КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Второй подход: условныйЧеловек - существо предельно условное. Если вы перед кошкой поставите игрушечную кошку, то кошка игрушку за кошку не признает. А человек играет в куклы, в «войнушки», в «дочки -матери», то есть он создает условный, воображаемый (или как говорят у нас в театре - «понарошковый») мир и живет в нем почти по настоящему. Ребенок кормит, поит, пеленает свою куклу. «Убитый» на «войнушке» падает, как сраженный воин... В основе любой игры всегда есть условие. Условие - это не правило игры. «Правило» - от слова «правильно», то есть верно мы играем или не верно. Условие (условность) - это особенный, воображаемый, символический, существующий только в игре мир. Поэтому условие в игре идет на первом месте, и только за ним идут правила игры. Именно условием игры отличаются прятки от жмурок, жмурки от салочек. А вот уже в самих салочках есть различные правила: «выше ноги от земли» или «гори - гори ясно». Мир воображаемый - гораздо более яркий, чем мир реальный. В 1997 году в Тюмени, на фестивале «Затея» была представлена программа, которая называлась «Новогодняя гирлянда». Были вызваны дети, которым раздали (что, кстати, не желательно из-за возможности травматизма) ножницы, степлеры, клей, бумагу — мол, делайте гирлянды для елочки. И вот дети режут, приклеивают, раскрашивают пять минут, десять, пятнадцать... Одним словом, все время программы ушло на изготовление гирлянды, сделать которую так и не удалось - кончилось контрольное время. Когда на разборе зашел разговор об этой программе, Александр Владимирович Зайцев (г. Екатеринбург) в качестве попытки решить тему «Новогодняя гирлянда» условным подходом предложил следующее. Зайцев. Ребята! Давайте представим себе елочку. Невидимую, но очень красивую. Представили? А на елке новогодняя гирлянда. Воображаемая новогодняя гирлянда. А гирлянда делается вот так: сделали все вот такие "колечки". (Соединяет "большой" палец с "указательным" в виде "колечка".) А теперь соединяем наши "колечки" с "колечками" друг друга, чтобы получилась "гирлянда" - новогодняя "гирлянда"! А "огоньки" на нашей "гирлянде" сверкают вот так: весело шевелим всеми остальными пальчиками! (Показывает.) А теперь давайте все вместе скажем волшебные слова: "Раз - два -три: елочка - гори!" И шевелим нашими понарошковыми "огоньками"! Дети повторяют слова. И создают сверкание елочных "огоньков". Этот «зайцевский» прием я частенько применял и применяю на взрослых праздниках и взрослые люди с удовольствием делают «понарошковую гирлянду», кричат волшебные слова, мигают «огоньками» и вдобавок поют песенку «Маленькой елочке холодно зимой». Вот и все. И зачем надо было что-то вырезать, что-то клеить, когда условный подход создал в вашем воображении особую, волшебную елку с особой волшебной гирляндой. И эта елка гораздо красивее и сказочнее, чем все окружающие вас реальные елки. Или - Дед Мороз. Все прекрасно знают, что Дед Мороз - это переодетый мужчина. Все это знают... До тех пор, пока на праздник он не вошел. Но как только Дед Мороз появился - все забывают, что это переодетый человек, все взрослые впадают в детство: все верят, что это Дед Мороз настоящий. Почему? Потому что принимают условие игры. Однажды в Пятигорске, по окончании одного из семинаров, ко мне подошли женщины, участницы семинара, и спросили: «Можно до вашего живота дотронуться?» Я поинтересовался: «А зачем вам это?» Они говорят: «У нас есть поверье, что если мужчина добрый и вот с таким животиком, как у вас, то надо дотронуться до этого живота и загадать желание. И оно сбудется». Я позволил женщинам попользоваться своими сложенными на груди крыльями... И вот, уже в Москве, на одном новогоднем корпоративном празднике, где я был Дедом Морозом, подходит женщина и просит разрешения дотронуться до меня: «На счастье!» Ну, я не подумав, и брякнул ей про пятигорский ритуал с загадыванием желания. Она обрадовалась и все сделала, как надо: дотронулась до живота (под бородой) и загадала желание. К тому времени я уже закончил свою работу и собирался сказать прощальные слова и уходить. И не мог уйти почти 50 минут: все (а это взрослые люди) рванулись ко мне загадывать свои желания. И пока все не дотронулись до моего живота - я не мог уйти. Вот это и есть использование условного подхода. Без него не было бы театра, невозможны были бы игры и праздники. Еще раз: условный подход - это создание воображаемого мира. Театр Охочих комедиантов часто использует в своей работе этот подход в спектаклях, где существует обратная связь со зрителями. Ниже приведу пример из спектакля «Машенька и Медведь». Маша (в зал). Я что - плохо ужин сварила? Дети отвечают. Что же мне делать?.. А давайте я все по-новому начну? Ребята, а вы мне поможете? Дети отвечают. Будем делать так: если я все правильно делаю, вы мне хлопаете в ладоши. А если неправильно - топаете ногами. Хорошо? Дети отвечают. Я беру горшок и наливаю в него молоко. Правильно?.. Дети хлопают в ладоши. Теперь я ставлю его на огонь. Правильно? Дети хлопают в ладоши. Закипело. И я высыпаю туда крупу. Я все верно делаю? Дети хлопают в ладоши. А теперь я высыпаю туда пачку соли! Так? Дети топают ногами. А что я неправильно делаю? Сколько нужно соли? (Слушает детей.) Ах, ложечку надо? Понятно. (Сыплет ложечку соли.) Дети хлопают в ладоши. А чтобы каша не развалилась, я добавлю в нее клей. Так? Дети топают ногами. А-а! Чернил? Дети топают ногами. Нет?.. А-а! Надо травы накидать? Дети топают ногами. Камней? Песка? Дети топают ногами. Масла? Дети хлопают в ладоши. Точно! Я вспомнила: каслом машу... Ой! Маслом кашу не испортишь! (Принюхивается). Ой! И в самом деле кашей запахло! (В зал). Ребята, понюхайте, это в самом деле кашей пахнет? Дети принюхиваются и подтверждают. Ура-а! Получилось! Теперь перемешаем кашу. Дети хлопают. И попробуем! (Зачерпывает ложкой понарошковую кашу.) Каша вкусная, сказочная, понарошковая! (В зал). Кто хочет попробовать? Дети отвечают. Маша идет в зал и угощает детей понарошковой кашей. Как правило, дети активно и азартно помогают Маше «варить» воображаемую кашу и - с удовольствием и полной верой! -пробуют ее из ложки. И еще один пример - из программы, посвященной открытию Центра игрового досуга. П е р в ы и . Ну вот! Заигрались, застоловались, а забыли, что ребенок еще маленький, что ему режим необходим... Второй. Давай уложим нашего ребенка спать... Сделали, пожалуйста, все вот так... (Делает жест-движение, словно берет грудного младенца на руки и качает его.) Зрители повторяют это движение А теперь вот так! (Двумя руками поднимает ребенка вверх перед собой.) Зрители повторяют и это и последующие движения, которые им предлагают ведущие. И отпускаем! (Жест, словно подбрасывает воздушный шарик перед собой.) И пусть он на волнах своего детского сна возвращается в колыбель! (Делает руками движение, словно довит невидимого ребенка, и относит его в колыбель.) Звучит колыбельная песня. Снова выходят все творческие коллективы. Они обступают колыбель и качают ее. Третийподход: смеховой Недавно по телевидению показали кадры из Англии: там местные ученые изобрели аппарат, с помощью которого можно четко и ясно видеть ребенка в утробе матери. И эти английские ученые были в шоке: зародыш и смеется, и плачет... Оказывается эти ученые думали, что такие эмоции, как смех вырабатываются у детей после рождения - в ходе общения с родителями. И вот на тебе! Обратите внимание: только родившийся ребенок еще не умеет говорить, еще много не знает в этой жизни, и много не понимает - а хохотать умеет. Народы мира говорят на разных языках, а смеются одинаково. Видимо, смех - это какой-то Первоязык, какая-то древнейшая система общения. Без смеха (в любом его проявлении: от улыбки и до «ржания») человек не может жить. В природе смеется только человек. Животным это не дано. Смех - это очень мощный манок. Если во время вашего выступления люди смеются или улыбаются, значит, вы как игровик, ведущий - на правильном пути. Это говорит о том, что они вам доверяют. Особенно важно, чтобы смех (хороший, добрый смех) присутствовал на детских праздниках, на детских концертах, на детских мероприятиях. Я заостряю на этом внимание, потому что сегодня детские сюжетно-игровые программы становятся все правильнее и все скучнее. Массовики стали дублировать школу: они стараются не развлечь детей, а чему-то их научить. Поверьте, хороший, умный и веселый анекдот иногда объяснит человеку больше, чем прочитанные лекция или учебник. Смех и нужен и полезен. Например, швейцарские ученые разработали систему эквивалентов смеха и физических нагрузок. Они высчитали, что одна минута смеха равноценна полуторачасовому отдыху. А смех 50 раз на день равноценен сорокаминутной пробежке. А американские ученые доказали, что искренний смех облегчает головные и сердечные боли, уменьшает сердцебиение, стабилизирует давление, предотвращает стресс. Ученые обнаружили, в каком полушарии мозга находится «центр смеха» (оказалось, в правом). Нашли и «материальные» доказательства лечебного эффекта: при смехе в крови увеличивается содержание адреналина, а в мозг поступают эндорфины -созданные матушкой-природой на черный день. Поэтому, применяя в своей работе смеховой подход, мы не только развлекаем людей, но и оздоровляем их. Тем более надо этот подход применять при работе с детьми. Выходит, что здоровье народа в наших руках. Медицина лечит болезни, а мы их предупреждаем. И мы вновь возвращаемся к пониманию истинного назначения народных праздников. При совершении языческих обрядов (а язычество - это народное: «язык» - «народ»; «...и назовет меня всяк сущий в ней язык...») смех имел чрезвычайно большое значение. Сегодня пора задуматься о практическом возвращении настоящей смеховой культуры. А это: и смеховая культуры застолья, и смеховая культура эстрады, и смеховая культура музыки, и смеховая культура песни, смеховая культура танца, конечно, смеховая культура игры, значит, и смеховая культура праздника. Прошу правильно меня понять: я не за то, чтобы все поднять на смех, осмеять, шутить по поводу и без повода, а за то, чтобы истинная, светлая (а не нижепоясная) смеховая культура вернулась к нам в полном объеме. И среди современных молодых авторов есть образцы хорошего, вкусного юмора и надо его использовать. Смех - это несомненный атрибут праздника и игры. Но он должен быть здоровым и добрым и не выставлять участника игры на посмешище. Сегодня в эпоху наплыва пошлых игр это особенно важно. Потому, отбирая приколы, розыгрыши, шутки, «примочки», анекдоты, репризы и т. п., смотрите - какого они вкусового качества.
|