КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КонструктивизмПри объяснении причин возобновления этнического насилия конструктивизм отводит главную роль идеологической активности культурной элиты. Принцип конструктивизма образует утверждение: отношение этногруппы к обществу ситуативно опосредуется обращением к культурному запасу знания. По мнению А.П. Садохина, решающее значение имеет не культура этноса вообще, а те культурные характеристики, которые в данный момент могут быть востребованы.104 Поскольку в культурном наследии сохраняются образцы кооперации и конфронтации народов, они могут ослабить или усилить восприятие угрозы выживанию этноса, независимо от ее фактической величины. Привилегию обращения к культурному наследию имеет элита. По словам Л.М. Дробижевой, культурная элита может «сформулировать необходимые представления, а ненужные демонтировать».105 Конструктивизм противоположен методологии биологического примордиализма. Существуют две главные разновидности конструктивизма - социокультурный и этносимволический. Сторонники социокультурного подхода объясняют появление и распространение идеологии национализма конкуренцией культурных элит за духовное влияние в модернизируемом обществе. Видным представителем этого подхода является Э. Геллнер. Согласно Э. Геллнеру, националистическая политизация этногрупп осуществляется посредством идеологии, которую создает культурная элит. Распространение национализма возможно в условиях развития образования, СМИ и обесценивания гражданской приверженности конституционному порядку. В традиционных аграрных обществах отсутствует пространство распространения национализма. В этих обществах сохраняются сословные различия культуры и транснациональные институты светской и духовной власти. Модернизация и секуляризация разрушают традиционный жизненный уклад, способствуют концентрации населения в анонимных городах. В условиях урбанизации коммуникация людей разной культуры возможна только посредством общего языка и стандартизированного образования. Массовость образования обусловлена двумя факторами - унификацией государственного управления и развитием промышленности. Вопреки мобильности и политике ассимиляции, сохраняются аскриптивные и генотипические различия людей. Усилиями светской культурной элиты Западной Европы создается идеология национализма. Вместе с распространением модернизации на Восток и другие континенты распространяется национализм. Этногруппа политизируется и превращается в нацию под влиянием «человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».106 Активность националистической элиты возрастает в условиях ускоренной и неконтролируемой модернизации, приводящей к структурному кризису (не функциональности институтов) и неопределенности жизненных планов и карьер членов общества. В ситуации структурного кризиса «люди склоняются к тому, чтобы определять свои общности с помощью дополнительных критериев»,109 что стимулирует активность культурной элиты. В этнонациональном конфликте участвуют два типа элит - политическая и культурная. Г. Мюнклер отмечает различное отношение элит к идеологии национализма. У политической элиты отношение инструментально. Политическая элита заинтересована в присвоении власти и принятии решений. Для нее национализм остается средством «оправдания контроля над фискальными, военными, административными и легальными ресурсами».110 Политическая элита может ограничиться показной демонстрацией заинтересованности в решении этнических проблем. Националистическая культурная элита состоит из интеллигентов и проворников социализации, создающих и пропагандирующих национализм. Она не имеет политической власти. Культурной элите доступна «власть символов». Она должна «бескомпромиссно верить в идеал, который еще не стал политической реальностью, и стремиться к монопольному контролю символических ресурсов общества».111 Следовательно, ответ социокультурных конструктивистов на вопрос о возобновлении насилия в этнонациональ-ном конфликте состоит в следующем: конфликт возобновляется потому, что в модернизируемом обществе остается преобладающей националистическая идеология, создаваемая культурной элитой. Представители этносимволизма упрекают сторонников социокультурного конструктивизма в преувеличении интеллектуальных усилий националистической элиты и недооценке традиционной этнической культуры. Позицию этносимволизма выражает А. Смит: «Эффективность националистической идеологии заключена в мифах и символах этнического наследия, а также в способах переоткрытия и реинтерпретации этого наследия культурной элитой» 112. Идеология национализма содержит мифологический компонент и обладает мобилизационной эффективностью. Согласно С.В. Лурье, в культуре традиционного общества имеются предпосылки национализма. Этнические стереотипы, механизмы поиска «козла отпущения», способы местной мобилизации этногрупп создают благоприятную почву восприятия национализма, который еще отсутствует. Толчок к появлению националистических идеологий в период модернизации обществ дают другие факторы. Это - мифы. Они у разных народов повторяются: мифы об этническом происхождении, этнической родине и этническом миссионизме. К ним обращаются идеологи для обоснования требований этноорганизаций. Идеологи - националисты выполняют связующую роль между прошлым, настоящим и будущим этногруппы.113 Метод конструирования идеологии национализма А. Смит именует «реалроприацией»: новое открытие аутентичного прошлого этногруппы и реконструкция образа актуальных отношений этногруппы и общества в образе прошлой истории. Ключевую роль в создании идеологии играет миф об этическом миссионизме. Он содержит историю «золотого века», упадка и будущего возрождения этноса, С помощью мифа идеология символически отделяет группу от общества. Через противопоставление «своих» и «чужих» она внушает необходимость этнической солидарности.114 Тишков В. А. отмечает характерную черту националистической идеологии: она игнорирует в прошлой истории межэтническую кооперацию.115 Среди лидеров этносимволизма ведутся споры о наиболее влиятельном типе идеологизированного мифа. По мнению А. Смита, в регионах, где сталкиваются противоположные интерпретации этнической родины, Ф. Риггс отмечает, что в полиэтничных регионах разные идеологизированные мифы могут обладать одинаковым влиянием на местное население. Степень притягательности национализма зависит от его способ- Этносимволисты предлагают измерять привлекательность идеологизированных мифов в понятиях интолерантности и этноцентризма участников затяжных конфликтов. По мнению М. Игнатьева, «для националис-тических антагонистов характерны интолерантность, убеждения, что вся история их прошлых отношений свидетельствует о невозможности быть истинными друзьями или надежными партнерами».121 Если толерантность предполагает свободное признание взаимного права на самобытный образ жизни, то интолерантность отрицает это право у оппонентов. Толерантность означает готовность к компромиссу и сдержанности, тогда как интолерантность отличается отсутствием подобной установки и способности. Если толерантность ориентируется на восстановление партнерских и дружественных отношений, то интолерантность отрицает подобную возможность. Интолерантность участников этнонационального конфликта есть проявление этноцентризма. Понятие этноцентризма ввел в научный оборот У. Самнер в работе «Народный обычай» (1906 г.): «взгляд, согласно которому собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальное оценивается по отношению к ней».122 восприятие элементов своей культуры как «естественных» и «правильных», а элементов других культур как «неестественных» и «неправильных»; рассмотрение обычаев, институтов и ценностей своей группы в качестве универсальных и неоспоримо правильных; представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и враждовать с членами других групп.124 Стереотипы этноцентризма сочетают полярные представления – позитивный образ внутренней группы и негативный образ внешней группы. Они могут усваиваться в процессе социализации и ситуативно актуализировать-ся.125 Этноцентризм поддерживается мифами и идеологией национализма, содержащей мифы.126 З. Фрейдид отмечал парадокс этноцентризма в Западной Европе начала XX в., названный «нарциссизмом минимальных различий». Чем больше сближается образ жизни этногрупп, тем интенсивнее может быть между ними конфликт: «Родственные, близкие между собой народные ветви отталкиваются друг от друга - южный немец не выносит северянина, англичанин клевещет на шотландца... В неприкрыто проявляющихся отталкиваниях и антипатиях к близким мы узнаем выражение себялюбия, нарциссизма...»127 Фрейд не дал объяснения, почему в одних случая «нарциссизм» пассивен, а в другой период агрессивен. В греческом миф. Нарцисс - это архетип пассивного самопоглощения. Он абсолютно влюблен в себя и не замечает мир. Фрейд помогает зтносимволистам определить связь между этноцентризмом и затяжным конфликтом. «Наблюдаемая характеристика участников конфликта в период сосуществования, пишет М. Игнатьев, - нежелание культурных взаимообменов с теми, кого они предрасположены презирать. Этноцентристски настроенные люди используют этнические различия только для подтверждения своего полагаемого превосходства. Для этноцентризма оказывается нетерпимым факт равноценности образов жизни народов».128 Этноцентризм участников затяжного конфликта отличается от этнофилии (гр. ргп'1ла - любовь, дружба), которая в обыденном словоупотреблении именуется «любовью к своему народу», «гордостью за свой народ» и «патриотизмом». Этнофилия не препятствует гражданской идентичности индивида. 06 этом свидетельствует распространение в мультиэтничном обществе гнездовых этнонимов, обозначающих этническое и гражданское присоединение людей.129 Если этнофилия тождественна чувству равноценности образов жизни народов, то этноцентризм - «это нетолерантная форма этнической идентичности. Этноцентристская любовь ущемлена фактом присутствия на этнической родине других народов».130 Реакцией на эту ситуацию является страх за судьбу своего этноса (эндофобия) и агрессивность в отношении чужих народов (экзофобия или ксенофобия). В своей доктринальной форме этноцентризм устремлен к совпадению этнических и территориальных границ. Осуществление этого принципа приводит к затяжному конфликту. Сторонники этносимволической методологии различают два уровня этноцентризма участников конфликта - оппозиционный и агрессивный. Л.М. Дробижева называет оппозиционный этноцентризм «этнодоминирующей идентичностью».131 Вербально оппозиционный этноцентризм следует лозунгу «Кто не с нами - тот против нас. Оппозиционный этноцентризм соответствует периоду затяжного конфликта, который именуется сосуществованием сторон. В отличие от оппозиционного этноцентризма, агрессивный этноцентризм (или «этнический фанатизм») демонстрирует готовность этнической организации применить вооруженную силу, включая достижения своих целей132. Агрессивный этноцентризм свидетельствует о переходе конфликта в насильственную стадию. Системный подход учитывает общественную трансформацию как среду этнонационального конфликта. Большинство представителей инструментализма и конструктивизма соглашается в том, что затяжные конфликты преимущественно возникают в обществах, решающих адаптационные проблемы модернизации. Конфликты могут переходить в постсовременное или информационное общество, если не найдены эффективные и легитимные средства контроля этнического насилия. Быстрая малоуправляемая общественная трансформация вызывает структурную ситуацию социального напряжения: обострение конкуренции за жизненные средства, неравномерное распределение тягот повседневной жизни людей, институциональная недостаточность и ослаблении контроля правопорядка. Возрастает беспокойство этнических меньшинств за свое выживание, титульных народов - за свое преобладание. Обостряется конкуренция злит за власть и культурное влияние. Превращение социального напряжения в конфликтную ситуацию осуществляет этническая организация, руководствующаяся национализмом. Принцип общественной трансформации предусматривает исторический анализ условий появления этнонационализма, движений и идеологий, инициирующих конфликты, а также изменений в характере социаль-ного контроля общества. Комплексный анализ причин этнонационального конфликта обусловлен деструктивными последствиями конфронтации для жизни и прав местного населения, безопасности граждан государства и международного сообщества. Представители примордиализма обращают внимание на мотивационные причины конфликта, а сторонники инструментализм и конструктивизма - на мезо- и макроуровневые факторы этническое насилия. Комплексный подход означает многофакторный анализ, учитывающий различное место и роль релевантных факторов в причинном процессе. Макроуровневые структурные факторы определяют среду протекания конфликта и играют роль его предпосылок. Они предшествуют конфликтному процессу или поддерживают его. К микроуровневым причинам относится первичная конфликтная мотивация, например страх за выживание этногруппы, что формирует предрасположенность местного населения к конфронтации. Мезоуровневый фактор - конфронтация этноорганизации с правительством – сообщая динамику конфликту. Совокупность конфликтогенных факторов образует потенциал этнического насилия. При неадекватном социальном кот роле он будет реализован. В анализе социального контроля этнического насилия требуется сочетание эндогенного и экзогенного подходов. При эндогенном подходе изучаются стратегии контроля, применяемые правительствами внутри своих стран. Если правительство утрачивает контролирующую способность, то международное сообщество вмешивается во внутренние дела государства и осуществляет миротворческий контроль. Его изучение предполагает экзогенный подход, позволяющий понять принципы, исторические условия и критерии миротворчества в глобализированном мире.
|