КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О ЧАСТОМ ПРИЧАЩЕНИИКак часто можно причащаться? Такой вопрос ставит не один верующий. Надо сказать вначале, что такого вопроса не было у христиан первых веков. Для них полное участие в Евхаристии было делом ясным и понятным. Непонятным и нелогичным было, как можно участвовать в Божественной Литургии и не причащаться? Если человек принял крещение и принадлежит Христу, , то как он может не любить Его и не жаждать соединиться с Ним в Причащении? Если же некто еще не крещен, или после крещения совершил тяжкий грех и находится в этом состоянии – то он не должен присутствовать на Евхаристии, а после проповеди должен выйти. Таково было понимание первых христиан. Вера в те времена должна была быть испытанной, ибо христиане жили среди язычников, были гонимы, а во время особо жестоких преследований каждую минуту были готовы принять мученическую смерть за Христа. Поэтому причащение Святых Тайн Тела и Крови Господа было для них укреплением и знаком единства с Ним. После Миланского Эдикта в 313 году, когда христианство перестало быть гонимым и даже стало пользоваться большим уважением, крещение все чаще принимали люди, которые не имели искренней веры, делали же это по земным мотивам. Святая Церковь все более начала обращать внимание на недостаток веры у христиан и недостаток внутреннего приготовления ко Причащению, которое в таких случаях оказывается бесплодным, а часто и просто греховным, во осуждение себе. Поэтому Церковь начала ставить требования, необходимые для плодотворного принятия Пресвятых Таинств, что все более уменьшало число часто причащающихся. На это внутреннее расположение сердца перед Причастием неустанно обращали внимание все Учителя Церкви. Святая Церковь одобряет и поощряет частое причащение и одновременно особенно напоминает о благодарности за эту милость, о стремлении исполнять волю Божию, о милосердии к ближнему, о смирении сердца. Каждый, кто не имеет на совести тяжкого греха, может приступить ко Св. Причастию, если искренне сокрушается о своих повседневных грехах. Правда, что человек часто ставит себе вопрос: "Тяжкий или нет грех, в котором упрекает меня совесть? Могу ли я приступить к Святому Причастию?" Действительно, не всегда можно с математической точностью определить, тяжким или легким является тот или иной грех, которым отягощена наша совесть. Каждый христианин знает, что нельзя оскорблять Господа Бога никаким грехом – ни тяжким, ни легким, ибо грех является самым большим злом, потому что оскорбляет Бога и отдаляет нас от Него. С другой стороны знаем, что каждый человек на протяжении дня много раз согрешает маленькими грехами. Кроме Господа Иисуса Христа лишь Пресвятая Богородица никогда не совершила даже и наименьшего греха. Грех есть добровольное и сознательное нарушение заповеди Божией или церковной. Тяжкий грех – это добровольное и сознательноенарушение заповеди Божией или церковной в значительной степени. Если недостает одного из этих трех условий – грех будет легким. Его можно сравнить с многочисленными несовершенствами нашей повседневной жизни в отношении материальных вещей. Например, я не хочу разбить чашку с кофе, но она ненароком выскользнула из моих рук и разбилась. Мне очень жаль, что так случилось, но я же не хотел этого. Некий человек вовсе не спешил испачкать свое пальто, но по невнимательности прислонился к окрашенной стене и оставил на нем следы краски. Он сожалеет, но он вовсе не хотел этого. Или кто-то, идя по улице, ненароком поскользнулся и упал, хотя вовсе этого не хотел. Тяжкий грех можно сравнить со следующими происшествиями: человек добровольно и сознательно бьет чашки, стаканы, тарелки об пол. Кто-то сознательно и добровольно вытирает новой шубой краску со стены, или бросается в лужу посреди улицы. Видим большую разницу между этими примерами. Теперь эти понятия перенесем на духовные вещи, а именно, на нарушение заповедей Божиих и церковных. Некто, охваченный чувством обиды, высказал несколько горячих слов в адрес другого человека, но как только осознал, что делает – сразу же сдержал себя, и даже еще извинился. Видим, что в данном случае недоставало полного осознания поступка – поэтому грех будет легким. Совсем другое дело, когда человек после того, когда хорошо осознал, что он делает плохо, не сдержал себя, а позволил ненависти угнездиться в его сердце и сознательно и добровольно желал другому несчастья и зла – грех был бы уже тяжким. Или например, юноша, не получивший христианского воспитания, не знал об обязанности участия в святой Мессе в воскресные и праздничные дни, но слышал лишь, что верующие ходят в храм по воскресным дням и что хорошо так делать, – не будет иметь тяжкого греха, не участвуя в богослужениях, ибо ему не хватает осознания этой обязанности. Но тот, кто ясно понимает, что пропустить в воскресение и праздник святую Мессу без уважительной причины (какой может быть, например, болезнь, обязанность ухода за больным или опека над грудным ребенком)— значит нанести большой духовный ущерб себе и Церкви, но по собственной воле так поступает, грех его будет уже тяжелым. Подобным образом можно говорить о повседневном (легком) грехе тогда, когда совершивший его, не давал на то полного согласия, или хотя и согрешил сознательно и добровольно, но в малом деле, то есть совершил малое зло. Когда же человек совершил какой-нибудь поступок сам по себе греховный, но совершенно несознательно и недобровольно (например, забыв об очередности дней, ел мясные продукты в пятницу), тогда вовсе нет речи о грехе. Лучше всего поможет нам понять разницу между тяжким и повседневным грехом частая исповедь, благодаря которой наша совесть становится все более чувствительной и верной. Случается, что люди, стремящиеся к совершенству и жаждущие часто приходить на трапезу Божию, ставят перед собой препятствия, внутреннего и внешнего характера. Постараемся разобрать их. 1. Некоторые понимают Святое Причастие – как награду за совершенство. Это ошибочное и полное гордыни понимание. "Никто не благ, как только один Бог" (Мк 10, 18) – сказал Христос. Мы должны неустанно стремиться к совершенству, но каждый из нас останется несовершенным до конца своей жизни на земле, совершенны мы будем только в небе. Поэтому никто не будет достойным причастия с Сыном Божиим. Каждый раз перед причащением мы ударяем себя рукой в грудь, говоря: "Господи, я не достоин, чтобы Ты пришел ко мне ..." Иисус жаждет от нас веры, любви, благодарности и смирения, а также желания все более совершенно служить Ему, и когда находит это в нашем сердце, не пренебрегает нами, но охотно приходит и соединяется с нами. Нигде в Евангелии мы не найдем даже следа утверждения, что Причастие есть вознаграждение за совершенство. Иисус говорит: "Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие" (Ин 6, 54). Христиане идут к Причастию, чтобы получить благодать и укрепление. "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф 11, 28) – говорит наш Спаситель. 2. Иные позволяют себе вкушать Тела Господня только тогда, когда совесть их ни в чем не упрекает, только непосредственно после исповеди. С большой долей самолюбия они требуют от себя некоей ангельской чистоты, которая невозможна для человека, пока он живет на земле. Они терзаются по причине плохой мысли, без их согласия пришедшей им в голову, и которой они ни в коем случае не хотели принять. Иные терзаются тем, что не испытывают сладких чувств и не имеют прекрасных мыслей перед Причащением и после него (что также не зависит от нашей воли, ибо мы не можем искусственно возбудить в себе чувства, какие нам хотелось бы), и не позволяют себе приступить к Источнику жизни и милосердия. Такие души пусть не терзаются бесплодными мыслями, но да стараются воздать Господу горячей любовью за Его любовь, делами милосердия по отношению к другим людям в благодарность за Его бесконечное милосердие, ибо Он любит нас такими, каковы мы есть. Пусть эти души стараются удовлетворить Богу за свои маленькие провинности верным исполнением своих обязанностей, терпением, смирением и, возбудив искреннее сокрушение и намерение исправиться, с верой, любовью и благодарностью приступают ко Святому Причастию, а Иисус, приходя в их сердце, простит их мелкие прегрешения. Пусть осознание нашей духовной немощности и хрупкости подталкивает нас к частому Причащению, в котором находим укрепление. 3. Наконец, иные не причащаются часто по причине ложного стыда и страха перед людским мнением. Они переживают и страшатся, что кто-то скажет о них, что они недостойны частого Причащения, или что некто осмеет их, назвав "святошами". Это недостойно христианина. Иисус сказал: "Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов" (Лк 9, 26). Если мы имеем искреннее намерение угодить Богу и жаждем соединиться со Спасителем Иисусом в Святом Причастии, пусть нас не сдерживают эти и иные причины. Послушай слова великого духовного руководителя, св. Франциска Сальского: "Когда люди спросят тебя, почему ты так часто приступаешь к Причастию, ты ответь им: "Для того, чтобы очиститься от грехов, чтобы получить поддержку в своей слабости, чтобы найти утешение в своих горечах, чтобы научиться любить Бога". Скажи им, что часто исповедоваться и причащаться нужно двум категориям людей: совершенным, ибо им надо быть как можно ближе источника совершенства, и несовершенным, для того, чтобы они могли усовершенствоваться; сильным, для того, чтобы не ослабеть, и слабым, чтобы стать сильными; здоровым – чтобы не болеть, больным – чтобы обрести здоровье. Скажи, что ты душа несовершенная, слабая и больная, а здесь – источник совершенства, здоровья и силы. Скажи, что часто причащаться должны люди, мало занятые делами, потому что они имеют возможность для этого и те, кто очень заняты разными делами, потому что они имеют в этом необходимость. Тот, кто много и тяжело работает, должен получать больше пищи. Скажи, что ты принимаешь Св. Причастие для того, чтобы научиться это делать. Человек плохо умеет делать то, что делает редко. Зайцы становятся белыми зимой, когда они окружены со всех сторон белым покрывалом снега; и ты чем ближе будешь к Тому, Кто заключает в Себе чистоту, красоту и добро, тем прекрасней, добрее и чище будешь становиться" (Святой Франциск Сальский "Руководство к благочестивой жизни или «Филотея»").
|