Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Проблема разграничения языка и речи в истории языкознания.




ЯЗЫК И РЕЧЬ

1. Проблема разграничения языка и речи в истории языкознания.

2. Психолингвистическое понимание языка и речи.

3. Основные этапы порождения речи.

4. Речевая деятельность как коммуникативный процесс.

 

Проблема разграничения языка и речи в истории языкознания.

Объект языкознания имеет двойственную природу. Многие исследователи не разграничивают язык и речь, что приводит а) к нежелательному смешению разнопорядковых явлений, б) к изучению, главным образом, речи, а язык при этом рассматривается как метаязыковое средство описания речи, в) к описанию языковой системы при сознательном игнорировании речи.

Разграничение языка и речи необходимо для любого исследования. Об этом писали В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, Н. Хомский и Л. Ельмслев.

Терминологическое разграничение языка и речи впервые встречается у В. Гумбольдта: «Реальный язык проявляется только в речи. Только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности. Язык образуется речью..., а речь — выражение мысли и чувства».

В русском языкознании разграничение языка и речи наметилось еще в начале XIX в. у Ф.И. Буслаева. Он считал, что речь - это то, что сказано, «ряд соединенных предложений». Язык определяется как дар слова, отличающий человека от животного; это общественное явление, представляющее собой строго по законам организованное целое. Характерной чертой этого целого Ф.И. Буслаев считает системность.

Вопрос об онтологии языка занимал заметное место в трудах младограмматиков. Младограмматики отрицали реальность общего языка, признавая реально существующим только индивидуальный язык, язык личности. Герман Пауль говорил: «На свете столько же отдельных языков, сколько индивидов».

И.А. Бодуэн де Куртенэ, Василий Алексеевич Богородицкий, Алексей Александрович Шахматов разделяли это мнение. Язык Бодуэн понимал в духе индивидуального психологизма: «Язык существует только в индивидуальных мозгах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество». «Так называемый русский язык, точно так же, как никакой другой племенной или национальный язык, вовсе не существует. Существуют как психологические реальности одни только индивидуальные языки, точнее: индивидуальные языковые мышления». Бодуэн отрывает звук от языка, поскольку не считает звук собственно языковым фактом. Звук для Бодуэна — это внешний элемент среды, служащий для передачи мысли.

А.А. Шахматов утверждал: «Реальное бытие имеет язык каждого индивидуума; язык села, города, народа оказывается известною научною фикцией».

А.А.Потебня, наоборот, не сомневался в реальности общего и «личного» языка. «Слово действительно существует тогда, когда произносится», «...действительная жизнь слова... совершается в речи». Поэтому звук -существенная, неотъемлемая сторона языка. Под речью он понимает реализованный фрагмент языка или контекст.

Наиболее сильное влияние на представления о языке и речи оказала концепция Ф. де Соссюра. Он считал, что наиболее общим понятием является речевая деятельность, которая состоит из языка и речи. Луи Ельмслев говорил: «Сущность учения Ф. де Соссюра - это различие между языком (langue) и речью (parole). Вся остальная теория логически выводится из этого основного тезиса». Разграничение языка и речи достигается путем бинарных противопоставлений их отличительных признаков, образующих дихотомии, или антиномии.

1 .Язык (langue) - явление чисто психическое, а речь (parole) - явление психофизическое. Понимание языка как психического феномена имеет в лингвистике глубокие исторические корни и восходит к трудам Г. Штейнталя и

А.А. Потебни. В работах И.А. Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра язык понимается как социально-психическое образование.

2. Язык есть система знаков, а речь асистемна, поскольку представляет собой некий «сверхъязыковой остаток» речевой деятельности.

З. Язык - социальное явление, а речь - явление индивидуальное. Социальный характер языка считается в современной лингвистике общепризнанным. Речь индивидуальна в том смысле, что порождается индивидуумами в процессе общения. Однако это не означает, что возможен произвол в построении высказывания. Речевое общение - процесс двусторонний, обеспечивающий взаимопонимание говорящих и слушающих. В этом отношении речь тоже социальна.

4. Язык есть форма, а речь - субстанция (лат. substantial - «сущность»), по­скольку она включает в себя звуки и значения.

5. Язык - сущность, речь - явление. Поскольку сущность познается через явление, то осмысление языка происходит через наблюдаемые и обобщаемые речевые явления. Сущность - это внутреннее строение, нечто наиболее важное, значительное и закономерное. Явление - это форма выражения сущности. Значит, познание языка начинается с восприятия речевых фактов, затем на их основе путем абстрагирования постигается сущность, то есть язык. Знание сущности (языка) позволяет более глубоко изучить явление (речь).

В послесоссюровском языкознании эти антиномии были дополнены другими:

1) Н.С.Трубецкой понимал язык как нечто общее, абстрактное, а речь - частное и конкретное. С точки зрения философии, единичное — это форма существования всеобщего, а общее существует в отдельном, через отдельное. Как всеобщее язык существует в отвлечении от речи. Всеобщность есть закон связи вещей, и постигается он разумом. В соответствии с этим язык — явление психическое, результат типизации и обобщения частных речевых актов. Абстрактность языка связана с тем, что он идеально отражает связи и отношения в сознании человека.

2) Н.С. Трубецкой, Луи Ельмслев считали, что язык - постоянен; речь - преходяща, переменна.

3)В семиотике считается, что язык - это код, система, речь - ее реализация, текст; сообщение. Такое понимание языка и речи характерно и для исследований систем искусственного интеллекта. Понятие языкового кода включает в себя способы фиксации и выражения информации при помощи всей системы языковых единиц. Под сообщением обычно понимается передача информации. Признание языка кодом стимулировало появление новых опреде­лений: языка как порождающего устройства, а речи как его функционирования.

4)Язык - потенция, речь - ее актуализация. В современном языкознании язык и речь рассматриваются как виртуальное и актуальное. Виртуальное - это то, что по­тенциально содержится в сознании человека, компетенция или способность. Актуальное - это непосредственно воспринимаемое, материальное, реализация языковой способности.

5) В современной лингвистике широкое распространение получила интерпретация языка как инварианта - стабильной, устойчивой части речевой деятельности, а речи - как варианта, вариантных реализаций языка, то есть изменяющегося, моментального.

Для современного языкознания актуальной проблемой является исследование языковых и речевых ярусов, языковых и речевых функций. Язык и речь имеют разные ярусы. В языке выделяются фонетико-фонологический ярус, морфемно-морфологический, лексический и синтаксический ярусы. К речевым ярусам относятся:

1) сегментный, на котором речевой поток членится на воспринимаемые отрезки в виде линейной прямой;

2) сверхсегментный, или паралингвистический, ярус. Он накладывается на
сегментный и дополняет высказывания своеобразными смысловыми оттенками; он всегда модален и нередко повышенно эмоционален. К нему относится интонация;

3) кинетический, являющийся по существу внеязыковым, экстралингвистическим. Он существенно дополняет смысл высказывания при помощи жестов и мимики. Кинетика нередко предопределяет интонационный рисунок высказывания, его морфологическую, лексическую и синтаксическую организацию.

Разграничить функции языка и функции речи крайне сложно, поскольку свое назначение язык выполняет в процессе речевого общения.

Функция - это назначение, роль, выполняемая языком или речью в жизнедея­тельности человека и общества в целом. Главное назначение языка и речи -обеспечивать существование человеческого общества. Различные виды речевого общения служат взаимодействию, взаимопониманию и координации речевого поведения членов этнокультурного сообщества. В процессе речевого общения происходит накопление и освоение культурных ценностей, норм и знаний. В ходе коллективной обработки информации складываются и совершенствуются формы человеческого мышления, происходит духовное освоение мира.

Количество функций языка и речи в языкознании пока не определено.

Язык и речь выполняют многие общие функции:

1) коммуникативная; 2) фатическая (контактоустанавливающая); 3) дейктическая (указательная); 4) прагматическая; 5) экспрессивная; 6) эмотивная. Список функций языка и речи остается в современной науке открытым.

К специфическим функциям речи относятся:

а) сигнальная; б) диакритическая (компрессия речи, например, в конспектах, телеграммах); в) магическая (табу, эвфемизмы); г) эстетическая, или поэтическая; д) эмотивно-волюнтативная.

К специфическим функциям языка относятся:

а) логическая - функция выражения мысли; б) когнитивная - функция познания действительности; в) конструктивная (формирования мысли); г) аккумулятивная (накопления общественного опыта и знаний); д) номинативная; е) метаязыковая.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 611; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты