Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава 12 ЕЛЕНА




Душа ведь—женщина, ей нравятся безделки...

О. Мандельштам

 

Елена рассказывает о себе.

«Я выросла на романах, в нашей семье всегда было много книг. Мой отец был пастором, грамотным человеком. Позднее мне было трудно с молодыми людьми, я все витала в облаках, эти романы были для меня как уроки жизни. Я была такой недотрогой... Сейчас у меня желание возникло — умные мысли записывать. Вот я тебе прочту, что Марлен Дитрих советует, она была умная женщина: "Печаль горька в детстве, сладка в юности, трагична в старости"... У меня много есть всяких выписок, это — мое хобби. Вот выписала, например: "Не позволяйте себя унижать". Оставила эту выписку себе. Я позволяла себя унижать, проходила мимо этого, как будто не замечала. На кафедре были всякие люди. Я не могла вот так поставить человека на место, проходила мимо.

Я перечитываю свои выписки. Когда работала, использовала их в работе со студентами. Когда мне бывает тягостно, я их перечитываю, например эту: "В споре виноват более умный", или "Люби людей, чтобы люди тебя любили", или вот: "Осознать недостатки своего ума может только умный человек", или еще: "Страдать — не плакать, не смеяться, а понять". Вот это мне очень помогает в жизни — понимать. "Благоразумие — способность отступиться, когда твои требования не приносят результата"... "Только культура ума делает возможной культуру духа". У Брюсова прочла: "Благородно только то, что бескорыстно".

Я очень давно цитаты собираю, еще с тринадцати лет. Тогда читала всем из Пушкина то, что мне очень нравилось и выписывала. Мне и сейчас очень нравится, например, это: "Не каждый вас, как я, поймет". Это Татьянины слова: "Я вас люблю, к чему лукавить..." Хочу еще тебе прочитать: "Дурной человек старается оправдать свою ошибку, хороший — исправить". Это турецкая пословица. "Юность сама по себе есть поэзия жизни и в юности каждый бывает лучше, нежели в остальное время жизни"; "Гнев слаще меда", "В хрустальном бокале и вода кажется вкуснее". Мне очень хочется, чтобы все было красиво. Я люблю красоту.

"Кто пьет вино в долг, вдвойне напивается", "Человек— враг того, что он не знает". Это тоже точно и очень здорово сказано!

"У лентяя каждый день праздник". Это точно.

"Чтобы изменить людей, их надо любить". Эти из Песталоцци. "Чтобы понять человека, надо представить себя в его положении". "Счастье — это когда другие счастливы от того, что живешь ты". Это очень важно. Моя внучка это услышала и сказала, что она мне этого желает. "Когда бывает трудно, — это мне очень помогает, — вспомни то, что кому-то труднее".

Вот еще советы, что делать, если трудно: "Иди к друзьям, включи хорошую музыку, иди в ресторан, иди на прогулку". Очень хорошие слова Соломона: "И это пройдет". Мне очень помогали и помогают в жизни его слова: "И это пройдет..." Очень помогает общение с близкими, если к ним не придираться. Очень важный совет — придираться не надо... Вот ты, умница, не придираешься к своему сыну, а я, я придиралась, да еще как. "Не критиковать близких" — тоже хороший совет... "Оказывать побольше знаков внимания и поощрения". Я сейчас понимаю, какой я была глупой и придирчивой, никогда не молчала, я всегда все выговаривала, часами мораль читала о том, как надо... А человека не перевоспитаешь... У мужа такая работа была, ему надо было общаться с чиновниками, поить их, с ними пить и проводить время. Это было без конца, а все называлось проверками... Он не оправдывался, нет...

"Принцип переносить разрешение вопросов на завтра не всегда плохой, часто он оправдывает себя. Холодный рассудок, осмотрительность — необходимые условия для принятия решений". Это я прочитала в "Бурде". Там и другой принцип был: "Делай сразу" — какое-то противоречие...

"Способность принимать услугу и от всей души отблагодарить за нее находится в прямой зависимости от отношения к самому себе". Вот видишь, какие слова, а у меня была плохая черта — я не хотела быть зависимой ни от кого. А если тебе кто-то хочет сделать что-то хорошее, то надо принимать. Это надо!

"Чем сильнее чувство собственного достоинства, тем выше и без тени зависти оцениваются действия других люд ей", — это очень правильно сказано... "Всякая крайность — сестра ограниченности";

"Свободное время—мерило общественного богатства"... Что-то я другое хочу прочитать, это какие-то не очень интересные мысли... Вот: "Кто дарит, друзей наживает" и это: "Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит".

Очень ценная мысль: "Выноси заботы на свет и обсуждай их с друзьями". "На свете нет ничего, что заслуживало бы спора". Вот, видишь, какая мысль, но это все надо помнить, но не всегда так бывает...

Вот про мать: "Сердце матери — бездна, в глубине которой всегда найдется место для прощения". Прощать надо, но это очень трудно...

"Мужчина прощает и забывает, женщина прощает и только".

"Любовь быстро растет, когда влюбленные видятся", — встречаться надо.

"Терпеть — дар женщины", "Быть любимым — это больше, чем быть богатым". "Природа сказала женщине: "Будь прекрасной, если можешь, будь мудрой, если хочешь". Как я люблю эти слова!

"Когда ребенка порют и всячески обижают, тогда он с малых лет чувствует себя одиноким". Ты своего сына не порола? Правильно... Ты выполняешь завет Гёте: "Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит".

Мне очень понятно то, что Марлен Дитрих сказала: "Больнее жалит боль, если ее причиняет кто-то из близких". У меня дочка такая, не знаю, откуда это у нее взялось, вижу ее жизнь с мужем... всегда тяжело. Сейчас они немножко лучше стали, он стал гражданским, а когда был военным, то позволял себе пить... Бывал навеселе и не раз... Она говорит, что не по любви выходила замуж. Даже пробовала мне сказать, что мы ее выдали... Какое мы, они так быстро познакомились, ей было уже двадцать четыре года, он как-то быстро в нее влюбился, любил ее... Вот и внучка говорит, что надо выходить замуж, чтобы тебя больше любили, чем ты сама... Она уже умная... Дочка стала совсем другая, все меня упрекала, что ей трудно с мужем и материально трудно. Они в лесу жили, долго своей квартиры не было... Пришли и говорят, что решили пожениться. Что я могла? Они поженились... Что теперь меня упрекать? Я только сказала, чтобы сами смотрели, что им жить. А она вот так со мной...

Советы Марлен Дитрих я часто читаю, очень люблю Пушкина, Паустовского, его "Телеграмму". Знаешь эту историю, что Марлен Дитрих специально приезжала в Москву, чтобы поклониться Паустовскому за этот его рассказ. Она встретила его в театре и встала перед ним на колени. Красиво сделала.

Я студентам читала этот рассказ, ничего не говоря, а потом рассказала о Марлен Дитрих.

Я знаю, что ты-то дочь хорошая своим родителям, а они, они, как все мы, себя не реализовали... Время такое было, время такое было.

Я себя тоже не реализовала полностью... Вот слушай еще: "Хорошая обувь придает внешности элегантность". Давай будем носить красивую обувь. "Никогда не гонитесь за модой, чтобы не выглядеть смешно". Вот этого я никогда не делала. А вот очень умно сказано: "Никогда не покупайте дешевых материалов, а отдавайте предпочтение серым, голубым и черным тонам". Это мы и делаем... "Придирки — это смерть любви". "Сковородка — королева кухни, требует бережного ухода". Вот видишь, надо иметь хорошую сковородку.

"Сплетни никто не будет рассказывать, если их некому слушать". Мне, например, я многого не знаю в институте, не знала и не знаю. Мне никто не будет рассказывать, люди понимают. Плохое мне ни о ком никто не говорит, потому что знают, что я не буду поддерживать.

"Сын не будет твоим всю жизнь, если он — нормален", "Тайна — подумай дважды, прежде чем наделить ею хорошего друга, — да, и подумай еще — друг ли он тебе".

"Женщина не должна выступать в качестве учителя своего сына или мужа". "Хлеб — не позволяйте детям есть белый хлеб, давайте им серый или черный, если вы их любите по-настоящему, если вы заботитесь об их здоровье".

"Яблоко — молодой, радостный продукт, означает красные щеки, радостный смех, отличное самочувствие". Вот яблоки надо есть. Два яблока в день надо съедать обязательно.

Я стараюсь следить за своим здоровьем... Это из "Азбуки моей жизни": "Низкие души и пресмыкающиеся погружаются в грязь, чтобы их не разглядели", — это правильно.

"Разум и совесть не могут быть лишены своих прав, им можно налгать, но их нельзя обмануть".

И много всего еще у меня есть...

Я сейчас стараюсь перечитать то, что не прочитано. Перечитываю писателей и поэтов Серебряного века. Поэзию больше, классическую литературу. Это наверстываю. Я очень рада тем каналам культуры, что открылись в последние годы...

Как-то раз я лежала в больнице, пришли меня студенты навестить, почти вся группа пришла, им экзамен предстояло сдавать. Спустилась я к ним вниз, они мне принесли цветы и говорят, что могут дать почитать книгу. Я взяла эту книгу. Сейчас не скажу тебе автора, но я не могла ее читать. Книга такая, не очень толстая. Прочитала главу — один секс и так открыто, без всяких чувств, без поэзии, как в животном мире. Читаю другую главу, то же самое, третью... Мне как-то неинтересно совсем стало. Потом девушки меня встречают и спрашивают мое мнение о книге. Я сказала, что думала. Мы в свое время не осмелились бы преподавателям такую книгу дать, а они вот смогли... Я тогда им напомнила о "Темных аллеях" Бунина. У него все повести заканчиваются сексом, но там же все по-человечески, красиво, умно написано, предопределено чувствами людей, а тут они мне такой текст дали. Я им говорила: девочки, я, наверное, уже стара, вышла из того возраста, когда натурализм важен... У нас с ними разный взгляд на жизнь, разный подход к жизни.

Понимаешь, был период, когда я била людей на улице. Сколько раз? Много, я не помню все.

Я это рассказала одной женщине, так она мне сказала, что я могу получить сдачи, как она сама получила за замечания молодым людям. Я после этого как-то остерегаться стала, а так, била людей. Иду как-то по Советской, они там сидят за столиком, кофе льют, такие здоровые, солидные с виду, может, бизнесмены какие и мат стоит... Я слышу этот мат, мимо иду, они меня не видят, я ремешком сумки его по спине ударила, он заойкал, оглянулся, кто это его ударил. А я стою и говорю так грозно, чтобы они не смели ругаться... Он извиняться начал.

Или вот, иду на работу, а они впереди меня идут и мат летит. Я этот мат физически не переношу. Я не молчу, обязательно ударю сумочкой или зонтиком. "Прекратите", — закричу.

Как-то раз это были такие четыре мужчины, очень большие, но я не испугалась, у меня сумка с длинными ремешками, я ими как их стегнула, как зашумела, чтобы они не ругались... Я мат не выношу... Это была немая сцена, когда они меня увидели, почти из "Ревизора". Я же маленькая, еще в таком белом платье, красивое платье... Они мне ни слова в ответ. Я только пригрозила еще для важности, что вызову милицию. Может быть, этот здоровяк в жизни ни от кого не получал оплеух, а тут от меня и два раза при всех его товарищах. Может быть, это ему наука будет.

Меня мат шокирует, я не могу также видеть, если кто-то плюется на улице. Я это все как-то очень остро воспринимаю, ведь мир может быть таким красивым!

Вот я была в Праге. Зима, мороз, а перед домами зелень, все так стараются, поливают ее, ухаживают. Я много ходила, не будешь же все время в квартире сидеть, видела и лес, и парк... Так все ухожено, так красиво...

Как я тебе отвечала, как другие отвечали? Это так трудно — рассказывать о себе без подготовки... Какой мой уровень? Что ты думаешь? Я жалела твое время и коротко рассказывала.

Я — психолог в душе, понимаю, что когда дочке трудно, то она переносит свои трудности на меня... Сын у меня идеальный, он даже знает, что я могу подумать, понимает меня. Он на похороны к бабушке приезжал, нашел и время и средства, чтобы приехать. Ей было 98 лет, сын выполнил долг отца, сына бабушки, отца-то нет давно... Она только три дня была без сознания, а так ходила потихоньку, была в добром здравии. Трех сыновей похоронила... Сын мой приезжал, а его жена лежала в это время после операции. Ему трудно, он один работает и всю семью содержит — дети много требуют, учатся. Он и денег дал на похороны, похороны были за наш счет.

Сын очень порядочный и добрый... Дочка вот с колкостями с ним разговаривает, все его подначивает, почему он не пишет диссертацию... Он читает лекции в разных университетах, был в Америке, книгу издал, его все слушают...

Дочка как-то сказала, что мне надо было родиться в девятнадцатом веке, я очень ранимая, могу вида не подать, но в душе долго переживаю. Надо быть более открытой... Вот ты такая...

Надо иметь людей, с которыми общаться...

Моя мама рано умерла, она все на себя за дочерей принимала, все на себя... Одно утешение, что смерть у нее была легкая.

Я боюсь медленной агонии. Вот бы, как бабушка, — у нее семеро детей было... Дочка меня очень обидела, сказала, что квартира у меня большая, слишком большой для меня дом...»

Таким был рассказ Елены, где вопросы моего интервью были частью нашей беседы, ее монолога...

Елена, которая не боится бить на улице солидных незнакомых людей, мала ростом, худощава. Она носит обувь на высоких каблуках, ее голова с аккуратной прической кажется надменно приподнятой. Она всегда подкрашена, руки ее ухожены, а одежда модна и нарядна.

Она одна из тех женщин, которых часто даже незнакомые люди называют дамой.

Елена прожила большую часть жизни в обществе, где светская религия определяла способы решения социальных задач, формулируемых идеологами. Ей нельзя было рассказывать о том, что отец был священником, что все его дети крещены в церкви. Она сама знает молитвы и молится за своих детей. Ей нельзя было рассказывать (предупредила, что я — первый человек, который это слышит), что фашисты — оккупанты — были милостливы к их семье, что она — пятнадцатилетняя — была влюблена в рыжего немца, который жил в их доме. Он тоже был влюблен. Чувство было очень сильное, взаимное, оно осталось на всю жизнь. Она не может сказать ясно, любила ли она мужа. Прожита долгая совместная жизнь, муж давно умер, сегодня потеря переживается иначе, чем в первые годы.

Елена знает, что будет жить долго, в ее семье все долгожители. И ее здоровье не подводит. Если бы разрешали, она бы продолжала работать.

Большую часть жизни она преподавала национальный язык в стране, где люди не очень хотели им пользоваться. Последние десять лет изменили социальную ситуацию в стране, в обществе, язык стал одним из государственных. Она заканчивала работать, когда ее предмет стал востребованным и отношение людей к ее работе стало ощутимо другим. Студенты уже реже пропускали занятия и с явным интересом и энтузиазмом воспринимали предмет.

Она занималась наукой. Есть такой предмет — методика преподавания... языка. Вместо точек можно вставить название любого языка. Люди, которые разрабатывают методику, получают ученую степень кандидата или доктора педагогических наук, потом учат других, как изучать родной (или иностранный) язык. Это важно. Елена стала кандидатом наук. У нее есть работы, которые называются научными трудами. Среди них несколько книжечек, которые используются студентами. Она с гордостью показала их мне, все работы аккуратной стопочкой сложены на полке.

Она вырастила дочь и сына, о них вы прочитали в интервью.

Живет одна в большой квартире многоэтажного дома. Это не деталь — это существенно для понимания и интерпретации, так как мне хочется найти ответ на свой вопрос, который, возможно, кому-то покажется очевидным.

Любой подъезд современного многоэтажного дома (за редчайшим исключением) представляет собой печальное зрелище воплощенного варварства. Мне не хочется описывать в деталях уродство стен и лифтов, грязь, надписи на стенах, запах — неизменный спутник алкоголизма.

Подъезд дома, где живет Елена, чист и опрятен. На лестничных клетках стоят живые цветы, окна вымыты, за цветами ухаживают — их поливают и вовремя обрезают. Это — работа Елены, ее жизненный подвиг. Она годами убирала подъезд сама, настойчиво ходила по квартирам и уговаривала жителей организоваться для наведения чистоты и порядка. Она победила грязь. Всех восклицательных знаков не хватит, чтобы выразить признательность ей за этот подвиг.

Она не боялась общаться с малознакомыми людьми, которых случайно объединило с ней пространство подъезда. Она говорит о том, что была уверена в своих силах, на победу ушли годы. Но она сделала это.

Я долго думала, какими психологическими понятиями описать ее бесстрашие в общении с людьми, стремление к красивому, умение добиваться своего, поставив цель...

Из всех известных мне понятий больше всего этому содержанию жизни Елены соответствовало, на мой взгляд, понятие харизмы, лидерства, учительства, руководства. Эти понятия позволяют описать феномен воздействия человека на человека, человека на других людей, потому что сам человек хочет, может и умеет воздействовать.

