Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


О смерти души. О духе и душе, об их связи




 

Что такое смерть и что такое бессмертие?

Душа и Дух

Дух есть неуничтожимая Идея

Душа может обрести бессмертие, а может не обрести

Души Святых пропитаны Богом

Голос Духа

Христос – явление бессмертной Души

Как душа прозревает в мир Духа

Постижение и молитва в Духе и Истине

Христианин. Начинай.

 

Анна. Иисус сказал: «Истинно, каждый, кто следует за мной, смерти не увидит». (Ин. 8:51)
Что тогда означает смерть? Душа ведь бессмертна? Зачем вообще говорить о смерти? Почему они смерти не увидят? Ведь если речь идет о душе, то душа умереть не может? И это не физическая смерть?

 

Христианин. А ты что думаешь?

 

Анна. Если вечная жизнь без смерти – это жизнь в Истине, то отсутствие этой Истины – это могло бы быть смертью.

 

Христианин. Заметь, Христос не говорит о теле. Говоря: тот, кто следует за Мной, не умрет - Он не говорит о физическом теле. Физическое тело не есть Он. Потому, что с телом будет, не имеет большого значения.
Он говорит только о посмертном существовании: что ТАМ может быть смерть души, а может ее и не быть.
Значит, те, кто следует за Ним, смерти не узнают – будут жить вечно. Но что значит следовать за Ним?
Вот два человека: один – следует, другой – нет.

 

Анна. Мы уже вчера говорили, что следовать за Иисусом – это слышать Его голос и следовать за Ним. Слышать Его голос – это слышать Истину в Его словах, распознавать ее. И следовать Ему – это значит жить в этой Истине через свои дела, т.е. это становится сутью всего.

 

Христианин. Дальше, в 54 и 55 стихах, Он говорит: «Меня прославляет Отец мой, о котором вы говорите, что Он – Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его».
В другом месте самаритянке Он сказал: иудеи поклоняются Богу, которого не знают, мы же поклоняемся Богу, которого знаем.
В третьем месте сказал, что нельзя служить двум господам: Богу и мамоне. Те, кто Бога не знает, поклоняются мамоне, те, кто Бога узнаёт, поклоняются Богу. И не имеет значения, как они это называют. Потому качественно переломным моментом можно назвать нахождение Бога.
Те души, кто Бога нашел, поклоняется Ему в Духе и Истине, обретут бессмертие и смерти не узнают. Те же, кто Его не нашёл, не узнают бессмертия, будут поклоняться мамоне, и в посмертном существовании на Суде скажут им, что бессмертие – не для них.

 

Индра. Анна как раз об этом спрашивала: разве может быть для души, которая бессмертна, возможность смерти? Ведь говорится, что душа бессмертна? А все-таки идет речь о какой-то смерти души?

 

Христианин. На греческом языке есть два понятия о душе человека: одна называется «Психея», другая называется «Ноус». Душа имеет две части: «психея» - это то, что называлось «душа», «Ноус» - это то, что называлось «дух».
Богословы очень долго спорили между собой: что есть душа, что есть дух, что из них бессмертно, а что смертно, где они помещаются и что Бога познает?
Это очень важный вопрос, и можно прямо сказать, что все две тысячи лет люди об этом спорили.
Первые христиане знали четко: первым христианам говорили Апостолы. Они же учились у Христа, учились Тайнам, и Тайны эти были Гнозисом. Позже, когда Гнозис был утерян (по многим причинам), знание разницы между душой, духом, познание душой, познание духом, бессмертие души, бессмертие духа ушло.
Потому в Божественной части человека есть две составляющие, как ядро и оболочка. Больше того, разные богословы помещали душу и дух в разные части тела. Кто-то говорил, что это находится в сердце, кто-то – в селезенке, кто-то – в темени. Кто-то говорил, что раз «глаза – зеркало души», значит, душа – в глазах, она живет в зрачках.
Было много разных представлений, и все они были неправильны.
Один и тот же Гнозис: что в христианстве, что и в других древних учениях (кстати, более древних, чем христианство). И тот Гнозис говорит, что никогда душа человека не находилась в его теле. Она всегда находилась в непроявленном состоянии над его головой. И в слове «непроявленный» заключается сущность существования души.
Человек своими нравственными поступками и своей чистотой выявлял из непроявленного, привлекал это к себе и, осеняя верхнюю часть головы, тем самым начинал познание души и познание душой, потому что только душой можно много узреть. Те же, кто достиг непрестанного с душой соприкосновения, непрестанно осеняемы. Иконописцы рисовали венец у них над головой, обозначающий то место, где душа есть.
Так вот, сразу возникает вопрос: что живет в непроявленном? Что отражается в глазах? Что является бессмертным: душа или дух?
Я тебе расскажу.
Сейчас, когда я все это рассказал, это подобно тому, как вывалить груду камней и сказать: когда-то эти камни приобретут очертания башни. Разгляди.
И добрая Анна смотрит на эту груду камней и понимает: да, наверное, когда-то они станут башней. Но пока не видно.
Как для башни есть чертеж, так для понимания этой доктрины есть ключ.
Он в следующем. Представь себе, что из семени рождается дерево. Вопрос: семя погибает, когда дерево вырастает? Нет. Семя есть идея о дереве. И хотя бы внешняя форма семени изменяется и нам кажется, что оно перестало существовать, но оно лишь развилось и приобрело новую форму.
Вопрос: дерево есть семя? Или дерево и семя – разные вещи?

 

Анна. Они разные.

 

Христианин. Это одно. Потому что семя есть идея о дереве. И все же они разные, потому что идея о дереве не есть само дерево. Дерево мы можем пощупать, идею пощупать нельзя.
Вопрос: когда умирает дерево, умирает ли семя, из которого это дерево выросло?

 

Анна. Идея не умирает.

 

Христианин. Да. Идеи бессмертны. И идея дерева воплощается в других семенах, которые это дерево дает. Идеи бессмертны.
То же самое – дух и душа. Ноус, дух - бессмертен. Он есть идея о Богопознании. Само слово «Ноус» означает разум, который способен познавать. Это из области идей.
«Психея», или у евреев «Нефеш», душа, есть воздух, или материя, материальное воплощение идеи познания.
И как бывают деревья удачные и неудачные, бывает, что вырастают или не вырастают, бывает, что вырастают и не дают плодов, а бывает, что дают, так и «Психея», душа: из совершенной идеи познания себя и познания Бога рождается материальное воплощение ее.
Нельзя сказать, что души не было до рождения.
Души приходят сюда разными. Мы видим, что уже дети имеют разные способности, наклонности и стремления. И даже в одной семье множество детей – и нет похожих.
Потому «Ноус» - у каждого свой. Он несет в себе идею о будущей душе, и нет двух духов похожих, также и нет двух душ одинаковых.
И все же дух есть нечто совершенно неуничтожимое, но и не проявленное.
Так же, как нельзя пощупать идею, но судить о ней лишь о ее воплощении в мире материи, нельзя понять, что такое дух, нельзя ощутить его, практически нельзя с ним общаться. Он есть идея. Но он находит свое воплощение в душе, которая развивается под его присмотром, в его присутствии и которая является следствием его, так же, как дерево является следствием семени.
Дух является бессмертным, душа – нет. Она может обрести бессмертие, а может и не обрести. Как дерево: оно может дать плоды и новые семена, а может и не дать.
А потому мы говорим, что душа, почуявшая Истину, понявшая Бога, стала настолько совершенной, что ей незачем умирать. И после жизни земной, в Царстве Бога, во время Суда, те, кто будет судить ее, будут смотреть и говорить: она слишком хороша, чтобы уничтожить ее.
Именно душа, «Психея», Бога познавшая, становится активной силой в Природе.
Именно те, кто Бога при жизни познал, не могут умереть.
И потому мы знаем, что Святые, Подвижники, Пророки продолжают приходить к людям, и помогать им, и осенять их. Они никуда не уходят. Дух их может идти выше, дальше.
К примеру, Франциск Ассизский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский давно уже в домах Божьих, они уже стали Архангелами и на Пиру восседают по правую руку от Христа. Он нес великий терновый венец, они тоже шли человеческими ногами, и на их головы тоже клали терновые венцы, которые суть человеческие непонимание и глупость. Они тоже страдали и поэтому получили право восседать с Христом. Но при этом души их совершенны: пропитанные Богом, они продолжают приходить к людям и осенять их. И молящиеся чувствуют на себе Божественное касание, видят Облики этих приходящих – даже сейчас, по прошествии сотен лет после их ухода их жизни.
Потому мы говорим: Дух не есть душа, в посмертном существовании у них разные пути: Дух возвращается к Отцу, душа – остается с людьми. Душа есть то, кто был человеком. Дух никогда человеком не будет.
Ты, Анна, если Бога познала, то к концу своей жизни пришла – и сказали тебе: да, ты слишком хороша, чтобы выдернуть эту страницу из книги жизни твоего Духа. Пусть она будет.
И ты, Анна, будешь и дальше осознавать себя Анной, будешь дальше развиваться, будешь идти в другие миры или по желанию будешь возвращаться к людям.
Ты будешь носиться по всей Вселенной, как метеор, – ты будешь Ангелом на Небе. И ты не познаешь смерти.
Дух же твой пойдет далее в другие области и будет, быть может, заронять другие семена.
Но ты – Анна – все равно будешь знать себя как ангела, который здесь, на земле, Бога познал и поэтому ТАМ получил бессмертие.

 

Анна. Тогда от одного Духа может быть несколько душ?

 

Христианин. Это тайна. Но это – Гнозис. И он ничем не отличается ни в христианстве, ни в буддизме, ни в Раджа Йоге, ни в каббале – это едино, потому что Гнозис был до всех. И, когда уже никого не будет, Гнозис все одно будет. Он есть Истина о существовании мира, о его устройстве.

 

Анна. Мы говорили о том, что все Духи разные. Во всех ли есть потенциал стать зерном?

 

Христианин. Да, Бог щедр и дает щедрой рукой и хилому растению, и тому, кому суждено стать баобабом – вообще всем. Однако бывает, что опыт прежний мал и не может развить.
Но сказано ведь: «Кто голос Духа своего услышит, тот над бездною вознесется».
Голос души может услышать каждый, но душа не есть совершенство, она есть тот, кто учится.
Голос Духа может услышать мало кто. Можно сравнить Дух с зеркалом Бога. Бог как Небо. Дух как зеркало. И в разных зеркалах единое небо по-разному отражается, и нет двух зеркал похожих. Но это все равно отражение Бога.
Души же можно сравнить с человеком, который смотрится в это зеркало.
Таким образом, Дух есть то, в чем сочетается и человеческое, и Божественное. Но так же, как изображения могут быть, но они не касаются друг друга, и Дух не касается земного.
Но и Бог неприкасаем. Это есть идея о них. Это очень непросто понять.
По этой причине было много богословских споров, которые заканчивались кострами инквизиции: люди не могли понять этих идей, так тонки они. Но только в области тончайших идей лежит способность понять Бога. Грубыми идеями Его не понять, ибо Он есть самая совершенная из всех идей: непознаваемая, совершенная, как ненаписанное число.
Какое бы число ты ни написала, это все равно будет граница. Совершенное же число не может быть написано, и все же оно есть.
Любая идея – это число. Гармоничное, красивое, не очень красивое – разное. Бог же есть ненаписанное число. И все же Он находится в области чисел, в области идей.
Поэтому, совершенствуя свои идеи, способности познания, способность понимать идеи, мы приближаемся к Богу.
Поэтому не в области слепой веры живет Бог, но в области Истины.

 

София. Душа, которая познала Дух, становится Христом?

 

Христианин. Которая слилась с Духом в Единое целое и больше неуничтожима.
Именно о ней говорил Христос: не все могут восседать на брачном пиру возле Меня.
«Христос» есть обозначение у древних греков души, которая слилась с Духом полностью. Это не есть имя, это не есть фамилия, это есть термин, обозначающий достижение такого слияния.
Поэтому Иисус был один, Христов было несколько. Но Он был самым Высоким среди них.
Само Учение Христа и есть Учение о том, как душе достичь Духа.
Нет какого-то конкретного рецепта: вот сделай это, и твоя душа сольется с Духом. Если бы все было так просто, то, наверное, множества достигали бы этого. Даже просто понять о существовании души и Духа как о раздельных и все-таки слитных – уже не просто.
Даже понять, в какой области найти свою душу, трудно.
Понять же, как душой найти Дух, еще сложнее. Таких практически нет. И все же именно здесь находится Богопознание.

 

София. Когда такая душа Бога узрела и с Богом стала одним…

 

Христианин. … опять-таки она узрела не самого Бога, но отражение Бога в Духе. И Сын отражается также в Духе. Потому и говорится: постигайте и молитесь не всяко, но в Духе. Поэтому о достижении Духа сперва надо думать. И когда Духа достигнешь, то в нем увидишь отражение всего Истинного, всего правильного, как в совершенном зеркале.
Потому давайте поговорим о том, как понять свою душу и как душой найти Дух, чтобы «над бездною вознестись».
Рассказывай, Анна. Думала, что сама пришла с вопросами, а тут тебя спрашивают.

Запомни, только то, что ты найдёшь сама, будет твоим!

 

Анна. Я нахожу свою душу так: в жажде познания, углубляя сознание, находя глубину в себе…

 

Христианин. Что есть глубина для тебя?

 

Анна. Глубина – это сфера познания, где отсутствует ум.

 

Христианин. Это как?
Представь себе, что перед тобой люди, которые никогда этого не касались. Объясни им так, чтобы они поняли: вот – ум, вот – душа, вот – моменты души во мне, а вот – их отсутствие.

