Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Второй подход: условный




Человек - существо предельно условное. Если вы перед кош­кой поставите игрушечную кошку, то кошка игрушку за кошку не признает. А человек играет в куклы, в «войнушки», в «дочки -матери», то есть он создает условный, воображаемый (или как го­ворят у нас в театре - «понарошковый») мир и живет в нем почти по настоящему. Ребенок кормит, поит, пеленает свою куклу. «Убитый» на «войнушке» падает, как сраженный воин...

В основе любой игры всегда есть условие. Условие - это не правило игры. «Правило» - от слова «правильно», то есть верно мы играем или не верно.

Условие (условность) - это особенный, воображаемый, сим­волический, существующий только в игре мир. Поэтому условие в игре идет на первом месте, и только за ним идут правила игры. Именно условием игры отличаются прятки от жмурок, жмурки от салочек. А вот уже в самих салочках есть различные правила: «выше ноги от земли» или «гори - гори ясно». Мир воображае­мый - гораздо более яркий, чем мир реальный.

В 1997 году в Тюмени, на фестивале «Затея» была представ­лена программа, которая называлась «Новогодняя гирлянда». Бы­ли вызваны дети, которым раздали (что, кстати, не желательно из-за возможности травматизма) ножницы, степлеры, клей, бумагу — мол, делайте гирлянды для елочки. И вот дети режут, приклеива­ют, раскрашивают пять минут, десять, пятнадцать... Одним сло­вом, все время программы ушло на изготовление гирлянды, сде­лать которую так и не удалось - кончилось контрольное время.

Когда на разборе зашел разговор об этой программе, Алек­сандр Владимирович Зайцев (г. Екатеринбург) в качестве попытки решить тему «Новогодняя гирлянда» условным подходом пред­ложил следующее.

Зайцев. Ребята! Давайте представим себе елочку. Неви­димую, но очень красивую. Представили? А на елке новогодняя гир­лянда. Воображаемая новогодняя гирлянда. А гирлянда делается вот так: сделали все вот такие "колечки". (Соединяет "большой" палец с "указательным" в виде "колечка".) А теперь соединяем наши "колеч­ки" с "колечками" друг друга, чтобы получилась "гирлянда" - ново­годняя "гирлянда"! А "огоньки" на нашей "гирлянде" сверкают вот так: весело шевелим всеми остальными пальчиками! (Показывает.) А теперь давайте все вместе скажем волшебные слова: "Раз - два -три: елочка - гори!" И шевелим нашими понарошковыми "огонька­ми"! Дети повторяют слова. И создают сверкание елочных "огоньков".

Этот «зайцевский» прием я частенько применял и применяю на взрослых праздниках и взрослые люди с удовольствием дела­ют «понарошковую гирлянду», кричат волшебные слова, мигают «огоньками» и вдобавок поют песенку «Маленькой елочке холод­но зимой». Вот и все. И зачем надо было что-то вырезать, что-то клеить, когда условный подход создал в вашем воображении осо­бую, волшебную елку с особой волшебной гирляндой. И эта елка гораздо красивее и сказочнее, чем все окружающие вас реальные елки.

Или - Дед Мороз. Все прекрасно знают, что Дед Мороз - это переодетый мужчина. Все это знают... До тех пор, пока на празд­ник он не вошел. Но как только Дед Мороз появился - все забы­вают, что это переодетый человек, все взрослые впадают в детст­во: все верят, что это Дед Мороз настоящий. Почему? Потому что принимают условие игры.

Однажды в Пятигорске, по окончании одного из семинаров, ко мне подошли женщины, участницы семинара, и спросили: «Мож­но до вашего живота дотронуться?» Я поинтересовался: «А зачем вам это?» Они говорят: «У нас есть поверье, что если мужчина добрый и вот с таким животиком, как у вас, то надо дотронуться до этого живота и загадать желание. И оно сбудется». Я позволил женщинам попользоваться своими сложенными на груди крылья­ми...

И вот, уже в Москве, на одном новогоднем корпоративном празднике, где я был Дедом Морозом, подходит женщина и про­сит разрешения дотронуться до меня: «На счастье!» Ну, я не по­думав, и брякнул ей про пятигорский ритуал с загадыванием же­лания. Она обрадовалась и все сделала, как надо: дотронулась до живота (под бородой) и загадала желание. К тому времени я уже закончил свою работу и собирался сказать прощальные слова и уходить. И не мог уйти почти 50 минут: все (а это взрослые люди) рванулись ко мне загадывать свои желания. И пока все не дотро­нулись до моего живота - я не мог уйти. Вот это и есть использо­вание условного подхода. Без него не было бы театра, невозмож­ны были бы игры и праздники.

Еще раз: условный подход - это создание воображаемого ми­ра. Театр Охочих комедиантов часто использует в своей работе этот подход в спектаклях, где существует обратная связь со зри­телями.

Ниже приведу пример из спектакля «Машенька и Медведь».

Маша (в зал). Я что - плохо ужин сварила?

Дети отвечают.

Что же мне делать?.. А давайте я все по-новому начну? Ребята, а вы

мне поможете?

Дети отвечают.

Будем делать так: если я все правильно делаю, вы мне хлопаете в ла­доши. А если неправильно - топаете ногами. Хорошо?

Дети отвечают.

Я беру горшок и наливаю в него молоко. Правильно?..

Дети хлопают в ладоши.

Теперь я ставлю его на огонь. Правильно?

Дети хлопают в ладоши.

Закипело. И я высыпаю туда крупу. Я все верно делаю?

Дети хлопают в ладоши.

А теперь я высыпаю туда пачку соли! Так?

Дети топают ногами.

А что я неправильно делаю? Сколько нужно соли? (Слушает детей.)

Ах, ложечку надо? Понятно. (Сыплет ложечку соли.)

Дети хлопают в ладоши.

А чтобы каша не развалилась, я добавлю в нее клей. Так?

Дети топают ногами.

А-а! Чернил?

Дети топают ногами.

Нет?.. А-а! Надо травы накидать?

Дети топают ногами.

Камней? Песка?

Дети топают ногами.

Масла?

Дети хлопают в ладоши.

Точно! Я вспомнила: каслом машу... Ой! Маслом кашу не испор­тишь! (Принюхивается). Ой! И в самом деле кашей запахло! (В зал).

Ребята, понюхайте, это в самом деле кашей пахнет?

Дети принюхиваются и подтверждают.

Ура-а! Получилось! Теперь перемешаем кашу.

Дети хлопают.

И попробуем! (Зачерпывает ложкой понарошковую кашу.) Каша вкусная, сказочная, понарошковая! (В зал). Кто хочет попро­бовать?

Дети отвечают.

Маша идет в зал и угощает детей понарошковой кашей. Как правило, дети активно и азартно помогают Маше «ва­рить» воображаемую кашу и - с удовольствием и полной верой! -пробуют ее из ложки.

И еще один пример - из программы, посвященной открытию Центра игрового досуга.

П е р в ы и . Ну вот! Заигрались, застоловались, а забыли, что ребе­нок еще маленький, что ему режим необходим... Второй. Давай уложим нашего ребенка спать... Сделали, пожа­луйста, все вот так... (Делает жест-движение, словно берет груд­ного младенца на руки и качает его.) Зрители повторяют это движение

А теперь вот так! (Двумя руками поднимает ребенка вверх перед со­бой.)

Зрители повторяют и это и последующие движения, которые им предлагают ведущие.

И отпускаем! (Жест, словно подбрасывает воздушный шарик перед собой.) И пусть он на волнах своего детского сна возвращается в ко­лыбель! (Делает руками движение, словно довит невидимого ребен­ка, и относит его в колыбель.) Звучит колыбельная песня.

Снова выходят все творческие коллективы. Они обступают колы­бель и качают ее.

Третийподход: смеховой

Недавно по телевидению показали кадры из Англии: там ме­стные ученые изобрели аппарат, с помощью которого можно чет­ко и ясно видеть ребенка в утробе матери. И эти английские уче­ные были в шоке: зародыш и смеется, и плачет... Оказывается эти ученые думали, что такие эмоции, как смех вырабатываются у де­тей после рождения - в ходе общения с родителями. И вот на тебе! Обратите внимание: только родившийся ребенок еще не умеет говорить, еще много не знает в этой жизни, и много не понимает - а хохотать умеет. Народы мира говорят на разных языках, а сме­ются одинаково. Видимо, смех - это какой-то Первоязык, какая-то древнейшая система общения. Без смеха (в любом его проявле­нии: от улыбки и до «ржания») человек не может жить.

В природе смеется только человек. Животным это не дано. Смех - это очень мощный манок. Если во время вашего выступ­ления люди смеются или улыбаются, значит, вы как игровик, ве­дущий - на правильном пути. Это говорит о том, что они вам до­веряют. Особенно важно, чтобы смех (хороший, добрый смех) присутствовал на детских праздниках, на детских концертах, на детских мероприятиях. Я заостряю на этом внимание, потому что сегодня детские сюжетно-игровые программы становятся все пра­вильнее и все скучнее. Массовики стали дублировать школу: они стараются не развлечь детей, а чему-то их научить. Поверьте, хо­роший, умный и веселый анекдот иногда объяснит человеку больше, чем прочитанные лекция или учебник.

Смех и нужен и полезен. Например, швейцарские ученые раз­работали систему эквивалентов смеха и физических нагрузок. Они высчитали, что одна минута смеха равноценна полуторачасовому отдыху. А смех 50 раз на день равноценен сорокаминутной про­бежке. А американские ученые доказали, что искренний смех облегчает головные и сердечные боли, уменьшает сердцебиение, стабилизирует давление, предотвращает стресс.

Ученые обнаружили, в каком полушарии мозга находится «центр смеха» (оказалось, в правом). Нашли и «материальные» доказательства лечебного эффекта: при смехе в крови увеличива­ется содержание адреналина, а в мозг поступают эндорфины -созданные матушкой-природой на черный день. Поэтому, приме­няя в своей работе смеховой подход, мы не только развлекаем людей, но и оздоровляем их. Тем более надо этот подход приме­нять при работе с детьми. Выходит, что здоровье народа в наших руках. Медицина лечит болезни, а мы их предупреждаем.

И мы вновь возвращаемся к пониманию истинного назначения народных праздников. При совершении языческих обрядов (а язы­чество - это народное: «язык» - «народ»; «...и назовет меня всяк сущий в ней язык...») смех имел чрезвычайно большое значение.

Сегодня пора задуматься о практическом возвращении на­стоящей смеховой культуры. А это: и смеховая культуры засто­лья, и смеховая культура эстрады, и смеховая культура музыки, и смеховая культура песни, смеховая культура танца, конечно, сме­ховая культура игры, значит, и смеховая культура празд­ника.

Прошу правильно меня понять: я не за то, чтобы все поднять на смех, осмеять, шутить по поводу и без повода, а за то, чтобы истинная, светлая (а не нижепоясная) смеховая культура верну­лась к нам в полном объеме. И среди современных молодых авто­ров есть образцы хорошего, вкусного юмора и надо его использо­вать. Смех - это несомненный атрибут праздника и игры. Но он должен быть здоровым и добрым и не выставлять участника игры на посмешище. Сегодня в эпоху наплыва пошлых игр это особен­но важно. Потому, отбирая приколы, розыгрыши, шутки, «при­мочки», анекдоты, репризы и т. п., смотрите - какого они вкусово­го качества.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2025 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты