КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СКАЗАНИЯ О СМЕРТИ ПИЛАТАСудьба Пилата, как и других людей, так или иначе связанных с Иисусом,интересовала христиан. Но об этой судьбе они знали мало, истинность событийих не волновала. Она создавали сказания в соответствии со своимипредставлениями о той роли, которую эти люди должны были играть в земнойжизни Иисуса, и в зависимости от вероучительных целей, стоявших перед ними.В этом отношении интерес представляют две версии смерти Пилата, отражавшиеразное отношение христиан к прокуратору. Действие обоих апокрифов происходитпри императоре Тиберии (14-37 гг.). Подложное донесение Пилата Клавдию,правившему спустя несколько лет после Тиберия, составителям этих апокрифовили не было известно, или они - как и во многих других произведенияхнародного христианского творчества - не интересовались хронологией.Известно, что Пилат был отстранен от должности по жалобам иудеев, вероятно,в первый год правления Калигулы, преемника Тиберия. Церковный историкЕвсевий Кесарийский (IV в.) говорит, что Пилат кончил жизнь самоубийством,но, насколько достоверна эта информация, неизвестно. И в этом и в другом апокрифе император выступает как мститель за казньХриста, что указывает на достаточно позднее время создания или записи этихапокрифов, когда отношение императорской власти к христианской Церквисущественно изменилось, т. е. после признания христианства императоромКонстантином в IV в. Но на этом сходство кончается. В одном из нихимператор, разгневавшись на Пилата, приговаривает его к смерти, и тоткончает жизнь самоубийством, т.е. погибает позорной смертью. В этом апокрифене никакого снисхождения к Пилату, тем более что он пытается обманутьимператора, надев чудотворную одежду Христа. Чудо с туникой показывает, чтохристиане уже верили в чудеса, исходившие от вещей, так или иначе имевшихотношение к Иисусу, причем эти чудеса совершаются независимо от того, ктоэтими вещами пользуется, - традиционный фольклорный мотив, чуждый первымхристианам. В этом апокрифе действует Вероника, с которой связаны предания онерукотворном образе Иисуса на покрывале, поданном ею Христу. Согласнокатолическому преданию это покрывало было передано Вероникой Клименту,епископу Римскому, и хранилось в одной из римских церквей. Другой апокриф по своей антииудейской направленности ближе к "АктамПилата": по существу, во всем оказываются виновными иудеи, а Пилатраскаивается в содеянном, перед казнью просит Иисуса простить его. В этомапокрифе упоминается и жена Пилата, ставшая, по преданию, христианкой.Версия о раскаявшемся, хотя и казненном Пилате, вероятно, была ближе многимновообращенным христианам, а также тем из руководителей Церкви, которыеснимали вину за казнь Иисуса и преследования христиан не только симператора, но и с его администрации. Апокриф "Смерть Пилата" переведен слатинского языка, "Обращение Пилата" - с греческого. Смерть Пилата I Когда снедаемый тяжким недугом император римлян Тиберий Цезарь узнал,что в Иерусалиме есть некий лекарь по имени Иисус, который единым словомлюбые болезни лечит, и не ведая еще, что иудеи и Пилат умертвили его,приказал он некоему служителю своему Волузиану: - Поезжай сколько можешь скорее в заморские земли и скажи слуге и другумоему Пилату, чтоб прислал он сюда лекаря, который сумеет мне прежнеездоровье вернуть. Выслушав повеление императора, немедля отбыл Волузиан и, как было емупредписано, явился к Пилату и, приказ Тиберия Цезаря исполняя, молвил: - Повелитель твой, император римлян Тиберий Цезарь, прослышав, что вгороде у тебя есть лекарь, который любую болезнь единым словом лечит,настоятельно просит тебя отослать к нему целителя этого для лечения недугаего. Страшно испугался Пилат, услышав это, ибо помнил, что сам приказалбезвинно казнить Его. Но отвечал он так нунцию: - Был тот человек злодеем, и когда потянулся к Нему народ Палестины,приказал я, вняв совету мудрецов иерусалимских, распять Его.II И повстречал, возвращаясь в гостиницу, нунций некую женщину, именемВероника {1}, бывшую некогда среди близких Иисуса, и спросил он ее: - О женщина, жил в этом городе какой-то лекарь единым словом больныхисцелявший, отчего ж умертвили его иудеи? И, зарыдав, сказала женщина: - О господин, увы мне! Ибо Тот, Кого из зависти предал Пилат, на смертьосудил и распять велел, - Бог и Господь мой. Молвил тут опечаленный нунций: - И мне увы! Ибо не могу я исполнить того, зачем послан владыкой моим. А Вероника ему: - Когда вознамерился мой Господь идти на проповедь, не в силах разлукус Ним выносить, захотела я, чтоб написали мне образ Его, дабы служила мнеутешением при разлуке хотя бы тень Его облика. И когда несла я художникухолст для образа, повстречал меня Господь мой и спросил, куда направляюсь? Иедва только помыслы свои Ему я открыла, взял Он холст у меня из рук и,запечатлев на нем благословенный Лик Свой {2}, вернул его мне. И коли сблагоговеньем взглянет на образ этот владыка твой, немедля благодатьюздоровья вознагражден будет. А Волузиан ей: - Можно ль золотом или серебром ценность картины такой означить? Она ему: - Нет, - одним лишь священным чувством благоговения. И поэтому поеду стобой я, взяв образ, дабы взглянул на него Цезарь, а после вернусь.III И вот, приехал Волузиан с Вероникой в Рим и сказал Тиберию-императору: - Иисуса, давно тобой поджидаемого, Пилат с иудеями неправедно смертипредал. Из зависти пригвоздили они Его перекладине крестной. По приехалавместе со мной матрона некая и привезла она образ того Иисуса. Еслиблагоговейно воззришь на Него, тотчас благодатью здоровья вознагражденбудешь. Приказал тогда Цезарь, чтоб шелковыми тканями путь устлали и доставилиобраз к нему немедля. И едва взглянув на Него, более здоровья обрел.IV Схвачен был Понтий Пилат по приказу Цезаря и доставлен в Рим. И велелисполненный гнева Цезарь, узнав о приезде его, вести во дворец Пилата. Нопривез с собою Пилат несшитую тунику Иисуса и, к императору отправляясь, внее облачился. И как только увидел его Тиберий, гнев свой напрочь забыл инавстречу ему поднялся, и принудить себя не мог говорить с ним строго, и,хоть был без него столь суров и грозен, сделался почему-то при нем вдругкроток. Но потом, едва отпустил Пилата, тотчас вновь страшным гневом на негораспалился, называл себя ничтожным и жалким, ярость сердца своего явитьнеспособным. И повелел он тут же, чтоб воротили назад Пилата, и утверждал иклялся, что тот - сын смерти и в живых оставлять его непристало. А едвазавидев его, снова думать забыл о гневе и вдругорядь здравствовать емупожелал. Удивились все, да и сам он тому удивился, что ярится так, когда нетПилата, и сказать ничего ему гневно не может всякий раз, едва покажется тот. Наконец, Божественному наитию повинуясь, а может, по совету какого-тохристианина, велел отобрать у Пилата Цезарь тунику, и вернулась сразу к немувсегдашняя твердость. Поскольку же был весьма поражен он этим, рассказалиему, что владел ею прежде Сам Господь Иисус. Приказал тогда императорсодержать Пилата в тюрьме, пока не решат мудрецы в совете, что надлежит сним делать. И через несколько дней вынесли приговор Пилату, дабы казнен онбыл позорнейшей смертью. Проведав об этом, собственноручно своим же кинжаломсебя Пилат порешил и такою вот смертью жизнь свою закончил. О смерти Пилатовой услыхав, молвил Цезарь: - Позорнейшей смертью,воистину, умер тот, к кому собственная рука была беспощадна. А потом привязали тело Пилата к огромному камню и бросили в реку Тибр.Но злые и нечистые духи, радуясь все как один скверному трупу, в волнахбесновались и, наводя ужас на римлян, вызывали на небе громы и молнии, бурии град, так что объял всех вокруг страх непомерный. И потому, выловив трупиз Тибра, отвезли его римляне ради насмешки в Виенну и бросили там вРодан-реку {3}, ибо Виенна считалась тогда проклятым местом, да и звучитпочти как "дорога в геенну". Однако ж и там отыскались беспутные духи, иточно такие же непотребства там вытворяли. И потому, не стерпев дьявольскойтой напасти, местные жители сей сосуд зла от себя удалили, отправив его дляпогребения в землю лозанцев, а те, кознями сатанинскими изведенные,избавились от него, сбросив в какой-то горный провал, скалами окруженный,где, говорят, и поныне бурлит и клокочет злоба дьявольская.
|