КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Эти заметки могут продолжаться до бесконечности, поэтому необходимо самым решительным образом положить им предел. Следующий шаг будет роковым. До сих пор я старался держаться в рамках широких обобщений, всячески избегая конкретных примеров. В эстетике, как и в морали, единственная роль общих принципов—служить границей, за которой оставляют частные случаи. Безусловно, в решении такого рода задач—немалый соблазн для исследователя, который, однако, должен ясно понимать, что вступает в область поистине беспредельного. Итак, пока еще не поздно остановиться, нужно сделать это не медля.
И все-таки не могу удержаться от последней реп- лики.
Как я уже сказал, материалом романа является прежде всего психология воображения. Но что это значит, в двух словах не объяснить. Обыкновенно счи- тают, что психология, как и экспериментальная физи- ка, опирается исключительно на факты. Тогда романи- сту остается лишь наблюдать, копировать человечес- кие души, как они есть. Иными словами, нельзя
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
воображать, выдумывать психологические миры, как геометрические фигуры. На самом деле удовольствие от чтения романов совершенно иного свойства.
Представляя психологический процесс, романист отнюдь не добивается, чтобы мы восприняли его опи- сание как ряд фактов,—кто может поручиться за их реальность? Наоборот, автор пробуждает нашу спо- собность непосредственного представления—сродни той, что позволяет мыслить математически.
И не надо меня уверять, будто описание психологи- ческого процесса тем лучше, чем ближе оно к конкрет- ным случаям из жизни. Не хватало еще романисту опираться на случайный опыт того или иного чита- теля! Вспомним: особое очарование Достоевского— именно в невероятных характерах его героев. Вполне возможно, какой-нибудь севильский читатель никогда ре. сталкивался с людьми, напоминающими тревож- ной, бунтующей душой семью Карамазовых. Однако независимо от впечатлительности такого читателя ду- шевная механика героев Достоевского предстает ему столь же неизбежной и очевидной, как доказательство геометрической теоремы, где рассматриваются никем не виданные тысячеугольники.
Подобно математике, психология обладает априор- ной очевидностью воображаемого построения. Где из- вестны только физические законы и не действуют зако- ны воображения, вообще нельзя ничего построить: итог неизбежно оказывается пустым, бессмысленным, неопределенным капризом. Только крайним невеже- ством можно объяснить чудовищный вывод, будто психология романа тождественна обыденной психоло- гии. Столь убогое понимание обыкновенно именуют реализмом. Здесь не место входить в разбор данного термина, до того неопределенного, что я всегда упот- ребляю его в кавычках, тем самым выражая к нему недоверие. И как не усомниться в безусловных изъянах понятия, если его нельзя применить даже к тем книгам, которые, по-видимому, сами вызвали его к жизни? Даже если бы герои романов существовали на самом деле, читатель никогда бы не согласился считать их реальными: слишком они отличаются от окружающих. Романным душам незачем походить на реальные. Разу- меется, в числе прочего роман способен давать психо-
МЫСЛИ О РОМАНЕ
логические истолкования реально - существующим со- циальным кругам и типам, однако эта второстепен- ная черта—только одна из пикантных подробностей жанра. (Я оставлю открытым вопрос, почему роман способен вобрать в себя столько посторонних искус- ству элементов.) В роман входит практически все — наука, религия, риторика, социология, эстетика,— од- нако все это и многое другое, заполнив объем роман- ного тела, в конечном счете теряет непосредственное, прямое значение. Другими словами, в романе можно обнаружить любую социологию, но сам роман не мо- жет быть социологическим. Удельный вес посторон- них элементов в произведении зависит исключительно от способности автора растворить их в атмосфере романа. Но это вопрос частный, и я спешу от него отстраниться.
Отмеченная способность творить духовную фауну будет, по всей вероятности, главной пружиной рома- нов будущего. Все говорит об этом. Интерес, вызыва- емый внешней механикой сюжета, все неизбежнее схо- дит на нет. Тем лучше: это позволяет подчинить роман интересам более высокого порядка—внутренней меха- нике персонажей. Будущее жанра, на мой взгляд, в придумывании не «действий», а интересных душ.
|