Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КОММЕНТАРИИ.




1. Начало апокрифа указывает, что он создан не раньше конца I в., послетого как в 325 г. на Никейском соборе был принят догмат о Троице (трехипостасях единого Бога - Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Духе Святом). 2. В данном случае апокриф следует библейской традиции, наделявшейправедных патриархов долголетием. 3. Египетский месяц Аб (Абиб) соответствовал второй половине июля -первой половине августа. 4. В коптском тексте: "На верных чашах и правильным весом измерит ОтецМой долг ваш. И еще о каждом слове праздном, которое скажете вы, будетесудимы. Ибо нет возможности избегнуть смерти, так же, как никто не избавитсвоих добрых или злых дел" (т. е. наказания или вознаграждения за эти дела). 5. Имена братьев Иисуса названы в Новом завете: Иаков, Иосия, Иуда иСимон (Мк 6:3; Мф 13:55); сестры упомянуты, но без имен. 6. Обручение Марии в "Книге Иосифа Плотника" описано иначе, чем вПротоевангелии Иакова: там из его посоха вылетает голубка, и этот знак Божийопределяет выбор суженого Марии. 7. В основе этой фразы лежит идея предвечного существования Христа,который Сам вошел в Марию и через Нее обрел человеческую плоть. В коптскомтексте сказано: "Я пришел по благоволению Моему, и волею Отца Моего, и силоюДуха Святого". В арабском тексте действует воля одного Христа: "... Явоплотился по воле Моей, и Я вошел в Нее...". 8. Посреди дня - возможно, ошибка переписчика. В коптском вариантеГавриил является Иосифу ночью. 9. Здесь использован вариант "Протоевангелия Иакова" о рождении Иисусав пещере; ясли, как слишком реалистическая деталь, не упоминаются вообще. 10. Архелай был не внуком, а сыном царя Ирода, после смерти последнегоему ненадолго досталась в управление значительная часть Иудеи. В историиИисуса гораздо большую роль сыграл другой сын царя Ирода - Ирод Антипа,назначенный римлянами правителем (тетрархом) Галилеи. 11. Речь идет о Иерусалимском храме. 12. Т. е. архангела Михаила. 13. В этой молитвенной фразе отразились проникшие и в христианстводревневосточные верования о существовании у каждого человека личногобога-хранителя; древние римляне также верили в личного духа-гения. 14. Здесь приведена формула, принятая ортодоксальным христианством, оединосущности трех лиц Троицы и триединстве Бога. 15. Фраза неясна. В арабском тексте: "И вот золото очищенное, плотьотца Моего Иосифа, стало тускнеть, и серебро - разум и служение его -изменилось. Разучился он пить и есть...". В этом варианте не вполне понятно,почему плоть - золото, а разум - серебро. По-видимому, в рукопись вкралиськакие-то искажения. 16. Эпизод с исцелением от укуса змеи содержится в "Евангелии детства". 17. Здесь также проявились очень древние представления о душе, котораявыходит вместе с дыханием. 18. Око Видящее и Ухо Внимающее - понятия, возникшие под влияниемвосточных верований (ср. Волшебное Око египетского Гора, которым он оживилсвоего отца - бога Осириса). 19. По иудейскому преданию, перешедшему также в ислам, книга, в которойзаписаны грехи людей, будет предъявлена в Судный день, и по ней будетсправляться архангел Михаил. 20. Имеется в виду Страшный суд. 21. По древнееврейскому обычаю умерших хоронили в гробницах, высеченныхв скале. 22. Имеются в виду ветхозаветные патриархи. 23. Иосиф назван сыном Иакова в родословии Иисуса, приведенном вЕвангелии от Матфея (1:16); в Евангелии от Луки его отцом назван Илия(3:23). 24. Енох и Илия: Енох - согласно апокифу "Книга Еноха" был взят живымна небо; Илия-пророк - согласно Ветхому завету был вознесен на небо наогненной колеснице (IV Цар 2:11-12). По иудейским верованиям, Илия вернетсяна землю перед приходом Мессии. 25. Эти слова свидетельствуют о начавшемся формировании культа святых,которого не было у первых христиан. 26. Скила и Тавифа - имя Скила в Новом завете не упоминается. Тавифа -девица, воскрешенная согласно Деяниям апостолов Петром (9:40). (Русский перевод печатается по изданию: Апокрифические сказания оХристе. Вып. III, Книга Иосифа Плотинка. Спб., 1914.)

ЕВАНГЕЛИЕ НИКОДИМА:

АКТЫ ПИЛАТА И СОШЕСТВИЕ ВО АД Апокрифическое "Евангелие Никодима" было создано достаточно поздно,вероятнее всего, в III в., хотя в него могли быть включены и некоторые болееранние сказания. Оно дошло до нас в разных версиях, наиболее полная из них -латинская. Известен перевод этого апокрифа и на древнеславянский. Он состоитиз двух тематически не связанных между собой частей: первая посвященадопросу Иисуса и суду над ним, вторая - описывает сошествие Христа в ад.По-видимому, некогда они представляли собой отдельные сочинения, но позднеебыли искусственно объединены в одно, автором которого считалсявторостепенный новозаветный персонаж Никодим, упомянутый в Евангелии отИоанна, где он назван фарисеем и одним из правителей (архонтом) иудеев.Согласно Иоанну Никодим посетил ночью Иисуса (вероятно, втайне от фарисеев)и признал его учителем, "пришедшим от Бога" (3:1 - 11). Вместе с Иосифом изАримафеи от совершал погребение Иисуса (19:39-40). В первых трех евангелияхНикодим не упоминается. В основе описания суда над Иисусом лежат поддельные донесенияпрокуратора Иудеи Понтия Пилата. Еще в конце II-начале III в. имело хождениедонесение Пилата императору Тиберию (до нас оно не дошло); его упоминаетхристианский богослов того времени Тертуллиан. Позднее появилось письмоПилата императору Клавдию, латинский вариант которого оказался включенным в"Евангелие Никодима". Подложность этого письма очевидна, ибо ко временицарствования Клавдия Пилат не занимал никаких должностей, так как былотстранен за свою жестокость. Вообще, образ Пилата в "Евангелии Никодима"совершенно не соответствует реальному, историческому Пилату, о котором мызнаем из других источников. Он действительно был прокуратором и префектомИудеи, совмещавшим гражданские и военные функции; сохранилась надпись,сделанная им в городе Кесарии - резиденции римских правителей Иудеи. Пилат сисключительной жестокостью подавлял все антиримские выступления, а такжевыступления, грозившие стать таковыми. Когда, например, толпа самаритянсобралась по призыву проповедника на горе Гаризим, Пилат приказал римскойконнице растоптать собравшихся. Римский историк Тацит (Анналы, XV:44) ииудейский историк Иосиф Флавий {В арабском переводе его рассказа об Иисусе(из XVIII книги "Иудейские древности". Современные исследователи считают,что в основе перевода лежит подлинный текст Флавия (русский перевод С.С.Аверинцева см.: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства.М., 1990. Приложение. С. 460).} говорят, что Иисус был казнен именно ПонтиемПилатом. В канонических евангелиях Пилат достаточно пассивен и нейтрален: невидя в проповеди Христа непосредственной опасности, он не стремится осудитьего, но в то же время и активно не противится требованию иудейскогожречества. Однако в конце II-в III вв., когда уже совершился разрыв сиудаизмом и христиане распространяли свое учение среди римлян, трактовкапозиции Пилата стала весьма актуальной. Признание Христа Пилатом моглоспособствовать успеху их пропаганды, так как снимало с римской администрацииобвинение в смерти Иисуса. Для христиан же первых веков нашей эры добитьсяпризнания их мирового и предвечного Бога римлянами - гражданами мировойимперии - было особенно важно. Уже в подложном письме Клавдию Пилат говорит,что Иисус - это посланный иудеям, согласно заветам пророков, Сын Божий."Евангелие Никодима" продолжает и развивает эту трактовку позиции Пилата.Автор всячески подчеркивает, что прокуратор был весьма доброжелательнонастроен к Иисусу. Он дал возможность высказаться всем защищавшимобвиняемого и поверил им. Пилат выступает как верующий в единого Бога, можетбыть, даже, как христианин "сердцем". За Христа заступается и его жена. Историческая обстановка судебного процесса совершенно нереальна,фразеология персонажей не соответствует времени и месту. Римский наместникне мог говорить "Бог наш", обращаясь к иудеям, не мог в донесении кимператору ссылаться на ветхозаветные писания и тем более признаться, чтоон, вопреки своему убеждению, подчинился требованиям иудейского синедриона.Но авторы подобных писаний не стремились к достоверности, они полагали, чтопробелы в канонических евангелиях можно заполнять исходя из того, как должнобыло все происходить, и при этом считали, что Пилат не мог не признатьИисуса. Другая особенность "Актов Пилата", как, впрочем, и всего "ЕвангелияНикодима", - это характер описанных там чудес. Деяний Иисуса, о которыхрассказали новозаветные авторы, было уже недостаточно христианам II-III вв.Кульминационным моментом в сцене допросов Иисуса можно считать чудо сознаменами: знаки легионов согнулись в руках римских воинов и поклонилисьИисусу. Знамена склонились и тогда, когда их держали сами иудеи. Между этимчудом и чудесами новозаветных евангелий есть существенная разница. В Новомзавете их совершает Христос для людей. В "Евангелии Никодима" происходитодушевление вещей - в этом ощутимы отзвуки древних языческих представлений очудесах, языческого мировосприятия, оживлявшего мертвую природу. Поэтомуестественно, что Церковь никогда не признавала "Акты Пилата" не толькосвященным писанием, но и сколько-нибудь достоверным рассказом о суде надИисусом. Значительно большее влияние на христианские верования оказала втораячасть "Евангелия Никодима" - "Сошествие Христа во ад". Концепция рая и адане была разработана в ранних христианских сочинениях, хотя они и упоминаютсятам. Человек, писал апостол Павел, не может знать, что приготовил Бог"любящим его" (1 Кор. 2:19). Грешники, люди, не признавшие истинного учения,будут терпеть наказание, но место его неопределенно (геенна огненная, печьогненная, тьма внешняя - как противопоставление свету учения Христа). Во II в. в связи с тем, что угасают ожидания скорого наступленияЦарства Божия на земле, а надежды на спасение все больше связываются сзагробным воздаянием, среди христиан получает распространение интерес кдетальному описанию рая и ада. Что происходит с душами умерших до благойвести, принесенной Христом? Где находятся пророки, предвещавшие Егопришествие? Были ли рай и ад от века? Эти вопросы не занимали первыххристиан, так как они мыслили себе ответы на них в рамках иудаизма. Нохристиане, порвавшие с иудаизмом, жаждали получить ответы чисто христианскиеи достаточно конкретные. Их давало "Евангелие Никодима". В начале описания сошествия в ад действуют люди, воскресшие из мертвых.Тем самым утверждалась возможность воскресения во плоти, вокруг которого воII в. шли споры разных христианских групп. Воскресшие в своем рассказе подчеркивают, что находились в аду сумершими от века: отсюда следовало, что рая от века не существовало, так какиудейские праведники, пророки, и в том числе Предтеча Иисуса - ИоаннКреститель, оказались в преисподней. Ад предстает в апокрифе и как место,где находятся души умерших, и как его страж или владыка (что аналогичногреческим представлениям об Аиде). Ад не идентичен Сатане, он не подчиненему и спорит с ним. Ад в "Евангелии Никодима" признает Иисуса могучим владыкой, обладающимБожественным естеством; слова Иисуса перед казнью: "Душа моя скорбитсмертельно". Ад в одной из латинских версий "Евангелия Никодима"интерпретируется так: "Он сказал это, посмеиваясь над тобою, чтобы пленитьтебя сильною рукою". В "Евангелии Никодима" образ Иисуса - это образ всемогущего Божества,которое не может испытывать страданий и лишь принимает облик человека. В "Евангелии Никодима" источником всех бед и греховных поступковвыступает Сатана - главный противник Иисуса. В Новом завете нет такойразработанной роли Сатаны; например, в Послании Иакова сказано, что "каждыйискушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью" (1:14). Нопостепенно источник греха переносится вовне, что особенно характерно дляапокрифической литературы, отражавшей народное сознание. Это представлениевстречается уже в "Пастыре" Гермы (II в.). По-видимому, для основной массыверующих перенос вины на Сатану облегчал им ощущение собственной вины внарушении заповедей христианства. Но Сатана терпит поражение от Иисуса - и вэтом главная их надежда. Иисус заточает Сатану в ад, а ветхозаветных праведников уводит с собойв рай: погубленные древом познания спасаются древом креста. Явление Христапреобразовало весь космос, и небо, и землю, и подземный мир, и, такимобразом, не только будущее человечества, но и его прошлое, - такова главнаятеологическая идея "Евангелия Никодима". Сошествие Христа в ад делает егоместопребыванием Сатаны, где отныне будут терпеть наказание грешники.Праведников же воскресший Иисус выводит из ада в рай. Эта концепция отражаетмировоззрение христианства, уже полностью отделившегося от иудаизма,мировоззрения, для которого весь предшествующий путь человечества был толькопредысторией, прологом пришествия Христа, предуготовлением которогопредставлялся и почитавшийся по традиции Ветхий завет. Для той эпохи, когдасоздавалось "Евангелие Никодима", характерно стремление включить весь Ветхийзавет в теологическую систему христианства, а не только те пророчества, накоторые ссылались авторы новозаветных книг. Так, три ангела, посетившихАвраама и Сарру, теперь трактовались как провозвестие христианской Троицы;Моисей, добывший воду из скалы, как бы предсказал крещение; пророк Иона,побывавший во чреве кита, - символ избавления от тьмы и возвращения к Светуистинного учения... Хотя Ад-Аид в "Евангелии Никодима" отражает грековосточныепредставления о царстве мертвых и его владыке, хотя речь идет как будто обовсех умерших, но рассказывается об освобождении из ада только тех, кто былсвязан с предысторией христианства: Адама с сыновьями, пророков, Симеона иего сыновей. Все они признают Иисуса Господом, Царем славы, а Иисуссовершает над ними крестное знамение, т. е. они приобщаются к христианству.Таким образом выстраивается единая история христианства от Адама до Иисуса,вне которой оказываются все не уверовавшие в Христа (тем самымортодоксальные иудеи как бы отлучаются от Ветхого завета, истинного значениякоторого они не поняли). В апокрифе нет ни слова о томящихся язычниках ваду: они находятся вне христианской системы ценностей, включение в нее дажевеликих деятелей античной культуры, хотя и было возможно для отдельныххристианских философов, не принималось массовым сознанием верующих,внутренне противопоставлявших себя окружающему их порочному миру империи.Для христиан первых веков идолопоклонство было не просто грехом, ареальностью, с которой они боролись. Согласно Откровению Иоанна Богословапоклоняющиеся идолам будут наказаны во время Страшного суда. В этомзаключался своеобразный парадокс народного христианства: бывшие язычникипривносили в новую религию свои традиционные представления, потребность вчудесах и в то же время стремились провозгласить свое неприятие языческихверований, шли на смерть во время гонений за нежелание поклоняться статуямбогов и императоров. В настоящем издании приведен перевод славянской версии, но впримечаниях учтены и особенности латинского текста. К "Сошествию во ад", представленному в "Евангелии Никодима", примыкаетеще более поздний (средневековый) апокриф, посвященный пребыванию в адуИоанна Предтечи. Составление этого апокрифа приписано некому епископуАлександрийскому Евсевию, с именем которого связано еще несколько поучений,но подлинное авторство их не установлено. Этот апокриф был призван дополнитьпредания, связанные с именем Иоанна Крестителя, и представляет собойсочинение, созданное практически целиком на основе "Евангелия Никодима". Онсохранился в славянской (хорватской) версии, перевод с которой и приведен внастоящем издании. Евангелие Никодима

ДЕЯНИЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ,

творение Харина и Лентия. Вдадыко, благослови во имя Святой Троицы начать (рассказ) о деяниях Спасителя нашего Иисуса Христа, в известных книгах записанный, которые обрел Феодосии Великий, царь в Иерусалиме при наместнике Понтийском Пилате {1} После того как восемнадцать лет царствовал в Риме Тиберий, а Иродов сынв Галилее, на восемнадцатый год, в тридцатый день месяца марта, когда советдержали Марифин и Беолон, на четвертый год первосвященства иудейского Иосифаи Каиафы и на тот же год после крестных страданий Господних, соделал (еие)Никодим письменами еврейскими.

I

Анна и Каиафа, Суммас и Датам, Гамалиил, Иуда, Левий и Нефталим,Александр, Кир {2} и другие судьи иудейские пришли к Пилату, хуля Иисуса:"Мы знаем, что Иосифа-мастера сын от Марии рожден, а Он Себя называет СыномБожиим и царем. И не только это, но и субботу оскверняет, и закон отцовнаших хочет разорить". И сказал Пилат: "Что же Он сделал и собирается сделать?" Сказали ему: "По нашему закону в субботу нельзя никого исцелять, Он жехромых и увечных, глухих и страждущих от духов нечистых лечит - субботузлыми делами оскверняет". Сказал им Пилат: "В чем же здесь злые дела?" Они сказали: "Соблазнитель Он и глаза вражьей силы, (от имени)Вельзевула изгоняет бесов, ибо все они ему покорны". Пилат сказал: "Они не изгоняются духом нечистым, только Божией силою". Иудеи же сказали Пилату: "Просим величество твое - повели намнелицемерно стоять перед твоим судом и слушать". Пилат же призвал гонца (и сказал ему): "Поистине, пусть будет сейчасприведен Иисус". Прочь отправился гонец: узнав (Христа) молился (Ему); неся плат в рукесвоей, простер его по земле и сказал: "Господи, войди внутрь, ибо игемон {3}повелел Тебя звать". Евреи, увидев, что сделал гонец, обратили свой голос к Пилату: "Почемуне повелел ты Ему прийти, объявив свой приказ, без помощи гонца? Ведь он,увидев Его, молился Ему и, держа в руке своей плат, простер (его) перед Нимна земле и сказал: "Господи, зовет Тебя игемон"". Пилат же призвал гонца и сказал ему: "Почему ты так сделал?" И гонец сказал ему: "Когда (послал ты меня) в Иерусалим, увидел я, как(в город) въезжал Иисус, сидя на осле, а отроки еврейские взывали, ветви вруках держа: "Осанна сыну Давидову!" Другие постилали одежды свои сословами: "Спаси нас, благословенный на небесах, грядущий во имя Господне!" Иудеи же возопили против гонца: "Отроки взывали по-еврейски, а как жеты понял еврейский язык, если ты грек?" И сказал им гонец: "Спросил я одного еврея: что восклицают отрокиеврейские? И он мне поведал". Сказал им Пилат: "Правильно ли рассказывает (он), о чем восклицалиевреи?" Они же сказали ему: "Так восклицали: "О Господи Боже, исцели меня!"или: "О Господи, спаси!"". И сказал им Пилат: "Вы знаете и свидетельствуете о том, что говорилиотроки. В чем же согрешил гонец?" И промолчали (они). Сказал гонцу игемон. - "Иди же и хоть как-нибудь приведи сюда Иисуса". Отправился прочь гонец и сделал все также, как прежде, и сказал Иисусу:"Господи, войди внутрь, зовет Тебя игемон". Когда же входил Иисус (когда подошел Он) к знаменосцам, несущим хоругви{4}, склонились главы хоругвей и почтили Спасителя Иисуса. Иудеи же, видяэто знамение, как склонились главы (хоругвей) и почтили Иисуса, еще сильнеевозопили против знаменосцев. Пилат же сказал иудеям: "Вы не утверждаете, что сами по себе склонилисьглавы хоругвей и почтили Иисуса; но что взывать к знаменосцам, если сами онисклонились и почтили (Его)?" Сказали иудеи Пилату: "Мы видели, как поклонились Ему знаменосцы ипочтили Иисуса". (Они) сказали Пилату: "Мы - мужи простые {5} и служители храмов, какнам (Его) почитать? Хоругви, которые мы держали, склонились и почтили(Его)". Пилат же сказал собранию старцев: "Изберите самых сильных и крепких,пусть возьмут хоругви". Выслушав указание, избрали старейшины иудейские двенадцать мужей исильных старцев и дали им держать хоругви. И стояли (они) перед очамиигемона. Пилат же сказал гонцу: "Выведи Иисуса из претория и хоть как-нибудьснова введи Его". Вышли из двери Иисус и гонец, и призвал Пилат тех, кто держал хоругви,и сказал им, клянясь здравием кесаря: "Если преклонятся хоругви, отсеку вашиголовы". И повелел игемон Христу войти во второй раз. И гонец все сделал так же,как прежде. И много молил гонец Иисуса, чтобы шел (по) плату его. И шел (Он)по нему, а когда вступил внутрь, склонились хоругви и почтили Иисуса.

II

Увидел (это) Пилат, и объял его страх, и стал (он) вставать с седалищасвоего. И тут издалека прислала ему весть жена его: "Ничем пред тобой (невиновен) тот праведный муж, ибо я много за Него претерпела в эту ночь". Иудеи же, отвечая, сказали Пилату: "Видишь, не говорили разве тебе, что(Он) соблазнитель? Смотри - в этот сон жену твою вверг". Пилат же, призвав (Иисуса), сказал: "Слышишь ли, что свидетельствуют оТебе?" Иисус же, отвечая, сказал: "Имеют власть, поэтому и говорят; каждый,кто у власти, и злое, и доброе говорит устами своими - сами (же это) видят". Но отвечали старейшины иудейские и сказали Иисусу: "Что мы видим?Прежде всего, Ты рожден от любодеяния. Во-вторых, из-за Твоего рождения Иродпогубил в Вифлееме младенцев {6}. В-третьих, отец Твой и Мать Твоя Мариябежали в Египет, ибо не доверяли им люди". Некоторые же из предстоящих сказали, уверяя: "Мы утверждаем, что не отлюбодеяния (рожден Иисус). Мы ведь знаем, как была поручена Мария Иосифу, ине рожден (Он) от любодеяния". Пилат же сказал тем иудеям, которые говорили, что от любодеяния: "Слововаше неистинно - так говорят сами (люди) из народа вашего". Сказали Пилату Анна и Каиафа: "Все толпы вопиют, что от любодеяниярожден и что соблазнитель (Он). А те, кто это отрицает, прозелиты и Егоученики". Призвав Анну и Каиафу, сказал им Пилат: "Что такое прозелиты?" Сказали ему: "Это отроки-язычники, теперь же стали иудеями. Ониговорят: не рожден от любодейства". (Сказали) Елеазар и Астерий, Антоний и Иаков, Кир и Самуил, Исаак иФиней, Крисп и Агриппа, Аннас и Иуда: "(Не) пришельцы мы, но рождены какчада иудейские, и истину возглашаем, и при обручении Марии мыприсутствовали". Сказал Пилат двенадцати мужам, которые говорили, что не рожден (Он) отлюбодеяния: "Поклянитесь здравием кесаря, что истинно говорите". (Они) же сказали Пилату: "По нашему закону не клянутся, ибо это грех.(Пусть) сами клянутся здравием кесаря; если же неправда то, что мы сказали,мы должны умереть". Сказали Анна и Каиафа Пилату: "(Пусть эти) двенадцать свидетельствуют,что не рожден от прелюбодеяния. Соблазнитель (Он), называет Себя СыномБожиим и царем, и мы не веруем". И приказал Пилат прочь идти всему собранию, кроме двенадцати мужей,которые сказали: "Не рожден от любодеяния". Иисусу же приказал отойти. (И)сказал им Пилат: "Почему хотят его убить?" Сказали ему: "Гнев на Него имеют, ибо лечит по субботам". Сказал Пилат: "За добрые дела хотят Его убить?" Сказали ему: "Да, господин".

III

Пилат же, разгневавшись, вышел прочь из претория и сказал: "Солнце мнесвидетель - объявляю всем, что ни единого греха не нашел я в этом человеке". И отвечали иудеи: "Если бы (Он) не был злодей, мы бы не предали Еготебе". И сказал им Пилат: "Так возьмите Его и по закону вашему судите". Иудеи же сказали Пилату: "Нашим судом никого мы не можем убить. Бог намсказал: не убий" {7}. Снова вошел Пилат в преторий, только Иисуса позвал и сказал Ему: "Ты лицарь Иудейский?" {8} Иисус отвечал Пилату: "От себя ли ты говоришь или другие тебе обо Мнесказали?" Отвечал Иисусу Пилат: "Разве я иудей? Род Твой и первосвященники Тебяпредали мне. Что же Ты сделал?" Отвечал Иисус: "Царство Мое не от мира сего. Если бы от мира сего былоцарство Мое, воспрепятствовали бы Мои служители и не был бы Я предан иудеям.И ты теперь знаешь, что царство Мое не от мира сего". Сказал Ему Пилат: "А царь ли Ты?" Отвечал Иисус: "Ты говоришь, что Я царь. Для того я родился и пришел вэтот мир, чтобы свидетельствовать об истине. Знай: тот, кто от истиныуслышит Мой голос". Сказал Ему Пилат: "Что есть истина?" Сказал Иисус: "Истина - от небес". Сказал Ему Пилат: "А в земном истины нет?" Сказал Иисус Пилату: "Внимай - истина на земле среди тех, которые, имеявласть, истиной живут и праведный суд творят".

IV

И Пилат, оставив Иисуса в претории, вышел к иудеям и сказал им: "Ниединого греха не нашел я в этом человеке". Сказали ему иудеи: "Он говорил, что может храм разрушить и за три дняпостроить его". Сказал им Пилат: "Какой храм?" Сказали ему: "Тот, который создал Соломон за сорок шесть лет. Его,говорит, разрушу и за три дня созижду его". Снова сказал им Пилат: "Неповинен я в крови этого человека. Вы видите". Сказали ему: "Кровь Его на нас и на отроках наших". И призвал Пилат старейшин и писцов, священников и левитов и так сказалим: "Не делайте этого, ибо знаете, что клевещут на Него; не нашел я ничегодостойного смерти в вашем обвинении - в лечении больных и нарушениисубботы". Сказали Пилату священники и левиты: "Хулящий кесаря заслуживает смерти;этот же хулит Бога". Приказал Пилат евреям прочь идти из претория и, призвав Иисуса, сказалЕму: "Что (же я) сделаю Тебе?" Сказал Иисус Пилату: "То, что сказано". Сказал Пилат Иисусу: "Что (же) сказано?" Сказал Иисус: "Моисей и пророки писали об этом страдании и овоскресении Моем". Иудеи же, услышав, сказали Пилату, - "Что слушать еще худшую хулу?" Сказал Пилат иудеям: "Если эти слова - хула, возьмите Его, и ведите всобрание ваше, и по вашему закону судите". И сказали иудеи Пилату: "Закон наш повелевает: если муж согрешит передмужем, должен принять тридцать девять ударов; того, кто хулит Бога, побиваюткамнями". Сказал им Пилат: "Если эти слова - хула, возьмите Его и по законувашему судите". Сказали иудеи Пилату: "Мы хотим распять Его на кресте". Сказал им Пилат: "Это не доброе (дело)". И услышал игемон вопль людской, вокруг стоящий, увидел иудеев многих,проливающих слезы, и сказал: "Не все хотят Его убить". Сказали Пилату старейшины иудейские: "Для того и толпа собралась, чтобыОн умер". Сказал Пилат иудеям: "Что Он сделал, чтобы умереть?" Сказали ему: "Ибо назвал Себя Сыном Божиим и царем".

V

Некий же муж Никодим, встав перед игемоном, сказал: "Прошу милосердиятвоего, соизволь выслушать простые мои слова". Сказал ему Пилат: "Говори!" Никодим сказал: "Я говорю старейшинам иудейским, и писцам, исвященникам, и левитам {9}, и всему собранию иудейскому: что ищете в этомчеловеке? Человек этот много праведных знамений творит, которых не сотворилникто другой. Что сделал (Он вам)? Отпустите и не делайте никакого зла.Стоять будут знамения эти, если они от Бога, если же от людей - разрушатся.Так Моисей Богом был послан в Египет и пред фараоном, царем Египетским,знамения сотворил, как повелел ему Бог. И были волхвы Ианий и Амврий. Онисотворили такие же знамения, как Моисей, и почитали их в Египте, как Бога.Но знамения, что они сотворили, не были от Бога, поэтому погибли волхвы ите, кто в них веровал. И ныне отпустите этого человека, ибо не заслужилсмерти". Сказали иудеи Никодиму: "Ты - Его ученик и слово за Него молвишь". Сказал им Никодим: "Да разве игемон - ученик Его, что слово за Негомолвит? Разве не определил Ему кесарь Его звание?" Они же заскрежетали зубами на Никодима и сказали, правды его неприемля: "Истину (своего) господина приемлешь и владение разделишь соХристом". Сказал Никодим: "Аминь!", что означает: "Да будет так! Приму то, что выговорите".

VI

И некто другой обратился к Пилату: "Повели и мне слово сказать". (Пилат) же сказал ему: "Говори, что хочешь". И сказал (он): "Я от рождения тридцать восемь лет лежал на постели деньи ночь в беде болезненной. Когда же Иисус пришел в Иерусалим, многих убогих,и прокаженных, и немощных исцеляя, некие юноши принесли меня к нему на одремоем. И увидев меня, проявил Иисус ко мне милосердие и слово мне сказал:"Встань, и возьми одр свой, и иди". Иудеи же сказали Пилату: "Спроси, какой день тогда был, когда исцелил(Он) его". Исцеленный сказал: "Суббота". Иудеи же сказали Пилату: "Разве не уличили мы, что в субботу исцеляет инечистую силу прочь изгоняет?" И некто другой из людей вскочил и сказал: "Я был рожден слепым, слышалголоса, не видел же никого. Когда мимо проходил Иисус, возопил я голосомгромким: "Помилуй меня, сын Давидов!" И проявил (Он) ко мне милосердие, иположил Свои руки на очи мои, и я тотчас прозрел". И другой вскочил и сказал: "Я был горбат, и исправил (Он) меня словомСвоим". Еще один вскочил и сказал: "Я был прокажен, и очистил (Он) меня словомСвоим".

VII

И некая жена по имени Вероника сказала: "Я истекала кровью двенадцатьлет, и только края ризы Его коснулась - и остановился поток крови моей". Сказали иудеи: "Закон имеем - в свидетели женщин не брать".

VIII

И некие другие мужи и жены из собрания иудейского воскликнули: "Этотчеловек - пророк! Бесы Ему покорны". Сказал Пилат тем, кто говорил: "Почему не покорны они учителям вашим?" Сказали Пилату: "Не знаем". А другие сказали Пилату: "(А) как Лазарь умер? И воскресил (Он) его измертвых через четыре дня после смерти". Слыша же это, затрепетал игемон (и) сказал собранию иудейскому: "Зачемпроливать вам безгрешную кровь?"

IX

Призвал Пилат Никодима и двенадцать мужей, которые говорили, что нерожден от любодеяния, и сказал: "Что делать мне? Ведь мятеж будет в народе". Сказали ему: "Мы не знаем. Сами видят - те, кто мятеж возбуждает". Снова созвал Пилат все собрание иудейское и сказал: "Приближаетсяпраздник опресноков {10}, когда я должен буду освободить (какого-нибудь)узника. Есть у меня в темнице знаменитый разбойник по имени Варавва и Иисус,в котором ни единого греха я не нашел смертного: кого отпущу вам?" Возопили иудеи: "Варавву отпусти нам!" Сказал им Пилат: "Что сделать мне Иисусу, которого называют Христос?" Сказали все: "Да будет распят на кресте". И еще сказали иудеи: "Если его отпустишь, значит, ты - недруг кесаря,ибо (Он) назывался Сыном Божиим и царем. И мы скажем: этому царю хочешьслужить, а не кесарю". Тогда исполнился Пилат ярости и сказал им: "Всегда ваши люди быликрамольниками, и к тем, кто приносил пользу, вы были враждебны". Иудеи отвечали: "Кто эти наши благодетели?" Пилат же сказал им: "(Это) Бог наш {11}, который и от работы египетскойвас избавил, и через море провел вас будто по сухой земле, и в пустынепослал вам манну, как называют яства небесные, и дал вам воду из камня инапоил вас, и закон дал вам. И все это имея, вы богов себе искали,(золотого) тельца слили (вместо) бога. И стерпев это, Бог ваш пожелал васизбавить, и молился за вас Моисей, и вы не умерли. А теперь вы говорите, чтоя негодую на кесаря". И встал тогда Пилат от места собрания, желая прочьидти. Иудеи же возгласили ему: "Мы знаем, что наш царь - кесарь, а не Иисус.Ибо волхвы дары (Ему) принесли как царю; Ирод же, услышав от волхвов, что родился царь, хотел Его убить. Получивэту весть, отец Его Иосиф взял Его и Матерь Его и бежал в Египет. Ирод же,услышав об этом, погубил отроков еврейских, рожденных в Вифлееме". Пилат же, услышав эти слова, убоялся и сказал замолкшему народу: "Тотли это, кого искал Ирод?" (Ответили ему): "Да, это Он". Пилат же принял (сосуд с) водой и, омыв руки свои перед народом,сказал: "Неповинен я в крови этого праведника,(вы) видите!" И отвечали иудеи. - "Кровь Его на нас и на отроках наших!" Тогда приказал Пилат привести Иисуса в место собрания своего, где онсидел, и с такими словами обратился к Нему: "Род Твой утверждает, что Ты -царь. Поэтому приказываю: да будет по суду первых старейшин, который решилвоздвигнуть Тебя на крест в назначенном месте, и вместе с Тобой двухразбойников, которых зовут Дижман и Геста" {12}.

X

И вывели Иисуса из судилища и двух разбойников с Ним. Когда же всепрочие собрались на место, сорвали с Него ризы Его и опоясали платом, ивенец терновый на Его голову возложили. Так же и двух разбойников с Нимраспяли: Дижмана по правую руку Его и Гесту - по левую. Иисус же сказал:"Отче, прости им, ибо не знают, что делают". И разделили между собой ризыЕго. И стояли первосвященники и старейшины иудейские, и поносили Его, говорямежду собой: "Лечил других - теперь исцели Себя Сам! Если ты - Сын Божий,вниз сойди с креста!" Поносили Его и воины, уксус и желчь принесли Ему питьи сказали: "Если Ты - царь, избавь Себя Сам". И взял сотник Лонгин копье ипронзил ребра Его, и истекли из ребер Его кровь и вода. И приказал игемоннадпись над крестом сделать на трех языках - по-еврейски, по-гречески ипо-латински, так, как сказали иудеи: "Сей есть царь Иудейский". Один изразбойников, которые были распяты, по имени Геста, сказал Ему: "Если Ты -Христос, избавь Сам Себя и нас избавь". Ответил ему Дижман и, возражая,сказал: "Не боишься ли ты Бога? И ты приговорен этим же судом! Ведь знаешьпоистине: что заслужили, то и приемлем, а Он не сделал ничего дурного".Потом, воздыхая, сказал Иисусу: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!"Отвечал ему Иисус: "Аминь, говорю тебе: сегодня будешь со Мною в раю".

XI

Наступил шестой час дня, и тьма была до часа девятого, солнце померкло,и завеса (храма Иерусалимского) разорвалась надвое от верха до низа. Ивозопил Иисус голосом громким: "Или, или, лима савахфани!", что значит:"Боже, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?" {13} И сказав это, испустил дух.Сотник же, увидев свершившееся, прославил Бога, сказав: "Муж этот праведенбыл!" И все люди, вокруг стоявшие и смущенные чудесами увиденными, которыебыли сотворены, назад возвратились, бия себя в грудь. Сотник же поведал игемону о происшедшем. Услышав (об этом), игемон ижена его предались печали глубокой, не ели и не пили в тот день. И призвалПилат иудеев и сказал им: "Видели ли вы знамения на солнце и во всем (мире),которые произошли, когда Иисус умирал?" Ответили игемону: "Затмение солнцапо обычному закону свершилось". Все же знавшие Иисуса стояли в отдалении, и женщины, что следовали заНим от Галилеи, видели все это. И вот некий муж по имени Иосиф, которыйтайно шел от Аримафеи, города иудейского, взыскуя Царства Божия, не стерпевпоношения и клеветы иудейской, обратился к Пилату и попросил тело Иисусово,и снял с креста, и обвил Его платом чистым, и положил Его в гробницу новую,в которой никто (еще) не был положен.

XII

Иудеи же, услышав, что Иосиф тело (Иисуса) испросил и похоронил, искалиего и двенадцать мужей, которые сказали, что не рожден от любодеяния, иНикодима (искали), и многих других, которые стояли перед Пилатом ираскрывали тайны добрых дел (Иисуса). Из всех же, кто сокрылся из страхаперед иудеями, явился к ним один Никодим, пришел к ним и сказал: "Зачемвошли вы снова в место собрания?" И отвечали ему: "А ты как вошел в местособрания? Ты же был заодно с Христом - так пусть Его участь будет с тобою ив будущем веке". Отвечал Никодим: "Аминь, аминь!" Потом явился к ним Иосиф и сказал им: "Почему недовольны вы, что япросил у Пилата тело Иисусово? Смотрите: я положил Его в новой гробнице иобвил Его платом чистым, и привалил камень у двери гробницы. Вы же злосделали праведнику и не раскаялись, распяв Его, и копьем пронзили Его". Услышав это, иудеи взяли Иосифа и приказали охранять его, пока не минетсуббота, так как суббота была (тогда). И сказали ему: "Знай - обычай непозволяет ничего делать с тобой, пока не настанет рассвет. Мы знаем, чтопогребения ты не удостоишься, разве что дадим плоть твою птицам небесным изверям земным". (Иосиф же отвечал): "Эти слова подошли бы Голиафу гордому, которыйхулил Бога живого и святого Давида {14}. Ведь знаете, что Бог сказал устамипророка: "Мне отмщение, Я воздам". И с открытым сердцем омыл руки свои предсолнцем тот, кто сказал, и ныне Пилат, не обрезанный плотью, но обрезанныйсердцем {15}, омыл руки свои перед солнцем, сказав: "Чист я от крови этогочеловека, вы видите". И вы в ответ (ему) сказали: "Кровь Его на нас и наотроках наших". И ныне боюсь, что постигнет нас гнев Господень или участьнаша: вы так сказали и погибнете навек". Иудеи же, услышав эти слова, разгневались сильно в уме (своем) и,схватив Иосифа, заключили его в темницу, где не было (даже) оконца. Изаперли на засов двери темницы, и стражей поставили Анна и Каиафа. И советдержали священники и левиты, чтобы собраться всем после дня субботнего ирешить, какой смерти предать Иосифа. Когда же собрались все вместе,приказали Анна и Каиафа привести Иосифа. Они же, видя, что затворы целы,открыли запертые двери и не нашли Иосифа. Увидев это, устрашились, ибо нашлитемницу затворенной, Иосифа же не нашли. И ушли Анна и Каиафа.

XIII

И все дивились этому. И тут вошел в собрание некий воин, из тех, чтоохраняли гробницу Иисуса, и сказал: "Когда мы стерегли гробницу,содрогнулась земля и мы увидели, что ангел Божий отвалил камень могильный исидел на нем, и вид его был как молния, и ризы его как снег, и от страхаперед ним были мы как мертвые {16}. Мы слышали, как ангел говорил женщинам,которые пришли к гробнице Иисуса: "Не бойтесь! Я знаю, что ищете Иисуса,который был на кресте распят, - Он воскрес, как и было прежде сказано.Войдите и узрите место, где (Он) был положен, и отправляйтесь немедлявозвестить ученикам Его, что воскрес из мертвых и ожидает вас в Галилее. ТамЕго увидите, как (Он) сказал вам". И созвали иудеи всех воинов, что охраняли гробницу Иисуса, и сказали:"Кто эти женщины, с которыми говорил ангел? Почему вы не схватили их?" Воины, отвечая, сказали: "Не знаем мы этих женщин, (да) и мы какмертвые сделались от страха перед ангелом - как могли мы схватить этихженщин?" Иудеи же сказали: "Жив Господь (Бог), и мы не верим вам!" И отвечали иудеям воины: "Вы видели и слышали Иисуса, творившего стольвеликие чудеса, и в них не верили - как поверите нам? Хорошо сказали, чтожив Господь! Воистину жив Господь, которого вы на кресте распяли. И мыслышали, что Иосифа, который предал земле тело Иисусово, вы заточили втемнице и двери засовами запечатали, и, открыв, не нашли (его), хотя целыбыли засовы. Дайте Иосифа, которого вы заточили в темницу, а мы дадимИисуса, которого охраняли в гробнице". И отвечали иудеи: "Иосифа мы дадим, дайте вы Иисуса; Иосиф в городесвоем, в Аримафее". И отвечали воины: "Если Иосиф в Аримфее, то Иисус - в Галилее, какслышали мы от ангела, говорившего женщинам, которые пришли к гробницеИисусовой". Услышав это, иудеи убоялись и сказали себе: "Когда услышаны будут этислова, все уверуют в Иисуса". И собрав серебра много, дали воинам сословами: "Скажите таю когда мы спали, ночью пришли ученики Иисуса и украли(тело) Его. Если же об этом услышат у Пилата-игемона, мы вас оправдаем ипечали вам не причиним". Воины же, приняв мзду, сказали так, как научили их евреи, и слова ихраспространились среди всех {17}.

XIV

И один священник по имени Финей, и Ада учитель, и Аггей-левит - этитрое из Галилеи пришли в Иерусалим и сказали первосвященникам и всем всобраниях (иудейских). "Мы видели, как Иисус, которого вы повесили накресте, беседовал с одиннадцатью апостолами Своими. Сидели они на гореМасличной, и сказал (Он) им: "Странствуя по всему миру, проповедуйте людям,крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа; тот, кто уверует (и)крестится, будет спасен". И когда сказал (Он) это ученикам Своим, увиделимы, как Он ввысь вознесся на небо". Услышав это, первосвященники, и старейшины, и левиты сказали тем мужам:"Восславьте Бога Израиля и перед Ним признайте истину того, что видели ислышали". Отвечая, сказали (они): "Жив Господь Бог отцов наших - Бог Авраама, БогИсаака и Бог Иакова, - слышали мы, как Иисус говорил с учениками Своими, ивидели, как Он ввысь вознесся на небо, и истину говорим!" Сказали им евреи: "Молчите и не говорите об этом". И отвечали трое мужей: "Если умолчим о словах, которые слышали отИисуса, о том, что видели, как Он ввысь вознесся на небо, - грех нам будет". Вскочили первосвященники и законники и заклинали (их) словами: "Неговорите же никому больше эти слова о Христе, что нам сказали". И умолилиих, и дали им мзду великую. И послали с ними трех мужей проводить их в ихземлю, чтобы никак не остались они в Иерусалиме. И собрались все иудеи и восклицали между собой голосом громким: "Какоеже знамение свершилось в Израиле?" Анна и Каиафа сказали, успокаивая их:"Как верить воинам, что охраняли гробницу Иисуса? Они нам говорили, будтоангел камень отвалил от гробницы. Это сказали им ученики (Иисуса) и дали имдары многие, чтобы (они) об этом поведали, а сами взяли тело Иисусово.Знайте, что нельзя верить чужеземцам, ни единому их слову, ибо и от нас ониприняли серебро в изобилии и потом возвещали всем то, чему их научили. Намли вы верите или ученикам Иисусовым?"

XV

Никодим же, встав, сказал: "Правильно говорите, сыны Израиля. Выслышали все, что сказали те трое мужей. Присягнув законом Господним, сказалиони: "Мы видели, как Иисус говорил с учениками Своими на горе Масличной, ивидели, как (Он) ввысь вознесся на небо". И Писание нас учит, как вознессяблаженный пророк Илия. И спросили Елисея сыны пророков: "Где отец наш Илия?"(Он) сказал им, что взят на небо. И сказали ему сыны пророков: "А если Духего взял и посадил его на горе Израиля? Выберем мужа, и (пусть) идут вокруггоры Израиля - может быть, найдем его". И упросили Елисея, и ходил с нимитри дня, и не обрели его. И ныне послушайте меня, сыны Израиля, и пошлитемужа в горы Израиля - может быть, Дух взял Иисуса, может быть, найдем Его ираскаемся". И понравился всем людям совет Никодима, и послали мужа, и, поискав, ненашли Иисуса, возвратились назад (и сказали): "Когда ходили мы вокруг, необрели Иисуса, обрели только Иосифа в его городе Аримафее". Услышав об этом, старейшины и все люди возвеселились и прославили БогаИзраиля, ибо нашли Иосифа, которого заключили в темницу и, придя, не обрели(его). И созвав большое собрание, сказали первосвященникам: "Каким образомможем привести к нам Иосифа и говорить с ним?" И взяв лист папируса, написали Иосифу: "Мир тебе и тем, кто с тобой -всем мир! Мы знаем, что согрешили против Бога и против тебя. Поэтомублаговоли прийти к отцам твоим, и подивимся все выходу твоему (из темницы).Знаем, что злой замысел имели против тебя, Господь же принял тебя и избавилот злого замысла нашего. Мир тебе, Иосиф, почитаемый всем народом". И избрали семерых мужей - друзей Иосифа, и сказали им: "Когда придете кИосифу, с миром целуйте (его), вручая письмо". Пришли мужи к Иосифу, целовали его и с миром вручили ему послание.Тогда честной Иосиф, прочитав, сказал: "Благословен Господь, избавивший меняот зла, чтобы не пролилась кровь моя! Благословен Господь, покрывший менякрыльями Своими". И поцеловав мужей, принял их Иосиф в доме своем. А надругой день, воссев на осла своего, пошел с ними и пришел в Иерусалим. И услышав (об этом), все евреи вышли навстречу, взывая: "Мир вступлениютвоему, отче Иосиф!" Иосиф же отвечал: "Мир всему народу!" И целовали Иосифа все, и принял его Никодим в дом свой, устроив приемвеликий. А на другой день, в пятницу, Анна, и Каиафа, (и) Никодим сказалиИосифу: "Дай признание Богу Израиля, поведай нам все, о чем будешь спрошен.Ибо пребываем в печали оттого, что погреб (ты) тело Иисусово, и заточив(тебя) в темницу, не обрели тело и сильно дивились (тому) до тех пор, покане приняли тебя. Перед Богом поведай нам все, что случилось с тобой!" И отвечал Иосиф: "Когда заточили меня в пятницу вечером стоял я намолитве в канун субботы, и разверзлась темница с четырех углов, и увидел яИисуса, будто молнии свет, и от страха пал на землю. И взяв меня за руку,поднял (Он) меня от земли, и влага водная оросила меня. И утерев лицо мое,лобызал (Он) меня и сказал: "Не бойся! Посмотри на Меня и узри, кто Я!" Ипосмотрел я и сказал: "Учитель Илия". И сказал (Он) мне: "Я - не Илия, но Я- Иисус, чье тело положил ты в гробнице". И сказал я Ему: "Покажи мнегробницу, где положил я Тебя". И взяв меня за руку, привел на место, гдеположил я Его, и показал мне плат, которым обвил я Его голову; тогда постигя, что это Иисус, и молился Ему, и сказал: "Благословен грядущий во имяГосподне!" И держа меня за руку, привел меня в Аримафею, в дом мой, и сказалмне: "Мир тебе! Пока не минет сорок дней, не уходи из хором своих. Я же идук Моим ученикам"".

XVI

Услышав все это, изумились первосвященники и другие законники и левиты,и были как мертвые, пали на лица свои на землю и восклицали между собой:"Что значит это знамение, сотворенное в Иерусалиме? (Ведь) знаем отца иМатерь Иисуса". И некий левит сказал: "Я знаю, что отец Его и Матерь Его почитали Бога,всегда творили молитву во храме, жертву и всесожжение принося Богу Израиля.И когда принял (Его во храме) великий законник Симеон, взял Его на руки исказал Ему: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром,ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед очами всехлюдей: свет в откровение народам и во славу людей Твоих в Израиле".Благословил он также и Марию, Матерь Иисуса, и сказал Ей: "Говоря Тебе обОтроке этом: Он поставлен на гибель и Воскресение многим, в знаниепререканиям; и Тебе Самой пронзит душу меч. Тогда откроются многих сердецпомышления". Тогда все евреи сказали: "Пошлем за теми тремя мужами, которые говорят,что видели Его с учениками Своими на горе Масличной". Когда же сделали это, (они) пришли, и были спрошены, и отвечалиединогласно: "Жив Господь Бог Израиля! Мы видели Иисуса с учениками Своими иясно (видели, как Он) вознесся на небо". Тогда Анна и Каиафа разлучили их друг от друга и спрашивали по одному,и (они) единодушно сказали; что ясно видели Иисуса возносящимся ввысь, нанебо. Тогда сказали Анна и Каиафа: "Закон наш таков: в устах двух или трехсвидетелей всякое слово верно. Ведь говорим мы, что Енох {18} блаженный былвозлюблен Богом и взят (на небо) Словом Божиим, и тело блаженного Моисея{19} не нашли, (и) смерть Илии-пророка {20} не была явлена. Иисус был преданПилату, был бит и оплеван, тернием венчан и пронзен копьем, и на древераспят, и мертв был, и тело Его честной отец Иосиф положил в гробнице новой.И говорят, что видели Его с учениками Своими на горе Масличной ивозносящимся на небо (видели Его)!" XVII {21} Встал Иосиф и сказал Анне и Каиафе: "Воистину достойно удивления то,что вы услышали, - как видели Иисуса живым, восставшим из мертвых ивозносящимся на небо. Но еще более удивительно, что и других воскресил Он изгроба, и в Иерусалиме их многие видели. И сейчас послушайте меня! Ведь всемы знаем великого законника, блаженного Симеона {22}, который принял отрокаИисуса своими руками. у этого Симеона было два сына, которые умерли, и всемы были при кончине их и погребении. Придите и посмотрите: гробницы ихраскрыты, ибо они воскресли. И сейчас живут они вместе в городе Аримафее,(пребывая) в молитвах. Живы они, и идет молва, что ни с кем они не говорят,но только молчат, как мертвые. Придем же к ним со всем почтением, смирениеми кротостью, и приведем их к нам, и заклянем их (Богом) рассказать нам овоскресении, не сокрыв никаких тайн". Услышав это, все вознеслись; и пошли Анна и Каиафа, Никодим и Иосиф, иГамалиил, и не наши их погребенными, но придя в город Аримафею, там обрелиих преклонивших колени в молитве. И облобызав их со всем благословением ипочтением, привели в Иерусалим в собрание. И когда затворили двери, взяли(свиток) Закона Господня и вложили им в руки, сказав: "Заклинаем вас БогомАдонаем, Богом Израиля, Который свидетельствует через закон и пророков,Который говорил с отцами нашими: если веруете, что есть Тот, Кто вас измертвых воскресил, - поведайте нам, как воскресли из мертвых". Услышав эту клятву, затрепетали телом Харин и Лентий {23}, пришли всмятение и вздохнули сердцем; подняв глаза к небу, сотворили (крестное)знамение Христово на уста свои, и как бы тайно говорили, и сказали: "Дайтекаждому из нас листы папируса, и напишем о том, что видели и слышали". Идали им. Сели они отдельно друг от друга и написали такие слова:

XVIII

"Иисус Христос - мертвых Воскресение и жизнь (вечная) - повелел намповедать тайны после крестной смерти Его, как Он заклинал нас. Он завещал рабам Своим не раскрывать никомуБожества Своего силу неведомую, которая в аду преисподнем. Когда со всемиотцами нашими мы были заключены в глубине преисподней, во тьме кромешнойвнезапно сотворилось золотое сияние солнца пресветлого, облеченного впурпур, и озарил нас царственный свет, про будивший род человеческий.(Тогда) Адам и все праотцы и пророки, возвеселившись, сказали: "Это от СветаВышнего - Свет Вечный, (это) Сын, Который завещал послать нам равновечныйСвой Свет". И так возгласил пророк Исайя: "Это Свет Отца, Сын Божий - как преждесказал я, когда жил на земле: "Земля Завулонова и земля Неффалимова, странаЗаиорданская, страна Галилейская, люди, во тьме ходящие, увидят Светвеликий; живущие в стране мрака Свет воссияет вам". И ныне Свет пришел иозарил нас, в смерти сидящих". И когда мы радовались о Свете, который воссиял нам, пришел отец нашСимеон и, радуясь, сказал всем: "Восславьте Господа Иисуса Христа, СынаБожия, ибо я принял Его во храме на руки свои - Отрока, рожденного от Девы -и, побуждаемый Духом Святым, поведал Ему: "Ныне видели очи мои спасениеТвое, которое Ты уготовал перед лицом всех людей, свет в откровение народами во славу людей Твоих в Израиле". Услышав это, дивясь, возрадовалось все собрание. И потом пришел (Иоанн)Креститель, на отшельника похожий, и спросили его все: "Кто ты?" Он же,отвечая, сказал: "Я - пророк Вышнего, предваривший пришествие Его вооставление грехов. И видел я, как пришел Он ко мне, (и) побуждаемый ДухомСвятым, поведал я: "Это идет Агнец Божий, принявший грехи всего мира". Икрестил я Его в реке Иорданской. И видел я Духа Святого, на Него нисходящегов образе голубином, и слышал с неба голос, говорящий: "Это Сын Мойвозлюбленный, в Котором Мое благоволение". И ныне перед лицом Его (пришел я)возвестить вам, что приблизился Сын Божий от Вышнего, чтобы в вышнем {24} (мире) поселить нас, издавнасидящих во тьме и сени смертной".

XIX

Когда же это услышал первозданный отец наш Адам - как в Иорданекрестился (Христос) - возопил (он) к своему сыну Сифу: "Поведай сынам своим,пророкам и праотцам все, что слышал от Михаила-первоархангела, когда послаля тебя к райским вратам, чтобы просил ты у Господа послать тебе ангелаСвоего, чтобы дал он тебе масла от древа милости {24}, помазать тело твое,когда я был немощен". Тогда сказал Сиф, приблизившись к святым пророкам: "Когда я, Сиф, молилГоспода у врат райских, затворил их Михаил, архангел Господень, и явился мнеангел, сказавший: "Я послан от Господа, я поставлен над телом отца твоего.Поэтому говорю тебе, Сиф: не трудись со слезами, молясь и прося масла отдрева милости, помазать отца твоего Адама от болезни тела его. Ибо по некомузакону ты можешь получить его только в последние времена, когда исполнится(от сотворения мира) 5555 лет. Тогда придет на землю возлюбленный Сын БожийХристос сотворить воскресение телу Адама и оживить мертвых. И придет Он креке Иорданской креститься, и когда выйдет из воды иорданской, тогда елееммилости Своей помажет всех верующих в Него, и будет елей милости длярождения от воды Духа в жизнь вечную. Тогда, сойдя на землю, возлюбленныйСын Божий Христос введет отца твоего в рай к древу милости". Когда услышали это от Сифа все праотцы и пророки, возвеселилисьрадостью великою.

XX

И когда радовались все святые, пришел главный царь смерти, диавол, исказал Аду: "Приготовься принять Иисуса, который славится (как) Сын Божий,но он - человек, боящийся смерти, ибо сказал: "Душа Моя скорбит смертельно".И (Он мне) много противится, и много зла творит. Ибо сделал я (людей)слепыми и хромыми, горбатыми и уродливыми, глухими и страждущими, (а) Он ихсловом исцеляет; и даже тех, кого я мертвыми к тебе послал, Он от тебяживыми вывел". И отвечал Ад главному Сатане: "Владыка столь могучий - как может бытьчеловеком, боящимся смерти? Покорны мне все власти земные и все те, когопривел ты своею властью. Если ты могуч - как может этот человек, Иисус,боящийся смерти, власти твоей противиться? Если столь силен Он вчеловеческом естестве, то говорю тебе: воистину всемогущ (Он) в естествеБожественном, и никто не может противиться власти Его. Поэтому говорю тебе,что пленить (Он) хочет тебя, и горе тебе будет на вечные времена". И отвечал Аду глава нечистой силы: "Что размышляешь и боишься принятьИисуса? Противник Он мой и твой. Я подверг Его искушению, и старейшиневрейских заставил клеветать и гневаться на Него, заострил копье, чтобы Егопронзить, желчь и уксус смешал, чтобы дать пить Ему, и древо приготовил дляраспятия Его, и гвозди, чтобы пробить руки Его и ноги. И приблизилась смертьк Нему, чтобы привел я Его к тебе, покорного тебе и мне". Ад, отвечая, сказал: "Тот ли Он, кто мертвых у меня отнял? Это те, когоя пленил, когда жили они на земле, и их у меня мертвыми отбирает силойБожией и к Богу Отцу Своему молитвой приводит. Ибо Он - Бог всемогущий иделает все, что хочет. Тот ли это Иисус, который словом Своим мертвых вывелот меня? Может быть, это Тот, кто Лазаря смердящего, огнившего за четыре дня{25}, которого я мертвым держал, властию Своею заставил встать живым?" И Аду диавол сказал: "Истинно, это тот Иисус". Услышав это, Ад сказал ему: "Заклинаю тебя силами твоими и моими - неприводи Его ко мне. Ибо еще тогда, когда услышал я заповедь слов Его,сотрясся я, пораженный ужасом, и все служители мои пришли в смятение. Ибоникто не мог Лазаря удержать, но, встрепенувшись как орел, со всей быстротоюи скоростью вскочив, прочь устремился (он) от нас. И сама земля, державшаямертвое тело Лазаря, тотчас отпустила его живым. Вот и теперь я знаю, чточеловек, который может сделать такое, - это Бог сильный и обладающийвластью, и в человеческом естестве - Спаситель Он людского рода. И еслиприведешь Его ко мне, то всех, которые здесь заключены в безнадежнойтемнице, связаны грехами уз неразрешимых, - разрешит (Он их) и в жизньБожественного естества Своего приведет".

XXI

Когда же говорили между собою Сатана и главный мучитель, раздалсяголос, грому подобный, и множества духов клич: "Уберите врата царей {26}ваших и воздвигните врата вечные, и войдет Царь славы!". Услышав это, сказал Ад главному Сатане: "Исчезни от меня! Прочь иди отмест моих! Ибо если ты - могучий противник, борись с Царем славы. Что тебе(стоит справиться) с Ним?" И изгнал Ад Сатану от мест своих. И сказалмучителям, своим нечестивым помощникам: "Заприте страшные врата медные, ижелезные затворы забейте, и сопротивляйтесь сильно, чтобы не увели нассхваченными в плен". Услышав это, все множество святых голосом громким сказало Аду:"Распахни врата свои, и войдет Царь славы!" И возопил пророк Давид: "Разве не поведал я вам, когда прежде жил наземле: "Исповедуйтесь Господу и милости Его, и чудеса Его (поведаются) сынамчеловеческим, ибо разрушил (Он) врата медные и затворы железные сокрушил;принял их от пути неправды их". И потом сказал всем святым Исайя: "А разве я не поведал вам прежде,когда жил на земле: "Восстанут мертвые, и воскреснут те, кто в гробах, ивозвеселятся на земле. Ибо роса, которая от Бога, во исцеление им есть. Земля же нечестивых падет". Иеще я сказал: "Где твое жало, смерть? Где твоя победа, Ад?" Услышав это от Исайи, святые сказали Аду: "Распахни свои врата, ныне тыпобежден и, изнемогая, утратишь власть свою". И был голос, подобный грому: "Уберите врата царей ваших и воздвигнитеврата вечные, и войдет Царь славы". Ад же сказал, видя, что двукратно воззвал некто неведомый из адскихглубин: "О каком Царе славы я слышу?" И сказал Давид, отвечая Аду. - "Я знаю этот голос, ибо прежде я о немпророчествовал в духе и поведаю ныне тебе: Господь сил (небесных) крепок исилен. Господь силен в битве, Он - Царь славы. И Он - Сам Господь - с небесна землю воззрел, чтобы услышать воздыхание окованных, освободить умершихсынов. И ныне, сквернейший и смердящий мучитель, распахни врата свои, чтобывошел Царь славы!" Когда Давид сказал это Аду, пришел Царь славы в образе человеческом{27}, Господь пресильный, и вечную тьму озарил, неразрешимые узы расторг ипосетил нас, сидящих во тьме греховной.

XXII

Увидев это, Ад и служители его бесчестные задрожали в собственныхцарствах своих, познав столь великого Света сияние. Когда же увидели Господасидящим на престоле, то возопили: "Отныне мы побеждены Тобой! Кто Ты,посланный Богом в наше царство? Кто Ты, страшный обликом человек, сила,непреоборимая тлением? Победив лютосердие наше, попираешь наше царство; ктоТы, пришедший столь малым, хотя власть Твоя выше небес, царь в образерабском, простой воитель и Царь славы в смерти живой? Как же Ты, распятый накресте, убит был, и мертвый лежал в гробнице, и пришел к нам живой? И в(час) смерти Твоей все сотрясалось, все сотворенное восколебалось. И ныне Тывосстал, и мертвых освобождаешь, приводя в смятение бесчисленные воинстванаши. Кто Ты, разрешающий (бремя) тех, которые были связаны первороднымгрехом, и ведущий (их) к первозданной свободе? Кто Ты, озаряющий властьюсияние Божьего Света тех, которые ослеплены грехами тьмы?" И так все полчища диавольские ужаснулись, пораженные боязнью и страхом,и в один голос возопили: "Откуда Ты, столь крепкий чистый человек и стольсияющий силою, что не можем смотреть (на Тебя)? От появления смерти (в мире)за весь век земной, который доныне был неизменно подвластен нам, за всю нашужизнь никогда нам не было послано среди мертвых человека такого, не былопослано в ад такого дара. Кто же Ты, столь бесстрашно вступивший в нашипределы? И не только это (совершил), но и мучений наших не боишься, и, крометого, всех у нас хочешь отнять. Наверное, Ты и есть тот Иисус, Сын Божий, окотором старейший наш диавол поведал, что благодаря Своей смерти крестнойвсе человечество Ты властию (Своею) выведешь от нас?" И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своей попрал смерть, исхватив диавола, связал (его), предал его муке вечной и увлек земного нашегоотца Адама, и пророков, и всех святых, сущих (в аду), в Свое пресветлоесияние.

XXIII

Тогда Ад и старейшины адские, к Сатане обращаясь, неистово возопили кнему: "Разве ты - начальник погибели и царь пустыни, Вельзевул, поруганныйангелами Божиими, - враг праведных? Зачем ты это сделал - пожелал Царя славыко кресту пригвоздить? И думал, что Он умер, и ради корысти столь многообещал сотворить, власти никакой не имея, что нас неразумными сделал.Смотри: уже Иисус сиянием Божества Своего прогнал всю смертную тьму, ипрочные темницы разломил, и вывел прочь заточенных, освободил всех узников. Те, кто привык воздыхать под нашими муками,хулят нас, и власти наши будут избраны так, как удобно им, и владычествонаше побеждено, и нисколько уже не боится нас человеческий род. Кроме того,сильно противятся нам, хотя никогда мертвые не были превыше нас и никогда немогли веселиться пришедшие (сюда). Разве же ты, главный Сатана, - всему злуначальник и первый мучитель? Ты прежде всего изыскал Иисусу злую беду, и ниединого греха в Нем не нашлось. Как же ты, не испытав вины Его, на крестпослал (Его) повесить? И в наше царство посмел без нужды (Его) привести, ипогубил то, что держалось от века". Когда же Ад сказал это диаволу, проговорил Аду Царь славы: "Будетдиавол под властью твоей на месте Адама во веки веков праведным судом Моим".

XXIV

И сказал Господь, простирая руку Свою: "Придите ко Мне, все святые Мои,ибо имеете подобие образа Моего - вы, кто из-за древа диавольского были насмерть осуждены. Ныне же видите: древом диавольским Я осудил смерть". Когдаже (Он) так сказал, были все святые под рукой Господней. И держа Адама заправую руку, сказал ему Господь: "Мир тебе со всеми детьми твоими". Адам же преклонил колени у ног Господних и со слезной молитвой сказал:"Возвеличу Тебя, Господи, ибо поднял меня и не позволил врагам моимвеселиться надо мной. Ты - Господь Бог мой, я возопил к Тебе, и Ты меняисцелил, и вывел из ада душу мою, и избавил меня от нисходящих в бездну.Пойте Господу все святые Его! Исповедуйте память святынь Его! Ибо гнев - вярости Его и жизнь - в Его воле". Так же и святые Его, колени преклонив у ног Господних, единым голосомсказали: "Пришел Избавитель веков! Исполнилось возвещенное прежде череззакон и пророков. Избавил нас животворящим крестом Своим, и через крестнуюсмерть сошел к нам, и избавил нас от адовой смерти силою Своей, Господи. Ибоначертал надпись славы Своей на небесах, и надпись искупления воздвиг, крестСвой поставил на земле, Господи, в аду знамение победы креста Твоего, ибосмерть уже не имеет власти". И простирая руку Свою, сотворил Господь знамение крестное на Адаме и навсех святых Своих. И держа правую руку Адама, вышел из ада, и все святыепоследовали Богу. Тогда возопил сильно святой поророк Давид: "Пойте Богу песнь новую, ибодивное сотворил Господь! Спасение мое - десница Его и святая мышца Его.Сказал Господь о спасении Своем перед людьми и открыл истину Свою". Иотвечали все множества святых: "Это слава всем святым Его. Аминь.Аллилуйя!", что означает: "Да будет так! Воспевай Господа". И потом сказал пророк Аввакум: "Выступил освободить людей Своих иизбавить возлюбленных Своих!" {28} И все святые отвечали: "Благословенгрядущий во имя Господне, Господь Бог, давший нам Свой Свет! Аминь.Аллилуйя!" Потом же возопил пророк Михей: "Кто Бог, больший, чем Ты, Господи,искупляющий беззакония и попирающий грехи? И ныне всем владеешь и всвидетельство ярость Свою послал. Ты - милость живая, и Сам обратишься, ипомилуешь нас, и изгладишь все беззакония наши. И (ныне) все грехи нашивверг (в пучину морскую) и вывел нас из вечной смерти, как с клятвою обещалотцам нашим в первые дни". Отвечали все святые: "Это Бог наш, живущий вовеки веков, и Он избавляет нас навек. Аминь, Аллилуйя!" Также и все пророкивознесли святые хвалы, которые они прежде поведали, и все святые(возгласили): "Аминь, Аллилуйя!" и с упованием последовали Господу.

XXV

Господь же, держа Адама за правую руку, передал (его)Михаилу-первоархангелу. И все святые последовали Михаилу и ввел их всех в рай. И встретили их два мужа, состарившихся днями.Спросили же их все святые: "Кто вы? Вы с нами мертвыми в мучениях не были,как же вознеслись вы с нами в рай?" И отвечал один из них: "Я - Енох, который вознесен был сюда словомГосподним. Тот же, кто со мною, - Илия Фесвитянин, принесенный сюда живым наколеснице огненной, и доныне мы не вкусили смерти. Когда же придетАнтихрист, суждено нам Богом чудеса совершить (при Антихристе) и бытьубитыми им в Иерусалиме, и через три дня с половиною снова живыми на облакахвознесемся".

XXVI

И когда сказал это Енох, пришел другой муж, худой и умильный, несущийна плечах своих знамение крестное{29}. И увидев его, все святые сказали ему:"Кто ты, ведь облик твой как у разбойника? И что такое это знамение, котороенесешь на плечах?" Отвечая же им, (он) сказал: "Правильно говорите, что яразбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреина крест (вместе) с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом ГосподаИисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - Творец всегосущего и царь всемогущий. И просил я у Него: "Помяни
Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты