Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Тема 12. Искусство Русского царства. XVI век (6 часов)




Читайте также:
  1. II. СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕМЕСЛО 1 страница
  2. II. СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕМЕСЛО 2 страница
  3. II. СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕМЕСЛО 3 страница
  4. II. СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕМЕСЛО 4 страница
  5. IV. Искусство
  6. Авторского творчества «Вдохновение» (композиция, художественное и декоративно-прикладное искусство), посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
  7. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова. 1 страница
  8. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова. 2 страница
  9. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова. 3 страница
  10. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова. 4 страница

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Сложение общерусского стиля в искусстве.

2. Работы итальянских мастеров в Москве в начале XVI в.

3. Проблема возникновения шатровой архитектуры. Петрок Малой. Церковь Вознесения в Коломенском.

4. Формирование типа многопрестольного храма.

5. Дионисиевские и не-дионисиевские традиции в искусстве первой трети XVI в.

6. Монументальная живопись грозненской эпохи: программа, темы, стиль.

7. Доклад 1. «Четырехчастная» икона из Благовещенского собора. Проблемы иконографии и стиля.

8. Доклад 2. Храм Покрова на Рву (собор Василия Блаженного): идейная программа и художественное воплощение.

9. Понятие «строгановской» и «годуновской» школы: проблемы стиля.

 

Контрольные вопросы

  1. Назовите основные формы московской архитектуры начала XVI в. на примере памятников.
  2. Кто построил Архангельский собор в Московском Кремле?
  3. Какова роль заказчика в формировании типологии московского зодчества конца XVI в.?
  4. Какие вопросы поднял дьяк Висковатый в связи с новыми иконами Благовещенского собора?
  5. Какому стилистическому направлению принадлежат фрески Спасского собора в Ярославле?
  6. Назовите произведения Прокопия Чирина.
  7. Какой принцип иллюстрирования использовали художники при создании миниатюр Лицевого свода?
  8. К какому образцу восходят миниатюры «Годуновских» псалтирей?

 

Основная литература

Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. Кистории русскоголицевого летописания, М., 1965

Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV: Работы в московском Кремле 40-х - 70-х годов XVI в. М.: Наука, 1972. – 198 с.

Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007.

Дополнительная литература

Баталов А. Л. К интерпретации архитектуры собора Покрова на Рву (о границах иконографического метода) // Иконография архитектуры. М., 1990.

Баталов А. Л. Многопридельные храмы XVI века и проблемы иконографии древнерусской архитектуры, //Вопросы искусствознания. М., 1994, № 4, с. 313-334.

Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996. - 432 с.

Баталов А.Л. О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове // Русская художественная культура XV-XVII веков. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Материалы и исследования. В. 9. М., 1998. С. 220-239.



Баталов А.Л. Судьбы ренессансной традиции средневековой культуре. Итальянские формы в русской архитектуре XVI в. // Искусство христианского мира. М., 2001. С. 135 – 142.

Квливидзе Н.В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее

литературные параллели // Искусство христианского мира. Вып.2. М.,

1998. С. 49-56 .

Квливидзе Н.В. Икона Софии Премудрости Божией и особенности

новгородской литургической традиции в конце XV века // Сакральная

топография средневекового города: Известия Института христианской

культуры средневековья. Т. I. М., 1998. С. 86- 99 .

Квливидзе Н.В. Иконографическая программа алтарных росписей московских

храмов второй половины XVI в.// Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. М.: Северный паломник, 2005. С. 621-646.

Квливидзе Н.В. К изучению системы росписи церкви в Больших Вяземах (Тема



Троицы в русской культуре XVI в.) // Древнерусское искусство: Сергий

Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб., 1998. С.

342-359 .

Квливидзе Н.В. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах //

Florilegium. К 60- летию Б.Н.Флори. М., 2000. С. 104-125

Подъяпольский С.С. О деятельности Алевиза Нового в России. // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1993. С. 170-193.

Подъяпольский С.С. Архитектор Петрок Малой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1983. С. 47-56.

Подъяпольский С.С. Венецианские истоки архитектуры московского Архангельского собора // Древнерусское искусство: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279.

Подъяпольский С.С. Деятельность итальянских мастеров на Руси и в других странах Европы в конце XV – начале XVI века // Советское искусствознание. №20. М., 1986. С. 63-91.

 

Подъяпольский С.С. К вопросу о своеобразии архитектуры Московского Успенского собора // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 24-51.

Подъяпольский С.С. К характеристике кирилловского зодчества XV - XVI веков // Советская археология. 1966. №2

Подъяпольский С.С. О первоначальном виде столпа Ивана Великого // Реставрация и архитектурная археология. Материалы и исследования. Вып.2. М., 1995. С. 98-108.

 

 


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 8; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты