КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что делать, если страсть всё-таки пришла?Если мусульманином овладела страсть, которая приукрашивает ему запретное всеми возможными способами, облегчая ему путь к этому запретному и создавая подходящие условия для его совершения, то как же он должен поступить? Есть три правила, соблюдение которых помогает мусульманину успешно выдержать это испытание и освободиться из сетей запретной страсти. 1. Испрашивание защиты у Аллаха. Вера в Аллаха и богобоязненность — лучшая защита от запретного. Они удерживают верующего от следования страстям. Юсуф u сказал: «Упаси Аллах!» — и Аллах защитил его и уберёг, отведя от него женские козни. Такие же слова произносят некоторые из тех, кого укроет Аллах в тени Трона Своего в тот день, когда не будет иной тени, кроме тени Его. Абу Хурайра d передаёт, что Пророк r сказал: «Семерых укроет Аллах в Своей тени…» — и среди них он упомянул «мужчину, которого соблазняла знатная и красивая женщина, но он сказал: “Поистине, я боюсь Аллаха”» [Бухари, 660; Муслим, 1031]. Ибн Хаджар сказал: «Судя по всему, он действительно произнёс эти слова вслух, дабы предостеречь и остановить её, хотя возможно также, что он сказал эти слова в своём сердце» [Фатх Аль-Бари]. В подобном случае если сердце и язык единогласны, то это очень важное действие с великими последствиями. Подобные слова: «Упаси Аллах!», «Поистине, я боюсь Аллаха!» — может произнести в подобной ситуации лишь тот раб Аллаха, который постоянно помнит о том, что Аллах видит его, и боится Аллаха втайне (то есть когда его не видят люди) так же, как боится Его явно (то есть на людях). Мусульманин, привыкший всегда помнить о том, что Аллах наблюдает за ним, и видеть проявления Его имён в действительности, в которой он живёт, сможет выстоять под напором страстей, и спасётся от их губительного влияния, и в итоге преуспеет и войдёт в Рай, который будет приближен к тем, кто боялся Милостивого втайне: «А Рай приблизится к богобоязненным и окажется неподалёку. Вот то, что обещано вам для каждого обращающегося к Аллаху и помнящего [грехи и предписания религии], который боялся Милостивого, не видя Его воочию, и явился с обращающимся сердцем» (сура 50 «Каф», аяты 31–33). Подразумевается тот, кто боялся Милостивого и тогда, когда его не видели люди. Когда останешься наедине с запретным, И будет звать к нему душа тебя, Ты взора устыдись Его, себе скажи: Кто создал тьму, Тот видит в ней меня… Аш-Шафи‘и сказал: Когда останешься один, не говори: «Остался я один». Нет! за тобою наблюдают… Не думай, что Аллах хоть на мгновенье отвлечётся, Как ни старайся, от Аллаха ничего не скроешь! Верующий, воспитанный на подобных представления и поступающий согласно им, становится благонравным, а его поведение — достойным. Он богобоязнен, и страсти не способны одержать над ним верх, и душа, побуждающая к дурному, не способна повлиять на него. Как только запретная страсть пытается проникнуть в его сердце, он тут же восклицает: «Поистине, я боюсь Аллаха! Упаси Аллах!» А когда шайтан начинает наущать его, он говорит: «Ты не имеешь власти надо мной!» Когда скверные товарищи начинают приукрашать для него разврат и порицаемые деяния, он заставляет их замолчать, говоря: «Я не желаю поступать подобно невеждам!» Лишь от такого человека сегодня можно ожидать, что слова «Побойся Аллаха!» удержат его от запретного, если оно приблизится к нему. Задумайтесь о положении человека, который был одним из троих спасённых Аллахом из пещеры, выход из которой завалил огромный камень. Аллах спас их благодаря тем благим делам, которые совершил каждый из них: «…Другой сказал: “О Аллах, поистине, была у меня двоюродная сестра, которую я любил больше людей и желал её, но она противилась мне. А однажды выдался засушливый год. Тогда она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, чтобы она позволила мне распоряжаться собой. И она пошла на это; когда же я получил возможность овладеть ею, она сказала: ‹Побойся Аллаха и не ломай эту печать иначе как по праву!› И тогда я покинул её, несмотря на то, что любил её больше всех, оставив у неё то золото, которое я ей дал. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!” И после этого камень опять сдвинулся с места» [Бухари, 2272]. Подумайте о положении этого раба Аллаха. Он настолько приблизился к запретному и приблизился к девушке, которую любил, так, как приближается мужчина к своей жене, и ничто не мешало ему совершить то, чего он желал…. Однако услышав её слова «Побойся Аллаха!», он встал и оставил её в покое, несмотря на то, что любил её больше всех людей на свете! Это искренняя вера во Всевышнего Аллаха, которая рождает в сердце своего обладателя богобоязненность и заставляет его постоянно помнить о том, что Аллах видит его, и в одиночестве и в присутствии других людей. 2. Потупление взора. Всевышний Аллах сказал: «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывается в груди» (сура 40 «Прощающий», аят 19). Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Имеется в виду тот случай, когда человек входит в дом к каким-нибудь людям, среди которых есть красивая женщина, или же мимо них проходит красивая женщина, и когда они отвлекутся, он смотрит на неё, а когда они снова поворачиваются, он отводит глаза, но, когда они опять отвлекаются, он снова смотрит на неё, а когда они повернутся, отводит взгляд» [Ибн Касир. Тафсир]. Суфьян сказал: «Речь идёт о человеке, который сидит вместе с людьми и посматривает на женщину, которая проходит мимо них, и, когда они замечают, что он смотрит на неё, он отводит взгляд, опасаясь их, а когда они отвернутся, снова смотрит. Это и есть предательский взгляд. “И то, что скрывается в груди” — то есть страсть, которую человек ощущает в себе» [Хильйа]. Человек должен помнить о том, что однажды он предстанет перед Господом и будет спрошен обо всём, что делал в земной жизни. Всевышний Аллах сказал: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Поистине, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 36). Человек будет спрошен об этом взгляде — отравленной стреле Иблиса, посланце страсти. Поэтому первые шаги к запретному связываются с последними в словах Всевышнего: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Поистине, Аллаху ведомо о том, что они творят» (сура 24 «Свет», аят 30). Всевышний Аллах повелел верующим отводить взор от того, что Он запретил им, и смотреть только на то, что Он сделал разрешённым для них, и если случится так, что взор верующего случайно упадёт на запретное, он должен тотчас же отвести его и не смотреть больше. Почему потупление взора упомянуто прежде оберегания половых органов? Ответ: «Потому что взор — посланец прелюбодеяния и разврата». Ибн аль-Каййим сказал: «Взор — основа всего, что происходит с человеком, потому что взгляд порождает случайную мысль, а случайная мысль порождает утвердившуюся мысль. А утвердившаяся мысль порождает страсть, а страсть порождает желание претворить её в жизнь. Это желание усиливается до тех пор, пока не переходит в стадию решимости, и действие непременно совершается, если только не возникнет никаких препятствий. Поэтому и говорят, что терпеть, потупляя взор, легче, чем терпеть боль из-за последствий [отказа от потупления взора]». И поэтому поэт сказал: Все события начинаются с взгляда, и чаще всего От маленькой искры разгорается пламя. И сколько взглядов встало в сердце его обладателя, Как стрела, поставленная между луком и тетивой. Пока человек не утратит зрение, будет он Смотреть на красавиц, себя подвергая опасности… Радует глаз его то, что вредит душе его! Отринь же веселье, которое вред причиняет… К бедам, которые приносит взор, относятся и печаль и тяжкие вздохи, которые он приносит, так что раб Аллаха чувствует себя не в силах обрести [то, на что смотрит], и не в силах вытерпеть [его отсутствие]». Это люди, которые ходят по рынкам и видят полураздетых женщин, и это приносит им горечь, боль и печаль. Кто-то может сказать: мол, в большинстве случаев эти взгляды не приводят к прелюбодеянию и не доводят человека до запретного. Однако мы говорим ему: «Поистине, эти взгляды причиняют боль и приносят печаль, потому что человек видит перед собой то, что является для него искушением и влечёт его, притом что у него нет возможности обрести это и он мучается из-за этого, и он может попытаться обрести это и потерпеть неудачу, от чего ему станет ещё больнее…» Ибн аль-Каййим сказал: «Это одна из величайших форм страдания: видеть то, от чего ты не в силах отказаться и отсутствия даже части чего ты не в силах вытерпеть, и при этом не иметь возможности обрести это. Поэт сказал: Когда посланцем взор ты сделал свой, Тебя увиденное быстро утомило… Ты понял: всё не сможешь взять с собой, Но и от части отказаться ты не в силах… Человек смотрит и смотрит, пока не сваливается в предсмертных муках: О смотрящий, ты взор свой не мог удержать, Пока не упал, из-за взглядов сражённый… Остаётся только удивляться. Эти взгляды ранят сердце раз за разом, но боль, причиняемая этими ранами, не способна удержать человека от того, чтобы обращать свой взор на предмет искушения снова и снова… Ты смотрел, и смотрел, и смотрел без конца, Вслед красавице, вслед прекрасному… Думал ты: вот лекарство для ран моих — Нет, не лекарство, а раны — всё больше и больше! Глаза свои ты измучил слезами и взглядами, И сердце твоё — словно агнец, многократно зарезанный… Недаром говорят, что удержать взор легче, чем потом постоянно сожалеть и печалиться» [Джаваб]. Того, кто смотрит на запретное, можно сравнить с человеком, который пьёт морскую воду. Утолит ли он жажду? Нет! Чем больше он пьёт, тем сильнее становится его жажда. Так же и взгляд: чем больше человек смотрит на запретное, тем сильнее разгорается в нём страсть. Абу Хурайра d передаёт, что Пророк r сказал: «Поистине, Аллах предопределил сыну Адама его долю прелюбодеяния, и он не минует её. Прелюбодеяние глаза — взор, прелюбодеяние языка — слова. Душа желает и стремится, а половые органы либо подтверждают, либо отрицают» [Бухари, 6243; Муслим, 2657]. Подумайте над этим хадисом, в котором вероломство глаза связывается с непристойными и мерзкими деяниями. Задумайтесь же о том, насколько это отвратительно — смотреть на запретное. Оно даже названо прелюбодеянием. Вне всяких сомнений, верующий должен испытывать отвращение к этому. Ибн аль-Джаузи сказал: «Остерегайся, брат мой, да поможет тебе Аллах, зла, который способен причинить взор. Скольких усердно поклоняющихся погубил он! И решительность скольких равнодушных к мирским благам он поколебал! Остерегайся взгляда на запретное, ибо он — причина многих бед. В самом начале излечиться нетрудно, однако, если человек смотрит снова и снова, зло укрепляется и утверждается — и потом вылечить его очень трудно» [Замм аль-хава]. Поистине, взгляд — опьяняющая чаша, а опьянение, которое она вызывает, — любовная страсть, и это опьянение страшнее того, которое приносит с собой вино, потому что опьянённый вином протрезвеет спустя несколько часов, а опьянённый любовной страстью вряд ли протрезвеет… Взор и страсть вводят человека в состояние любовного опьянения, а это очень опасный недуг из числа недугов, постигающих человеческое сердце. Остерегайся же этой стрелы, потому что даже если рана, нанесённая ею, не убьёт тебя, то со временем, когда этих ран станет больше, гибель окажется неминуемой.
|