 

Анна. Ум – это то, что земное, человеческое, он все хочет разъяснить…

 

Христианин. Ум есть, когда чувствуешь тиски своего «я». Когда говоришь: «Вот – я, Анна».
Когда же приходит познание души, то теряешь себя. Ты понимаешь, что за мир перед тобой распахивается, и ты понимаешь объемно, не зная своих границ.
Эти моменты могут быть краткими. Но это и есть познание душой.
Те же, кто таким познанием коснулся Истины, постепенно, от касания к касанию делают душу совершенной настолько, что она начинает всегда Истину видеть. И такое уничтожить уже нельзя.
И вот, в этой глубине, в этом отсутствии узких рамок себя самого, своего естества, в этой способности понять сразу многое единым вздохом, когда мы видим глазами души, нам надо найти, что есть Дух.

Я познаю границы своего естества.
Я думаю о Боге, и забываю о границах своего естества, и чувствую безбрежность души.
Я, глядя глазами души, понимаю, что есть Дух.

Это как? Опиши.

 

Анна. При познавании душой теряются границы, ты теряешь себя в этом. И если через это состояние посмотреть на Дух…

 

Христианин. Я расскажу.
Не зря я говорил уже, что дух есть «Ноус» - как способность высшего познавания. А потому развившие в себе способность к познаванию знают, что, когда читают священные тексты глазами души, а не ума, соприкасаются с огненным смыслом, доселе невидимым и не понимаемым, этот огненный смысл воспламеняет их душу так, что приходит к ним потрясение от осознания понятого. Дух есть Высший Разум в человеке, способность к высшему познанию.
И просыпается он, и в душу врывается лишь момент познания – высшего познания, как Огонь.
В Новом завете говорится, что Бог наш есть Огонь Всепоядающий.
Дух, Отца знающий, Огонь, Огонь познания.
Когда ты, читая священные тексты, вдруг Истины преисполняешься, когда в грандиозном потрясении вдруг понимаешь, что этого ни один человек никогда не сможет понять, тебе даже трудно объяснить, что это вообще такое, это и есть касание Духа.
Те, кто в познании своем научился касаться Истины, слышат голос Духа в каждый момент такого касания. Впоследствии же, когда много потрясений и много Духа касаний уже имели, могут, молитвенно склонившись, к Духу приникнуть и даже без размышления о каких-то Истинах почувствовать ту же Святость в себе самих, как если бы это было следствием познания.
Много знающие, много потрясенные приникают к Духу, потому что развили в себе к нему сродство.
И потому молитва их уже в Духе и Истине, потому что к Духу и Истине многократно приникали доселе. Тот способ, которым к Духу прикасаемся, есть познание Истины – это Гнозис. А потому существует единственный способ Богопознания - Высшее Знание, это знание Тайн.
Тайна – не потому что кто-то скрывает, а потому что обычной серости человеческого ума она не открывается.
Если два человека, в Истину глядя, не могут прийти к единому мнению, то тот, кто Истину видит, не сможет ее объяснить другому так, чтобы он понял.
Истина не есть слова, и не есть значение, и даже не есть смыслы. Истина есть Огненное состояние Озарения, которое нисходит, когда Гнозиса Дух касается.
Гнозис есть то, что познаваемо Духом. Истина рождается в процессе такого познания, как звон рождается от удара молота по наковальне.
Гнозис есть наковальня. Разум, гром высекающий, есть Ноус. Следствие их касания есть Истина. Никогда нельзя сказать: Истина есть то-то. Она есть озаренное состояние потрясения, в котором ты Истину зришь. Это и есть момент «над бездною вознесения».
И, глядя в это зерцало Истины, ты понимаешь, что Бог проявляется как Истина. Он существует за ней, Он не постижим, неуловим, и все же Его беспредельное Предвечное Существование ты улавливаешь.
Таким образом, когда в своей глубине ТАК касаешься, то Бога зришь.
Бог не есть то, что можно пощупать, или увидеть, или понять. Он есть непознаваемое, которое распахивается душе, Духа коснувшейся. И в этот момент ты понимаешь, ЧТО есть Бог. Но ты никогда не сможешь этого объяснить, потому что все слова лишь узкие рамки, лишь тиски.
Поэтому древние называли Бога – То. Это есть нечто, что имеет множество имен и все-таки не вмещается ни в одно слово. Непознаваемое, непостижимое, лишь к Духу касающееся.
Те, кто так Бога узнал, спасены. Молитвенно обращаясь раз за разом, Духом душу пропитывая, делают ее бессмертной, потому что она становится слишком совершенной, чтобы ее нужно было уничтожать.

 

 

***

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2025 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты