач женщины, которая сказала: “О раб Аллаха…. Поистине, Всевышний Аллах меняет, а Его изменить невозможно, и смерть — удел каждого творения”. И, клянусь Аллахом, я вернулся от них плача» [И‘тибар]. Ан-Ну‘ман ибн Башир (да будет доволен Аллах им и его отцом) рассказывал: «Абу Бакр отправил меня в числе десяти арабов в Йемен, и в один из дней нашего пути мы проезжали мимо одного селения. Его цветущий вид понравился нам, и кто-то из наших товарищей сказал: “Хорошо бы нам заехать туда”. И мы заехали туда. Это было красивейшее из селений, которые мне доводилось видеть. Там стоял белый дворец, во дворе которого собрались старые и молодые, и там была девушка, которая приговаривала, ударяя в бубен: О завистники! От зависти умрите! Вот так мы будем жить всегда-всегда! Там был источник, и простирались луга, на которых паслось множество овец, верблюдов и коров, лошадей и жеребят, и стояли круглые дома. Я сказал товарищам: “Хорошо бы нам отдохнуть здесь немного и посмотреть на всю эту красоту, насладиться ею”. И пока мы снимали поклажу с верблюдов, со стороны дворца к нам подошли люди, которые несли на плечах ковры. Они постелили нам, а потом принесли нам прекрасную еду и разнообразные напитки. И мы отдохнули немного, дав отдых и нашим верблюдам, после чего поднялись, чтобы продолжить путь. Люди снова подошли и сказали: “Старейшина этого селения передаёт вам своё приветствие и говорит: простите меня, если что-то было не так, ибо я занят сейчас свадьбой”. И мы обратились к Аллаху с мольбой за них, а они собрали оставшуюся еду, завернув её в скатерть, и отдали нам. Я завершил это путешествие, после чего вернулся. Спустя некоторое время Му‘авия отправил меня в составе делегации в числе других десяти арабов, среди которых не было никого из тех, кто сопровождал меня в первой поездке. И когда я в пути рассказывал им о том селении и его жителях, один из них спросил: “Разве это не та же самая дорога? И разве не к этому селению мы выехали сейчас?” А там были только песчаные равнины и холмы. От дворцов остались одни развалины с неясными очертаниями, в источнике не было ни капли воды, а от луга и вовсе ничего не осталось. И пока мы стояли там в изумлении, мы увидели чью-то фигуру близ развалин белого дворца. Я послал мальчика-слугу, сказав: “Сходи туда, чтобы мы узнали обо всём от того человека”. И он ушёл и вернулся напуганным. Я спросил его: “Ну что? ” Он ответил: “Я подошёл к тому человеку, а это оказалась слепая старуха, и она напугала меня”. Я пошёл к ней и спросил: “Что случилось с твоим отцом и твоими соплеменниками?” Она ответила: “Умерли. А я вот пережила их всех”. Тогда я спросил: “Помнишь ли ты то время, когда у вас здесь была свадьба, и девушка ударяла в бубен, приговаривая: О завистники! От зависти умрите! Вот так мы будем жить всегда-всегда!”? И она вздохнула и всхлипнула и сказала: “Клянусь Аллахом, я помню тот год, тот месяц, тот день и ту свадьбу… Невестой была моя сестра, а я — та девушка с бубном!” И она разговаривала с нами, пока не склонилась, а потом тихо захрипела и умерла» [И‘тибар]. Любовь к миру этому наполняет Ад его обитателями, а равнодушие к мирским благам наполняет Рай его обитателями. Мир этот — вино шайтана, и тот, кто опьянел от него, протрезвеет, лишь оказавшись среди умерших, горько сожалея вместе с потерпевшими убыток. Каждый из нас — гость в этом мире, и имущество его взято напрокат. А гость однажды уходит, и взятое напрокат однажды придётся вернуть. Любовь к миру этому — начало всех грехов, потому что любовь к нему предполагает превознесение его. А у Аллаха он ничтожен, и Аллах проклял его и возненавидел. Абу Хурайра d передаёт: «Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Поистине, мир этот проклят, и проклято то, что в нём, кроме поминания Аллаха и того, что угодно Ему, а также учёного и обучающегося”». И любовь к миру этому наносит человеку вред в мире вечном. Этот мир и мир вечный — противоположности: если ты склоняешься к одному, то другой недоволен, и иначе не может быть. Любовь к миру этому мешает рабу Аллаха делать то, что приносит ему пользу в мире вечном, поэтому к признакам величайшей беспечности относится растрачивание человеком своих сил ради приобретения мирских благ, и строить то, чему суждено быть разрушенным, зная, что всё это всё равно исчезнет. Юнус ибн ‘Абд-аль-А‘ля сказал, описывая мир этот: «Это подобно человеку, который увидел во сне нечто приятное и нечто неприятное, а потом вдруг проснулся» [‘Уддат ас-сабирин]. Под пробуждением подразумевается смерть. Пусть же раб Аллаха остерегается мира этого, который обольщает и обманывает. Веселье в нём смешано с печалью, чистота — с грязью. И если бы даже Создатель не поведал нам о нём и не привёл нам примеры, то мир этот пробудил бы спящего и вывел бы беспечного из его состояния, так что же ещё сказать, если Он разъяснил нам, что мир этот не стоит у Него и комариного крыла?.. Неужели обольщённый считает, что мир этот никогда не исчезнет?! 6. Поминание Рая и Ада. Рай — это обитель, находящиеся в которой никогда не умрут и строения которой никогда не разрушатся. В ней нет старости, и благое и красивое в ней никогда не исчезнет. Воздух Рая — прохладный, ласковый ветер, и питьё его — из источника Тасним. Обитатели Рая окружены милостью Милостивейшего из милостивых и наслаждаются созерцанием Лика Его. Мольба их — слова «Пречист Ты, о Аллах!», а приветствие их там — мир, и другие слова их — «Хвала Аллаху, Господу миров!» В райском блаженстве есть то, чего не видели глаза человека, о чём не слышали уши его и что он не способен даже вообразить… Этот Рай Аллах приготовил для тех, кто покорен Ему. Там они будут возлежать на ложах напротив друг друга, и их будут поить выдержанным райским вином, и на лицах их пребудет сияние блаженства. Что они пьют? Воду, райское вино, молоко и мёд. Их вино ничем не похоже на вино в этом мире. Оно белое и приятное для пьющих его. Кто окружает их? Слуги, вечные отроки. Кто их супруги? Черноокие девы, подобные рубинам и перламутру, которых не касался до обитателей Рая ни человек, ни джинн, никогда не стареющие, живущие в прекрасных шатрах. Кто входит к ним? Благие ангелы. Они входят к ним через всякую дверь и приветствуют их. Можно ли представить себе ценность этой обители, которую Аллах создал Своей рукой для тех, кого Он любит и наполнил Своей милостью и щедростью, и назвал райское блаженство великим преуспеянием и упомянул о том, что эта обитель лишена каких-либо недостатков? Если ты спросишь о райской земле, то она — мускус с шафраном, а крыша этой обители — Трон Милостивого. Рай устлан жемчугом и драгоценными камнями. Там строения из золотых и серебряных кирпичей, деревья с золотыми стволами. Плоды в Раю нежнее сливок и слаще мёда. Вода в райских реках никогда не портится, а женщины Рая всегда чисты. Всевышний Аллах дарует обитателям Рая телесное и духовное наслаждение, и это блаженство никогда не закончится для них. Размышление о Рае гонит прочь беспечность. Равно как и размышления о мучения обитателей Ада — они тоже гонят беспечность прочь. Огромный камень в Аду, падая, достигает дна только за семьдесят лет! Пусть же раб Аллаха задумывается о положении обитателей Ада, ноги которых притянуты к их лбам, а лица почернели от мрака грехов. Они кричат со всех сторон и взывают: «О Малик! Угроза в отношении нас осуществилась! О Малик! Кожи наши сготовились! О Малик! Выведи нас отсюда, мы больше не вернёмся к тому, что творили!» Но им будет сказано: «Увы! Нет для вас выхода из обители позора и унижения. Оставайтесь же в ней и ничего не говорите». Тогда они отчаются и будут горько сожалеть о том, что не исполняли свои обязанности перед Аллахом, однако их сожаление и скорбь не принесут им никакой пользы. Брошенные в огонь, они будут кричать: «Горе нам!» — и скулить. Они будут призывать на себя погибель, а на их головы будут лить кипяток. Их внутренности и кожа будут плавиться. И там будут железные палки. Их печень будет разрываться от жажды, а плоть — отделяться от костей. И они будут желать смерти, но она не придёт к ним. Из Адского пламени будут вылетать искры, подобные огромным домам. Если таков размер искры, то каков же сам огонь? Это пламя будет в семьдесят раз жарче пламени в этом мире, и неверующие будут глотать то, что будет в этом пламени, а это скверная пища! Обитатель Ада будет страстно желать смерти, и она будет окружать его со всех сторон, но он так и не умрёт… Их одеянием будет дёготь, а их лица будут объяты огнём. Огонь будет и над ними, и под ними. Помимо телесных мучений будут ещё и душевные муки: каждый раз, когда новая община будет входить в Ад, она будет проклинать другую. И ангелы будут упрекать их за их упущения и грехи в мире этом… Заключение Ибн аль-Каййим сказал: «Поистине, собрания с целью поминания Аллаха — собрания ангелов, а собрания пустословия и беспечности — собрания шайтанов. Пусть же раб Аллаха выберет то, что ближе ему и лучше для него, и он будет с членами этих собраний в мире этом и в мире вечном» [Вабиль]. Поистине, время, в которое мы живём, — время беспечности и небрежения, и если вы желаете убедиться в этом, то постранствуйте по земле Аллаха. Созерцайте. Смотрите вокруг, смотрите, как живут люди… Что вы увидите? Магазины игрушек, развлекательные заведения, магазины, в которых продаются товары роскоши, спутниковые антенны… И так далее в том же духе. А теперь сравните всё это с местами поклонения, с кружками, в которые люди собираются для передачи полезного знания. И вы непременно увидите, что того, что отвлекает от Аллаха и мира вечного, гораздо больше. Того, кто оставляет места пустых развлечений и разных проявлений беспечности и беседует с праведными людьми в домах Аллаха и кружках полезного знания, Господь почтит и дарует ему великую награду за то, что он пожертвовал этими развлечениями. Чем больше искушений, тем большая награда ожидает противостоящего им верующего. Потому награда праведных в конце времён будет больше — ведь их будут окружать разнообразные и многочисленные искушения. Просим Всевышнего Аллаха уберечь нас от беспечности и пренебрежения и всего, что ведёт к этому, а также от скверной кончины, и просим Его помочь нам поминать Его, и благодарить, и поклоняться Ему наилучшим образом. Поистине, Он — Слышащий, Видящий. Мир и благословения нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
|