Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Основные источники




Читайте также:
  1. I. Основные процессы
  2. II. Основные теоретические положения
  3. III. Основные требования к форме и внешнему виду учащихся
  4. Oslash; 1.1 Основные элементы окна
  5. Oslash; 1.2. Основные элементы экрана
  6. АДАНИЕ N 1 сообщить об ошибке Тема: Высказывания. Основные операции над высказываниями
  7. Административная реформа в Российской Федерации: задачи и основные направления реализации.
  8. Акционерный капитал и основные этапы его развития
  9. Антиблокировочные системы, назначение, типы и основные элементы
  10. Аудит кризисного предприятия, основные методы, внутренний и внешний аудит.

Киево-Печерский патерик// БЛДР. Т.4. XII век. СПб.: Наука, 2005.

Основная литература

История русского искусства. В 22 т. Т.1: Искусство Киевской Руси. IX – первая четверть XII века. – М.: Северный паломник, 2007.

Асеев Ю.С. Архитектура Древнего Киева. Киев, 1982.

Булкин В.А. Софийский собор в Полоцке // Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII века. М., 1988. С. 59–64.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII вв. М., 1987.

Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.

Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007.

Дополнительная литература

Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской //Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 25–49.

Высоцкий С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев, 1989.

Грабар А.Н. Светское изобразительное искусство домонгольской Руси и «Слово о полку Игореве» //ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 233–271.

Ильин М.А. Мастер Петр // Архитектура СССР М., 1943. № 2

Комеч А.И. Роль византийской традиции в новгородском строительстве начала XII века (Георгиевский собор Юрьева монастыря) // Русско-Балканские культурные связи в эпоху средневековья. София, 1982. С. 263–281.

Лифшиц Л.И., Сарабьянов Д.В., Царевская Т.Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI – первая четверть XII в. СПб. «Дмитрий Буланин», 2004.

Попова О.С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003.

Раппопорт П.А. Строительные артели Древней Руси // Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. С. 246–254.

Салько Н.Б. Живопись Древней Руси XI–XIII века. Мозаики, Фрески. Иконы. Л., 1982.

Штендер Г.М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни новгородской Софии // Древнерусское искусство: проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 30–54.

 

 

3. Русское искусство во второй половине XII – первой трети XIII в.: архитектура и изобразительное искусство региональных центров (Южная Русь, Новгород, Владимиро-Суздальское княжество и среднерусские земли). (6 часов)



Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Особенности черниговского зодчества и его значение для русской архитектуры XII-XIII вв.
  2. Романские черты в русском зодчестве XII в.
  3. Столпообразные храмы - формирование архитектурного типа, художественные и конструктивные особенности.
  4. Позднекомниновский стиль в древнерусской монументальной живописи второй половины XII в.
  5. Доклад 1. Описание и анализ иконы Спас Нерукотворный с Поклонением кресту

на обороте. XII в. ГТГ.

  1. Доклад 2. Спасский собор Мирожского монастыря. Описание и анализ архитектурной формы.
  2. Доклад 3. Собор Архангела Михаила в Смоленске.
  3. Доклад 4. Скульптурное украшение фасадов Дмитриевского собора во Владимире.

 

Контрольные вопросы

  1. Приведите примеры столпообразных храмов.
  2. Какова типология древнерусских храмов второй половины XII – начала XIII века?
  3. Какие элементы романской архитектуры присутствуют в храмах Владимиро-Суздальского княжества?
  4. Какие элементы романской архитектуры присутствуют в храмах южной Руси?
  5. В чем отличие системы храмовой декорации второй половины XII в. от предшествовавшей традиции?
  6. Какая икона стала символом Великого Новгорода?
  7. Какая икона стала символом Владимиро-Суздальского княжества?
  8. К какому стилистическому направлению принадлежат фрески Спасского собора Евфросиниева монастыря в Полоцке?
  9. Какая композиция располагается в западной части Дмитриевского собора? Где локализовались аналогичные темы в росписи храмов XI- начала XII вв.?
  10. Какова техника «златых врат» Суздальского собора? Какова тематика изображений?
  11. Где располагаются скульптурные элементы декора храмов Владимиро-Суздальского княжества?
  12. Какие сюжеты присутствуют в рельефах Дмитриевского собора и какова их символика?
  13. Как можно охарактеризовать стиль миниатюр Галицко-Волынского Евангелия?

Основная литература



Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII – XV вв. Т.1. М., 1961.

Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII – XIII вв. М., 1979.

Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. М, 1993.

Раппопорт П.А. Строительные артели Древней Руси // Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993.

Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007.

 

 

Литература дополнительная

 

Вагнер Г.К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. Рождественский собор. XIII век. М., 1975

Вагнер Г.К. Мастера древнерусской скульптуры: рельефы Юрьева-Польского. М., 1966

Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. XII век. Владимир, Боголюбово. М., 1969

Дмитриевский собор. К 800-летию создания. М., 1997.

Гладкая М.С. Рельефы Дмитриевского собора во Владимире. Опыт комплексного исследования. М., 2009.

Дорофиенко И.П., Редько П.Я. Раскрытие фресок XII в. в Кирилловской церкви Киева //Древнерусское искусство: Монументальная живописи XI–XVII вв. М., 1980. С. 45–51



Иоаннисян О.М. Основные этапы развития галицкого зодчества // Древнерусское искусство: художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 41-58.

Каргер М.К. Древний Киев. Л., 1961

Каргер М.К. Новгород. Л., 1980

Комеч А.И. Архитектура Владимира 1150-1180-х гг.: художественная природа и генезис «русской романики» // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 1999. С. 231-254.

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы // Дмитриевский собор. К 800-летию создания. М., 1997.С. 10 – 20

Комеч А.И. Композиция фасадов новгородских церквей XII – XIII вв. // Древнерусское искусство: художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 101-119.

Лифшиц Л.И. «Ангельский чин с Эммануилом» и некоторые черты художественной культуры Владимиро-Суздальской Руси //Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 211–230.

Логвин Г.Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль. М., 1980

Мильчик М.И., Штендер Г.М. Западные камеры собора Мирожского монастыря во Пскове // Древнерусское искусство : Художественная культура X - первой половины XIII в. М., 1988

Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире // ДРИ. Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб, 2002. С. 172-186.

Новаковская-Бухман С.М. Церковь Покрова на Нерли. М.:Северный паломник, 2003.

Овчинников А.Н. Суздальские златые врата. М.: Искусство, 1978.

Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Иконографическая программа росписи. СПб., «Дмитрий Буланин», 2002.

Попов Г.В. Из истории древнейшего памятника города Дмитрова // Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 198–216

Попова О.С. Галицко-Волынские миниатюры раннего XIII в. //Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 283–315

Попова О.С. Две русские иконы раннего XIII в. // Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 231–243

Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

Раппопорт П.А., Штендер Г.М. Спасская церковь Евфросиньева монастрыя в Полоцке // Памятники культуры: новые открытия. 1979. М., 1980. С. 459-468

Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. — М.: Северный паломник, 2010. - 304 с.

Сарабьянов В.Д. (автор-составитель). Церковь Георгия в Старой Ладоге. История, архитектура, фрески. М. «Прогресс-Традиция», 2002.

Селицкий А.А. Система росписи собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке //Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 177–194

Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород; СПб., 1999.

Штендер Г.М. «Деисус» Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде // Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI–XVII вв. М., 1980. С. 77–92.


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 4; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.03 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты