КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Возникновение, периодизация, история изучения русского средневекового искусства (2 часа)Понятие искусства средневековой Руси или древнерусского искусства. Место Древней Руси в мировой христианской цивилизации. Хронологические границы русского Средневековья. Основные исторические периоды развития русского средневекового искусства. Восточнохристианские основы русской средневековой культуры и своеобразие древнерусского искусства. Произведения древнерусского зодчества и изобразительного искусства как проводник форм классической культуры и византийской иконографии. Синтез искусств в культуре средневековой Руси. Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. и включение Древнерусского государства в круг стран Византийского содружества. Летописное предание «об испытании вер». Кирилло-мефодиевская миссия и Русь. Переводная и оригинальная древнерусская литература XI в. и византийское учение об образе и храме. «Повесть временных лет». «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Возникновение зодчества на Руси и восприятие языка византийского искусства. Техника и материалы. Смысл и содержание иконы. Догмат иконопочитания. Понятие системы росписи. Принципы византийской храмовой декорации и национальные особенности древнерусского искусства. Древнерусская рукописная книга и ее украшение. Понятие типологии и иконографии древнерусской архитектуры и изобразительного искусства. История открытия и изучения древнерусского искусства. Государственная программа изучения и сохранения памятников старины при Николае I. "Строительный устав" 1842 г. «Древности Российского государства" (М., 1849-1853). Изучение церковной архитектуры в XIX в. (К.М. Бороздин, митрополит Евгений (Болховитинов) И.М. Снегирев, Ф. Рихтер, архимандрит Макарий (Миролюбов), В.В. Суслов, П.П. Покрышкин). Московское археологическое общество. Археологические съезды. Иконографический подход в изучении древнерусской живописи (Ф.И.Буслаев, Н.П.Кондаков, Н.В.Покровский, Д.В. Айналов). Раскрытие русской иконы. Первые выставки. "История русского искусства" под редакцией И.Э.Грабаря (1910). П.П.Муратов. Наука о древнерусском искусстве после 1917 г. Работа Комиссии по раскрытию памятников древней живописи. Проблемы датировки и атрибуции. Труды И.Э.Грабаря, А.И. Некрасова, М.В.Алпатова, А.И.Анисимова, В.Н.Лазарева, Н.Н.Воронина, М.А.Ильина, П.А. Раппопорта. Археология и история древнерусской архитектуры (М.К.Каргер). Отечественная наука о древнерусском искусстве во второй половине XX в. О.И.Подобедова и издание сборников «Древнерусское искусство». Труды А.И.Комеча, Э.С. Смирновой, Г.В.Попова, Г.И. Вздорнова, Л.И.Лифшица. Новое обращение к проблемам иконографии. Богословие иконы. Труды Л.А. Успенского, прот. Иоанна Мейендорфа. Современные методы и подходы в изучении искусства средневековой Руси.
|