КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О познании умном, душевном
Ум и душа Жажда Истины. «Почто покинул Меня, Владыка?» О мудрости человеческой и о Мудрости Божественной Тайноведение. Сила Духа Ключи от Царствия Божьего Доктрина о душе как ключ к Библии
Анна. Я не понимаю, как можно не слушать умом…
Христианин. Надо уметь сочетать ум и душу в одно, чтобы ум был подвластен душе. Познание умом и душой прямо противоположны друг другу. Ум, чтобы что-то понять, разлагает на части, анализирует и пытается сложить из частей мозаику. Логика слагает последовательные цепочки. Так для ума существуют явления, имеющие протяженность во времени. Когда же душа познает, то она познает единым вздохом. Она вдруг понимает всё сразу: «Ах, вот оно как!!!» И она понимает сразу много – до горизонта; как с высоты птичьего полета, видит всё пространство и явление, и не нужно ей анализировать. Вот так же, как ты до того поняла правду. Правду не поймешь умом - уму нужно доказывать. Ум нуждается в логических построениях. Когда ты поняла правду и у тебя появилось чувство правды, это было так, как будто правда витает в помещении между нами. Умом её не понять, и только душа её чувствует. Когда ты умеешь понимать как бы всё сразу и уже от общего, от целого идешь к частностям, рассматривая их как части этого общего целого, это познание душой. Ум лишь стоит рядышком и может в чем-то сомневаться, подбрасывать несуразные идеи, но он уже не сможет вмешиваться в процесс, потому что он плоский, а душа имеет глубину. И когда ты вот из этого парения – как будто ты свободный орел, взирающий с небес на маленькую землю, – возвращаешься опять в состояние ума, то возникает такое чувство, что тебя зажали в тиски. Ты будто стоишь взаперти: слева – стена, справа – стена. И где теперь состояние парения? Где душа?! Да, вот такие всполохи опыта тоже будут. И так будет нужно для того, чтобы ты научилась ценить душу: Бог будет сжимать твою душу, как бы отводить ее от тебя, и ты будешь жить умом какое-то время – несколько минут или несколько дней – и это только для того, чтобы ты поняла: нет, умом я точно не хочу. Ведь всё познается в сравнении. Задача Бога – развить жажду в душе, жажду Истины, потому что важна не сама Истина в человеке, а жажда Истины. Ведь только тогда, когда жажда есть, человек будет всё больше и больше стремиться к её утолению. А если жажды нет, то он остановится и дальше развиваться не будет. Чтобы жажда Истины была, Истину у тебя будут периодически забирать. Об этом говорил Христос: «Почто покинул меня Владыка!»
Анна. Да...
Христианин. Когда Христос был уже распят на кресте, он вдруг перестал чувствовать Бога. Он вдруг понял, что Бога нет для него, что Бог ушел из него. И это усилило его страдания во много раз. И жажда возвращения к Богу усилилась в нем во много раз. И жажда возвращения была так сильна, что в следующий момент Христос испустил дух и воспарил к Небесам, к Отцу… Я напоминаю об этом, чтобы ты поняла, как правильно относиться к таким потерям души, когда она ушла. Помни просто, что она отошла, чтобы посмотреть, как тебе будет без нее: захочешь ты её или нет, будешь ты без неё страдать или нет, будешь ты к ней рваться, как рвался распятый Христос? И если ты в такие моменты поймешь, что с уходом души ты потеряла всё – вот мир был цветным, а вот вдруг он стал черно-белым, как раньше, до знакомства с душой – и ты захочешь, чтобы он снова стал цветным, причём, не головой захочешь, а всей своей сущностью будешь к этому стремиться, потому что по-другому ты уже не можешь, тогда душа придёт снова: ничего, ничего, я вернулась, не переживай, не надо. И ты воскликнешь: слава Богу! Как хорошо, что ты, душа, вернулась!!! Так идет твой рост: душа отходит, и ты хочешь, чтобы она вернулась опять. И те горизонты, которые тебе даются, как награда за то, что ты их желала, потому что человек должен дерзать. Человек должен говорить: «Господи, дай мне познать весь мир, хочу я! Господи, дай мне познать Дома Твои, ибо знаю: Ты есть всё!» Эти простые слова молитвы показывают дерзновенность человека восходящего. Богопознание – это не статичный процесс, когда ты что-то однажды понял, и всё у тебя в порядке… Нет, это постоянный, непрестанный процесс расширения горизонтов. Бог грандиозен, а ты мал. И, для того чтобы понять Его, тебе нужно постепенно увеличиваться самому, становиться больше, развиваться и тем самым становиться подобным Богу. Это всё простые законы, они были известны с древности. Существовали христианские школы, и Гнозис был в основе их: школы отца Оригена, Аммония Сакса, Апполония Тианского. Это были люди, которые знали Учение Христа о Гнозисе и своих учеников учили так же: они расширяли их горизонты… Этот метод был всегда известен. Другое дело, что потом появились фанатики, которые отвергали Гнозис, и тогда стал развиваться фанатизм. И их собственные фанатичные представления легли в основу их религии, но Гнозис ушел из той религии, они не принимали Его, как Христос и предсказывал: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ев.Иоанн, 5:43). Так и случилось: постепенно религиозный фанатизм стал воинствующим, «пришедшие во имя себя самих» фанатики всех, кто был с ними не согласен, насильственно убирали со своего пути; их приватное мнение о том, Кто был Христос и в чем было Его Учение, вытеснило, к сожалению, истинный Гнозис из сознаний христианских общин. Я считаю (и это не только мое мнение), что фанатизм – от сатаны, т.е. это разрушительное явление. С этим нельзя мириться, нужно очень много знать и понимать, глубоко понимать, тогда ты сможешь многое видеть – как бы с высоты птичьего полета, не суживая это человеческой глупостью. И когда из тебя уйдет человеческая глупость, то появится божественная Мудрость. Они антагонистичны – земная мудрость и Небесная, они никогда не смешиваются – как масло и вода. Если ты заполнен человеческой глупостью, то божественная Мудрость в тебя не войдет. Но как только ты говоришь: нет, я свою человеческую глупость отодвигаю, ты освобождаешь место для божественной Мудрости. И это делается посредством Гнозиса, посредством правильного понимания Его, Христа, Доктрин. Почему я так часто возвращаюсь к тому, что доктрины Христа надо изучать, что нужно над ними размышлять, глубоко в них погружаться и нужно учиться видеть их душой, видеть их правильно? Потому что, по мере правильного понимания доктрин, растет твоя душа. По мере роста души, растет твоё правильное понимание. По мере правильного понимания, душа будет ещё больше. Пойми, правильное понимание приводит к росту души, а рост души приводит к правильному пониманию, и так по кругу… Потому китайцы и говорили, что символ Вселенной – это змей, укусивший себя за хвост. И всю Вселенную можно понять, постепенно расширяя своё сознание… Таким образом, Богопознание – это непрестанный процесс познавания и расширения, познавания и расширения… Другими словами, чтобы понять Бога, нужно приблизиться к подобному, как у Бога, состоянию. Это не значит, что ты при этом станешь Богом, но это значит, что в какие-то моменты озарений твоя душа будет видеть Вселенную такой, какая она есть. Потому сказано, что надо познавать душой, потому что у души другие глаза и другие уши. Её глазу доступны Бездна, Вечность, Бесконечность. Её уху доступен вихрь космических потоков. Душа может познавать не так, как человек. Потому человек должен учиться прилепляться к душе, слушать её, быть подчиненным ей: как бы отойти на второй план и дать место душе, чтобы она говорила в человеке, чтобы она познавала. Библия и другие Священные Писания – священные тексты – даются для того, чтобы над ними размышлять, углублять свое понимание, причем то понимание доктрин, что ты имеешь сейчас, будет совсем не таким через год или через десять лет – ты будешь более глубоко их понимать. И со временем ты придешь к тому, что глубина, которая будет в тебе рождаться, станет такой, что и словами-то её не выразишь. Потому Христос, обладая