Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Архитектура и изобразительное искусство второй половины XI - первой половины XII в. (2 часа)




Читайте также:
  1. II. СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕМЕСЛО 1 страница
  2. II. СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕМЕСЛО 2 страница
  3. II. СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕМЕСЛО 3 страница
  4. II. СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕМЕСЛО 4 страница
  5. IV. Искусство
  6. Specify next point or [Arc/Halfwidth/Length/Undo/Width]: - запрос второй точки
  7. TEDx пройдет в Новосибирске второй раз
  8. VI. Имитативно-интердиктивное преддверие второй сигнальной системы
  9. Авторского творчества «Вдохновение» (композиция, художественное и декоративно-прикладное искусство), посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
  10. АКТ ВТОРОЙ

Киевская Русь периода Ярославичей. Любечский съезд князей (1097). Владимир Мономах. О характере русской образованности в XI-XII вв. Киевское зодчество второй половины XI в. Михайловский собор Выдубицкого монастыря (1070-1088), Успенский собор (1073-1077) и Троицкая надвратная церковь (1106) Киево-Печерской лавры, церковь архангела Михаила Златоверхая (1108-1113) Михайловского (Дмитриевского) монастыря, церковь Спаса на Берестове (начало XII в.). Типология, хоры, закомарное покрытие, художественные принципы оформления фасадов. Киево-Печерский патерик о строительстве Успенской церкви. Константинопольская традиция и формирование типа соборного храма. Новгородское зодчество первой трети XII в. Влияние киевской архитектурной школы. Княжеская строительная артель. Мастер Петр. Церковь Благовещения на Городище (1103) по данным археологии, Николо-Дворищенский собор (1113), Рождественский собор Антониева монастыря (1117), Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119). Монументальная живопись Киева и Новгорода второй половины XI в. - первой трети XII в. Мозаики и фрески Михайловского Златоверхого собора, фрески церкви Спаса на Берестове. Росписи Новгородского Софийского собора. Фрески Никольского собора, Георгиевского собора Юрьева монастыря, собора Рождества Богородицы Антониева монастыря. Особенности стиля и его истоки. Иконы начала XII в. (Устюжское Благовещение, Св. Георгий в рост). Миниатюры рукописей. Изборник Святослава (1073), Молитвенник Гертруды (1078-1086), Мстиславово Евангелие (1117). Проблема византийских и невизантийских источников стиля.

Тема 3. Русское искусство середины XII – первой трети XIII в.: архитектура и изобразительное искусство региональных центров (Южная Русь, Новгород, Владимиро-Суздальское княжество и среднерусские земли) (6 часов)

3.1. Архитектура и изобразительное искусство южно-русских и западно-русских земель периода полицентричности русского государства. Середина XII – первая треть XIII в. (2 часа)

Угасание значения Киева в XII в. Политическая обстановка на Руси после смерти Владимира Мономаха и ее влияние на развитие искусства. Полицентричность Древнерусского государства во второй половине XII – первой трети XIII века. Понятие земель и княжеств. Формирование местных архитектурных школ. Успенский собор Елецкого монастыря (1113?) и Борисоглебский собор (1120-1123) в Чернигове – особенности черниговского зодчества и его значение для русской архитектуры XII-XIII вв. Кирилловская церковь (1140-е) в Киеве. Собор Петра и Павла (1146) в Смоленске. Успенский собор (1156-1160) во Владимире-Волынском. Элементы романской архитектуры в русском зодчестве XII в. Формирование типологии столпообразного храма. Спасский собор Евфросиниева монастыря (1150-е) в Полоцке. Церковь св. Василия в Овруче (1190-е), церковь Архангела Михаила (Свирская) (1180-1197) в Смоленске, церковь Параскевы Пятницы (конец XII-начало XIII вв.) в Чернигове. Монументальная живопись Киева, Чернигова, Полоцка и Смоленска второй половины XII в. и позднекомниновский стиль (Кирилловская церковь, Успенский собор Елецкого монастыря, Спасский собор Евфросиниева монастыря, фрагменты живописи Смоленска). Роспись кельи св. Евфросинии (XIII в.). Живопись Галицко-Волынского княжества по миниатюрам рукописей.



 

3.2. Архитектура и изобразительное искусство Великого Новгорода. Середина XII – первая треть XIII в. (2 часа)



Особенности политического, административного и церковного устройства Древнего Новгорода. Территория Великого Новгорода. Князья, церковные владыки и боярство в качестве заказчиков храмов и икон. Новгородское зодчество середины XII – первой трети XIII в. Формирование одноглавого четырехстолпного храма как ведущего типа монастырской и городской церкви. Особенности объемно-пространственной композиции. Характер пространства интерьера. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1140-е), собор Иоанновского монастыря (1140-е) в Пскове, церкви Климента (1153) и Георгия (1160-е) в Старой Ладоге, церковь Благовещения в Аркажах (1179), церковь Петра и Павла на Синичьей горе (конец XII в.), церковь Спаса на Нередице (1198), церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207). Деятельность смоленской строительной артели и формирование нового типа храма с трехлопастным завершением фасадов. Церковь Рождества Богородицы в Перыни (1220-е). Новгородские фрески второй половины XII в. как вариант позднекомниновского искусства, их иконографическое своеобразие. Новые принципы системы храмовой декорации, «ковровый стиль» (В.Н.Лазарев). Программные основы и стиль росписей. Принцип линейной стилизации. Варианты «динамичного» стиля (Деисус в Мартириевской паперти Софийского собора, Спасский собор Мирожского монастыря, церковь Георгия в Старой Ладоге, церковь Благовещения в Аркажах, церковь Спаса на Нередице). Формирование представления о национальных новгородских святынях. Роль иконы в гражданской и военной жизни Новгорода. Предания об иконах. Новгородская чудотворная икона Богоматери Знамение и св. Петр и Наталия на обороте (1130-40-е). Икона Спаса Нерукотворного и Поклонение Кресту на обороте (вторая половина XII в.). Художественные особенности новгородских икон и позднекомниновский стиль. Формирование новгородской типологии образа (Никола со святыми на полях, конец XII в., ГТГ, Никола со святыми на полях, начало XIII в., ГРМ). Образованность, идеология и эстетика на рубеже XII-XIII в. и ее отражение в новгородской иконе (Успение, Богоматерь Белозерская, Ангел Златые власы).



3.3. Архитектура и изобразительное искусство Владимиро-Суздальского княжества и среднерусских земель. Середина XII – первая треть XIII в. (2 часа)

Понятие средне-русских или залесских земель. Формирование нового великокняжеского центра во Владимиро-Суздальских землях при Андрее Боголюбском и культ Богоматери. Роль византийской иконы Богоматери Владимирской в судьбах северо-востока Руси по русским летописям. Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальского княжества. Типология, объемно-пространственная композиция, архитектурный декор, стилистические особенности, романские элементы. Строительство времени Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Георгия Всеволодовича. Спасский собор в Переславле-Залесском (1152), церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1152), Успенский собор во Владимире (1158-1160), Золотые ворота (1164), собор и дворец в Боголюбове (1158-1165), церковь Покрова на Нерли (1165), обстройка Успенского собора во Владимире (1185-1189), Дмитриевский собор во Владимире (1195-1196), собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234). Монументальная живопись, традиции и своеобразие (фрески церкви Бориса и Глеба, Успенского собора, Дмитриевского собора, Рождественского собора). Древнейшие иконы Владимиро-Суздальского княжества. Стилистическая и идеологическая ориентация владимиро-суздальских икон (Богоматерь Боголюбская). Столичная Константинопольская традиция и связи с Киевом в искусстве Владимиро-Суздальского княжества (Эммануильский чин, Деисус, Дмитрий Солунский, Богоматерь Великая Панагия). Монументальная пластика на фасадах и в интерьерах Владимиро-Суздальских храмов. Рельефы церкви Покрова, Дмитриевского собора и Георгиевской церкви: иконография и стиль. Суздальские Златые врата. Типология, иконография, стиль, техника. Проблема датировки.


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 22; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты