КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
УСПЕНИЕ МАРИИВ Новом завете сведений о матери Иисуса мало: в Евангелиях от Матфея иЛуки рассказывается о непорочном зачатии (более детально у Луки: в егорассказе архангел Гавриил благовествует Марии о зачатии Сына Божия), но одальнейшей ее жизни почти ничего не говорится, кроме того, что она вместе сИосифом и мальчиком Иисусом на Пасху ходила в Иерусалим (тоже у Луки), жилав Назарете (в Евангелии от Марка жители Назарета называют Иисуса "сыномМарии" - 6:3). Первые три евангелиста даже не называют ее среди женщин,пришедших проводить Иисуса на казнь. Только в четвертом Евангелии - отИоанна сказано, что она находилась у креста. В Деяниях апостолов Мария, матьИисуса упомянута пребывающей в молитве после казни Иисуса вместе с ученикамии братьями его (1-.14). Со И в. христиане начали создавать апокрифическиеписания, посвященные матери Христа, чтобы удовлетворить потребности верующихузнать о ней как можно больше; так, ко II в. относится так называемое"Протоевангелие": повествование о рождении, детстве, замужестве Марии,рождении Иисуса, написанное от имени Иакова, согласно этому апокрифу, сынаИосифа от первого брака. С течением времени почитание Богоматери проникает вразличные христианские общины, она приобретает функции милосердной Защитницывсех людей перед лицом Сына. Распространяются рассказы о чудесах, связанныхс ее именем. К таким рассказам относится и апокрифическое сказание обУспении Марии. Создано оно сравнительно поздно: в IV в. или даже несколькопозже. Но это указывают такие наименования Марии, как Приснодева или Богородица, которые сталиупотребляться в период создания культа Марии. При отсутствии реальныхизвестий о конце жизни матери Иисуса первоначально, вероятно, в отдельныххристианских группах начинают записывать устные рассказы, затем ужеобработанные с определенной вероучительной целью - прославления Богородицы вее неразрывной связи с Божественным Сыном (в апокрифах II в. Мария необладает чудотворной силой, которая подчеркнута в рассказе об Успении). В апокрифическом сказании об Успении сочетается продуманная религиознаясимволика с самыми фантастическими чудесами, заимствованными из сказочногофольклора. Так, Марии возвещает о предстоящем Успении архангел Гавриил -тот, кто принес ей благую весть о предстоящем рождении Иисуса. Тем самым этоновое благовещение как бы знаменует начало новой жизни, новое рождение ужедля самой Марии. В то же время фантазия автора доходит до того, что переддомом Марии появляются солнце и луна, что должно было представлятьсясовершенно невероятным для сколько-нибудь образованных людей античного мира,но возбуждать воображение верующих из низов именно самой невероятностьюэтого чуда, совершенного только ради Марии. Подобные чудеса были призваныпоказать особую значимость Успения и Вознесения ее, по существу поставитьМарию рядом с Богом. Некоторые епископы IV в. осуждали такое восприятиематери Иисуса: так, Епифаний в своем произведении "Панарион" выступил противтех верующих, которые стараются ставить ее на место Бога и "говорят о ней,увлеченные каким-то безумием и умоповреждением". Важной идеей апокрифа представляется присутствие при кончине Марии всехапостолов, причем даже умершие апостолы временно оживают, чтобы проститься сМарией, увидеть чудо ухода ее из земной жизни. Тем самым ученики Христа становятся участниками великого таинства Успения Богородицы;участие это должно было подтвердить древность и святость культа Марии,засвидетельствованные самими апостолами. Выбор имени апостола, поставленного в заглавии апокрифа, не случаен: вЕвангелии от Иоанна говорится, что Иисус, пригвожденный к кресту, поручилсвою мать любимому ученику, под которым подразумевался автор четвертогоЕвангелия. Он первым и прибывает к Марии. Облако переносит апостолов из техмест, в которых они проповедовали: названия этих мест свидетельствуют о том,что ко времени создания апокрифа об Успении были уже известны основныеапокрифические "Деяния" отдельных апостолов. Кроме грекоязычной версии сказания о кончине Марии дошли и латинские,созданные на основе греческой, но расцвеченные разными подробностями.Существенное отличие латинской версии - повествование о том, что апостолФома опоздал к погребению Марии, потребовал открыть ее гроб, который нашлипустым, - параллель с евангельскими рассказами о пустом гробе Иисуса, такжеподчеркивающая особую связь Марии с Иисусом. В латинском апокриферассказывается и о том, что Фома по дороге в Иерусалим видел телесноеВознесение Марии на небо. Сказания об Успении и Вознесении Девы Марии не сразу вошли в церковнуютрадицию: в декрете, приписываемом папе Геласию (конец V в.), апокриф обУспении был причислен к "неприемлемым" книгам. Однако, не признаваясвященным весь текст апокрифа, традиция приняла основу сказания: праздникУспения Богородицы был установлен как всеобщий в VI в. византийскимимператором Маврикием. Как писал переводчик сказаний на русский язык священник И. Смирнов,"означенному рассказу о событиях последних дней жизни и Успения Божиейматери нельзя придавать во всех подробностях исторического характера; аможем смотреть на него как на поэтическое выражение благочестивой мысли овеличии и святости Пресвятой Девы..." (Православное обозрение, 1873, апрель,с. 614). Святого Иоанна Богослова сказание об успении Святой Богородицы 1. Когда славная пресвятая Богородица и Приснодева Мария приходила, пообыкновению, к святому гробу Господа нашего воскурить фимиам и преклоняласвятые колена свои {1}, 2. Иудеи, видя, что она остается при Божественном гробе, пришли кархиереям [первосвященникам - И.С.] и говорят, что Мария каждый деньприходит ко гробу. Тогда архиереи, отдав приказание поставленным от нихстражам никому не позволять молиться при святом гробе, спрашивали о ней,действительно ли она приходит. Но стражи отвечали, что они никого не видели,потому что Бог не дозволил им видеть ее присутствие. 3- В один из таких дней, в пятницу, пришла, по обычаю, св. Мария когробу; и вот во время ее молитвы отверзлись небеса и сошел к ней архангелГавриил и сказал: радуйся, родившая Христа Бога нашего. Молитва твоя,прошедшая в небеса к Родившемуся из тебя, принята; и ты, по молитве своей,оставив мир, войдешь на небеса к своему Сыну, в жизнь истинную и неизменную. 4. (После явления и беседы {2}) святого архангела возвратилась Мария всвятой Вифлеем, имея с собой трех дев, служивших ей. Посленепродолжительного покоя (Мария) села и сказала девам: принесите мнекадильницу, чтобы помолиться мне. И они сделали, как им приказано. 5. И молилась она так Господь мой Иисус Христос, благоволивший повеликой Твоей благости родиться от меня, услышь голос мой и пошли мнеапостола Твоего Иоанна чтобы, увидев его, мне возрадоваться: пошли ко мне ипрочих Твоих апостолов, и отошедших уже к Тебе, и остающихся еще в сейжизни, в какой бы стране ни находились, по святому Твоему устроению, чтобы,увидев их, благословила Твое преславное имя. Потому я дерзаю, что Ты во всемслушаешь рабу свою. 6. Когда она еще молилась, прибыл я, Иоанн, потому что Святой Духвосхитил меня на облаке из Эфеса и поставил меня на том месте, где возлежалаМатерь моего Господа. Вошед к ней и прославив Родившегося из нее, я сказал:радуйся, Матерь Господа моего, родившая Христа Бога нашего, ликуй, что ввеликой славе отходишь из этой жизни. 7. И прославила Бога святая Богородица, что я, Иоанн, прибыл к ней,вспомнив сказанное слово Господа: вот Матерь твоя, и вот сын твой {3}.Пришли также три девы и поклонились. 8. И говорит мне святая Богородица: помолись и положи фамиам. И молилсяя так - Господи Иисусе Христе, сотворивший чудеса, сотвори и ныне чудесаперед лицом родившей Тебя; и когда Матерь Твоя будет отходить от жизни сей,да убоятся распявшие Тебя и не уверовавшие в Тебя. 9. И по окончании этой молитвы святая Дева сказала мне: дай мнекадильницу - и, положив фамиам, сказала. - слава Тебе, Бог мой и Господьмой, что исполнилось на мне обещанное Тобою прежде Твоего вознесения нанебо, что, когда я будут отходить от мира сего, придешь ко мне со славою Тыи множество ангелов Твоих. 10. И говорю я, Иоанн, ей: придет Господь наш Иисус Христос и Бог наш,и ты увидишь Его, как обещано тебе. Святая же Богородица сказала мне вответ: иудеи поклялись, что они по кончине моей сожгут мое тело. И я отвечалей: нет, не увидит тления святое и чистое тело твое. Она же сказала мне вответ: принеси кадильницу, положи фимиам и молись. И был голос с небес,говоривший: аминь. 11. И услышал я, Иоанн, этот голос, и сказал мне Дух Святой: Иоанн,слышал ли ты голос сей, говоривший в небе по окончании молитвы? Я отвечал -да, слышал. И сказал мне Дух Святой: этот голос, который ты слышал, означаетскорое прибытие братьев твоих апостолов и святых сил, потому что нынеприбудут сюда. 12. Я же Иоанн молился о сем. И Дух Святой сказал апостолам: все вывместе, поднявшись посредством облаков, соберитесь при землетрясении отконца вселенной в святой Вифлеем ради Матери Господа нашего Иисуса Христа -Петр из Рима, Павел из Тивер (из Тибериады), Фома из внутренней Индии, Иаковиз Иерусалима. 13. А те, которые уже умерли, - Андрей, брат Петра, и Филипп, Лука, иСимон Кананит, и Фаддей, - возбуждены были Духом Святым из гробов. Им сказалСвятой Дух: вы не думайте, что теперь наступает воскресение, но для того вывосстали из гробов ваших, чтобы отправиться на приветствие в честь ипрославление Матери Господа и Спасителя вашего Иисуса Христа, потому чтоприблизился день исхода, взятия ее на небеса. 14. Между тем и Марк {4}, совершавший путешествие, также прибыл изАлександрии вместе и с прочими (прибывшими), как сказано, из всех стран.Когда же Петр, поднятый облаком, стал среди неба и земли, так как егоподдерживал Дух Святой, то он увидел, что и прочие апостолы, такжевосхищенные на облаках, находятся вместе с Петром. Так Святым Духом, каксказано, собрались все вместе. 15. Вошедши к Матери Господа и Бога нашего и поклонившись, мы сказали:не бойся и не печалься. Господь Бог, рожденный тобою, берет тебя из мира сославою. И возвеселившись о Боге Спасителе своем, она села на одр и говоритапостолам: теперь я уверовала, что придет с неба Учитель и Бог наш, и яувижу Его, и теперь я разлучаюсь с сею жизнью, когда увидела вас прибывших.Но я хочу, чтобы вы сказали мне, как вы узнали, что я разлучаюсь, и прибылико мне, из каких стран и как издалека вы прибыли сюда, что так поспешилипосетить меня. Родившийся от меня Господь наш Иисус Христос, Бог над всем,не скрыл от меня (сего), и ныне я верую, что Он есть Сын Вышнего. 16. И Петр в ответ на это сказал апостолам: (все мы) каждый, какблаговествовал и заповедовал нам Дух Святой, исполним желание Матери Господанашего. 17. И отвечал я, Иоанн: когда я в Эфесе подходил к святому жертвеннику(т. е. алтарю) совершить литургию, Дух Святой говорит мне, что приблизилосьвремя преставления Матери Господа твоего; иди в Вифлеем для приветствия ее:и светлое облако восхитило меня и поставило здесь у двери. 18. Отвечал и Петр: и я, находясь в Риме, слышал около утра голос ДухаСвятого, говорящий мне, что Матерь Господа твоего в близкое время имеетпреставиться; отправляйся в Вифлеем, чтобы приветствовать ее. И вдругсветлое облако восхитило меня, и увидел я и прочих апостолов, несущихсяоколо меня на облаках, и (слышал) голос, говорящий мне отправляйтесь все вВифлеем. 19. Отвечал и Павел: и я, когда находился в городе, отстоящем нанемалое расстояние от Рима, называемом страною Тиверскою (Тивериадою),услышал от Святого Духа, говорящего мне: Матерь Господа твоего, оставляя мирсей, приготовляется в путь на небеса через (свое) преставление; отправляйсяи сам ты в Вифлеем, чтобы приветствовать ее. И вот светлое облако восхитиломеня и поставило здесь меня и вас. 20. Отвечал и Фома, и я, проходя Индийскую страну, когда утверждалпроповедь о благодати Христовой и когда сын сестры царя по имени Лавдананамеревался креститься от меня во дворце, внезапно (услышал, как) говорит комне Дух Святой: и ты, Фома, отправься в Вифлеем приветствовать МатерьГоспода своего, потому что приготовляется к переселению на небеса. И светлоеоблако восхитило меня и поставило перед вами. 21. Отвечал и Марк: когда я в городе Александрии оканчивал правилотретьего (часа) и когда еще молился, то Дух Святой восхитил меня и привел квам. 22. Отвечал и Иаков: когда я находился в Иерусалиме, Святой Духобратился ко мне со словами: отправься в Вифлеем, ибо Матерь Господа твоегоготовится к преставлению. 23. Отвечал и Матфей: я славил и славлю Бога, что когда я находился накорабле и был в опасности от бури на море, бушующем волнами, - светлоеоблако внезапно утишило бурное волнение, меня же, восхитив, поставило передвами. 24. Прежде отшедшие (т. е. умершие), отвечая, подобным образомрассказали о своем прибытии. И Варфоломей сказал: в Фиваиде я проповедовалслово (Господне), и вот Дух Святой говорит мне: Матерь Господа твоегоготовится к преставлению, посему поди приветствовать ее в Вифлеем. И вдругсветлое облако, восхитив, принесло меня к вам. 25. Все это, как и каким образом прибыли, рассказали апостолы святойБогородице. И подняв руки к небу, она так молилась: поклоняюсь, славословлюи прославляю преславное Твое имя, Господи, что призрел на смирение рабыСвоей и сотворил мне великое, Сильный: и вот ублажают меня все роды. 26. После молитвы сказала она апостолам: положите фимиам и молитесь. Икогда они молились, слышен был гром с неба и произошел страшный шум как быот колесниц; и вот явилось великое воинство ангелов и сил, и слышен был гласкак бы Сына Человеческого, и серафимы (явились) вокруг дома, в которомвозлежала святая непорочная Матерь Божия и Дева, так что все бывшие вВифлееме видели все сии чудеса и, пришедши в Иерусалим, возвестили все этибывшие чудеса. 27. А когда происходил этот шум, внезапно около дома явились солнце илуна, и церковь первородных святых предстала перед домом, где возлежалаМатерь Господа, в честь и славу ее. Видел я и великие свершавшиеся чудеса:как слепые прозревали, глухие слышали, хромые ходили, прокаженные очищалисьи исцелялись одержимые нечистыми духами И все страждущие (какою-либо) болезнью или немощью - кто, прикасаясь кнаружности стены, где она (Мария) возлежала, восклицал: святая Мария,родившая Христа Бога нашего, помилуй нас! - тотчас исцелялись. 28. Многое множество людей из разных стран находилось в Иерусалиме длямолитвы. Услышав о чудесах, совершавшихся в Вифлееме Матерью Господа, ониприбыли туда, ища исцеления от разных болезней, которое и получили. В этотдень была неизглаголенная радость для множества исцеленных, также и дляочевидцев, славящих Христа Бога нашего и Матерь Его. Весь же Иерусалим сВифлеемом праздновали (этот день) псалмопениями и духовными гимнами. 29. Священники же иудейские вместе с народом своим пришли в смятение отэтих событий и, одержимые сильнейшею ненавистью, с безрассудным замысломсоставили совещание и решили послать в Вифлеем за святою Богородицей инаходящимися там святыми апостолами. Но когда многие из иудеев приготовилиськ нападению на Вифлеем, то на расстоянии около мили они увидели страшноевидение, и ноги их стали неподвижны, отчего они в ужасе возвратились к своимединоплеменникам и рассказали архиереям о сем страшном видении. 30. Последние, еще более воспламенившись яростью, с криком отправляютсяк игемону {6} и говорят: погибнет иудейский народ от этой жены; изгони ее изВифлеема и Иерусалимской области. Игемон же, изумленный чудесами, сказал им:ни из Вифлеема, ни из другого какого места не прогоню я ее. Иудеи жепродолжали кричать и заклинали его здоровьем кесаря Тиберия, чтобы он удалилтакже и апостолов из Вифлеема; если же ты этого не сделаешь, то мы донесемкесарю. Вынужденный этим, (игемон) посылает в Вифлеем против апостоловтысяченачальника. 31. Тогда Дух Святой сказал апостолам и Матери Господа: вот игемон нанастоянию иудеев послал против вас тысяченачальника. Посему выходите изВифлеема и не бойтесь; потому что я на облаке отправлю вас в Иерусалим, исила Отца, и Сына, и Святого Духа будет с вами. 32. Итак, апостолы тотчас встали и вышли из дома, неся одр ВладычицыБогородицы, и направились к Иерусалиму. Но тотчас же, как сказал Дух Святой,поднятые облаком, они прибыли в Иерусалим в дом Владычицы. И восставши, впродолжение пяти дней мы совершали непрерывное песнопение. 33. Когда же тысяченачальник поспешно прибыл в Вифлеем и не нашел тамни Матери Господа, ни апостолов, то он схватил вифлеемитов и говорил им: невы ли приходили и рассказывали игемону и священникам обо всех бывшихзнамениях и чудесах и о том, как прибыли апостолы из разных стран? Итак, гдеони? Подите, отправляйтесь в Иерусалим к игемону. Тысяченачальник не знал обудалении апостолов и Матери Господа в Иерусалим; посему, взяв вифлеемитов,он отправился к игемону и донес, что никого не нашел. 34. Но через пять дней из совершавшихся знамений и чудес узнали игемон,и священники, и весь город, что Матерь Господа с апостолами находится всобственном доме в Иерусалиме. Тогда множество мужей, жен и дев собрались ивозглашали: святая Дева, родившая Христа Бога нашего, не забывай родачеловеческого. 35. Когда это происходило, народ иудейский со священниками,возбужденный еще большей ненавистью, взял дров и огня и подступил к дому, вкотором пребывала Матерь Господа с апостолами, с намерением сжечь оный.Игемон же изумился, смотря издали на зрелище. Когда народ иудейский спешил кдвери дома, внезапно сильный огонь, исторгшийся изнутри его силою ангела,поджег многое множество иудеев; и произошел великий страх по всему городу, иславили Бога, рожденного от Дева. 36. Когда увидел игемон случившееся, то возгласил со всем народом,говоря - поистине есть Сын Божий, рожденный от Девы, которую вы вздумалипреследовать, ибо это суть знамения Бога истинного. Потом было великоеразделение среди иудеев; и многие (из них) вследствие совершившихся знаменийуверовали во имя Господа нашего Иисуса Христа. 37. После совершения всех этих чудес ради Богородицы и ПриснодевыМарии, Матери Господа, когда все мы, апостолы, находились в Иерусалиме, ДухСвятой сказал нам: вы знаете, что в день Господень, т. е. в день воскресныйДева Мария приняла благословестие от архангела Гавриила, в воскресный деньродился и Спаситель, в воскресенье вышли и дети иерусалимские навстречу Ему,взывая: осанна (спасение) в вышних! Благословен грядущий во имя Господне! Ввоскресенье (Господь) и из мертвых восстал, в воскресенье придет судитьживых и мертвых, в воскресенье же Он придет с небес и для того, чтобыпрославить и почтить преставление святой, славной Девы, родившей его. 38. И в самое воскресенье Матерь Господа говорит апостолам: положитефимиам, потому что грядет Христос с ангельским воинством. И вот приближаетсяХристос, сидящий на престоле херувимов. И когда все мы молились, явилисьбесчисленные сонмы ангелов и Господь, восшедший из херувимов с силою многою.И вот поток сияния света низошел на святую Деву от присутствия единородногоСына ее, и (тогда) падши, поклонились Ему все силы небесные. 39. И громко возгласив к Матери своей, Господь сказал: Мариам! Онаотвечала: вот я, Господи! И сказал ей Господь: не печалься, но давозрадуется и возвеселится сердце твое; ибо ты обрела благодать зреть славу,данную Мне от Отца Моего. И, воззрев, святая Матерь Божия увидела на Нем туславу, которую уста человеческие не в состоянии ни изречь, ни воспринять.Господь же продолжал к ней говорить: вот отныне честное тело твое вселится враю, а святая душа твоя на небесах, в сокровищницах Отца Моего, впреизобильном сиянии, где мир и радость святых ангелов и горних (сил). 40. Матерь же Господа говорила Ему в ответ: возложи, Господи, десницуТвою и благослови меня. И, распростерши свою пречистую десницу, Господьблагословил ее. Она же, держа пречистую Его десницу, лобызала ее, говоря:почитаю десницу сию, устроившую небо и землю, и имя Твое призываю, ХристеБоже, Царю веков, Единородный от Отца; приими рабу Твою, благоволивший понеизреченному Твоему устроению родиться от меня, смиренной, для спасениярода человеческого. Всякому человеку, который станет призывать, или умолять,или называть имя мое, подай ему помощь Твою. 41. Когда она это говорила, пришли апостолы к ее ногам и, поклонившись,говорили: Матерь Господа, оставь благословение миру, отходя от него; ибо тыбыла виновницей благословения мира и восставила погибший, когда родила Светмира. Обратившись же с молитвою, Матерь Господа в молитве говорила так:Боже, по многой Своей благости ниспославший с небес единородного Сына Своегообитать во смиренном моем теле, удостоивший родиться (Ему) от менясмиренной, помилуй мир и всякую душу, призывающую имя Твое. 42. Потом еще помолившись, сказала: Господи Царю небес, Сын Богаживого, приими всякого человека, призывающего имя Твое, чтобы прославилосьрождество Твое. И опять помолившись, говорила: Господи, Иисусе Христе,всемогущий на небе и на земле, (ради) имени Твоего святого со смущениемпрошу (себе) такого утешения; во всякое время, в каком бы месте нивспоминали имя мое, освяти Ты место сие и прославь прославляющих Тебя черезимя мое, прими всякое их приношение, всякую просьбу и всякую молитву. 43. Когда она молилась об этом, Господь сказал своей Матери: радуйся ида возвеселится сердце твое; ибо всякая благодать и всякий дар даны тебе отОтца Моего небесного и от Меня, и от Святого Духа. Всякая душа, призывающаяимя Твое, не постыдится, но обретет милость и утешение, воздаяние идерзновение перед Отцом Моим небесным и в настоящем веке, и в грядущем. 44. Потом, обратившись к Петру, Господь сказал: пришло время начатьпеснопения. Когда Петр начал песнопения, все силы небесные подпевали:аллилуйя. И тогда лицо Матери Господа просияло ярче света; восстав, онаблагословила своею рукою каждого из апостолов; и воздали все славу Богу. АГосподь, распростерши Свои пречистые Руки, принял святую и непорочную еедушу. 45. По исходе непорочной души ее место (где она почила) исполнилосьнеба: благословенна ты в женах. Тогда и припавший Петр, и Иоанн, и Павел, иФома обняли честные стопы ее, чтобы освятиться. Все двенадцать апостоловсвятое и честное тело Богородицы с псалмопением несли из дома на горе Сион,в Иерусалиме, в Гефсиманию через долину Иосафатову. 46. И во время переноса ее один знатный еврей, по имени Иефания,устремился, чтобы сбросить тело с носилок, которые несли апостолы. Но ангелГосподень невидимо огненным мечом отсек у него обе руки начиная с плеч иоставил их висящими в воздухе на гробе. 47. Когда произошло это чудо, все множество видевших оное иудееввоскликнуло: действительно истинный есть Бог, родившийся от тебя, БогородицаПриснодева Мария. И сам Иефания по приказанию ему Петра для возвещенияБожиих чудес стал позади гроба и взывал: святая Мария, родившая Христа Бога,помилуй меня. Петр же, обратившись к нему, сказал: во имя Родившегося от нееда присоединятся руки, отделившиеся от тебя. И тотчас по слову Петра руки,висящие на гробе Владычицы, отделились от него и присоединились к Иефании.Тогда уверовал и сам он и прославил Христа Бога, родившегося от нее. 48. По совершении сего чуда апостолы принесли одр и положили честное исвятое тело Богородицы в Гефсимании в новом гробе. И вот миро благоуханияраспространилось из святого гроба Владычицы нашей Богородицы. И до трех днейслышны были голоса невидимых ангелов, славящих родившегося из нее ХристаБога нашего. Когда окончился третий день (после погребения Богородицы), топерестали быть слышны голоса (ангелов); и отсюда, однакожь, все узнали, чтопречистое и честное тело ее преложилось (поместилось) в рай. 49. И вот, когда преложилось, мы видим Елисавету, мать святого ИоаннаКрестителя, и Анну, мать Владычицы, Авраама, Исаака и Иакова, Давида,поющего аллилуйя, и всякие лики святых, поклоняющихся честным останкамМатери Господа. Из того места, откуда честное и святое ее тело преложилось врай, исходили многие благоухания и такой свет, что нет ничего ярче сегосвета. Раздалась и песнь ангелов, воспевающих Родившегося от Нее, слышатькоторую дается только девам и девственникам, - песнь столь приятная, чтовсегда бы слушал оную. 50. Мы же, апостолы, созерцавшие внезапное и честное преложение еесвятого тела {7}, прославили Бога, явившего нам чудеса свои при кончинеМатери Господа нашего Иисуса Христа. (Ее молитвами и советами мы удостоилисьвсе оказаться под защитой ее, и заботой, и покровительством и в нынешниевремена, и в грядущем, славя во всякое время и во всяком месте ЕдинородногоСына Ее вместе с Отцом и Святым Духом во веки веков, аминь.) {8}
|