КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гегемонистский конфликт и вигилантизмГегемонистский конфликт является межэтнической насильственной борьбой, которая инициирована амбициями первенствующего положения одной из этногрупп в обществе. О гегемонистских амбициях организован-ной этногруппы и ее лидеров свидетельствует активность, направленная на преобладание в обществе своего языка (должен быть официальным), своей религии (должна быть всеобщей) и своих институтов (главенство этнической партии в государстве). По мнению Л.М. Дробижевой, гегемонистский конфликт возникает по поводу стремления части общества утвердить в нем этническое доминирование.40 Гегемонистские амбиции - затемненный зеркальный образ страха потери статуса этногруппой. Она стремится гарантировать свой статус за счет субординантов другой этнической принадлежности. В истории этнонационализма крайним проявлением этнического гегемонизма был фашизм - форма открытой террористической диктатуры, опирающаяся на идеи и силы расизма и мирового господства. Казалось бы, этническому гегемонизму пришел конец после краха фашизма во второй мировой войне. Однако этого не случилось. Он возродился в виде коммунального гегемонизма, стремления националистических организаций к местному политическому и духовному преобладанию. В сегодняшнем мире этногегемонистские амбиции являются главным источником затяжных конфликтов во многих странах, в том числе и в России. Среди мотивационных причин гегемонистского конфликта на первом месте находится гегемонистская мораль, которая порождает повышенное беспокойство у субординированных групп. По мнению Р. Брубакера и Д. Лейтина, эта мораль содержит принцип этнополитического превосходства. Он означает, что полагаемое этническое превосходство принимается за основание политического доминирования. По наблюдениям исследователей, в конфликтах в Руанде и Турции местные гегемонисты, соответственно, хуту и турецких общин заявляли о своем этническом превосходстве над группами тутси и курдов.41 К.С. Гаджиев отмечает гегемонистскую мораль грузинских националистов, возглавляемых 3. Гамсахурдиа, в грузино-абхазском и грузино-осетинском конфликтах.42 По данным В.А. Тишкова, гегемонистская мораль была распространена в 1990-х гг. среди чеченских сепаратистов и экстремистов.43 Коммунальные гегемонисты стремятся к признанию себя высшей социальной группой общества и игнорируют запросы иноэтнических групп. Националистически оправдываемые гегемонистские амбиции получают мотивационное закрепление в трех видах конфликтных установок. К первой установке относится патернализм, вера в исключительное право на правление. Даже если гегемонистская этноорганизация не планирует этнических чисток и принудительной ассимиляции, она требует, чтобы в обществе принятие политических решений находилось в ее компетенции. Этнический патернализм вызывает негодование субординированных групп и ведет к конфликту. Второй установкой является присвоение права на политику ассимиляции и навязывания образа жизни иноэтническому окружению. Центральной частью ассимиляционных усилий будут моноязычие, единообразие национальных символов и восприятия истории. Третья гегемонистская установка - присвоение права на социальное исключение других этногрупп в форме политики резервации, апартеида и этнических чисток. Гегемонисты не чувствуют угрызений совести, инициируя погромы и резню. Д. Бойман отмечает, что «политика социального исключения отражает презрение к внешнему окружению, а не страх перед ним».44 Независимо от источников этнического гегемонизма - будь то вера в исключительное право на правление, цивилизационную миссию или «неполноценность» народов - гегемонная группа стремится субординировать иноэтническое окружение. Эта цель появляется в акциях против конкурентных групп. Она отличает гегемонистский конфликт от конфронтации, вызванной дилеммой безопасности или статусной заинтересованностью. Даже если имеются гарантии безопасности гегемонной группы и ее члены исповедуют свою религию и говорят на родном языке, гегемонная группа инициирует конфликт, если в обществе не признается ее превосходство. Чаще гегемонистские заявления исходят от численно превосходящей группы общества, воспринимающей себя более социально развитой. Меньшинства относительно реже заявляют о своем превосходстве. Например, большая часть истории еврейского народа - это история диаспоры. Еврейские общины, начиная с Вавилонского изгнания, признавали свой статус меньшинства, несмотря на внутреннее восприятие своего этнорелигиозного превосходства. Гегемонистский конфликт более вероятен, когда доминировавшая группа смещается бывшими субординантами, что, например, произошло в арабо-израильском конфликте. У этнического меньшинства, находящегося в отношениях с группой, исповедующей гегемонизм, имеется несколько дилемм. Во-первых, стандартная дилемма безопасности. Меньшинство может признать свой суб- Во-вторых, существует нестандартная дилемма безопасности, если контроль правительственной политики осуществляет гегемонистское большинство. В этих условиях группы меньшинств не могут рассчитывать на помощь правительства в сдерживании внешнего насилия и должны защищать себя, рискуя поражением и резней. В отличие от стандартной дилеммы безопасности, вызванной отсутствием сильной государственной власти, в данном случае угроза безопасности возникает вследствие подконтрольности правительства силам этнического гегемонизма. В этой ситуации выбор действий сводится к двум возможностям: либо мобилизоваться, нагнетая страх и гнев господствующего большинства, либо оставаться объектом депривации и ограниченного насилия. В-третьих, вследствие политики принудительной ассимиляции возникает дилемма сохранения культурной самобытности этноменьшинства оказывается между двумя неблагоприятными выборами: ассимилироваться, но утратить свою культуру, или противодействовать культурному поглощению и подвергаться насилию. Следует отметить, что страх за безопасность этнического большинства поддерживает гегемонистские амбиции, но не объясняет, почему этническое большинство, доминирующее в государственной юрисдикции, оращается к насилию. Этническое насилие, побуждаемое страхом его сторонников за будущее положение в обществе, является частью гегемонистического цикла. Институциональная дискриминация меньшинств, вызванная гегемонистскими амбициями или унифицирующим национальным строительством, порождает беспокойство ответного сопротивления. Оно усиливает страх и нетерпимость к иноэтническому окружению. Гегемонистский конфликт на уровне столкновений местных жителей и этнических иммигрантов принимает форму вигилантизма (лат. Vigilant - бдительный). Вигилентный конфликт является конфронтацией местной В социологии вигилентные конфликты преимущественно исследуются в аспекте свободной миграции. Внутренняя миграция приводит к росту концентрации этнических переселенцев в процветающем регионе, В связи с малой изученностью проблемы вигилентных конфликтов нас будет интересовать преимущественно вигилантизм в отношении вынужденных иммигрантов. Иммиграция в трансформируемое этнически биполярное государство повышает вероятность вигилантизма. Данный тезис развивает Ч. Маккоммон в исследовании причин вигилантизма в Белизе 1980-х гг.49 Белиз - небольшое государство в Центральной Америке. Как объект научного анализа Белиз типичен в том отношении, что в 1980-е гг. он занимал четвертое место в мире по относительному числу беженцев и экономических иммигрантов, приведших к этническому расколу общества. Прошлое англо-испанское колониальное соперничество в Центральной Америке и развитие экономики определили нынешнюю этническую структуру Белиза. В 1981 г., когда Белиз стал независимым государством в Моноэкономика Белиза - результат колониализма. Она была ориентирована на экспорт строевого леса и зависела от импорта зерна и рабочей силы. Для развития экономики правительство Белиза проводило политику «открытых дверей» и привлекало на сезонные работы мигрантов из соседних государств. Резкий приток иммигрантов произошел в 1982 г. с прибытием 7 тыс. сальвадорцев. Вследствие гражданской войны в Сальвадоре они были эмигрантами-беженцами. Они не желали возвращаться на этническую родину и не имели выбора возвращения домой. Для оказания помощи сальвадорским иммигрантам правительство Белиза при финансовой поддержке со стороны Комиссара ООН по делам беженцев разработало программу «Долина Осуществление программы помощи беженцам привело к непредвиденным деструктивным последствиям. Владение землей было пределом мечтаний большинства сельских сальвадорцев и главной причиной огромного наплыва в Белиз сальвадорской бедноты. В 1984 г. число новой волны сальвадорских иммигрантов составило 25 тыс. переселенцев. Поскольку путь из Сальвадора в Белиз пролегал через Гватемалу и Гондурас, поток миграции в «Долину мира» из Центральноамериканских государств продолжал драматично увеличиваться. «Правительство Белиза, - пишет Маккоммон, - стало жертвой своего проекта».52 Обострилась экономическая конкуренция за ограниченные ресурсы. Иммигранты оказались незащищенными трудовым правом и подвергались эксплуатации в маргинальных условиях. В их среде росли преступность, наркомания и заболеваемость. Присвоение сверхприбылей достигалось за счет снижения общего уровня заработной платы, что вело к обнищанию местного населения. Оно испытывало страх перед иммигрантами и стигматизировало этнических пришельцев как «насильников».53 Маккоммон отмечает, что наплыв иммигрантов из стран Центральной Америки привел к нарушению соотношения этнических групп Белиза и возродил проблему национальной идентичности государства. Для крео- Значение исследований Ч. Маккоммон состоит в том, что автор устанавливает связь между конфликтной иммиграцией и вигилантизмом в трансформируемом этнически биполярном обществе. Если внешняя иммиграция не регулируется правительством, она способна вызвать раскол и этнонационализм в обществе, ставшем на путь создания новых институтов. В этом случае вигилантизм, направленный на ограничение потока иммигрантов, становится формой борьбы с сепаратизмом. Ограниченность вышеприведенного исследования состоит в том, что игнорирование этноклассового параметра вигилантизма приводит Маккоммон к расширительному выводу о спонтанной местнической реакции в отношении этнических иммигрантов. Самопроизвольный вигилантизм местного населения против иммигрантов маловероятен, если в прошлой истории между этногруппами не было насильственных конфликтов. В этом случае отсутствуют пробуждающиеся предубеждения. Вигилантизм может быть спровоцирован правительственными авторитетами средствами внушения страха перед иммигрантами, не имеющего оснований в их поведении. Искусственно вызываемый вигилантизм отвлекает депривированные кризисом слои от просчетов государственной политики. Объектом мнимой угрозы вероятнее всего будет избран этнический анклав, который обосабливается и постоянно расширяется вследствие затяжного конфликта на этнической родине. Вигилантизм провоцируется институциональной дискриминации иммигрантов. Об этом свидетельствует, например, вигилантный конфликт ливанцев и палестинцев-иммигрантов второй половины XX в. С 1950-х гг., когда началась массовая миграция палестинцев в Ливан, маронитское правительство враждебно относилось к беженцам. Оно противодействовало поселению пришельцев, хотя Израиль объявил о запрете возвращения палестинцев на родину. Враждебность официального Ливана к иммигрантам была вызвана страхом, что палестинцы создадут угрозу христианско-маронитскому превосходству. Правительство рассматривало беженцев как потенциальных союзников ливанских националистических и панарабских организаций. Дополнительно правительство Ливана опасалось возможных разногласий с Израилем в связи с сионистско-палестинским конфликтом. Палестинским беженцам было разрешено оставаться в Ливане, но враждебность маронитского правительства получила институциональное закрепление. Большинству было отказано в интеграции в ливанское общество. Взамен палестинцы размещались в 17 специальных под надзором ливанской тайной полиции. В начале 1950-х гг. в лагеря было введено чрезвычайное положение. «Оно, - пишет К. Шариф, превращало место пребывания беженцев в гетто и квазиконцентрационный лагерь. Ограничивалось внутри- и межлагерное передвижение; заходом солнца действовал комендантский час; в каждом квартале находились осведомители. Лагерные коменданты обладали неограниченной властью. Общей практикой были унижение беженцев, поборы, тюремное заключение без суда, избиение и другие средства запугивания притеснения».55 В отличие от мусульман, палестинские христиане имели возможность стать ливанскими гражданами. Мусульманские женщины получали гражданство, если они выходили замуж за ливанских мужчин-христиан, что было редким явлением. В 1978 г. лишь 10% палестинцев имели ливанское гражданством Большинству палестинцев запрещалось трудиться за пределами лагеря. Ливанское правительство ввело запрет на обучение беженцев в государственных школах всех уровней. Палестинские семьи были слишком бедны, чтобы их дети учились в частных ливанских школах. Хотя негативная правительственная установка не получает автоматического мотивационного закрепления в сознании граждан, исследователи согласны в том, что большинство ливанцев было настроено враждебно к палестинским беженцам. Институциональная дискриминация поощряла вигилантизм. На его распространенность влияли культурные нормы и экономические условия общества. Первоначально вигилантизм в Ливане принял форму стигматизации, наклеивания ярлыков на палестинцев, которые еще не были политизированы и вовлечены во внутриливанский конфликт. «Наиболее важная норма всех арабских обществ, - пишет Р. Саиф, - это честь. Она выражена в мужской заботе о благополучии своей семьи, возрастных обязанностях, верности кровнородственным связям и щедром гостеприимстве. Для сохранения чести каждая семья должна уважать своих соседей».56 Палестинские иммигранты ориентировались на эту норму и сопротивлялись националистической социализации. В лагерях беженцев они воссоздавали коммунальный уклад семейного поселения и кровного родства, что отражало традиционные образцы связей. В восприятии большинства ливанцев, мало знавших о причинах вынужденной эмиграции, палестинцы были ответственны за свой статус беженцев, означавший нарушение культурной нормы. Вигилантизм проявлялся в уничижительных ярлыках «труса» и «бездомной собаки». Саиф приводит типичное высказывание палестинской женщины: «Когда мы покидали лагерь, местные жители тыкали в нас пальцем и обращались с насмешкой: "Где ваш хвост?"»57 Лагерная жизнь унижала достоинство палестинцев. Худшей насмешки не могло быть, чем обвинение в продажности и трусости. «Палестинцы были унижены своим статусом, специальным освещением лагеря, ограничениями передвижения и (наибольшее из всех нормами питания».58 В модернизируемом ливанском обществе норма чести пользовалась большей значимостью у традиционных слоев. Поэтому степень влияния экономических факторов (имущественное положение и конкуренция) на ливанский вигилантизм зависела от культурного контекста. Саиф отмечает, что ливанские крестьяне часто отказывались разделить скудный обед с палестинцами или отказывали беженцам в воде, если они не могли заплатить.59 Ошибочно объяснять отказ в подаянии чисто экономическими мотивами, крайней бедностью местного населения. Такое объяснение не учитывает арабского великодушия. Вигилантизм ливанских крестьян объясняется контекстом восприятия палестинцев, нарушивших норму чести и поэтому не заслуживающих великодушия. Высший класс ливанцев всех религиозных верований ориентировался не на традиционную мораль, а на прибыль. Его поведение в отношении к палестинцам не было вигилантным. Оно было эксплуататорским. Об этом пишет Г. Эдде, племянник бывшего ливанского президента Э. Эдде: «Мы отнюдь не приняли палестинцев с распростертыми объятиями. Мы не обеспечили беженцев сносными условиями жизни – нет воды, электричества, коммуникации, дорог и досугового обслуживания. Мы оставили их в пригородах, а не рядом с границей, в ответ на пожелание бизнесменов иметь дешевую рабочую силу. Ливанская буржуазия, к которой я принадлежу, стремилась использовать палестинцев в Бейруте и сельском хозяйстве».60 Вигилантизм получил распространение среди малоимущих слоев городского и сельского населения. Дешевая рабочая сила иммигрантов обостряла конкуренцию труда, понижала средний уровень заработной платы, что усиливало враждебность ливанец к палестинцам. В условиях этнонационального конфликта вигилантизму подвергаются возвращенцы - эмигранты. Об этом, например, свидетельствует анализ миграции турецких курдов, осуществленный Р. Мандел.61 Во второй половине XX в. экономический рост в ФРГ зависел от притока иностранных рабочих. Поскольку отношения между Западом и Восточной Европой были заморожены «холодной войной», свои экономические потребности ФРГ удовлетворяла главным образом за счет переселенцев с Ближнего Востока. В 1960-х гг. по договору между ФРГ и Турцией в Германию перевились 2 млн. турецких рабочих, составивших половину всех этнических иммигрантов. Экономический спад государства 1967, 1973 гг., вигилантизм местных немецких организаций и правых партий побудили правительство ФРГ к принятию закона об ограничении внешней миграции. К числу турецких переселенцев в ФРГ, большинство из которых было суннитами, принадлежала шиитская группа курдов (20 тыс. человек) – «алеви». В Турции курды, выходцы из Западной Анталии, остаются применяемым меньшинством. «В представлении суннитов, - пишет Мандел, - алеви - опасная, тайная политическая клика, отличающаяся таинственностью веры и обрядностью».62 В Турции радикальный курдский сепаратизм вызвал ответные репрессивные меры правительства. В районах курдского проживания были введены военное положение, официальная цензура и неофициальный запрет обсуждения в СМИ курдского вопроса. Проводится ассимиляционная политика. Курдские дети подвергаются телесным накозаниям, если в начальной школе они не владеют турецким языком. В официальных переписях населения курды, говорящие по-турецки, именуются «турками».63 В этнической стратификации нынешнего немецкого общества социальный статус турецкой группы оказывается более низким, нежели «христианских европейцев» - итальянцев, греков, югославов. Однако статус турецких курдов в Германии существенно изменился. В общественном мнении немцев курдские иммигранты воспринимаются «наиболее терпимой и демократичной» частью арабов. Статус алеви выше, чем у турецких суннитов. Данный факт Р. Мандел объясняет политикой мультикультурализма принимающей страны (объективная причина) и ориентацией Многие турецкие курды-иммигранты живут мечтой о будущем трудовом отпуске на этнической родине. Они ожидают признания и уважения, недостаток которых ощущается за границей. В Турции курды-возвращенцы подвергаются притеснениям, повышенному налогообложению и бытовой дискриминации. Они стигматизируются и именуются «онемеченными курдами». Относительно турецкого населения курды утрачивают свое социальное превосходство и находятся в зависимом положении. После проведенного отпуска на этнической родине и возвращения I Европу курды политизируются. Они настойчиво требуют статуса беженцев и активнее поддерживают этнический национализм.65 Вигилантизм в отношении мирных курдских возвращенцев является стереотипной реакцией турецкого большинства на партизанскую и террористическую борьбу курдских сепаратистов. В Турции курдские возвращенцы воспринимаются как угроза безопасности турецкого населения и становятся «козлом отпущения». В нынешней Европе вигилантизм практикуют доминирующие этнорелигиозные группы и консервативные партии. В Северной Ирландии община римских католиков периодически становится объектом группового вигилантизма преобладающей протестантской общины. В 1990-х гг. в ответ на насилие сепаратистской организации ИРА католическое меньшинство Белфаста подверглось нападениям со стороны протестантских групп.66 Во Франции Национальный фронт Ж. Ле Пена применяет вигилантизм против Фронта освобождения Бретани и Ассоциации корсиканских патриотов.67 В Испании акции бдительности партии Национального единства направлены против партии басков.68 Вигилентные группы борются с теми этноорганизациями, чья идеология и тактика воспринимаются как угроза административной власти. Нелегитимная вигилентная тактика приводит к обострению этнонационального конфликта. Таким образом, этнический гегемонистский конфликт является насильственной борьбой национального большинства и национального меньшинства, вызванной стремлением большинства к распространению
|