грандиозной, потрясающей глубиной, говорил самыми простыми словами: потому что великую, грандиозную Правду, равную по размеру Вселенной, не вместить ни в какие слова. Поэтому только малым количеством слов её можно объяснить. Если душа слушающего готова, то от души к душе – да проистечет. И много слов для этого не нужно. Именно поэтому, хотя Христос всегда говорил мало слов, люди наполнялись его знаниями. Вот этому мы и учимся – хотя бы чуть-чуть, но уметь так же. Вчера ты почувствовала правду, я тебе её не объяснял, но ты вдруг сама поняла: да, это правда. Почему? Потому что это знание проистекло из моей души в твою душу. И это ощущение правды было уже ощущением души – душа познавала. Твоя душа ещё молодая, она ещё учится. Но душа учится, растет, развивается и становится мудрой гораздо быстрее, чем человек. Если правильно проходить ступени познавания, т.е. правильно понимать доктрины и пропорции, то душа нарастает очень быстро. Достаточно нескольких месяцев, чтобы душа стала мудрой и чтобы эта мудрость стала излучать. Потому Христос и говорил: «Будьте мудры, как змеи». Так вот, эта Мудрость приходит из души, когда душа правильно поняла доктрины Гнозиса. Мудрость позволяет ей понимать эти и другие доктрины ещё глубже и постепенно приступить уже к божественному познанию – понимать не сами доктрины, а ту Истину, которая стоит за ними, которую ты чувствуешь как присутствие чего-то более глубокого, как чувствуешь лучи Солнца, но до самого Солнца добраться не можешь. Так и Истина: ты чувствуешь, что это правда, она есть в доктринах, но до самой правды ещё не можешь дотронуться. Так вот, когда Мудрость приходит, ты можешь касаться самой правды. И потому древние отцы говорили, что Богопознание сначала имеет фазу человеческую, а потом не человеческую. И не человеческое – это познание Тайны, потому что «Тайною мир держится». Истина как Тайна, выраженная в Мысли, и есть Бог, и Он есть основа всего, а познание Бога не может вместиться ни в какое человеческое знание, даже в знание души, потому что Он безмерно больше. Высшее знание вообще не выразимо словами, это погружение в Тайну. Бог есть Тайна, и поклоняющийся Ему поклоняется в Тайне, потому что понимание Бога не может быть вмещено ни в какие образы, но, тем не менее, Его можно познавать. Для этого душа и растет, чтобы, изучив мудрость людскую, коснуться Мудрости божественной, которая в Тайне. Для способных изучать Тайны существует наука, называемая «Тайноведение». Вот, я тебе вкратце рассказал, почему Христос говорил со своими Апостолами Тайнами: «Со всеми говорю притчами, с вами же говорю Тайнами» (Лук.8:10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.) К тому моменту, когда он стал ученикам преподавать Тайны, он настолько взрастил их души, что они могли уже Тайны понимать. Поэтому познание Христа, познание Бога – это всегда душой, это всегда поиски Мудрости и нахождение Ее, а в конечном итоге – и постижение Тайны. И тогда такой процесс будет способствовать спасению души своей и других. У того человека, который сам к Тайне прикоснулся, душа становится настолько сильной, настолько мудрой, что даже при обычном общении с другими людьми он воспламеняет их души. И те души, независимо от их умов, начинают тянуться к душе, воспламенившей их, потому что такая душа сильна духом, начинают чем-то интересоваться, спрашивать, они чувствуют, что что-то здесь не так, как обычно… И если мудро и правильно их направить, то постепенно их умы начинают убеждаться, что души их чувствуют правильно. И они начинают прислушиваться к душам, и их души тоже приходят к спасению. Святой Серафим говорил: «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся». И, думая о спасении окружающих людей, приступи в первую очередь, к собственному спасению, то есть сам взрасти свою душу и сделай её сильной. И тогда она будет касаться душ окружающих людей и спасать их. Для этого не нужно миссионерство: ходить и всем рассказывать. В обычной жизни люди, даже просто общаясь с тобой, чувствуют: в тебе есть какой-то поток, что-то важное, что-то сильное, что-то необычное. Тайна – не от мира сего. Мир Бога антагонистичен миру людей, потому и Тайна антагонистична человеческой глупости. И они будут чувствовать, что есть в тебе какая-то необычность, отличная от глупости. Ну и хорошо! Это приведёт к спасению, если люди начнут это понимать. Так вот, то, что я сейчас рассказываю, — это Учение Христа, так Он учил других людей; так он объяснял мироустройство, рассказывал о Богопознании, о своем влиянии на людей. Он говорил о священном огне, который передается, о священной Тайне, о том, что душа должна быть сильной, о том, что другие души нужно спасать. И если этот сокровенный элемент познания душой изъять – как изъяли его в средние века – то получается, что всё поверхностно: всё познание будет происходить только умом, без глубины, присущей Богу, которого умом не понять, потому что не понять умом Глубину Беспредельности. И получается, что от Учения Христа осталась лишь оболочка, из которого вырвали страницы, а обложку оставили. И если взять и снова влить туда знания души, Тайноведение - знание о росте души, прикосновение от души к душе, понимание священного огня, который перетекает из души в душу и позволяет понимать Истину, то сразу же это Учение наполняется смыслом, и мы начинаем понимать, как к нему прикасаться, как его постигать. Таким образом, изъяли познание душой – и всё умерло; опять вдохнули душу – и всё ожило. Как к замку подходит ключ, который его откроет, так же и к пониманию Библии нужны ключи. И один из таких ключей для понимания Учения – это доктрина о познании душой. Таких ключей несколько, и, по мере развития твоей мудрости, по мере развития твоей способности к познанию, ты будешь получать всё новые и новые ключи и будешь познавать Библию совсем с другой стороны. Ты будешь думать: что тут еще можно понять, ведь всё уже поняла?! Но я тебе буду что-то объяснять, и ты будешь удивляться: как же я раньше этого не видела? Так будет, потому что я дам тебе ключи, когда ты будешь способна их взять. Вот и в Раю есть Св. Петр – «ключарь», или тот, кто носит ключи, кто передает их другим, когда они готовы.
Анна. Да…
Христианин. Ключи эти священны. Очень важно понимать: это не вымышленные ключи от какого-то непонятного рая, а это конкретные ключи от конкретной Библии – ключи к Учению Христа. Один ключ ты уже получила, и это осветило твою душу пониманием правды, пониманием Истины. Таких ключей много. Их нужно понимать, искать, находить, надо биться, сражаться за них. Я буду давать сложные задачи познания, буду вопрошать: подумай, как ты это понимаешь? Ты будешь говорить: я понимаю так… А я тебя буду останавливать: нет, подумай ещё… Ты будешь дальше думу думать: что здесь ещё можно понять? Я буду терпелив: подумай ещё… Ты будешь биться, биться, и в тебе будут возникать какие-то всполохи: что-то ты будешь понимать, что-то не будешь. А потом, когда ты что-то уже найдешь, хоть чуть-чуть, тогда я раскрашу твою картину красками, и ты вдруг поймешь, что перед тобой целый мир, которого ты раньше не знала. Но обязательно нужно, чтобы ты боролась, чтобы ты искала, потому что, если человеку просто так дать ключ, тогда то, что просто так пришло, просто так и уйдет: а ведь ключи те священны. Поэтому нужно сражаться, нужно самому искать и получать итоги своих собственных опытов, собственных нахождений или неудач: для процесса познания не имеет значения – нашел ты или не нашел. Главное, что ты пытался понять. Поэтому твои неудачи, равно как и удачи, служат цели. Ты создаешь напряжение, ты страдаешь без Истины. Значит, Истина в тебя вольется, рано или поздно. О том же сказал и еще один Святой, когда ему отказали в высшем посвящении. Он сказал так: «Зерна ладана, брошенные в жертвенный огонь, рано или поздно сгорят. Разница во времени – ничто». Такая мудрость, такое понимание глобальности происходящего (разница во времени ничто) дает ещё больше мудрости. Чего и тебе желаю.
• • •
|