КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТРУДОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ 2 страницаОтпущенный на оброк раб обычно уже сам был вынужден «помещать» себя в пользование другому лицу, чтобы получить средства для существования и уплаты обр$>ка. 3. Наряду с трудом рабов рабовладельческому строю был известен и наемный труд свободных от рабства лиц, но лишь в качестве спорадического явления[23]. Трудовое отношение между формально свободным беднякам, лишенным средств производства, и собственником этих средств находило юри-. дическое выражение тоже в договоре locatio-conductio opera- rum. Римский юрист Павел говорил по этому поводу: «...Каждый свободный человек волен распоряжаться своей судьбой.. Он может и улучшить свое положение, а может и ухудшить его и даже дойти до отдачи в наем своего труда на дневное я ночное время» К В исследованиях, посвященных рабовладельческому строю, мы не встречаем данных о том, что положение свободных «самолокаторов»2 в хозяйстве нанимателя отличалось в лучшую сторону по сравнению с положением раба, нанятого у другого рабовладельца. Напротив, основательно предположить; что положение «самолокатора» было даже более тяжелым, поскольку от злоупотреблений его рабочей силой нанимателя не удерживала ответственность за гибель или повреждение чужого имущества. Так, например, у римского бытописателя Варрона можно найти, по выражению Л. С. Таля, «жестокий совет» пользоваться в опасных для здоровья местах преимущественно трудом свободных лиц[24]. Исследователи .римского права единодушно констатируют «неразработанность» норм относительно сдачи в наем личной рабочей силы4. Но «разработка» таких норм и не вызывалась общественными потребностями: при господстве рабовладельческой формы эксплоатации труда отдача в наем свободным лицом своей рабочей силы не могла не представ-, лять собой принятия, хотя формально и добровольного, функций раба. 'Во всяком рабовладельческом обществе лицо, от- : давшее в наем свою рабочую. силу, тем самым низводило , себя до положения раба [25]. Не случайно поэтому способность к квалифицированному умственному труду не могла быть предметом договора найма. Это объяснялось отнюдь не тем, что услуги адвоката, . учителя, врача и т. п. -не* поддавались денежной оценке. На- 'против, денежный эквивалент за труд представителей «либеральных профессий» получил особое наименование—«honorarium» — и мог даже взыскиваться в экстраординарном порядке. Действительная причина, по которой услуги лиц «либеральных профессий» не могли быть предметом договора найма, заключалась в том, что «самолокатор» оказывался в положении лица, выполняющего функцию раба, что' не совмещалось с представлением о социальной роли врачей, адвокатов и др. 4. Схема правовых форм трудовых отношений рабовладельческого строя была бы неполной, если бы мы не упомянули об отношениях между рабовладельцами и либертина- • 'МИ, т. е. отпущенными «на волю» рабами. С отпускаемого «на волю» раба рабовладельцы обычно брали присягу о службе. Манумиссия, т. е. отпущение господином раба на волю, при таком условии сводилась лишь к ограничению собственности на раба: полная собственность «а работника переходила в неполную, отчего рабовладелец только выигрывал, сохраняя права на operas servi и одновременно освобождаясь от необходимости гарантировать рабу средства существования. .. После смерти своего патрона вольноотпущенник был обязан ремесленные и иные услуги, имеющие денежную оценку, оказывать наследникам патрона. Патрон и его наследники, вместо получения от вольноотпущенника услуг в натуре, могли сдавать эти услуги в наем : и получать наемную плату[26]. Если вольноотпущенник после своего освобождения изучил какое-либо мастерство, то он становился «обязанным оказывать патрону услуги, относящиеся к этому мастерству[27]. Услуги, оказываемые вольноотпущенником патрону (или его наследникам), были, разумеется, безвозмездны. Патрон должен был лишь либо оставлять вольноотпущеннику время для заработка, на который последний мог бы питаться, либо предоставлять вольноотпущеннику алименты[28]. «...Чаще всего освобождение рабов -объяснялось экономическими причинами: сплошь и рядом рабовладельцу было выгоднее иметь дело с вольноотпущенником...»[29]. ; Манумиссия приводила к двоякому роду правоотношений, выражавших труд вольноотпущенников. \ Если патрон не пользовался услугами вольноотпущенника £ натуре, а отдавал их в наем, то правовой формой был ^жё. указанный нами ранее договор locatio-conductio operarum. Если же патрон пользовался услугами вольноотпущенника в натуре (что было преобладающим), то в-озникало особое отношение личной зависимости, при котором одно лицо, не будучи уже приравнено к вещам, все же было обязано к: безвозмездному труду в пользу другого. Это отношение-— между патроном-собственником и вольноотпущенником — объектом неполной собственности — в известном смысле можно рассматривать в качестве первообраза феодальных трудовых отношений, к рассмотрению которых мы и переходим ' , 5. При феодальном строе, как известно, основой производственных отношений является собственность феодала на средства производства и его неполная, собственность на работника производства — крепостного, которого феодал уже не может убить, но может заставить работать,, может, продать или отдать в наем. Своеобразие правового положения крепостного заключалось в том, что он был одновременно как объектом права (неполной собственности), так и — в некоторой, хотя и незна- чичельно^, степени — субъектом права (формальное запрещение убийств крепостных, цризнание за ними некоторой имущественной правоспособности). Что касается общественно-трудового отношения между феодалом и крепостным, то оно-, так (же как и отношение между рабовладельцем и рабом^ покоилось на внеэкономическом принуждении. Различие между трудом раба и трудом крепостного заключается,* как это разъяснено Марксом в III томе «Капитала», в следующем. Раб «^..работает при помощи чужих условий производства и несамостоятельно». Напротив, крепостной «:..часть недели обрабатывает фактически принадлежащую ему землю при помощи орудий труда {плуг, скот и т. д.), фактически или юридически принадлежащих ему же, - а остальные дни недели работает в имении землевладельца, на землевладельца даром...» Фактическое обладание некоторыми средствами производства отличало крепостного, с другой стороны, от рабочего при капитализме. 'Поскольку при феодализме непосредственный производитель владел средствами производства, необхо-: димыми для поддержания своего существования, прибавоч-- ный труд из него можно было извлечь только внеэкономиче-' ским принуждением. При этих условиях отношение собствен-~ ности (феодальной) должно было выступать «...как непосредственное отношение господства и подчинения, следовательно^ непосредственный производитель — как несвободный: несво-' бода, которая от крепостничества с барщинным трудом мо~ :жет. смягчаться до простого оброчного обязательства» Необходимы были «...отношения личной зависимости, личная несвобода в какой бы то ни было степени и прикрепление к земле в качестве придатка последней, принадлежность в на- •стоящем смысле этого слова» [30]. Работник производства при феодальном строе, таким образом, рассматривался в качестве придатка к земле. Поэтому отюшения земельной собственности выражали также и тру- I довые отношения между феодалами и крепостными. Право I -феодальной собственности непосредственно заключало в себе, и право на рабочую силу крепостного, неотделимую от его личности. Несмотря на неполноту феодальной собственности на работника производства, последняя безусловно- ' включала собственность на его рабочую силу. Типичные для феодального строя общественно-трудовые отношения (между феодалами и крепостными), таким обра-. зом, юридическое выражение получали в праве феодальной .«собственности, которое закрепляло собственность феодала на землю вместе с ее придатком — работником, производства." Крепостной в отношениях по применению его труда выступал .в качестве говорящего объекта права феодальной собственности, а не в качестве субъекта права. Правосубъектность, в соответствии с учением марксизма-ленинизма о неразрывной связи права с государством, не может быть не чем 4 иньш, как особым отношением между субъектом и государством, отношением, благодаря которому субъект, при наличии известных фактических обстоятельств {юридических фактов), обладает возможностью требовать от других лиц известного поведения, опираясь на защиту государства. Крепостной же, как сторона в феодальном трудовом отношении .'(речь идет только об основном и типичном для феодального -строя трудовом отношении), такой возможностью не обладал. Положение не изменялось тем, что заинтересованность феодалов в упрочении феодального способа производства побуждала их придерживаться сложившихся обычаев и традиций в использовании рабочей силы крепостных, обеспечивая ;тем самым необходимые для всякого способа производства порядок и регулярность. Даже в тех случаях, когда такие ^обычаи и традиции санкционировались законом, крепостной : "правомочий на защиту от произвольной эксплуатации' не при- •обретал. Закрепленный обычным или писаным правом объем пользования рабочей силой крепостных отражал потребность 4>амих феодалов в устойчивости экономических отношений. Так, например, в англо-саксонском наставлении «о правах 11 обязанностях отдельных лиц» «(X—XI ©в.) было записано, что котсетл (крепостной крестьянин, участок которого равнялся 5 акрам) обязан, согласно обычаям, «на протяжении? (всего) года каждый понедельник работать «а своего глафор- да и во время (жатвы работать по три дня в неделю, в некоторых (поместьях) он должен в течение августа (сбор урожая) работать (на тлафорда) ежедневно, причем за день работы он должен накосить один акр овса или V2 акра других хлебов». Об обязанностях гебуров (крепостных, участок которых равнялся 10 акрам) в том же «наставлении» указывалось,, что их обязанности различны — «в одном месте они (обязанности гебура) тяжелы, в других умеренны. В некоторых поместьях установлено, что он (гебур) 2 дня работает еженедельно на протяжении всего года, а во ..время сбора урожая 3 дня еженедельно и со Сретенья господня до -Пасхи 3 (дня в неделю)» В большинстве же случаев размеры трудовых повинностей крестьян не регламентировались заранее, а зависели' от потребйостей господского двора.[31]. Типичные для феодального строя трудовые отношения- между крепостными и феодалами, таким образом, непосредственное юридическое выражение получали в праве собственности (хотя и неполной) феодала на крепостного. •Как известно, феодал вместо использования в натуре рабочей силы крестьянина мог взимать с него оброк. В этих случаях между феодалом и крепостным (вилланом) уже не было непосредственно трудовых отношений и положение виллана, уплачивающего оброк, несколько сближалось с положением фригольдера — «свободного держателя», платящего * ренту[32]. ~ 6. Как известно, при феодальном строе, наряду с феодаль- г ной собственностью, существовала также., единоличная- собственность-крестьян и ремесленников на орудия* производства и на свое частное хозяйство, основанная, на личном труде[33]. Личный труд, базирующийся на единоличной. собственности работника на средства производства, так. же как и всякий труд, немыслим вне общественных отношений. Но при единоличном труде работника в своем частном- хозяйстве общественно-трудовое отношение такого работай- ка уже непосредственно дано в самом его отношении к другим людям, выраженном в единоличной собственности на средства производства. Для приложения своей рабочей силы к своим единоличным средствам производства работник не вступает в какое-либо новое общественное отношение. Если при рабстве и крепостничестве недиференцирован- ность трудовых отношений от отношений собственности обусловливалась принадлежностью самого работника к составу средств производства, то -при единоличном труде в своем ча- ' стном хозяйстве имеет место недиференцированность, обусловленная иными факторами: непосредственным соединением работника со средствами и предметом • его труда в форме мелкой единоличной собственности на последние. Для нас важно отметить, что ни в том, ни в другом слу- > чае общественно-трудовые отношения не могли составить предмета особой юридической нормировки, отличной от. нормировки отношений собственности. 7. Помимо отмеченных выше основных форм трудовых отношений при- феодальном строе, этому строю были известны также и иные формы, не определявшие, однако, экономической структуры общества. Так, наемный труд, по определению Энгельса, в тот период был временным занятием. «Цеховые уставы заботились о том, чтобы сегодняшний подмастерье завтра становился мастером» [34]. Цеховые уставы, с целью ограничения конкуренции между мастерами и упрочения их привилегий на самостоятельный ремесленный промысел, устанавливали лишь обязательный (гораздо более длительный, чем это необходимо для овладения ремеслом) срок пребывания в учениках и затем в подмастерьях и ограничивали число учеников и подмастерьев, которых дозволялось держать мастеру[35]. Для временного наемного работника' (ученика, подмастерья) наемный труд • не превращался еще в пожизненное занятие, а был переходной ступенью к единоличному труду. Эту переходную ступень нельзя было миновать, поскольку доступ в цеховую корпора- . цию был обусловлен именно пребыванием в учениках (подмастерьях) у мастера, а без зачисления в такую корпорацию государство воспрещало самостоятельное занятие ремесленным промыслом. Привилегии цеховых корпораций обусловливали, таким образом, своеобразные трудовые отношения между подмастерьем и мастером. Право мастера на эксплоатацию рабочей силы ученика (подмастерья) возникало на специфической основе — цеховых привилегиях. Оно не сливалось непосредственно с правом собственности на средства производства. Трудовые отношения между мастерами и подмастерьями (ft учениками) не сливались с отношениями собственности, а по: лучали уже особое правовое выражение, отличное от непосредственного выражения отношений собственности. Отношения зависимости учеников и подмастерьев от мастеров сходны с отношениями крепостной зависимости в том, что и тут и там имеет место внеэкономическое принуждение к труду. Однако внеэкономическое принуждение, вытекающее из цеховых привилегий,—иного свойства, нежели внеэкономическое принуждение, обусловленное крепостным правом. Ученик или подмастерье не рассматривается в качестве объекта собственности (хотя бы и неполной) мастера. Он выст.у- . пает в трудовых отношениях уже в качестве субъектд. права. Но его правоспособность урезана в самом жизненно существенном пункте: он лишен юридической возможности самостоятельного занятия ремесленным промыслом даже в случае экономической возможности к этому. Более того, неравенство в правоспособности как раз и являлось той почвой, на которой возникали и сохранялись отношения эксплоатации мастерами своих подмастерьев. Приобретение правоспособности, составлявшей цеховую привилегию, являлось целью горожанина, вступавшего в отношения ученичества с мастером. Цеховые привилегии служили, таким образом, особым источником внеэкономического принуждения к труду .в пользу другого лица [36]. При длительном (семилетнем и т. п.) сроке обучения и несложности средневековой техники «ученик» в последние годы «обучения» являлся вполне полноценным (работником. Таким работником безусловно являлся подмастерье (лицо,4 находившееся на средней ступени между учеником и мастером). Между тем, оплата подмастерьев устанавливалась открыто односторонним актом. цеха, т. е. мастерами[37]. В отличие от современных буржуа, прикрывающих свою тарифную диктатуру в определении размеров заработной платы ссылками на «свободный договор», средневековые мастера открыто диктовали свои условия подмастерьям. В XIV—XV веках, по мере того, как для значительного числа подмастерьев перспектива стать мастером становится весьма проблематичной, обостряются социальные противоречия -между мастерами и подмастерьями. -Возникают, территориальные организации подмастерьев, явившиеся в известном смысле историческими предшественниками профсоюзов. Конфликты между мастерами и подмастерьями нередко принимают острую форму стачек.' Наряду с репрессиями против стачечников, цехи вынуждены итти на известные уступки подмастерьям, ограничивая произвол отдельных .мастеров при определении размеров заработной .платы, способов ее уплаты, количества рабочих дней, размеров штрафов и т. д. Позднее (XV—XVII вв.) иногда и законодательная власть принимает некоторые постановления против «злоупотреблений» цехов (регулирование пробной работы и т. д.), одновременно запрещая союзы подмастерьев, стачки и т. д. Однако в широком историческом аспекте для феодального строя характерным являлось все же то, что труд подмастерьев и учеников, как правило, играл «...лишь побочную роль...» и мастер-собственник средств производства «...присваивал продукт, .потому что это был, как правило, его собственный продукт, а чужой вспомогательный труд . был исключением...»[38]. Складывавшееся на почве цеховых привилегий правоотношение между -мастером и подмастерьем (или учеником) было исторически первой правовой формой общественно-тру- доеых отношений, не «сливавшейся с вещно-правовыми отношениями, поскольку подмастерье (и ученик) уже не" были < объектом -полной или. неполной собственности мастера. Оно было отношением власти—подчинения[39], возникавшим формально из договора о поступлении в ученики или подмастерья. Содержание этого правоотношения обычно определялось условиями, которые устанавливались цехами. Трудовое отношение между мастером и подмастерьем было уже трудовым правоотношением в смысле отношения <между субъектами права по поводу применения рабочей силы- одного из них Но в силу того, что труд подмастерьев при феодальном* строе играл все же подсобную роль, как было отмечено выше, средневековые трудовые правоотношения не получили», существенного развития в системе феодального права. На характер этих отношений несомненно влиял оснрвной ©ид феодальных отношений между феодалом и зависимыми крестьянами. Подмастерье и ученик рассматривались в качестве временных полукрепостных мастера[40]. Мундиальная власть мастера фактически немногим отличалась от власти крепост- ника. 8. Еще меньшее значение в феодальной организации общественного труда имел труд слуг, не находившихся в вещ- но-правовой зависимости у господина и используемых обычно для оказания личных услуг господину. На положении «свободных слуг» не могла не отражаться обшая атмосфера крепостного труда, подобно тому как на положении «самолокатора» в рабовладельческом обществе сказывалась атмосфера рабского труда. Поэтому не случайно, например, согласно средневековому немецкому праву, служба и гражданская самостоятельность считались несовместимыми; находящиеся на службе лица, хотя и сохраняли свое свободное состояние, но полноправными членами политического союза не считались. Подчинение слуги, господской власти нанимателя открыто признавалось существенным эффектом договора со «свободным» слугой[41]. Таи раз. коммендация— торжественный обряд, служивший, в частности, одной чз форм поступления в услужение свободных лиц,—сим воли- чески выражала отказ поступающего в услужение от, самостоятельности и признание над собой власти нанимателя (лицо, поступавшееся своей независимостью, вкладывало свои руки, служившие символом власти, в руки господина)[42]. . § 3. Капиталистический тип правового регулирования общественно-трудовых отношений 1. Как было отмечено выше, докапиталистические типьг трудовых отношений классового общества характеризуются f недиференцированностью юридических форм этих отношений от вещно-правовых отношений. Так было, во-первых, тогда, когда работник производства приравнивался к средствам производства в качестве объекта собственности (полной или неполной). Так было, во-вторых,, тогда, когда работник прилагал свою рабочую силу к своим[43]единоличным мелким средствам производства. В обоих случаях необходимое для всякого процесса труда соединение работника со средствами производства было дано, хотя и по- разному, в самих отношениях собственности. Исторические предпосылки диференциации правовых форм- трудовых отношений от правовых форм отношений по поводу объектов собственности заключаются, с одной стороны, в- ликвидации приравнения работника производства к средствам производства, к объектам собственности и, с другой стороны, в разорении .мелких хозяйств (ремесленных, кустарных и т. д.). Пролог капиталистического способа производства, являющейся одновременно разложением феодального способа производства, в частности, и состоит в образовании указанных: предпосылок. . Капиталистическая собственность, как известно-, есть собственность капиталистов на средства производства при отсутствии собственности на работников производства, которые, однако, лишены собственных средств производства и потому вынуждены-продавать свою рабочую силу капиталисту и нести на шее ярмо эксплоатации К . Утверждение капиталистического способа производства- предполагает, с одной стороны, прекращение внеэкономической (крепостной, цеховой и т. п.) зависимости работника производства от другого лица вне процесса непосредственного производства и, с другой стороны, лишение работника личных средств производства, необходимых для приложения личного труда [44]. Крестьянин освобождается от феодальной зависимости и одновременно «освобождается» от земли. С другой стороны, преобразуется и средневековое цеховое трудовое отношение: наниматель перестает быть учителем своего ремесла и становится лишь собственником средств производства, а нанявшийся перестает быть учеником или подмастерьем, проходящим обучение или цеховой стаж, и аиз временного наемного работника превращается в лицо, по- .жизненно занимающееся трудом по найму. Наемный труд, бывший прежде исключением, становится правилом, основной формой трудовых отношений К При капиталистической собственности на средства про-» изводства трудовые отношения приобретают форму наемного труда, под которым Маркс понимал «...труд рабочего, который продает свою собственную способность к труду» [45]. Отношения наемного труда предопределяются капиталистической собственностью, но непосредственно не заключены в ней, поскольку она является собственностью на средства Производства, но не на самого работника производства. Принявшие форму наемного труда общественно :тр у д о вы е отношения выступают в качестве особого звена производственных отношений, диференцированного от отношений собственности, хотя, разумеется, и обусловленного ими. 2. Буржуазное право признает за трудящимися юридическую возможность распоряжаться. собственной личностью ^(следовательно, в частности, собственной рабочей силой). «Как личность, он (наемный рабочий.—Н. А.) постоянно должен сохранять отношение «к своей рабочей силе как к своей собственности (иначе он превратился бы и формально в .раба. — Н. Л.)» -.'а это возможно лишь постольку, поскольку он всегда предоставляет покупателю пользоваться своей рабочей силой... лишь на определенный срок...»[46]. То, что продает рабочий капиталисту, «...не есть непосредственно его труд, а есть его рабочая сила, которую он передает во временное распоряжение {в смысле пользования.—Н. А.) капиталиста»[47]. _ «Продажа» чего-либо во временное пользование не есть, разумеется, продаж'а в узком юридическом смысле этого термина. «Продажа» во временное пользование юридически представляет собой именно отдачу в наем. Говоря о купле-продаже рабочей силы, Маркс и Энгельс всегда имели в виду куплю-продажу в широком, экономическом смысле, в смысле меновой сделки вообще. Рабочий «...отдает в наем, или продает, свою рабочую силу»[48]. Поистине удивительную тупость и невежество проявляют буржуазные экономисты,*пытающиеся доказать, что взгляд на рабочую ойлу как на товар «йе выдерживает критики» с точки зрения права К «Свобода труда» в буржуазном лжедемократичеоком смысле, означая лишь свободу от крепостной и средневековой цеховой зависимости, одновременно предполагает свободу для капиталистов в эксплоатации труда. Точно так же «равенство» в буржуазном лжедемократическом смысле означает лишь равенство в чисто абстрактно-формальных, юридических, но не в фактических возможностях. . Лжедемократизм буржуазного права с особой силой сказывается именно в сделках найма рабочей силы. «Собственник рабочей силы и собственник денег встречаются на рынке и вступают между собой в отношения как равноправные товаровладельцы, различающиеся лишь тем!, что один — покупатель,- а другой — продавец, (Следовательно, оба — юридически равные лица» 2. Но такое юридическое равенство скрывает за собой вопиющее фактическое неравенство: продает свою рабочую силу тот, кто из-за отсутствия средств производства лишен фактической возможности работы для себя и вынужден подвергаться эксплоатации, а покупает . чужую рабочую силу тот, кто, владея средствами производства, может ее применить в целях эксплоатации, в целях извлечения прибавочной - стоимости. Важно, далее, различать два процесс а во взаимоотношениях между капиталистом и наемным рабочим. Первый процесс—это^иокуцка и продажа способности к- труду. Второй процесс — потребление капиталистом купленной способности к труду3. В приведенной выше цитате слова Маркса о юридическом равенстве капиталиста и рабочего относятся, как это ясно видно, только к первому процессу, где совершается сделка продажи -на время рабочим своей рабочей силы капиталисту. Но этот первый процесс, происходящий в сфере обращения товаров {на «рынке труда», как особом лодразделении- . товарного рынка), нельзя изолировать от второго процесса (потребления купленной рабочей силы), происходящего в сфе- ;ре непосредственного производства. В противном случае и экономическая, и юридическая при- ■ рода отношений между капиталистом и наемным рабочим представится в извращенном виде. Разоблачая уловки апологетов капиталистического способа производств?!, Марке писал: «...Для доказательства' того, что отношение между капиталистом и рабочим есть не что иное, как отношение между товаровладельцами, которые 'Обмениваются друг «с другом деньгами и товаром, к обоюдной выгоде по -свободному договору, "достаточно изолировать первый процесс и остановиться на его формальном характере. Этот простой фокус — отнюдь не колдовство, и именно он образует весь запас мудрости вульгарной экономии» Этот же простой фокус, — добавим мы, — составляет и весь запас мудрости, выраженный в традиционных определениях договора найма буржуазными цивилистами XIX века, •смотревшими" этот договор только как на разновидность нлйма (или временного возмездного пользования) чужими объектами (вещами или трудом)5. Действительно, если первый процесс изолировать от второго, то договор найма труда и будет представляться не чем -иным, как лишь имущественной меновой сделкой, согласно которой одна имущественная ценность (труд или, точнее, рабочая сила) одного лица предоставляется во временное пользование; другому лицу за вознаграждение. На самом деле гражданско-правовая сделка между капиталистом и рабочим- служит лишь введением ко второму процессу— к отношениям в процессе непосредственного производства. «Рабочая сила существует только как способность живого индивидуума»[49]. Ее нельзя передать в пользование другому лицу без того, чтобы ее живой носитель не оказался -в процессе труда под командой, руководством и контролем «со стороны лица, приобревшего право пользования нанятой рабочей силой[50]. ' Отношение между капиталистом и рабочим во втором •процессе (в процессе ншосредственного производства) и экономически, и юридически отлично от отношения в первом -процессе. Экономически — тем, что в процессе производства, где извлекается прибавочная стоимость, где непосредственно •происходит експлоатация труда, категория обмена эквивалентами уже совершенно исключена. Юридически — тем," что •вместо равных субъектов меновой гражданско-правовой сдел- жя,- Какими «выглядели капиталист и рабочий на рынке труда, тг производстве для рабочего исчезает уже не только фактическая, но и юрДДйческая свобода: «Цепи рабства, которыми буржуазия сковала пролетариату .писал Энгельс, — нигде не выступают так ясно, как в ^фгбрйшюй системе. Здесь исчезает и юридически и «фактически всякая свобода» В сфере непосредственного производства «...фабрикант.—неограниченный владыка! Он издает фабричные правйла, какие ему заблагорассудится, изменяет и дополняет их, как ему вздумается, и как бы ни бы- jm нелепы эти правила, суд всегда говорит рабочему: «Вы са- лш себе господин, вы могли соглашаться на этот контракт . шли не соглашаться, но раз вы добровольно на него согласившись, вы нарушить его не можете»[51].
|