КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Искусство центров Древней Руси после татарского нашествия. XIII век. (2 часа)Вопросы для изучения и обсуждения
Контрольные вопросы
Основная литература Раппопорт П.А. Строительные артели Древней Руси // Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007.
Литература дополнительная Лифшиц Л.И. Очерки истории живописи древнего Пскова. М., Северный паломник, 2004. Раппопорт П.А. Русская архитектура X - XIII вв.: каталог памятников. Л., 1982. Седов Вл.В. Церковь Николы на Липне и новгородская архитектура XIII в. // Древнерусское искусство: Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 393-412. Седов Вл.В. Об иконографии внутреннего пространства новгородских храмов XIII - начала XVI веков // Иконография архитектуры. М., 1990.102-127 Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976 Смирнова Э.С. Икона Богоматери Максимовской. Возрождение русской Смирнова Э.С. Иконы северо-восточной Руси. Середина XIII-середина XIV в. М., 2004.
Вопросы для изучения и обсуждения 1. Строительство в Москве при Иване Калите по письменным источникам. 2. Доклад 1. Иконы «Спас Оплечный» и «Спас Ярое око» из Успенского собора Московского Кремля. Особенности художественной культуры Москвы первой половины XIV в. 3. Доклад 2. Икона «Борис и Глеб» в житии из Коломны. Проблемы иконографии и стиля.
Контрольные вопросы 1.Какие храмы были построены в Московском Кремле при Иване Калите? 3. Какие артели живописцев работали в Москве в первой половине XIV в.? 4. Какие росписи были созданы в Москве византийскими художниками? 5. Назовите имена русских живописцев первой половины XIV в., расписывавших храмы Москвы.
Основная литература Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII – XV вв. Т.2. М., 1961. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007.
Литература дополнительная Смирнова Э.С. Московская икона XIII–XVI веков. Л., 1988. Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века. Его связи с Византией. М, 1980 История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI - XX века. М.:АРТ-БМБ, 2002. Вздорнов Г. И. Искусство книги Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – первой половины XV веков. М., 1980. Вздорнов Г.И. Исследование о Киевской Псалтири. Киевская Псалтирь. 2 тома. М.: Искусство, 1978
Вопросы для изучения и обсуждения
Контрольные вопросы
2. Как датировался в науке XX в. иконостас Благовещенского собора? 3. Кто был заказчиком росписи церкви Спаса на Ильине? 4. Какова программа росписи Троицкого придела церкви Спаса на Ильине? 5. Какие иконы приписываются Феофану Греку? 6. Какие иконы относятся к творчеству художников круга Феофана Грека? 7. Какие иллюминированные рукописи относятся к кругу Феофана Грека?
Основная литература Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983. Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976. Смирнова Э.С. Московская икона XIII–XVI веков. Л., 1988. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961; Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007.
Вопросы для изучения и обсуждения
Контрольные вопросы 1. Каковы типологические особенности новгородской архитектуры первой половины XIV в.? 2. Каковы особенности объемно-пространственной композиции церквиНиколы Белого Никольского монастыря? 3. В чем своеобразие архитектуры церкви Феодора Стратилата на Ручью? 4. Каковы элементы архитектурного декора церкви Спаса на Ильине? 5. Что такое «Довмонтов город»? Какие храмы Довмонтова города вам известны? 6. Как датируется первый и второй слой живописи церкви Успения на Волотовом Поле?
Основная литература Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. М, 1993. Каргер М.К. Новгородское зодчество // История русского искусства. Т.2. М., 1954. С. 55-58. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007.
Дополнительная литература
Алпатов М.В., Родникова И.С. Псковская икона XIII–XVI веков. Л., 1990 Вздорнов Г.И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М. «Искусство», 1989. Каргер М.К. Новгород. Л., 1980. Лифшиц Л.И. Очерки истории живописи древнего Пскова. М., Северный паломник, 2004. Лифшиц Л.И. О стиле росписи Снетогорского монастыря // Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI–XVII вв. М., 1980. С. 93–114 Лихачев Д., Лаурина В., Пушкарев В. Новгородская икона XII–XVII веков. Л., 1980 Попов Г.В. Тверская икона XIII–XVI веков. СПб., 1993 Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века. Его связи с Византией. М, 1980 Седов Вл.В. Псковская архитектура XIV - XV веков: Происхождение и становление традиции / Архив архитектуры. Вып. 3. М., 1992. Седов Вл.В. Церковь Спаса-Преображения на Ковалеве // Новгородские древности. Вып. V. М., 2000. С. 47-80 Седов Вл.В. Церковь Федора Стратилата в Новгороде // Архив архитектуры. В. IX. М., 1997 Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976
Вопросы для изучения и обсуждения
Контрольные вопросы 1. Каковы конструктивные особенности и объемно-пространственная композиция московских храмов XV в.? 2. Какие элементы наружного декора связывают Московское зодчество с традициями Владимиро-Суздальской архитектуры? 3. Охарактеризуйте особенности Успенского собора на Городке в Звенигороде. 4. В чем сходство и отличие соборов Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря и Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря? 5. Какие датировки икон праздников из иконостаса Благовещенского собора Московского кремля вам известны? Какова аргументация авторов? 6. Назовите икону мастера Дионисия Глушицкого. 7. Как украшено Евангелие Успенского собора? 8. Какие сооружения были построены итальянскими зодчими при Иване III? 9. Из каких рядов икон состоит высокий иконостас? 10. К каким школам принадлежат иконы Кирилловского иконостаса? Основная литература Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV вв. Т. 2. М., 1962. Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М.,1988. С. 71-94, 177-225. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. Дополнительная литература Подъяпольский С.С. Деятельность итальянских мастеров на Руси и в других странах Европы в конце XV – начале XVI века // Советское искусствознание. №20. М., 1986. С. 63-91. Подъяпольский С.С. К вопросу о своеобразии архитектуры Московского Успенского собора // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 24-51. Лелекова О. В. Иконостас 1497 г. Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (исследования и реставрация). Художественное наследие. М., 1988. С. 208-319.
Вопросы для изучения и обсуждения
Контрольные вопросы
Основная литература Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966 Попов Г.В. Андрей Рублев. М.: Северный паломник, 2007. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007.
Дополнительная литература Осташенко Е.Я. Андрей Рублев. Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV- первой трети XV века. М. «Индрик», 2005. Смирнова Э.С. Московская икона XIII–XVI веков. Л., 1988.
Вопросы для изучения и обсуждения
2. Доклад 1. Цикл Акафиста в росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Контрольные вопросы 1. Кому адресовано «Послание иконописцу» Иосифа Волоцкого? 2. Кто руководил росписью собора Пафнутиево-Боровского монастыря? 3. Назовите имена художников, расписавших алтарную преграду Успенского собора Московского Кремля. 4. Где, кроме Москвы, работал Дионисий? 5. Как датируются житийные иконы митрополитов Петра и Алексея из Успенского собора? 6. В чем отличие стиля Дионисия от стиля Рублева? 7. Какие литургические темы в творчестве Дионисия вы можете назвать? 8. Какой иконографический тип икон Богоматери является ведущим в творчестве Дионисия? 9. Какие иконы относят к школе Дионисия? Какие художники школы Дионисия вам известны? Основная литература Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966 Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV - начала XVI века. М., 1975. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007.
Дополнительная литература
Данилова И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970 Зонова О.В. О ранних алтарных фресках Успенского собора //Успенский собор Московского Кремля. М., 1985. С. 69–86 Михельсон Т.Н. Живописный цикл Ферапонтова монастыря на тему Акафиста. //ТОДРЛ., т. XXII. М.-Л., 1966. С. 144—164.
Вопросы для изучения и обсуждения
Контрольные вопросы
Литература Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в. М., 1993. Лифшиц Л.И. Очерки истории живописи древнего Пскова. М., Северный паломник, 2004. Попов Г.В. Тверская икона XIII–XVI веков. СПб., 1993 Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
|