КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТРУДОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ 1 страницаСтр 1 из 29Следующая ⇒ ПРЕДИСЛОВИЕ Глгзная задача настоящей работы состоит в том, чтобы на основе марксистско-ленинской теории .государства и права дать теоретическое обобщение опыта советского правового регулирования трудовых отношений. Огромные «преимущества социалистического правопорядка в области трудовых отношений, исключающего эксплоатацию человека человеком, наглядно выступают, в частности, при .противопоставлении капиталистических « социалистических правоотношений по труду. Автор стремился проводить такое противопоставление «на всем протяжении «настоящей работы. Значительное -место в работе занимает также критическое рассмотрение современных буржуазно-реформистских и лжесоциалистических концепций «трудового» или «социального» права при капитализме, имеющих целью «доказать» возможность примирения .интересов труда 'И капитала. Автор выражает свою глубокую признательность Д. М. Генкину, В. М. Догадову, С. Ф. Кечекьяну.и Е. И. Астрахану за ценный замечания, высказанные .ими по рукописи -настоящей ,работы. ■ Н. Александров. 6 марта 1948 года. ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРАВО В ИХ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ § 1. Общественно-трудовые отношения как предмет правового регулирования .1. Труд, — как указывает. Энгельс, — есть «...первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в 'известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» Именно труд составляет, «...характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян»[1]. В труде находит свое выражение" особое, «специфически человеческое воздействие на природу. Отличительный признак труда, как особого вида воздействия на природу, заключается в том, что результат воздействия заранее осознается деятелем в качестве цели, с которой деятель и сообразует способ и характер своих,действий. Сравнивая труд с инстинктивным воздействием животных «а Црироду, 'Маркс указывает, что «...самый плохой архитектор ; от ; наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, L4T04-прежде чем строить ячейку из воска, он уже пост-, ✓роил ее. в своей голове»[2].- Именно благодаря труду люди отделили себячот животного мира, научаясь все , более и более господствовать над •природой,, налагать на нее печать своей воли. Труд всегда ярляетея волевой, целесообразной деятельностью, направленно^ на создание тех или иных потребительных ценностей. «...В процессе труда, — указывает Маркс, — деятельность человека при помощи средства труда производит заранее намеченное изменение предмета труда»4. Поскольку первоисточником всех средств и предметов труда является природа, «постольку труд и представляет собой прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой. В этом 'волевом отношении к природе человек 1 руководствуется известными* техническими правилами (нормами), которые вырабатываются в результате опыта, развития технических знаний и т. д. Говоря о труде как о. процессе, совершающемся между человеком и природой, мы указали лишь на одну из сторон этого процесса. Другую сторону трудового процесса всегда составляют общественные отношения, при . которых этот процесс совершается. / Люди не могут создавать потребительные ценности, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена результатами своей деятельности. Поэтому процесс труда -всегда имеет место при посредстве тех или иных общественных отношений. «Осуществляя производство материальных блат, — говорит товарищ Сталин, — люди устанавливают между собой те или иные взаимные отношения внутри производства, те или иные производственные отношения» «...Политико-экономической категорией, — указывал В. И. Ленин, — является не труд, а лишь общественная форма труда, общественное устройство труда, или иначе: отношения между людьми по участию их в общественном труде»[3]. Труд всегда есть ве только техническое отношение, но в то оке время и общественное отношение.. Уже самое отношение трудящёгося субъекта к средствам „и 'предметам его труда предполагает одновременно его отношение к другим людям по поводу этих средств и предметов. Для того, чтобы то или иное лицо обращалось с теми или иными орудиями й средствами производства как со средствами и предметами своего труда, оно должно либо само быть" .собственником -этих средств .и предметов, либо от их собственника получить к ним доступ. Общественные отношения в обращении человека.со средствами и предметами его труда проявляются также в том; что в процессе труда он применяет навыки и знания, приобретенные в обществе, от других людей. Далее, общественные отношения проявляются в трудовых процессах и в том, что средствами . и предметами труда обычно служат такие объекты, которые уже профильтрованы предшествующим трудом других людей3. -. Кроме того, если исключить труд в замкнутом натураль: ном хозяйстве,,то уже самый факт общественного разделения труда обусловливает соответствующую общественную связь производителя с другими людьми: продукт труда предназначается для потребления его не самим производителем, а другими-лицами. Наконец, за исключением строго-единоличных форм труда, человек обычно трудится в том или дном непосредственном соединении с другими людьми, и, следовательно, соответствующие общественные отношения наглядно выступают уже в самом процессе труда. Итак, процесс, труда всегда выражает не только отношение человека к природе, но и отношение к другим людям. 'Другими словами, всякий труд совершается при посредстве тех или иных общественных отношений. 2. Необходимо, однако, различать две группы общественных отношений, при посредстве которых совершается труд. v К первой группе мы относим такие. общественные отношения, которые составляют необходимые цредпосылки труда, но не^ выражают непосредственной связи между людьми в самом трудовом процессе. Сюда войдут: отношения по распределению средств производства (т. ё. отношения собственности); отношения по производству и воспроизводству самой рабочей силы; отношения, „выражающие общественное разделение труда, и т. д. Вторую грушу составят такие ^общественные отношения, .которые возникают между людьми непосредственно по поводу применения рабочей силы, т. е. по поводу приведения в действие способности к труду. Такие отношения мь! и предлагаем называть о б щ е с т в е н н о-т р у д о -в ы- употребляя этот термин в узком его Смысле, а не в широком, при котором* он-охватил фы обЬ указанных выше труппы общественных отношений. с • > Обе .указанных выше группы общественных отношений, при «которых^ совершается .'труд, охватываются известным нашей политйчё'ЬкЪй экономии понятием общественно-производственных отношений. — / Общеетвенно-трудовые отношения (в указанном выше узком смысле) составляют лишь одно из звеньев общественно- производственных отношений[4]. Приведение рабочей силы в действие предполагает непосредственное приобщение ее обладателя к средствам производства' для обращения с ними как с предметами и средствами его труда. . ' ; „ • «Каковы бы ни были общественные формы производства, — указывает -Маркс, — рабочие и средства производства всегда остаются его факторами. Но, находясь ъ состоянии от- Термин «звено».производственных отношений употреблял В. И.Ленин (см.', например, Соч., изд. 4-е, т. 1, стр. 172). деления одних от других, и те и другие являются его факторами лишь в 'В9зможности. Для того, чтобы вообще производить, они должны соединиться. Тот особый характер -и способ, каким осуществляется это соединение, .различает отдельные экономические эпохи социальной 'структуры» Общественно-трудовые отношения и являются отношениями между людьми по поводу непосредственного приложения рабочей силы к средствам производства. Они являются отноше- • ниями в непосредственном процессе производств ва, который и «...есть прежде всего процесс труда» [5]*. Непосредственные отношения между людьми в самом процессе труда свойственны всем историческим общественным формам' пруда, кроме разъединенного труда мелких единоличных производителей. Общественными отношениями, при которых совершается труд мелких единоличных производителей, являются отношения последних с другими людьми . по поводу собственности на единоличные средства производства, по поводу обмена продуктами труда и т. д. — словом, только отношения, отнесенные нами выше к первой группе. Для непосредственного приложения же своей рабочей силы к единоличным, средствам производства[6] мелкий производитель не вступает в какие-либо особые общественные отношения. (Разумеется, крестьянин-единоличник или кустарь может работать в своем мелком хозяйстве не только лично, но и с членами своей семьи. В таком случае и внутри мелкого частного хозяйства будут иметь место своеобразные трудовые отношения). . 3. Характер общественно-трудового отношения всегда обусловлен типом собственности на орудия и средства производства и в этом смысле не зависит от сознания и воли участников данного конкретного отношения. . Отношения по распределению средств производства являются самым существенным, определяющим звеном производственных отношений каждого исторического типа. / Так, при капитализме рабочие, будучи- лишены средств •производства, вынуждены, чтобы не умереть с голоду, продавать свою рабочую силу капиталистам и нести на шее ярмо капиталистической эксплоатации[7]. . Поступая на работу в капиталистическое предприятие, рабочий может вовсе не иметь представления о сущности капиталистической экаплоатацш труда и думать лишь о за- рафпсе для поддержания • существования (личного и своей семШ). Но возникающее при этом отношение будет по своему объективному содержанию отношением эксплоатации. Напротив, в социалистическом предприятии благодаря общественной собственности на средства производства всякое Трудовое "отношение по своему материальному содержанию будет* отношением товарищеского сотрудничества свободных от эксплоаташш людей, хотя отдельные работники, в силу еще не преодоленных пережитков капитализма в их психике, могут «не сознавать этого и недобросовестно относиться к труду. Материальный (т. е. не зависящий от сознания и воли людей) характер общественно-трудовых отношений состоит и в том, что они в обществе, где господствует частная собственность «а средства производства и •обусловленная ею анархия в хозяйственной жизни, вызывают разнообразные последствия, не зависящие от намерений и предвидения участников этих-отношений. Например, развитие •капиталистического производства периодически приводит к хозяйственным кризисам, обострению безработицы и т. л. Наконец, материальный характер, общественно-трудовых отношений очевиден уже в силу того, что люди, разумеется, вообще не могут существовать, не воспроизводя условий своей жизни посредством труда {своего или чужого) К Но тезис о материальном характере общественно-трудовых (и производственных вообще) отношений отнюдь не должен пониматься в том смысле, что будто бы они могут иметь место без их волевого опосредствования. Напротив, производство тех или иных благ никогда не • может иметь места без волевых отношений людей. Ни свободный от эксплоатации труд на себя, «на свое об- ■>\щество, ни эк^плоатируемый труд в пользу лиц, монополизировавших средства производства, немыслимы без волевых отношений между людьми, т. е. без таких отношений, которые складываются в результате волевых актов их участни- ков. • - * ' Л' 'у ->•; .V " .': •Всякое общественно^удовое отношение представляет собой неразрывное единство "его материального содержания и волевого опосредствования. ; Но и* развитие производственных отношений, как отношений материальных, происходит независимо от. сознания и воли общественных классов лишь до известного момента, пока . «новые производительные силы, вызывающие потребность в новых производственных отношениях, не успеют созреть. После этого момента старый тип собственности может быть уничтожен, а .новый создан, только путем сознательной, деятельности исторически прогрессивных классов, .путем рево*^ции и учреждения новой политической власти, призванной унич- тожатьл старые .производственные отношения и утверждать новые. .. 4. Волевое поведение людей' как участников общественных отношений вызывает у общественных классов или, ори отсутствии антагонистических классов, у всего общества известную оценку, согласно которой определенный вариант поведения признается «нормальным», т. е. соответствующим[8]тому, что данный класс или группа считают должным или, по крайней мере, допустимым, возможным поведением. Поскольку такие оценочные суждения о должном или допустимом поведении исходят от общественного коллектива, способного так или иначе воздействовать на индивидов, они являются содиаль я- ы ми нормами, т. е. правилами поведения, регулирующими отношения людей друг к другу. Социальные нормы, разумеется, не составляют -какого- либо особого мира «идеальных ценностей», независимого от реальных общественных отношений. Напротив, социальные - нормы являются отражением условий материальной жизни общества в сознании людей [9]. Вместе с тем социальная норма представляет собой не пассивное,.а целенаправленное отражение реальных общественных отношений, т. е.- отражение, вырабатываемое с целью обратного воздействия «на эти общественные отношения. Обратное воздействие социальных норм на обществен-. ;ные отношения заключается в том, что.они р егул ирую т общественные отношения. Регулирующее воздействие социальных'норм на общественные-отношения может проявляться' двояким образом: либо в том, что люди сообразуют свое поведение с нормой, либо в том,' что поведение, нарушающее чнорму, вызывает соответствующую действенную реакцию со стороны общественного коллектива, волю которого выражает данная норма (или со стороны органов этого, коллектива). ; Социальные нормы, являясь' посвоей логической форме суждениями о должном и одобряемо-возможном \ поведении, тем и'отличаются от аналогичных суждений, не являющихся социальной «нормой, что они выражают сознание и волю известного общественного коллектива, воздействующего «а (поведение индивидов в-целях утверждения, закрепления и развития социальных отношений, соответствующих интересам .данного коллектива. Другими словами, действующая социальная норма предполагает наличие _ соответствующих этой норме реальных общественных отношений, охраняемых тем общественным коллективом, воля которого выражена в данной норме: Содержание воли, выражаемое в социальных нормах, всегда, разумеется, определяется в конечном счете условиями материальной жизни соответствующего общественного коллектива. - Разумеется, далее, что регулирующее воздействие социальной нормы на общественные отношения возможно лишь .постольку, поскольку эти отношения выражаются или могут. выражаться "в актах волевого поведения. 5. Общественно-трудовые отношения, как и иные*общественные отношения, поскольку они выражаются или могут выражаться в волевом поведении людей, регулируются теми- ;шш иными социальными нормами/ Следует, однако, различать: социальные нормы доклассового общества >й социальные нормы классового, государственно организованного общества. В доклассовом обществе социальные нормы соответствовали интересам всего общества' и соблюдались в силу привычки, в силу установившихся традиций, в силу единства общественного мнения, порицающего единодушно .всякое уклонение лица от требований социальных норм. Эти нормы одновременно были и обычаями, и-нормами первобытно-общинной морали. Ими исключительно и регулировались общественные, отношения при первобыгно-общинном строе, в частности, Трудовые отношения. Тогда поддерживались «...дисциплина, /распорядок труда силой привычки, традиций, авторитетом* .или уважением, которым пользовались старейшины рода или «женщины,- в то время часто занимавшие не только равноправное положение с мужчинами, но даже нередко в более высо-' «кое...»[10]. • V"' •.•-'..• ••' С расколом общества на антагонистические классы, обы-. .чаи *и мораль принимают классовый характер. Они становятся обычаями и моралью определенных общественных классов, ^причем. господствующие классы стремятся навязать свои обычаи и свою мораль всему обществу. Но в классовом об-' дцестве, кроме обычаев <и морали, существует еще и третья категория социальных Норм. Это правовые нормы, специфическая особенность которых состоит прежде всего в том, что соблюдение их поддерживается принудительной силой государства. Как известно, «...право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм"права»2. V-Ленин, Соч., изд. 3-е, т. XXIV, стр. 366. Там же, т. XXI, стр. 438. Правовые нормы, как особый вид социальных норм, присущи, таким образом, (не ©сякому, а только классовому, горсуд арственно орг а низ ов анн ом у 'обществу. Они являются особым видом социальных норм именно классового, государственно организованного общества. В обществе, разделенном /на антагонистические классы, существуют, по крайней мере, две морали — мораль господствующего класса и мораль эксплоатируемого класса. Но право может быть только одно: право того класса, в руках которого находится государственная власть. Право есть ^возведенная в закон .воля господствующего класса, содержание которой определяется в конечном счете условиями материального существования этого класса. Правовые нормы — это такие социальные нормы, которые: а) выражают волю политически господствующего класса, -определяемую в конечном счете условиями материального существования «этого класса; б) охраняются принудительной силой государства, будучи установлены или, по крайней мере, санкционированы им; в) регулируют общественные отношения в целях установления, закрепления и развития порядков, соответствующих •интересам господствующего класса. Право возникло одновременно с государством в результате раскола общества на антагонистические классы, в результате появления эксплоататоров и эксплоатируемых. '■■ Характеризуя классы общества, основанного на! эксплоа- тдции, В. И. Ленив указывал: «Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, •благодаря .различию их места ,в определенном укладе общественного хозяйства» Дисциплина и распорядок труда в обществе,-разделенном на эксплоататоров и эксплоатируемых, уже юе могли поддерживаться обычаями и моралью. Для того, чтобы одна часть ^общества могла присваивать себе труд другой, потребовалось, в частности, введение правил поведения, к подчинению которым трудящиеся принуждаются .насильственной деятельностью органов государства. •С появлением деления общества на антагонистические классы и возникла необходимость -в правовом регулировании общественно-трудовых отношений. Главной функцией не только рабовладельческого и феодального, но и буржуазного права является закрепление таких обшёственно-трудовых отношений, * которые обеспечивают присвоение эксплоататорскйм меньшинством труда эксплоатируемого большинства. ^ Однако эта главная, общая для всех - указанных выше- эксплоататорских типов права функция может осуществлять- -ся'пря посредстве двух основных форм эксплоататорского правового регулирования общественно-трудовых отношений. Первая форма, которую мы называем косвенным регулированием трудбвых отношений правом, состоит в- том, что соответствующий эксплоататорский тип трудовых отношений закрепляется правом исключительно через посредство норм, регулирующих отношения собственности, путем приравнения трудящегося к объектам собственности. Трудовые отношения при такой форме регулирования ие приобретают самостоятельного юридического выражения, отличного- от выражения отношений собственности, и трудящийся рассматривается в качестве объекта собственности (полной или неполной) эксплоататора. В этих случаях общественно-трудовые отношения в их правовом выражении не диференцирова- ны от. вещно-правовых отношений. Вторая форма, которую мы называем прямым регулированием трудбвых отношений правом, -состоит в том, что трудящийся не приравнивается к объектам собственности и , трудовые отношения потому являются самостоятельным предметом правового регулирования, приобретая юридическое выражение, диференцированное от вещно-правовых отношений. Эксплоатация труда в этих случаях основана на том„ . что трудящийся лишен средств производства и поэтому вынужден в формально добровольном порядке отдавать' свой • Уруд собственнику этих средств: От эксплоататорских типов правового регулирования трудовых отношений коренным образом отличается социалистический тип дравового регулирования этих отношений, харак- . ^ёризующийся антиэксплоататорской сущностью. В созет- |скоу социалистическом обществе, где отсутствуют антатони- ;Этические классы, отсутствует деление общества на зксплоа- •таторов и эксплоатируемых, правовое регулирование трудск " ф>гх отношений преследует задачу .наиболее целесообразной организации товарищеского сотрудничества и социалистиче- V ской взаимопомощи свободных от эксплоатации людей внутри отдельных социалистических предприятий (учреждений хозяйств). у ;Трудовые отношения в социалистическом обществе регулируются также нормами новой, социалистической морали, согласно которой труд является делом чести, славы, доблести и геройства. будущем коммунистическом обществе, на высшей фазе коммунизма, когда будут полностью уничтожены пережитки классового общества, производительные силы разовьются настолько высоко, что станет возможным распределение Средств потребления по потребностям кгждого члена обще- <ства. Тогда, если капиталистическое окружение нашей страны будет заменено социалистическим,. государство и .право отомрут[11], .и трудовые • отношения будут регулироваться исключительно нормами коммунистической «морали, перешедшими в привычку. § 2. Рабовладельческий и феодальный типы правового регулирования общественно-трудовых отношении 1. Первой исторической системой права является, как известно, рабовладельческое право. Оно представляло собой выражение воли класса рабовладельцев, определявшейся материальными условиями существования этого класса и направленной главным «образом к тому, чтобы принудить рабов, оставаться в рабстве[12]. В системе рабовладельческого права не было отрасли, которая специально регулировала бы рабовладельческие обще- ственно-трудовые отношения. Но это отнюдь, не означает, что' рабовладельческое право вообще не регулировало этих отношений. Напротив, основная функция рабовладельческого права, как и рабовладельческого государства, как раз и «состояла в том, чтобы принуждать одну, преобладающую, часть общества к систематической работе на другую, удерживать одну часть общества в принуждении, угнетении у другой[13]. ^ Особенности правового регулирования трудовых о.тноше-;; яи& -при рабовладельческом строе обусловливаются самым" характером рабовладельческой собственности. Для понимания этих особенностей важно учитывать, что" рабовладельческая собственность, являясь .собственностью^ экспл.оататоров не только на средства производства, но и на работника производства (раба), за ключа л а н е п о с р едет ве нн о в себе и соответствующие отношения по ^применению рабочей силы.; Поэто-, му рабовладельческое .право, закрепляя собственностьрабовладельцев на рабов, регулируя 'способы •приобретения •передачи .прав на раба, тем самым 'закрепляло и^фай^лаг; дельческую эксплоатацию труда. ■ " При рабовладельческом строе-соединение -рабочей;;силы со средствами производства покоилось на том, -;^то:;-«.;.сам рабочий принадлежал в качестве' средства п^изводства к числу других средств производства...»[14]-.- Яркое выражение этого мы видим в том, что. древнее римское право причисляло рабов", наряду с другими средствами производства (земельным участком, рабочим скотом), к так называемым res manci-* pi: для -перенесения права собственности на эти объекты, в отушчие от всех «остальных вещей, необходим был особый формальный акт — mancipatio[15]. Категория res mancipi как раз и охватывала собой те имущественные объекты, которые в ту эпоху служили основными средствами производства. * Раб, таким образом, рассматривался в рабовладельческом обществе не просто как вещь, объект собственности, но именно как один из самых важных объектов, поскольку рабство тогда являлось «...основой всего производства» [16]. Не случай- . но, что при перечислении римскими юристами объектов соб- ственности обычно на первом или втором месте указывался-* раб. «Видно, что когда римский юрист, думал о собственности, то в его сознании вставал образ раба» [17]. Важно особо отметить, что главной целью приравнения раба к имущественным объектам было не регулирование отношений между рабовладельцами по поводу рабов, а закрепление власти рабовладельцев над рабами, принуждение ра-. бов оставаться в рабстве.».' Юридическая фикция, выраженная в формуле «seryi res ; sunt», означала прежде всего именно закрепление . прямого, физического принуждения рабов «к тому, чтобы оставаться в безграничном подчинении у рабовладельцев.' Объявление вещи объектом права имеет целью регулировать отношения между людьми по поводу данной вещи. Регулируется в этих случаях не отношение субъекта к объекту, а отношение между субъектами по поводу данного объекта. Но объявление объектом права не вещи, а человека (ра-. ба)'имеет «целью прежде всего закрепить социальное отношение между человеком, признаваемым за субъекта, и лелове-' ком, юридически приравненным к вещам. . Т$м, где объектом', права считается человек (раб), право ; прежде всего закрепляет соци ал ьное отношение между - субъектом права и человеком — объектом, социальное отношение неограниченного господства — подчинения. Социальное отношение между рабовладельцем и рабом не было правоотношением в смысле отношения между субъектами права, но оно закреплялось рабовладельческим правом собственности, принуждавшим работника производства оставаться в положении раба. Основное значение субъективного права на раба заключалось не в государственной охране данного объекта -собственности (раба) от посягательств других лиц, а именно в охране рабовладельца от попыток самого раба уклониться от рабства К Своеобразие государственного регулирования типичного для рабовладельческого общества отношения между рабовладельцем и рабом как раз и состояло в том, что второй из субъектов рассматривался в /качестве объекта и потому был полностью лишен возможности претендовать «а какое- либо поведение другого субъекта (хотя бы на воздержание от убийства). «При рабстве «закон» разрешал рабовладельцам убивать .рабов»[18], . поскольку такое убийство юридически представлялось не чем иным, /как уничтожением собственником своей вещи. Но, разумеется, закрепление безграничного произвола рабовладельца по отношению к личности раба не являлось са-.* моцелью. Главное, экономическое значение приравнен ния раба к вещи заключалось в государственной охране воз- !; .-моЖ'Ности для рабовладельца беспощадно эксплоатировать рабочую силу раба, что составляло основу рабовладельческого хозяйства [19]. Формула «servi res sunt» и служила прежде всего юридическим выражением общественно-трудовых отношений рабо-; владельческого общества, покоящихся на открытом, физическом принуждении к труду в чужую пользу. Трудовая деятельность раба рассматривалась римским ! юристами как fructus, т. е. как доход, приносимый вещью в виде ее плода'[20]. Характерное для рабовладельческого строя отношение между субъектом права рабовладельческой собственности и говорящим объектом этого права (рабом) служило исторически первым юридическим выражением общественно-трудовых отношений, обусловленных делением общества на антагонистические классы. 2. Собственник раба мог не только «непосредственно пользоваться его рабочей силой, но и сдавать раба в наем другому лицу. В последнем случае свойство fructus servi переходило на наемную плату, получаемую собственником раба от нанимателя. Договор locatio-conductio [21] уже в самом наименовании отражал предоставление во временное пользование за плату именно человека (раба), которого наниматель (conductor) уводит (conducit). Если римские юристы вместо «locatio-conductio servorum» обычно говорили «locatio-conductio operarum», то это объяснялось прежде всего тем, что экономическая ценность раба, как сдаваемой в каем вещи, состояла именно в его рабочей силе! В названии «locatio-coniductio operarum»/ вопреки мнению некоторых буржуазных юристов, вовсе нельзя усмотреть «...начало отделения личного найма от имущественного...»[22]. vBедь operae servi рассматривались также в качестве вещи — fructus hominis. Рабовладельческому строю была известна и третья форума эксплоатации труда • рабов. Это — отпуск раба' «на оброк». Внешне эта форма представлялась смягченным способом эксплоатации раба. В действительности рабовладелец, отпуская раба «на оброк», гарантировал для себя получение дохода от труда раба и вместе с тем избавлялся от заботы р поддержании существования последнего.
|