КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вред, который приносит следование своим влечениямСледование страстям и удовлетворение всех своих желаний наносит человеку огромный вред как в этом мире, так и в мире вечном, и вред этот мешает человеку наслаждаться удовлетворением своих желаний и заставляет его забыть об удовольствии, которое он испытал. ‘Али ибн Абу Талиб d сказал: «Остерегайтесь давать страстям власть над собой, ибо, поистине, в этом мире они порицаемы, а в мире вечном скверными окажутся последствия их. И если ты видишь, что их не подчинить посредством угроз и устрашений, то отложи удовлетворение этих желаний, давая им надежду и прельщая, ибо поистине, когда прельщение и устрашение вместе воздействуют на душу, она присмиреет и подчинится им». В чём же заключается вред от следования влечениям? 1. Влечения приводят к прискорбной участи в мире вечном. Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад. Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (сура 79 «Вырывающие», аяты 37–41). Аш-Ша‘би сказал: «Влечения названы так, потому что они влекут своего обладателя в Огонь» [Дарими]. Абу ад-Дарда d сказал: «Тот, чьей заботой было удовлетворение страстей чрева и половых органов, не сможет придать веса [чаше Весов со своими благими делами] в Судный день». Тот, кто сегодня следует своим влечениям, в Судный день будет идти, спотыкаясь. У него не будет сил, чтобы подняться и идти вместе с обретшими спасение, потому что в земной жизни следовавшие своим влечениям сбили его с правильного пути. Мухаммад ибн Абу аль-Вард сказал: «Поистине, есть у Аллаха День, в которой не спастись следовавшему своим страстям, ибо, поистине, медленнее всех повергнутых будет подниматься повергнутый собственными страстями» [Сыфат ас-сафва]. ‘Ата сказал: «Тот, у кого страсти победили разум, а желание одолело терпение, [в Судный день] будет опозорен» [Замм аль-хава]. То есть в Судный день он будет опозорен, лишившись преуспеяния в мире вечном, и попадёт в Огонь. Ибрахим ибн Адхам сказал: «Страсти губят, а страх перед Аллахом — исцеляет. И знай, что страсти уйдут из сердца твоего, если ты будешь бояться Того, Кто, как ты знаешь, тебя видит» [Хильйа]. 2. Влечения приводят к заблуждению. Основой всякого заблуждения является следование предположениям и влечениям. Всевышний Аллах сказал о заблудших: «Они следуют только предположениям и тому, чего желают души» (сура 53 «Звезда», аят 23). Именно поэтому они и впали в заблуждение. Влечения не только вводят своего обладателя в заблуждение, но и способствуют уклонению других людей от прямого пути. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, многие вводят других в заблуждение своими собственными желаниями, безо всякого знания» (сура 6 «Скот», аят 119). То есть они вводят в заблуждение других из-за своих влечений и страстей. 3. Влечения лишают способности получать пользу от чтения Корана и наставлений. Влечения мешают человеку понимать Коран и извлекать пользу для себя из его наставлений и предписаний. В своё время люди, следовавшие своим страстям, слышали коранические аяты непосредственно от Пророка r, но это не принесло им пользы. Всевышний Аллах сказал о них: «Среди них есть такие, которые слушают тебя. Когда они вышли от тебя, то сказали тем, которым было даровано знание: “Что он сказал только что?” Это — те, сердца которых Аллах запечатал и которые потакают своим желаниям» (сура 47 «Мухаммад», аят 16). Отказ от исполнения велений Корана и Сунны — доказательство следования своим влечениям. Всевышний Аллах сказал: «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим желаниям» (сура 28 «Рассказы», аят 50). ‘Али ибн Абу Талиб d говорил: «Поистине, я боюсь для вас двух вещей. Это далеко летящие мечты и следование влечениям, ибо далеко летящие мечты заставляют человека забыть о мире вечном, а следование влечениям отвращает от истины. Этот мир уходит, а мир вечный приближается, и у каждого из них есть дети. Будьте же детьми мира вечного и не будьте детьми мира этого, ибо, поистине, сегодня — деяния и нет расчёта, а завтра — расчёт, но нет деяний» [Ибн Абу Шейба, 34495]. 4. Следование влечениям портит сердце и мешает ему быть здравым и непорочным. Ибн аль-Каййим сказал: «Сердце не будет здравым до тех пор, пока не избавится от пяти вещей: от придавания Аллаху сотоварищей, что несовместимо с единобожием; от нововведений, которые противоречат Сунне; от страсти, которая противоречит велению [религии]; от беспечности, несовместимой с поминанием; и от влечений, несовместимых с беспристрастием и искренности вообще. Эти пять вещей — завесы, [закрывающие человека] от Аллаха, и каждая из них — множества видов. Поэтому для раба Аллаха так важно и даже необходимо обращаться к Нему с мольбами о наставлении на прямой путь, и нет для него ничего более необходимого, чем эта мольба, и нет ничего более полезного для него, чем она» [Джаваб]. 5. Влечения служат причиной потери разума и знания. Аль-Му‘тасым однажды сказал Абу Исхаку аль-Маусыли: «О Абу Исхак, когда побеждают страсти, уходит способность рассуждать здраво» [Тарих Багдад]. Ибн аль-Каййим сказал: «Я слышал, как один человек сказал нашему шейху Ибн Таймийе (да помилует его Аллах): “Если человек поступает вероломно при чеканке дирхемов, то Аллах забирает у него знание о способе их изготовления или он забывает его”. Шейх сказал: “Так же и тот, кто поступает вероломно по отношению к Аллаху и Его Посланнику в вопросах [религиозного] знания”» [Раудат аль-мухиббин]. Того, кто следует своим влечениям и страстям в вопросах религии, Аллах лишает разума и знания. 6. Влечения приводят к неосознанному отдалению от веры. Всевышний Аллах сказал: «Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Шайтан последовал за ним, и он стал заблудшим. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь её, она высовывает язык, и если ты оставишь её в покое, она тоже высовывает язык. Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, — быть может, они призадумаются» (сура 7 «Преграды», аяты 175–176). Кто-то из учёных сказал: «Неверие — в четырёх вещах[24]. Это гнев, страсть, прельщение и устрашение. Я видел две из них: человека, который, разгневавшись, убил свою мать, и человека, который влюбился до беспамятства и принял христианство» [Замм аль-хава]. Один человек совершал обход вокруг Каабы и, увидев красивую женщину, приблизился к ней и, идя рядом с ней, сказал: Люблю я религию, но и наслаждения тоже люблю… Как совместить любовь к наслаждениям и религию? Она же сказала ему: «Откажись от одного — получишь другое» [Раудат аль-мухиббин]. Следование своим влечениям и религия несовместимы… 7. Влечения ведут к погибели. Анас d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Три вещи губительны: скупость, которой покоряются, влечения, которым следуют, и самолюбование» [Шу‘аб аль-иман]. Вахб ибн Мунаббих сказал: «Лучше всего способствует соблюдению религии равнодушие к мирским благам, а губительнее всего для религии — следование влечениям. К следованию влечениям относится стремление к мирскому, к стремлению к мирскому относится любовь к богатству и чествованию, к любви к богатству и чествованию относится объявление дозволенным того, что запретил Аллах, а объявление дозволенным того, что запретил Аллах, навлекает на человека гнев Аллаха. А гнев Аллаха — это недуг, от которого нет иного лекарства, кроме довольства Аллаха. Довольство же Аллаха — лекарство, с которым не повредит болезнь. И тот, кто желает снискать довольство своего Господа, оставляет недовольной душу свою. А тот, кто не оставляет недовольной душу свою, не может снискать довольство Господа. И если человек каждый раз, когда что-то из религии кажется ему сложным, оставляет это, то в конце концов он может оставить так всё» [Ибн Абу Шейба]. 8. Следование влечениям лишает раба помощи и содействия Всевышнего. Аль-Фудайль ибн ‘Ияд сказал: «Тот, кого одолели влечения и следование страстям, лишается потоков Божественной помощи» [Раудат аль-мухиббин]. Человек, слепо следующий за своими желаниями туда, куда они влекут его, проходит свой путь, то и дело спотыкаясь, потому что он отвернулся от источника верного руководства и помощи и предпочёл следовать своим страстям, а не Корану и Сунне — так откуда же ждать ему помощи и наставления на истинный путь? Всевышний Аллах сказал: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввёл его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и набросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помянете назидание?» (сура 45 «Коленопреклонённая», аят 23). 9. Влечения — причина ослушания. Человеку, привыкшему всегда удовлетворять свои желания и потакать своим страстям, трудно подчиниться кому-то, даже если речь идёт о Создателе. Некоторых людей доводит до неверия именно это, поскольку влечения завладели их сердцами, и он превратился в их пленника. Они обольщают его, а у человека не может быть двух сердец в груди. Он покорен либо Господу, либо своей душе, страстям и шайтану… 10. Влечения — причина легкомысленного отношения к грехам. Сердце человека, следующего своим страстям, ожесточается, а когда это происходит, его отношение к грехам и ослушанию Аллаха становится пренебрежительным. ‘Абдаллах ибн Мас‘уд d передаёт, что Пророк r сказал: «Поистине, верующему его грехи представляются нависающей над ним горой, и он боится, что она обрушится на него, а нечестивцу его грехи представляются мухой, которая пролетает возле его носа, а он отмахивается от неё» [Бухари, 6308]. 11. Влечения — причина нововведений. Хаммад ибн Абу Саляма сказал: «Мне рассказывал раскаявшийся шейх из числа рафидитов: “Собравшись и сочтя что-нибудь хорошим, мы объявляли это хадисом”». 12. Влечения — причина бедности и враждебного отношения людей. Основой вражды, зла и зависти, возникающей между людьми, является следование влечениям, и тот, кто поступает наперекор свои влечениям, приносит отдохновение разуму и телу, находя отдохновение сам и принося его другим. А тот, кто следует своим страстям, живёт мрачной жизнью. Он не любит людей, и они не любят его. ‘Умар ибн аль-Хаттаб d сказал: «Удерживайте души от страстей, потому что они всегда склоняются к скверному. Поистине, истина тяжка и горька, а ложное — легко и приятно… Отказаться от греха легче, чем раскаиваться потом. Бывает, что взгляд рождает страсть, а короткая страсть может оставить после себя долгое сожаление…» [Байан ва ат-табйин]. Абу Бакр аль-Варрак сказал: «Когда побеждают влечения, сердце наполняется мраком, а когда сердце наполняется мраком, стесняется грудь, а когда стесняется грудь, нрав становится скверным, а когда нрав становится скверным, люди начинают ненавидеть этого человека, а когда люди начинают ненавидеть его, он начинает ненавидеть их» [Замм аль-хава]. Достигая преклонного возраста, человек невольно начинает пожинать плоды долгого следования своим влечениям. Как сказал поэт: То, что в юности было приятным и сладким, Наказанием в старости стало… То есть желания и потребности, которые в юности лишь доставляли удовольствие, в преклонном возрасте превратились в наказание. 13. Влечения отдают человека во власть шайтана. Шайтан — самый лютый враг человека, а его лучший друг — разум, лучший его советчик, и ангел, внушающий ему мысли о благом. А следуя своим влечениям и желаниям, человек добровольно предаёт себя в руки своего злейшего врага, позволяя пленить себя. Это — настоящая трагедия, это действительно беда. Недаром было сказано: «Если в тебе преобладает разум, то это на руку тебе. А если страсть, то это на руку твоему врагу». 14. Влечения — причина порицания со стороны людей. Говорят, что Хишам ибн ‘Абд-аль-Малик никогда не сочинял стихов, за исключение этих строк: Коль не ослушаешься ты своих страстей, Они тебя, не сомневайся, приведут К тому, за что тебя осудят люди… Ибн ‘Абд-аль-Барр сказал: «Если бы он сказал: “Доведут тебя до всего, за что тебя люди порицанью подвергнут”, было бы правильнее и выразительнее». Аш-Шафи‘и сказал: Если запутался ты и не можешь решить, Где страсти, а где — то, что правильно, Откажись от того, чего алчешь: поистине, страсть Приводит к тому, что влечёт за собой порицание… 15. Влечения — причина унижения и позора. Ибн аль-Мубарак сказал: Беда и первая её примета — Когда со страстью ты не можешь совладать, Раб настоящий — раб души с её страстями, Свободный же не прочь и голод испытать… А одного мудрого человека спросили о страстях (хава), и он сказал: «Позор (хаван) с украденной “н”». Эти слова побудили одного поэта сказать: Страсти — позор с одною украденной буквой, Следуя им, позор на себя навлекаешь… Поэт сказал: Я видел людей, которых страсть одолела, И повлекла за собой навстречу погибели, Желанья души и плоти у них едины И их побуждают к делам недостойным и низким. Желаньям своим потакают, не помня, что страсть Позор на людей навлекает — остерегайся! Смотри взором истины, а не взором страстей. Глаз, от покровов свободный, истину видит. Страсти ведут нечестивцев, и те идут, покоряясь, Но праведный им никогда не бывает покорен…
|