Происхождение своих свойств и качеств Елена не пытается находить в каких-то отвлеченных теориях, она не интерпретирует их себе для себя самой и для людей, а понимает свои качества как проявление того, что ей предназначено. Она имеет выраженную и устойчивую Я-концепцию, в которой осознанно представлены ее, значимые для нее самой, качества. Это, как вы уже читали, ранимость, мечтательность, стремление к красивому, совершенному, бесстрашие. Свои качества она воспринимает как естественную данность, с которой ей надо обращаться по правилам, соответствующим этой данности. К числу таких правил относятся прежде всего правила соответствия социальным ожиданиям или социальным нормам. Она хочет быть правильной, об этом спрашивает и после интервью. Об этом говорят и ее регулярные занятия гимнастикой, подчеркнутая внешняя опрятность, четкая, грамотная речь, чистота дома.

Эта правильность, кажется, противоречит рассказам о том, что она бьет людей на улице. Думаю, что это — только кажущееся противоречие. Те, кого она бьет, предельно неправильные, неправильные настолько, что это вызывает в ней горячий праведный гнев, заставляющий действовать бесстрашно.

В бытовой жизни праведный гнев, превращенный в стремление к совершенству жизни, нечастое явление.

Можно говорить о том, в каких формах воплощается этот гнев, можно найти десятки аргументов, обесценивающих бесстрашие Елены. Но это не мой путь. Я хочу, чтобы читатель увидел в ее бесстрашии и упорстве проявление отношения к жизни, как к ценности, как к целостному предмету, в котором есть место Я-усилиям по его преобразованию.

Не каждый человек может проявить праведный гнев, для многих он, как одно из высших чувств человека, просто не существует.

Здесь бы надо остановиться подробнее на вариантах понимания высших чувств человека. Этих идей в психологии очень много, поэтому я пользуюсь правом выбора и обращаюсь к основателю психологии — в работах Аристотеля есть и о чувствах Елены.

Аристотель первым доказал, что психология — наука о душе, и написал о том, что душа есть сущее. Ему принадлежат идеи, к которым в равном понятийном оформлении обращаются психологи и сегодня. Например, его идея о том, что «знания и ощущения разделяются по предметам: знания и ощущения в возможности относятся к предметам в возможности, знания и ощущения в действии — к предметам в действии». Он писал и о том, что «способность ощущения и познавательная способность души в возможности тождественны этим предметам: первая — тому, что ощущается, вторая — тому, что познается. Душа необходимо должна быть либо этими предметами, либо их формами; однако самими предметами она быть не может: ведь в душе находится не камень, а форма его. Таким образом, душа есть как бы рука: как рука есть орудие орудий, так и ум — форма форм, ощущение же — форма ощущаемого» (Аристотель. Соч. — Т. 1. — М., 1976. — С. 439—440).

Он говорит о том, что человеком движут две способности — стремление и ум. Движет человеком и предмет стремления. Причем стремление может двигать вопреки размышлению, так как желание — это некоего рода стремление. Ум всегда правилен, а стремление и воображение то правильны, то неправильны.

Человека, по мнению Аристотеля, приводит в движение предмет стремления, который должен, может быть действительным благом или только кажущимся, но который подлежит осуществлению. Аристотель понимает жизнь как деятельность, для него тождественны жизнь и деятельность. Вне деятельности нет человека, не могут проявиться его качества. Разумная деятельность человека направлена на благо, сообразное добродетели.

Аристотель думал, что самостоятельность счастья как цели человеческой деятельности состоит в самой деятельности, которая избирается сама по себе. Он выделял три вида деятельности: развлечения, добродетельные поступки и теоретико-созерцательную деятельность (философствование). Он говорил и о том, что существуют два вида добродетелей: этические и дианоэтические, т.е. нравственные и мыслительные, интеллектуальные.

Добродетель, утверждал Аристотель, не есть вид рассудочной деятельности, практической мудрости, опыта. Однако без них она невозможна. Чтобы стать добродетельным человеком, кроме знания о существовании добра и зла, необходимо время и действие для воспитания характера.

Аристотелю принадлежит идея о том, что природные качества человека находятся не в его власти, что люди просто могут быть плохой породы и на них не подействует опыт воспитания.

Он описал все человеческие добродетели, используя представления о «середине» как об отличительном признаке добродетели. «Середина» — точка в психологическом пространстве человека, которая ориентирует его в проявлении добродетельных чувств. Мне думается, что к Елене в полной мере относится представление Аристотеля о существовании такой точки, она пробует фиксировать ее в виде правил, которые находит, например, в высказываниях других людей. Это позволяет ей обосновывать знаковое воплощение добродетели. Не надо забывать, что мир Елены, мир социальной системы ее жизни не содержал представления о добродетелях как о природных качествах человека. Обретение точки для применения Я-усилий в психологическом пространстве отношений с другими людьми — это завоевание Елены. Проявляется оно в добродетельных поступках, в том виде деятельности, которая, словами Аристотеля, есть деятельность, избираемая сама по себе.

Говоря иначе, смысл этой деятельности — она сама.

Аристотель считал, что страдание и зло не могут полностью исчезнуть из мира человечества. Это не пессимизм скептика, он верит в человека, в то, что человек может своей разумностью и предусмотрительностью способствовать собственному счастью и благополучию.

У Аристотеля есть идеи и об относительности совершенства человека. Он далек от мысли о равенстве людей, его гуманизм — это проявление реальностей жизни, узнаваемой и сегодня в работах современных психологов: люди отличаются способностями, формами деятельности, степенью активности. Поэтому у них разные уровни благоденствия, счастья, блаженства.

Аристотель говорит о существовании разных качеств души человека — это самое важное для понимания Елены. Один человек и тем более разные люди обладают разными качествами.

В понимании конкретных качеств, а мне хочется представить читателю содержание тех качеств Елены, которые подвигают ее

на праведный гнев, Аристотель исходит из представления о том, что есть добродетельные, «серединные» качества, по отношению к которым можно описывать все остальные. В этом смысле, если ровность чувств считать добродетелью, то она может быть основанием для описания гневливости. Примечательно, что Аристотель говорит о том, что трудно описать и назвать правильно крайности проявления ровности как добродетельной «середины». Эта трудность обусловлена тем, что гнев настолько многообразное явление, что его виды сами требуют описания и понимания через введение представления о добродетельном, праведном гневе. Этим гневом человек проявляет наличие у него стремления к восстановлению добродетельной «середины» — ровности чувств. Он вводит представление о гневе, испытываемом против того (или чего), что этого гнева заслуживает с точки зрения осуществления предметом или человеком добродетельного замысла.

Мне суждения Аристотеля представляются возможным основанием для интерпретации поведения Елены, бьющей людей на улице за то, что они ругаются матом. В ее чувствах проявляется одна из вечных проблем психологии — проблема соотношения аффекта и интеллекта, природных свойств человека и воспитанных, проблема воли и чувства. Выше я уже говорила о концепциях жизни и человека, где есть и должно быть место для Я-концепции.

Ровность Елены как проявление добродетели — это ровность горячего человека, сдерживаемой горячности. Современная психология чаще всего рассматривает горячность как характеристику одного из природных свойств темперамента человека, которое описывается термином «реактивность». Считается, например, что это свойство больше присуще людям холерического темперамента. Но описания типов темперамента почти всегда лишены того, что есть в работе Аристотеля, — знания о проявлении в свойствах темперамента добродетельных качеств.

В этом смысле мне представляется значимым обратить внимание читателей на то, что сама Елена воспринимает как необходимое проявление своего гнева в отношении других людей. В ней есть это обостренное чувство — чувство необходимости добродетели, той «середины» при проявлении избытка или недостатка чувств, которые с ней связаны.

Такой момент сензитивности к необходимости добродетели есть в детстве, когда ребенок предельно чувствителен к проявлениям правды и справедливости, честности. Это бывает примерно в шесть—девять лет, когда чувства ребенка теряют непосредственный характер и становятся опосредованными социальными нормами их проявления. Последствия этого периода описаны Г.Х.Андерсеном в сказке о голом короле, где все взрослые знали правду, но не могли ее выразить. Это было доступно только ребенку с его бесстрашием перед истиной.

Я думаю, что этот ребенок как элемент структуры психической реальности остался у Елены. Реалист, доверяющий своему естественному нравственному чувству, которое делает его сильным, потому что сильнее правды ничего нет.

Это один из абсолютов в отношениях человека с самим собой. Его можно назвать структурным образованием, ядром личности, целостным Я, нравственным императивом, жизненным бесстрашием, но суть останется одна — это будет энергетическое образование в психической реальности человека, которое влияет на ощущение силы Я, а возможно, составляет эту силу.

Воздействие на другого человека, сама возможность этого воздействия задается любому человеку этической мерой. Мера как разрешение и запрет на воздействие фиксируется в обществе в двух формах: в нравственных категориях и в общественных законах. Эти формы могут совпадать и не совпадать в отношении одного и того же содержания, поэтому и есть, как говорят, суд нравственный (по совести) и суд по закону.

Право нравственного суда, обосновывающего меры воздействия на другого человека, Елена, как и многие люди, осуществляет на основе непосредственного нравственного чувства, которое как чувство «середины» — добродетели — дает ей уверенность в действии. Можно сказать, что она таким образом обретает ту точку опоры в психологическом пространстве, которая делает осуществимыми ^-усилия, так как появляется возможность их ориентации в пространстве и во времени.

Праведный гнев, горячий гнев возможен для Елены как проявление в действии, в поступке нравственной меры, в которой в момент действия фокусируется ее Я-концепция как энергетический источник. Уже после интервью Елена рассказывала, что когда она слышит мат, то у нее просто в глазах темнеет, она словно на мгновение теряет сознание, как от боли.

Я думаю, что Елена принадлежит к людям с выраженной биофильной ориентацией, которые вносят в жизнь ее правила, тем самым проявляя, доказывая существование связи между свойствами психической реальности и формами их воплощения в правилах, нормах человеческого общения и действия.

Долгое время (почти всю жизнь) прожив в условиях запрета на многие темы общения, она любит и умеет разговаривать с людьми. Потребность в живом слове выразилась в ее коллекционировании высказываний других людей и использовании этих высказываний для общения. Мне в этом факте видится тоже проявление качеств ребенка, который ищет формы для проявления своих натуральных, свойственных ему чувств.

Елена практически большую часть своей жизни (в профессии прежде всего) имела дело со знаковыми образованиями, которые теряли черты живой жизни. Живая, естественная речь окружавших ее людей и предмет ее профессиональной деятельности не соответствовали друг другу. Это было одной из форм социальной лжи, которой приходилось следовать согласно требованиям.

Работа с умирающим языком, интерес к общению, к разговору с людьми, выраженное нравственное чувство и не соответствующие ему формы проявления — это только малая часть противоречия естественной жизни человека и тех обстоятельств, в которых эта жизнь осуществлялась.

Мне думается, что Елена обладает тем свойством души, которое в своем выражении делает человека харизматическим вождем, харизматическим лидером. Величавость всемогущего ребенка сочетается в Елене с потребностью в совершенстве жизни, направляющей воздействия на других людей, на себя, на организацию своей жизни.

Мне кажется, что идеи о наличии особых качеств человека, определяющих его воздействие на других людей, находят свое подтверждение как в работах Аристотеля, так и в работах современных авторов, которые уже упоминались в этой книге, в работах, посвященных проблемам лидерства, толпы, воздействия человека на человека.

Жизнь Елены, ее поведение позволяет обсуждать еще один аспект проблемы власти человека над человеком. Власти как особого типа воздействия на психическую реальность другого человека.

У Аристотеля, работу которого я уже цитировала, есть слова о том, что существуют люди по натуре своей — рабы и им нужно и необходимо присутствие властного человека, для того чтобы он организовывал их, а необходимо потому, что в этом проявляется свойство их натуры. Можно обесценить эти слова рассуждениями о равенстве, но их схоластическая сущность будет только сводиться к суждениям о средних показателях всевозможных обобщений, раскрывающих проблему равенства людей чаще всего как проблему возможного (иногда желаемого для исследователей) тождества. Однако множество фактов жизни и исследования общества, которые предпринимались ранее и современными авторами, показывают с очевидностью существование таких человеческих качеств, которые подробно описаны С. Московичи в его работе «Век толп»:

«Где можно прочитать о том, что в социальном мире существует тип власти, который позволяет говорить о господстве, построенном на основе духовного влияния, личного влияния. Это суть харизматической власти. В ней сочетается живое слово пророка, гармония его как учителя с учениками, облегчение страданий при его появлении и появление ясности сознания — света в душе. Это — дар излечивать через непосредственный контакт. Несмотря на прогресс науки, постоянно убеждаешься, что лекарством для одного человека является другой человек, это самый универсальный наркотик... Как всякая первичная и иррациональная власть, харизма одновременно и благодать и стигмат. Она придает ее обладателю знак чрезвычайной значимости и отметину исключительности, неистовой силы...

Все эти признаки одновременно привлекательны и угрожающи. Они защищают и пугают» (М., 1996. — С. 350—355).

С. Московичи говорит о том, что в периоды социальных кризисов массы, сами того не понимая, ищут человека, который мог бы оказать влияние на ход вещей, восстановить порядок, определить цель. Автор строит свои рассуждения, опираясь на представление о психологии масс, где постулируется наличие коллективных образов прошлого, которые воскрешает харизматический лидер. Эти коллективные образы конвенционализируют мысль, реальность события и персонажа, они приобретают огромную эмоциональную силу (соблазн, ностальгия) в форме следов коллективной памяти.

С. Московичи подробно анализирует содержание харизмы как свойства вождя. (В моем описании это свойство человека, которое проявляется у Елены при воздействии на других людей.) Важно, что харизматический лидер вызывает одновременно чувства, что он «над другими» людьми и «как другие». От этой двойственности, по мнению С. Московичи, исходит большая сила воздействия.

С. Московичи формулирует гипотезу — тотемическую гипотезу—о происхождении харизматических вождей, которая позволяет ему описывать ход эволюции человеческого общества. Он опирается на идеи 3. Фрейда о строении психической реальности человека и демонстрирует их продуктивность в понимании психологии масс. (Любознательный читатель может сам подробно познакомиться с учением 3. Фрейда и прочесть «Век толп».)

Для меня важно, что Елена чувствует в себе наличие специфических качеств, специфической силы (харизмы?), позволяющей ей обосновывать для себя возможность воздействия на других людей с добродетельной целью установления порядка.

Это чувство Елены можно было бы интерпретировать и так: она несет в себе образ (имаго) прошлой добродетельной жизни, порядка жизни, который должен быть востребован с необходимостью в ее историческое время — время перемен и социального кризиса. Она — один из тех людей, кто несет в жизнь созидательность особого типа. Думаю, что это можно назвать бытовым воплощением исторической памяти народа. Возможно, это был бы вариант архетипа матери, справедливость которой может приобретать и болезненные формы для тех, кто нарушил правила добродетельной жизни.

Елена одновременно старомодна и ультрасовременна, она знает правила добродетельной жизни, знает о необходимости этих правил, знает и современного ей человека. Он — этот человек готов подчиняться проявлению силы любого типа, потому что он — человек толпы, массовый человек, как писал когда-то Ортега-и-Гассет.

Елена не массовый человек, она через свои харизматические свойства связана с массовым человеком так, что может быть вне массы, вне толпы, оставаясь такой, как все. У нее есть возможность самоидентификации, возможность проявить свою аутентичность. Одновременно она постоянно испытывала трудности осуществления этого процесса, так как не находила адекватных ему форм творчества собственной жизни. Эту противоречивость ее жизни можно было бы описывать как ненайденное соответствие данности качеств живой психической реальности и их знакового воплощения.

Мертвый язык официальной светской религии, предмета научной и профессиональной деятельности, сама наука как искусственное образование, ориентация на завершенность, правильность формы любой активности — эти факторы ее жизни, по-моему, только усиливают присутствие в ее психической реальности особых специфических качеств, которые обосновывают ее активность, составляя суть души, ищущей себя в существующем для нее мире форм.

Я бы сказала, что у нее есть концепция жизни, в которой значительную роль играют Я-усилия людей (и ее тоже) по осуществлению жизни. Ее концепция жизни представляет собой систему правил, которые можно назвать правилами сохранения жизни как целостного предмета. Можно обсуждать достоинства и недостатки этих правил, но они существуют как семантическая система, в которой создаются ее — Елены — Я-знаки для организации жизни и для воздействия на жизнь других людей.

Елена готова учить и учиться, властвовать и подчиняться, она хочет общаться с людьми, разговаривать о жизни и не умеет этого делать. Она готова к творчеству, к будущему и стремится к нему и в то же время она — воплощение бывшего, прошлого, исторического опыта своего народа, своей семьи, самой себя. Она думает, что говорит правду, и не знает о существовании истины. Она — дитя мертвой системы, знаковой системы светской религии, она — живой Ребенок по природности своих натуральных качеств, своей натуры, обладающей харизматическими свойствами.

Сегодня она одна в большой квартире, где нелепый и одновременно очень аккуратный интерьер только что отремонтированных комнат производит то впечатление отсутствия тепла и уюта, которое остается от складских помещений. Она делает гимнастику, читает, хочет быть нужной людям и ходит на митинги... Она — устроительница жизни, живая душа в искусственной среде мертвых форм. Такая она — Елена.


 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты