КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка к праздникуШкольный праздник – это не стихийное мероприятие. Оно имеет свою строго определенную структуру и требует кропотливой подготовительной работы. Подготовка к празднику вызывает у учащихся средних классов не меньший, а то и бо́льший эмоциональный подъем, чем само праздничное действо. Участие в организации и подготовке праздничного мероприятия приносит младшим подросткам много пользы, так как: позволяет им проявить по максимуму их знания, умения и способности; позволяет проявлять самостоятельность, что особенно ценно в данном возрасте; развивает чувство ответственности за свои действия; учит организованности; воспитывает умение согласовывать свои действия с действиями других людей; сплачивает класс, рождает полезное и плодотворное сотрудничество между одноклассниками. В идеале подготовка к празднику должна стать плодотворным результатом взаимодействия взрослых и детей. При этом главной опорой для взрослых организаторов праздника является актив класса или созданная по случаю инициативная группа, в которую входят: 1) сценаристы, 2) музыканты (для подбора и/или создания музыкального сопровождения), 3) художники (для декоративного оформления праздника), 4) ведущие, 5) актеры, 6) чтецы, 7) танцоры… Важно, чтобы каждый участник инициативной группы хорошо знал свой участок работы и нес полную ответственность за него. Кроме особо активных ребят, в подготовительных работах важно задействовать и тех, кто робеет или предпочитает отсиживаться в тени. Последних можно подключить к оформительской работе – рисованию афиш и пригласительных билетов, созданию декораций и праздничных костюмов, украшению помещения и т. п.
Работа над сценарием
У любого праздничного мероприятия должен быть сценарий – план, в соответствии с которым будет развиваться праздничное действо. Этот план может представлять собой подробное и последовательное описание поведения всех персонажей праздника, а может выглядеть как свернутая сюжетная схема, предполагающая значительную свободу для импровизации. В первом случае участники праздника вынуждены учить тщательно прописанные роли. Во втором – игроки выстраивают праздничное действо по мере его развития в реальном времени. В данной книге представлены сценарии обоих типов. Общий замысел и конкретное наполнение сценария могут быть самыми разными и зависят от многих факторов. Главное, чтобы любой элемент сценария был не отдельным художественным произведением, а элементом общей драматургии. Весь праздник должна пронизывать одна сквозная идея, которая и будет связывать между собой все элементы праздника. Ошибочно относиться к сценарию праздничного мероприятия, как к строгой инструкции для применения. Сценарий – это всего лишь алгоритм действия, который допускает импровизации и вольные отклонения от него. Как правило, его составляют таким образом, чтобы можно было легко и достаточно безболезненно внести изменения! Данное обстоятельно особенно актуально, учитывая тот факт, что при организации школьных праздников приходится иметь дело с детьми – существами во многом непредсказуемыми. С другой стороны, следует учитывать, что любая незапланированная импровизация – это риск, особенно при проведении торжественных мероприятий. Неудачная импровизация может превратить продуманное действо в плохо отрепетированный балаган!
Сюжет Последовательность событий в сценарии, содержательная канва праздничного мероприятия называется сюжетом. Воспитательный эффект праздника напрямую зависит от выбора сюжета. Сюжет предполагает завязку, развитие хода действия, включая кульминацию и концовку, а также финал праздника. Начинаться праздник должен ярко и эмоционально, чтобы все присутствующие на нем ребята максимально быстро настроились на праздничную волну. Лучше всего с этой целью справляются несложные массовые кричалки и разминочные игры. Впрочем, на руку организаторам тот факт, что в отличие от взрослого ребенок, не подготовленный к празднику, способен включиться в него практически мгновенно. И то, что для любого взрослого, даже самого инфантильного и легкомысленного, чревато нешуточным стрессом, никоим образом не смутит ребенка, который охотно, как ни в чем не бывало, погрузится в нестандартную ситуацию. Дальнейшее действо должно развиваться по нарастающей, иначе интерес к празднику затухнет, не успев возникнуть. Это значит, что праздничные номера и забавы следует подбирать таким образом, чтобы они шли по линии увеличения эмоционального накала. При этом общие игры и задания должны чередоваться с сольными выступлениями, стихи – с активными развлечениями, игры на ловкость – с интеллектуальными задачами и т. д. Если на празднике присутствуют родители и другие гости, то необходимо предусмотреть игры и номера с их участием. Наивысшая точка эмоционального напряжения называется кульминацией. В этот момент участники праздника чувствуют, что должно произойти что‑то значимое и важное. Кульминацией может быть либо наиболее яркий, эмоционально‑насыщенный и часто самый сложный конкурс программы, либо особо любимая, как правило, массовая игра, либо сюжетный поворот, который приводит к столкновению главного героя с противоборствующими силами и далее – к его преображению. Завершается праздничная программа самым приятным для детей – раздачей призов и подарков, что желательно обставить в игровой форме. Сам процесс вручения подарков должен проходить быстро, но без суеты.
Роли Роль – это сценарный образ, воплощаемый участником праздника. Подавляющее большинство праздников предполагает как минимум одну роль – роль ведущего. Сюжетные праздники требуют большого количества ролей. Присутствие на празднике исторических, мифологических или литературных персонажей усиливает зрелищность праздничного мероприятия. Один сквозной персонаж может взять на себя роль ведущего или выступить в роли его помощника. Первое появление такого персонажа должно быть эффектно обыграно. Желательно, чтобы на школьном празднике не было пассивных зрителей и сторонних наблюдателей. Дети должны чувствовать себя хозяевами праздника, принимая в нем активное участие и играя определенные роли, причем необязательно главные. Практически на каждом празднике требуются ребята, которые встречают и провожают гостей, зазывают на праздник, награждают победителей, организуют праздничное застолье, показывают фокусы, поют песни, рассказывают стихи и т. д. и т. п. Уже на этапе написания сценария важно иметь в виду конкретных детей, которые больше всего подойдут на те или иные роли. Нередко роли в сценарии пишутся с оглядкой на определенных ребят, с учетом их индивидуальных особенностей и типажей. Подобно тому, как это происходит при создании фильма, когда какая‑то роль создается специально под конкретного актера. Если вы берете готовый сценарий, то роли распределяют между детьми с учетом их пожеланий, психологических особенностей и реальных возможностей. Наиболее сложные роли, которые, как вам кажется, детям – не по зубам, достаются взрослым. Важно помнить, что подростки, за редким исключением, не отличаются актерским профессионализмом. Поэтому режиссер праздничного мероприятия должен помочь каждому ребенку найти яркий образ своего персонажа посредством интонации, мимики, жестов, походки и прочих невербальных маркеров. При этом следует поощрять любые детские импровизации, стимулирующие творческую активность ребенка. Особое внимание уделяется персонажам, которые по своей природе являются неодушевленными, но, тем не менее, движутся и говорят.
Несколько слов о ведущем Ведущий школьного праздника должен быть творческим человеком, способным к импровизациям и хорошо знающим детскую психологию. Необходимо, чтобы это был общительный, эмоциональный и находчивый человек с сильной нервной системой, которого не так‑то просто выбить из равновесия. Он должен уметь держаться непринужденно в любой обстановке, чтобы ни случилось. В арсенале ведущего всегда должны быть разнообразные игры и приемы активации участников праздника, которые выручат его в непредвиденных ситуациях, например, когда праздник забуксовал или пошел в нежелательном направлении. Ведущий должен постоянно пополнять свою личную "игротеку", расширять арсенал технических и художественных средств, читая специальную литературу и "подглядывая" за чужими праздниками. Если же говорить о технических возможностях, то хороший ведущий должен свободно владеть русской речью, иметь четкую дикцию и красивый голос, подвижную пластику и выразительные жесты. Особенно велико значение ведущего при таких форматах школьных праздников, как концерт и конкурсно‑игровая программа. В данном случае ведущий должен быть хорошим организатором и обладать исключительной способностью к импровизации, так как ему придется связывать разрозненные номера (конкурсы) между собой.
Репетиционная работа Хороший сценарий – всего лишь половина успеха! Чтобы праздник удался, хороший сценарий должен получить хорошее воплощение, что требует от организаторов праздника режиссерских способностей, умения достаточно четко представлять себе то, как будет выглядеть праздничное мероприятие в окончательном виде, умения претворять в жизнь написанное на бумаге, наконец, умения организовывать репетиционный процесс. Как правило, режиссерские обязанности берет на себя кто‑нибудь из взрослых – учитель или родитель. Практически любой праздник требует репетиционной работы. Однако нет ничего хуже, если подготовка к празднику сводится к утомительным репетициям, сменяющим одна другую! От многочисленного повторения одних и тех же слов и действий у любого ребенка пропадет интерес к тому, что он делает. Поэтому режиссер всегда должен держать в голове ту мысль, что он имеет дело не с профессиональными актерами, а всего лишь с детьми, от которых не следует требовать чудес. Вполне возможно, что перед ним будущие химики, финансисты и спортсмены, для которых актерское мастерство – не самая необходимая в жизни вещь. С другой стороны, именно школьные праздники и школьные постановки – те мероприятия, в которых может заявить о себе ребенок с выдающимися актерскими способностями. Начинается репетиционная работа с прочтения сценария и объяснения детям общего смысла праздничного действа. Далее "режиссер" проверяет, насколько хорошо дети усвоили сценарий праздника. Сами репетиции, в идеале, должны проходить в форме игрового действа и доставлять детям не меньше удовольствия, чем праздник. Когда детям весело и интересно, они имеют возможность постоянно придумывать что‑то новое и импровизировать, репетиции проходят легко и нескучно.
Художественное и музыкальное оформление праздника Праздник должен хорошо смотреться, быть ярким и визуально запоминающимся. По своему декоративному оформлению он должен разительно отличаться от повседневной жизни, что достигается всевозможными стенгазетами, транспарантами, рисунками, гирляндами, флажками, цветами, осветительными приборами, театральными костюмами и т. п. Запомните, что грамотное художественное оформление праздника может вытянуть довольно‑таки слабый сценарий. Наоборот, непродуманное декоративное оформление способно загубить отлично сделанное представление. Праздничное оформление должно начинаться уже на входе, чтобы участники праздника издалека видели, что их ждет особое мероприятие. Для праздника общешкольного масштаба необходимо продумать оформление школьного двора и тех аудиторий, в которых будет проходить праздничное действо. Их следует не только чисто убрать, но и красиво декорировать. В особом оформлении нуждается главное место проведения праздника. Для него могут требоваться особые декорации! Особые – не значит, дорогие и помпезные. Даже если материально‑технические возможности школы или организаторов праздника неограниченны, дорогим и малоподвижным конструкциям желательно предпочесть декорации легкие и мобильные, с которыми смог бы справиться даже маленький ребенок. Хорошо, если одни и те же декорации можно будет использовать в разных сценах, слегка трансформировав их. Часть декораций ребята могут создать собственными руками. Неплохо бы сделать для праздника рекламу, которая привлечет внимание и вызовет у детей интерес к самому мероприятию. Реклама может быть плоскостной (в виде афиши или объявления) или объемной. Допускается даже "ходячая" реклама – ребята, которые будут неспешно фланировать по школе и раздавать рекламные листовки. Чем необычнее будет реклама или рекламная акция, тем больший интерес она вызовет, и тем больше человек придет на праздник. Сверх того, на небольшое праздничное мероприятие в рамках класса можно разослать приглашения, которые должны быть выполнены в общей стилистике праздника. Вручать приглашения рекомендуется лично – из рук в руки. Если в школе есть школьный почтамт, то можно воспользоваться его услугами для массовой рассылки приглашений. Для привлечения ребят на общешкольные праздники удобно использовать школьное радио и телевидение (если такое есть). Если праздник предполагает специальные костюмы, то забота о них ложится, главным образом, на плечи самих ребят. Детей необходимо заранее предупредить о том, что праздник будет костюмированным, чтобы они имели достаточно времени в запасе, и успели придумать себе костюмы. Летние праздники лучше всего проводить на свежем воздухе. При этом участок, на котором планируется провести праздник, украшают в соответствии с его тематикой. При проведении праздника на открытом воздухе важно учитывать прогноз погоды. И даже в том случае, если погода ожидается сухой и теплой, необходимо продумать запасной вариант праздника – в помещении, так как точность метеорологических прогнозов весьма условна, особенно если эти прогнозы делаются за несколько недель вперед. При наличии запасного варианта плохая погода не испортит праздничного настроения ребят. Огромное значение для детей среднего школьного возраста имеет музыкальное оформление праздника. Оно не может быть случайным! Музыкальное сопровождение должно четко соответствовать общему замыслу праздника и рождать именно те эмоциональные настроения, которые требуются на разных этапах праздничного действа. Подростки достаточно чутко реагируют на ритм, ладовую окраску музыки, которая пробуждает в них определенные эмоциональные состояния. Именно поэтому в детских праздниках не следует использовать взрослые песни. У "взрослой" музыки совсем иная мелодика и иной ритм, чем у детской, поэтому она может оказаться слишком трудной для исполнения и даже восприятия. Чтобы не ошибиться, доверьте детям активное участие в подборе музыкального оформления праздника!
|