КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. пору упадка, это различие увеличилось
пору упадка, это различие увеличилось. Тем самым появилась прекрасная, хотя и трудно осуществимая возможность создать шедевр. Только незрелый ум спо- собен считать, что эпоха упадка—время во всех от- ношениях неблагоприятное. Напротив, подлинные ше- девры были плодами упадка, когда накопленный опыт до крайности обострял творческие способности. Упа- док жанра, как и упадок расы, гибелен лишь для людей и произведений среднего" типа. И хотя ближайшее бу- дущее искусства и мировой политики (но не науки и философии) видится мне в мрачном свете, я, исходя из вышеуказанных соображений, думаю, что роман относится к числу тех немногих человеческих предпри- ятии, где еще можно достичь многого. Вероятно, буду- щие романы превзойдут предшественников. Все гово- рит о том, что как регулярное жанровое производство, как пригодное к эксплуатации месторождение роман себя исчерпал. Однако на большой глубине таятся скрытые жилы, которые, должно быть, содержат тон- чайшие образцы породы. Удел избранных духом—ве- сти там свой смелый поиск, прокладывая в недрах земли новые ходы.
Высшей красоты—а это почти всегда красота последней поры—роман еще не достиг. Ни его форма (структура), ни его материал еще не изведали окон- чательной отделки. Что до материала, спешу указать на одно обстоятельство, дающее повод для опти- мизма.
Материал романа—психология воображения. По- следняя развивается наравне с двумя своими сестра- ми—научной психологией и обыденной психологичес- кой интуицией. За последние пятьдесят лет в Европе знания о человеческой душе развивались необыкновен- но стремительно. Возникла научная психология, и уже первые ее шаги превзошли все ожидания. Одно- временно получила развитие тонкая способность чув- ствовать, постигать собственный внутренний мир и своего ближнего. Неуспех романа у нынешнего чита- теля во многом обусловлен уровнем современных пси- хологических знаний, накопленных в научной и стихий- ной форме. Авторы, еще вчера считавшиеся гениаль- ными, сегодня кажутся наивными, неумелыми— читатель начинает превосходить писателя в психоло-
МЫСЛИ О РОМАНЕ
гии. (Быть может, этим и объясняется европейский политический кризис, последствия которого будут ку- да серьезнее и опаснее его нынешних проявлений. Кто знает, не зиждется ли пока существование государства современного типа лишь на непроходимой психологи- ческой глупости граждан?)
Другой симптом того же порядка—скука при чте- нии классиков исторической мысли. Психологические мотивировки, выдвигаемые в их сочинениях, только раздражают наш, по-видимому, более тонкий вкус, оставляя ощущение чего-то неудобоваримого и сум- бурного.
Неужели роман и история не поставят достижений психологии себе на службу? Человечество всегда удов- летворяло свои потребности, как только они делались ясными и конкретными. Без преувеличения можно ска- зать: у истоков самых сильных интеллектуальных пе- реживании, которые нам сулит будущее, стоят помимо философии история и роман.
|