КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Маяки как общественное благо
Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть как общественными, так и частными. Например, фейерверк — благо общественное, если он производится в городе с большим количеством жителей. Но если вы любуетесь огненными шарами в частном увеселительном парке (Диснейленде), фейерверк — скорее частное благо, потому что его посетители заплатили за входные билеты. Другой пример — маяк. Экономисты любили приводить в качестве примера общественного блага функционирование маяков. Маяки используются для того, чтобы предупреждать проходящие корабли об опасных для плавания местах. Выгода, которую маяк предоставляет капитану корабля, не является ни исключительной, ни объектом соперничества, поэтому каждый судоводитель бесплатно пользуется его услугами. Из-за проблемы нахлебников частным рынкам обычно не удается предоставлять соответствующие услуги. Сегодня работа большинства маяков осуществляется за счет правительства. Тем не менее в некоторых случаях услуги маяков ближе к частным благам. В XIX в. на побережье Англии действовало несколько частных маяков. Владелец местного маяка взимал плату за услугу не с капитанов кораблей, но с ближайшего порта. Если владелец порта отказывался платить, собственник маяка просто отдавал команду погасить огонь. Соответственно сокращалось число судов, заходящих в порт, и доходы последнего. Для того чтобы определить общественное благо, необходимо оценить количество потребителей, извлекающих выгоду из пользования благом, и возможность помешать им. Проблема бесплатного пользования возникает, когда число пользователей велико, а исключение хотя бы одного из них невозможно. Если маяк приносит пользу капитанам многих кораблей, это общественное благо. Если выгоду извлекает прежде всего владелец порта, речь идет скорее о частном благе.
Сложности анализа «затраты-выгоды» Мы видели, что основной поставщик общественных благ — правительство, поскольку частный рынок не имеет возможности произвести эффективное количество товара. Но решение о необходимости выступления правительства в роли поставщика — только первый шаг. Затем орган управления должен определить виды общественных благ, которые он собирается предоставлять, и их количество. Предположим, что правительство рассматривает проект строительства нового скоростного шоссе. Оно должно сравнить общие выгоды тех, кто воспользуется им, с издержками строительства и эксплуатации. Чтобы принять решение, правительство должно поручить группе экономистов и инженеров провести исследование, цель которого — оценка общих издержек и выгод проекта для общества в целом (анализ «затраты-выгоды»). Аналитики столкнулись со сложной задачей. Так как скоростное шоссе будет доступно бесплатно каждому желающему, цены, с помощью которой можно было бы приблизительно оценить предоставляемые им услуги, не существует. Если вы
Анализ «затраты-выгоды» — исследование, в котором сравниваются издержки и выгоды общества, получаемые при предоставлении общественного блага. проведете опрос жителей региона с целью выяснить их оценку скоростного шоссе, полученные результаты нельзя будет считать достоверными. Во-первых, количественно определить реальные выгоды, используя исключительно анкету, сложно. Во-вторых, у респондентов отсутствуют стимулы говорить правду. Те, кто будет пользоваться скоростным шоссе, заинтересованы в преувеличении выгоды, которую они получат, чтобы дорога была поскорее построена. У тех, кому скоростное шоссе причинит ущерб, есть стимул, чтобы преувеличить издержки и помешать строительству дороги. Следовательно, эффективное предоставление общественных благ внутренне более сложный, в сравнении с предоставлением частных благ, механизм. Частные блага предоставляются на рынке. Покупатели частного товара определяют ценность товара с помощью цены, которую они хотят заплатить. Когда экономисты оценивают необходимость предоставления правительством общественного блага, они не имеют возможности воспользоваться ценовыми сигналами. Следовательно, оценка издержек и выгод общественных проектов является в лучшем случае приблизительным расчетом.
Практикум Сколько стоит жизнь?
Представьте, что вас выбрали членом городского совета. Городской инженер приходит к вам с предложением: установить светофор на городском перекрестке. Необходимые ассигнования составят $ 10 тыс. Выгода от светофора — возрастающая безопасность жителей города. Инженер, основываясь на данных аналогичных перекрестков, утверждает: установка светофора снизит риск неизбежных аварий в течение его срока эксплуатации с 1,6% до 1,1%. Насколько целесообразно финансирование установки нового светофора? Для ответа на вопрос вы собираетесь прибегнуть к анализу «затраты-выгоды», но сталкиваетесь с проблемой: чтобы сравнение имело смысл, издержки и выгоды необходимо определять в одних и тех же единицах измерения. Издержки определяются в долларах, а выгоду — вероятность спасения человеческой жизни — невозможно оценить в денежных единицах. Жизнь человека бесценна, не так ли? Но вы вряд ли будете отрицать, что существует определенная сумма средств, с которыми вы бы расстались, чтобы добровольно заплатить за свою жизнь или жизнь любимого человека. Данная посылка означает, что человеческая жизнь обладает определенной ценностью, выражаемой в долларах. Тем не менее она не соответствует целям анализа «затраты-выгоды». Если мы оцениваем человеческую жизнь в определенную сумму, нам придется установить светофоры на углу каждой улицы. Аналогично мы все должны ездить в автомобилях класса «люкс», в которых установлены новейшие устройства, обеспечивающие безопасность водителя и пассажиров. Но мы знаем, что светофоры установлены далеко не на всех перекрестках, а люди покупают небольшие автомобили без подушек безопасности или системы антиблокировки тормозов. Принимая и частные и общественные решения, мы нередко идем на риск ради экономии денег. Если мы согласились с идеей, что человеческая жизнь обладает определенной ценностью, выраженной в долларах, как определить ее размер? Оди; из подходов, который иногда используют суды, принимая решения о возм-щении убытков по искам, связанным со смертью, заключается в оценке о< _ей суммы денег, которую мог бы заработать оставшийся жить человек. Полу--ется, что жизнь пенсионера или нетрудоспособного обладает меньшей ценно- ::->ю? Лучший способ заключается в том, чтобы рассмотреть риски, на которые люди дут осознанно. Моральный риск изменяется в зависимости от профессии. Так, -роители высотных зданий сталкиваются с большим риском смерти, чем служащие фиса. Сравнивая заработную плату рискованных и более безопасных профессий, энтролируя уровень образования, опыта и другие факторы, определяющие зара-отную плату, экономисты могут получить определенную информацию об оценке юдьми своей жизни. Проведенные исследования, основанные на подобных под-: эдах, позволяют сделать вывод, что ценность человеческой жизни составляет коло $ 10 млн. Теперь мы можем вернуться к нашему примеру и ответить городскому инженеру. Светофоры уменьшают риск смерти на 0,5 %. Таким образом, ожидаемая -ыгода от установки светофора составляет 0,005 х $ 10 млн, или $50 тыс. данная оценка превышает издержки в размере $ 10 тыс., поэтому вы должны добрить проект.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Что такое проблема безбилетников? Почему проблема безбилетников вынуждает правительство предоставлять общественные блага? Какова должна быть процедура принятия правительством решения о предоставлении общественного блага? Общие ресурсы
Г'бщие ресурсы, как и общественные блага, не являются исключительными: они есплатно доступны каждому, кто желает их использовать. Но общие ресурсы — -бъект соперничества: использование их одним человеком уменьшает возможно-ти потребления других индивидов. Раз благо предоставляется, политики должны Успокоиться порядком его использования. Рассмотрим данную проблему на при-ере притчи -«Трагедия общинных земель».
Трагедия общинных земель ;!так, мы наблюдаем за жизнью небольшого средневекового города. Среди многих - ллов экономической деятельности его жителей одним из самых важных является : ыращивание овец. Многие из городских семей владеют стадами овец и зарабаты- -,ют себе на жизнь торговлей шерстью, используемой для изготовления тканей. Город окружают земли, называемые его жителями «Общинной землей». Ни дна из семей не владеет отдельными участками земли, она принадлежит всем -лтелям города и каждый имеет право пасти на ней овец. Коллективное владение землей не вызывает проблем, так как она отличается высоким плодородием. Л о тех пор пока каждый житель города использует землю в качестве пастбища, Общинные земли» не являются объектом соперничества, а разрешение горожа- -м пасти овец бесплатно не создает никаких проблем. Овцеводы города счаст- " :зы. Идут годы, население города растет, еще быстрее увеличивается поголовье овец, чтущее поголовье овец и ограниченность земли приводят к тому, что качество 'бщинных земель» ухудшается, способность к восстановлению снижается. Нако-:j земля вытоптана настолько, что становится бесплодной. На «Общинных зем- Трагедия общинных земель — притча, которая показывает, почему общие ресурсы используются интенсивнее, чем это желательно с точки зрения общества в целом. лях» не осталось травы, выращивать овец невозможно, когда-то процветавшие шерстопрядильные фабрики закрываются, многие семьи теряют источники средств к существованию. Что стало причиной трагедии? Почему овцеводы позволили стадам овец вырасти до таких размеров, что они уничтожили «Общинные земли»? Причина — в различиях социальных и частных стимулов. Охрана пастбищ зависела от коллективных действий овцеводов. Если бы они действовали совместно, они уменьшили бы численность овец и «Общинные земли» еще многие годы приносили бы доход. Но ни у одной семьи не было стимулов к уменьшению собственного стада, потому что каждая отара — малая часть проблемы. В сущности, трагедия «Общинных земель» — результат действия внешнего эффекта. Когда чье-то стадо пасется на общей земле, оно уменьшает количество земли, доступной другим семьям. Так как овцеводы, принимая решение о численности стада, не учитывали отрицательный внешний эффект, общее число овен превысило все разумные пределы. Мог ли город предотвратить трагедию? Да, причем разными способами: регулированием количества овец в каждом стаде, интернализацией внешнего эффекта с помощью налогообложения или продажей на аукционе ограниченного количества разрешений на выпас. То есть средневековый город мог бы справиться с проблемой одним из способов, с помощью которых современное общество борется с загрязнением окружающей среды. Более того, в случае с землей решение еще проще. Город мог бы разделить землю между жителями. Каждая семья обнесла бы свою часть земли изгородью и самостоятельно регулировала бы численность поголовья овец. В этом случае земля из общего ресурса превращается в частное благо. Именно так развивались события в XVII в. в Англии в эпоху огораживания. Трагедия «Общинных земель» учит нас, что если один человек использует общий ресурс, он уменьшает его потребление другими людьми, а отрицательный внешний эффект приводит к нерациональному использованию ресурсов. Правительство может решить проблему ограничения доступности общего ресурса с помощью прямого регулирования или введения специального налога. Иногда в качестве альтернативы правительство превращает общий ресурс в частный товар. Данное правило известно тысячи лет. Древнегреческий философ Аристотель так писал о проблеме общих ресурсов: «Меньше всего заботы проявляется об общем для многих, так как всех людей больше волнует то, чем они владеют единолично, а не совместно с другими».
Практикум
|