КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. 1. Цель и задачи дисциплины:1. Цель и задачи дисциплины: Целькурса –подготовить выпускника, обладающего знаниямиосновных этапов развития архитектуры и изобразительного искусства средневековой Руси и профессиональными компетенциями, необходимыми в исследовательской, преподавательской и музейно-практической деятельности, сформировать у студента представление о месте и роли русского средневекового искусства в мировой культуре и его значении для русской культуры Нового времени, о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих средневековому христианскому искусству, о его связи с текстом, о стилистических особенностях и художественной эволюции русского средневекового искусства, как в целом, так и его региональных центров, о творчестве выдающихся мастеров, а также о материальной стороне произведения искусства, технике его исполнения и проблемах сохранности, неразрывно связанных с представлением о художественных особенностях памятников средневекового искусства.
В ходе изучения курса поставленная цель реализуется в решении следующих задач:
Задачи курса:
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «История искусств» модуль история русского искусства (ОПД.Ф.17). Курс читается в 4 семестре. Освоение курса требует прочного знания отечественной истории, знания основ археологии, античного и византийского искусства, литературы и религии, понимания логики развития художественных процессов и явлений, умения соотносить факты истории искусства с социокультурными явлениями, философскими и богословскими движениями изучаемой эпохи, владения методами описания и анализа произведений искусства. Основы искусства средневековой Руси предшествуют изучению следующих дисциплин профессионального цикла, и способствует их успешному освоению и применению полученных знаний в профессиональной деятельности: Основы русского искусства XVIII века, Основы русского искусства XIX века, Основы русского искусства XX века, Теория искусства, Методология истории искусства, История эстетических учений, Основы консервации и реставрации памятников искусства, Музееведение. Знание студентами основных проблем истории искусства средневековой Руси способствует более успешному освоению проблематики истории отечественного искусства последующих эпох и дисциплин теоретико-методологического и практического модуля.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
основные источники и труды по истории русского средневекового искусства; периодизацию искусства средневековой Руси; суть и специфику процессов и явлений, характерных для каждой художественной эпохи; стилистические признаки памятников каждого из изучаемых этапов русского средневекового искусства; иконографические, типологические и теологические основы произведений искусства средневековой Руси; основные памятники русского средневекового искусства, типичные для региональных школ и исторических периодов, исторический контекст их создания, произведения выдающихся мастеров; основные термины, применяемые при изучении русской средневековой архитектуры и изобразительного искусства (ОК–1, ОК–2, ПК-1, ПК-6, ПК-6В, ПК-12);
Уметь:
выявлять типологические особенности художественных эпох и региональных школ средневековой Руси; анализировать художественно-стилистические и содержательные аспекты произведения средневекового искусства; выявлять круг ключевых исследовательских проблем, связанных с изучением памятников древнерусского искусства и культуры (ОК–1,ОК–2, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-11В, ПК-12).
Владеть:
понятийным аппаратом истории искусства; основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства; основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствоведения (ОК–1,ОК–2, ПК-6, , ПК-9, ПК-11, ПК-11В).
Новизна данного курса заключается в том, что комплекс «Основы искусства средневековой Руси» представляет собой попытку восполнить отсутствие развёрнутых учебных программ по русскому средневековому искусству для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Искусствоведение». Данная программа направлена как на лекционную и семинарскую, так и на самостоятельную работу студентов дневной формы обучения. Оригинальность программы заключается в создании многоуровневой структуры курса, позволяющей эффективно сочетать типологический и хронологический подходы в изучении важнейших памятников архитектуры и изобразительного искусства средневековой Руси, вошедших в мировую сокровищницу культуры. Информация по каждой теме, сгруппированная по разделам, поэтапно знакомит студентов с периодизацией и основными чертами памятников русского средневекового искусства, с исторической обстановкой данного периода, эволюцией мировоззренческих основ христианского искусства и с характерными для эпохи эстетическими принципами. Рассмотрение памятников идет в хронологическом порядке, давая представление о постепенном освоении на Руси византийской художественной культуры и формировании собственной художественной традиции. Данная программа является новейшей разработкой 2011 г. и учитывает результаты последних исследований, построена на основе анализа достижений и проблем современного искусствознания, а также междисциплинарных исследований по историко-культурным проблемам Средневековья. Хронологические рамки курса «Основы искусства средневековой Руси» соответствуют средневековому периоду отечественной истории и охватывают временной интервал от 988 г. до рубежа XVII – XVIII вв. Выбор данных хронологических рамок обусловлен тем, что история русского средневекового искусства развивается от 988 г., когда Русь приняла христианство из Византии и началось формирование древнерусской архитектуры и изобразительного искусства на основе художественных принципов восточнохристианской культуры, и до начала реформ Петра I, ознаменовавших конец русского средневековья и появление светской культуры, развитие которой пошло в русле западноевропейских художественных традиций. Актуальность курса состоит в том, что в нём освещается искусство одной из значимых средневековых культур – средневековой Руси, без знания, которого профессиональная подготовка искусствоведа не может быть полной. Рассмотрение искусства средневековой Руси в рамках курса идёт во взаимосвязи с общим историко-культурным процессом, т.е. курс ориентируется на получение в ходе его освоения комплексного представления об искусстве средневековой Руси в историческом контексте, что позволяет существенно расширить сферу практического профессионального применения данной учебной дисциплины. Принципы построения курса. Курс «Основы искусства средневековой Руси» строится на анализе памятников церковной архитектуры и произведений изобразительного искусства (мозаики и фрески, иконы, миниатюры рукописей, пластика, лицевое шитье) в историческом контексте, с рассмотрением проблем и различных научных концепций, а также с привлечением данных археологии, палеографии и других вспомогательных исторических дисциплин. В курсе рассматриваются основные этапы возникновения и развития архитектуры и изобразительного искусства на примере памятников средневековой Руси. Курс состоит из 2 разделов. Первый раздел посвящен периодизации и основным чертам, присущим русскому средневековому искусству как явлению религиозной культуры и истории его изучения. Второй раздел включает в себя последовательное рассмотрение возникновения и развития зодчества и изобразительного искусства средневековой Руси на историческом фоне, эволюции стиля и художественных приемов, становления местных художественных школ и общерусского искусства периода сложения централизованного государства.
|