КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статусный конфликтСтрах за физическое выживание - не единственная мотивационная причина, побуждающая этногруппы участвовать в конфликте. Распространенной причиной этнического соперничества, приводящего к насилию является борьба этногрупп за статус в обществе. Статус этногруппы - это положение в обществе, определяемое правами распоряжения своими материальными, политическими и духовными ресурсами. Статус этногруппы становится причиной конфликта, когда ее активность, направленная на изменение своего общественного положения, блокируется другой этногруппой. В статусном конфликте этногруппа - инициатор конфликта - требует социального признания своего могут избрать конфликт средством изменения своего положения в обществе. Статусные требования этногруппы могут распространяться на различные сферы общества. В экономической сфере статусные требования отмечены борьбой против дискриминации, ограничений хозяйственной и профессиональной деятельности членов этногруппы. По мнению Д. Горовица, эта борьба отличается от более широкого демократического движения за равенство прав граждан независимо от их этнической принадлежности.34 Экономическая дискриминация способна вызвать статусный конфликт. Он более вероятен, если по времени совпадает с демократическим движением. В культурной сфере, по мнению А.Н. Куропятник, статусные требования выдвигают этнодвижения за культурную автономию.35 В демократическом обществе они вызваны миграционными процессами и свидетельствуют о конфликте интересов в сфере контроля символических ресурсов местных групп и этнических пришельцев. В политической сфере статусные притязания не ограничиваются требованиями представительства этногрупп в государственных структурах. О сепаратистских устремлениях свидетельствуют требования политического признания этногруппы в формах политической автономии или независимости. По данным У. Альтерматта,36 3. Азара и Дж. Бартона,37 эти требования чаще выдвигают организации этнонациональных меньшинств. В.А. Соловьев отмечает, что когда граница внутри федерации разделяет представителей одной этногруппы, статусные притязания дополняются политическими требованиями ирредентизма, присоединения пограничных земель, частично заселенных людьми одной национальности.38 Статусные конфликты, вызванные политическими требованиями этногруппы, относятся к основным типам этнонационального конфликта. В дальнейшем мы будем использовать термин «статусный конфликт» в Статусный конфликт отличается от защитного конфликта, в котором борьба мотивирована угрозой физическому выживанию этногруппы. Статусная заинтересованность этногруппы вызвана воспринимаемой угро-зой культурного поглощения и политической субординации этногруппы. Границы между статусным и защитным конфликтом относительны. В статусном конфликте групповой страх культурного поглощения и субординации усиливается страхом угрозы физическому выживанию группы, порождаемым актуальным насилием. Обратимся к условиям, содействующим статусному конфликту. Чтобы статус этногруппы превратился в источник этнонационального конфликта, группы должны обладать способностью сравнивать свое положение в обществе. Если этногруппы ведут замкнутый образ жизни, их значимость определяется различными стандартами, партикулярными в каждом отдельном случае. Объективное неравенство этногрупп в различных сферах общества не является достаточной причиной статусного конфликта, поскольку отсутствует внутреннее сравнение людьми своего этнического положения. Индивиды сравнивают свой этнический статус в обществе в условиях конкурентной борьбы за контроль ограниченных ресурсов. Существует множество поводов статусных сравнений, имеющих специфику для каждой страны и региона. Мы ограничимся определением общезначимых факторов, действующих на протяжении длительных исторических периодов и на различных континентах. Сравнению этнических статусов способствует миграция, модернизация, деколонизация, образование и распад общественных систем. Следовательно, распространение образования приводит к росту интеллигенции, часть которой под влиянием конкурентной борьбы за духовное влияние в обществе становится на путь национализма и участвует в этнической политизации масс. После «холодной войны» большинство насильственных статусных конфликтов наблюдалось в государствах - правопреемниках прежних федераций с коммунистическими режимами, СССР и Югославии. Конфликты были вызваны реакцией - на распад существовавших общественных систем. До «холодной войны» коллапс британской, французской, португальской и других колониальных империй вызвал этнонациональные конфликты в Африке, Азии, на Ближнем Востоке, большая часть которых продолжается до сегодняшнего дня. Многие новые правительства государств-правопреемников имели низкую легитимность. Территориальные и этнические границы новых государств не совпадали. Оба фактора определяли прямую конкуренцию этногрупп. Бывшие СССР и Югославия были асимметричными федерациями с неравным политическим статусом этногрупп и административно установленными границами, что не препятствовало развитию добрососедских отношений, кооперации и взаимопомощи. Режимы эффективно подавляли попытки национальной вражды, хотя своими действиями могли способствовать конфликтогенному потенциалу (например, сталинские депортации народов). В период демократизации, именовавшейся в СССР «перестройкой», коммунистическое руководство центра и союзных республик имело малую легитимность вследствие глубокого экономического кризиса и падения уровня жизни населения. Недостаток легитимности вызвал острую борьбу за власть лидеров и заинтересованных групп. Националистические организации имели мобилизационное преимущество по сравнению с классово-ориентированными партиями, что предопределило распад систем. В условиях низкой легитимности новых правительств элиты и заинтересованные группы вовлекают в кровопролитную войну неэлитные слои меньшинств внушением страха за свой статус в новых государствах. Следовательно, статусные конфликты являются реакцией на распад федераций с коммунистическим режимом. Низкая легитимность правительств и несоответствие территориальных и этнических границ новых Итак, этнический статусный конфликт отличается от других типов этнонационального конфликта. Это конфликт между национальным меньшинством и большинством полизтнического общества. Инициатором конфликта является национальное меньшинство. Статусный конфликт более вероятен в транзитивных условиях под влиянием событий, создающих межэтническую конкуренцию, например миграции и модернизации. Неопределенность, присущая трансформации общественных систем, усиливает тревогу этнического меньшинства возможностью культурной ассимиляции и политической субординации. Статусный конфликт протекает по поводу инструментальных и символических ценностей. К инструментальным ценностям относится желаемый политический статус этногруппы, в котором заинтересована в первую очередь элита. Символические ценности официального языка, образования, религии удовлетворяют потребность неэлитных слоев в социальном признании этнической отличительности и в престиже. Этнический статусный конфликт имеет доктринальный характер. В нем ключевую роль играет националистическая часть интеллигенции, создающая и пропагандирующая идеологию национализма. Если целью националистического движения становится сецессия, национализм поддерживает нетерпимость к мирному решению споров, что вызывает затяжной конфликт. Статусный конфликт развивается по спирали: борьба за статус этноменьшинства вызывает аналогичное движение национального большинства, опасающегося потери статуса.
|