КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Он тем брал людей, что был сам трепещущим человеком. 5 страницаОднако взвешенный в оценках В. Н. Коковцов вспоминает: «Роспуск Думы и обнародование составленного в исключительном порядке нового избирательного закона произошли в полном спокойствии. Оно решительно нигде нарушено не было. Получилось даже впечатление, что население было просто довольно тем, что прекратилось то нервное состояние. В котором жила страна с февраля прошлого года. И каждый может спокойно заняться своим делом» [21, с. 238]. Значение Манифеста неоспоримо: даже оппозиция впоследствии признавала, что «<...> без акта 3 июня Государственная дума никогда бы не приняла аграрной реформы Столыпина, ясно и то, что без осуществления этой реформы по 87-ой статье, т. е. помимо Думы, даже Дума 3 июня никогда бы не решилась на такой переворот» [44, с. 104]. ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИэтой меры следует принять во внимание, что у крайне правых были предложения другого характера, например, объявить военное положение, передать власть военным. Если слева Столыпина называли «реакционером», то с противоположного лагеря навешивали другие ярлыки. Вот, например, что писал страстный обличитель столыпинского кабинета иеромонах Илиодор: «Дальше с настоящим кадетским, крамольным, трусливым, малодушным Правительством жить, а тем более мириться нет никакой возможности. Довольно. Сам Обер-Прокурор тем, что поднял гонение на меня, стоящего за исконные Русские начала, доказал, что он изменил Русскому народу... изменил ему и первый Министр Столыпин, считая истинных сынов Родины погромщиками, убийцами, разбойниками и заигрывая с врагами Родины, Церкви и Русского народа!.. О чем другом, как не об этом также свидетельствует его противное заявление в Государственной Думе, что Правительство будет применять военно-полевые суды в случаях самых дерзновенных убийств. Интересно знать, какие случаи Столыпин считает исключительными, какие убийства считает он дерзновенными? Если прямо говорить, то нужно признать, что Столыпин открывает свои карты и открыто становится в ряды врагов Русского народа. Напрасно он сказал громкие слова: „Не запугаете!" Стоит только удивляться тому, что и Православные Русские люди по поводу этих слов присылали первому министру сочувственные телеграммы! Одно недомыслие и только! Не понимаю просто, как это многие Православные люди не поняли, что слово „не запугаете" есть не чистый, внушительный голос твердой и верной души, а надтреснутое дребезжание оторвавшейся струны, мелкой души, далеко отстающей от Русского народного самосознания. Если бы Столыпин, действительно, не боялся крамольников, то он и не стал бы слушать их безумных, преступных, оскорбительных речей и немедленно сказал бы кому следует, что нужно сказать зазнавшимся и зарвавшимся злодеям: „Вон отсюда!" и... вздернуть их на виселицу. Вот тогда бы виднее было бесстрашие первого министра! Более подходящим будет признать, что слова „Не запугаете" были сказаны не по адресу крамольников, а по адресу черносотенцев, которым Столыпин, действительно, сделал много зла; это зло он начал делать с первых шагов своего премьерства, когда сказал: „а что это за Союз Русского Народа, где он находится: я на него внимания не обращаю". И все это время он шел по этому преступному, предательскому пути. Но да будет ведомо господину Столыпину, что Русский Православный народ только посмеется над его словами „не запугаете", когда настанет время, а это время наступит скоро, и не дозволит ему дурманить Русских граждан какими-то заморскими конституциями и кадетскими бреднями! Нет, все говорит за то, что настала пора покончить все политические счеты с нынешним Столыпинским министерством и спасти Родину, Церковь и Трон Самодержца великого самому народу! Дальше полагаться на Правительство преступно!» [46, с. 114] Что мог возразить Илиодору Столыпин? Их спор касался вечных вопросов Российской державы, вобравшей десятки и сотни больших и малых народов, которые наделяли ее вселенским духом, но при том незаметно иссякал основной дух государства — собственно, русский: центробежные стремления неумолимо ослабляли костяк государства. Двадцать миллионов инородцев на сто сорок миллионов коренного русского населения трех ветвей оказались значительной силой, вошедшей в союз с российской интеллигенцией, отвернувшейся от Православия и монархии: «...инородцы играли огромную роль и, даже, ставили русскому народу задачи, которые тот должен был исполнять. И не только хозяйственно оскудевал центр, но и политически ослабевал. А окраины процветали и стремились подчинить себе и центр. Извращался путь русского развития; слабела воля и оскудевала мысль. Нужно было русскому началу снова вернуть его руководящую роль и вовсе не в виде расизма, а в виде тех исторических прав, которые были приобретены огромными жертвами» [32, с. 55]. Об этом думали, спорили, говорили, писали много лучших умов — от мыслителей-славянофилов до русских марксистов. Однако минувшая революция показала, что русское общество нуждается в существенных переменах, что общественные силы должны найти выход своему применению и народное представительство открывает для этого большие возможности. Не использовать их, попытаться обратить историю вспять — значит окончательно рассорить власть с обществом и привести страну к катастрофе. Бывший саратовский губернатор, побывавший в самом центре русской Вандеи, лучше чем кто-либо понимал значение гражданского мира и всеми силами старался его сохранить. СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ УПОРСТВО,с которым решал П. А. Столыпин главный — земельный вопрос. Даже в самые напряженные периоды своей жизни он постоянно держал его под контролем; далекий от умозрительных схем, научной догматики, он совершенствовал намеченную программу в зависимости от конкретной общественно-политической и хозяйственной ситуации в стране. В этой реформе он видит не только выход из экономических неурядиц, из общинной нужды: в создании класса мелких собственников он видит опору, на которой будет «покоится устойчивый порядок в государстве». Замыслы главного министра России, его надежды, связанные с рес]юрмой, в достаточной степени обнаруживает следующий документ, подготовленный накануне открытия III Госдумы. «Из секретного представления П. А. Столыпина Совету Министров о намеченных Особым Совещанием мерах по упорядочению и ускорению продажи крестьянам земель, приобретенных Крестьянским банком, о необходимости в борьбе с революцией быстрейшего создания многочисленного слоя зажиточных крестьян-собственников»: «<...> Развитие личной земельной собственности среди крестьян, устранение важнейших недостатков их земледелия, а именно чересполосность, дальноземелья и длинноземелья, наконец всемерное содействие крестьянам в расселении хуторами или мелкими поселками,— таковы ближайшие землеустроительные задачи правительства... При хищническом хозяйстве, при бедности и невежестве крестьян, при отсутствии среди них понятия о собственности,— никакие преобразования, никакие культурные начинания невозможны и заранее обречены были бы на неуспех; невозможно и прочное поддержание дома внешнего порядка, так как дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боящаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять собой горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу, будь то революционная пропаганда, эпидемия или другое стихийное бедствие. Лишь создание многочисленного класса мелких земельных собственников, лишь развитие среди крестьян инстинкта собственности,— несомненно и ныне существующего, но ослабленного подавленного, лишь освобождение наиболее энергичных и предприимчивых крестьян от гнета мира,— словом, лишь предоставление крестьянам возможности стать полноправными самостоятельными собственниками наравне с прочими гражданами Российской империи,— могут поднять, наконец, нашу деревню, упрочить ее благосостояние... И сторонники революционных и социалистических учений прекрасно понимают опасность, грозящую им от правительственных землеустроительных начинаний. Со всех сторон, в манифестах и воззваниях, слышатся в их лагере призывы к противодействию этим начинаниям. Оно и понятно: крепкое, проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство служит везде лучшим оплотом порядка и спокойствия, и если бы правительству удалось проведением в жизнь своих землеустроительных мероприятий достигнуть этой цели, то мечтам о государственном и социалистическом перевороте в России раз и навсегда был бы положен конец <...>. Следует помнить, что успех... может явиться и без сомнения явится началом навой землеустроительной эры, началом переустройства крестьянского землевладения на общепризнанных во всех странах мира основаниях личной собственности и культурного хозяйства <...>» [20, с. 51—52]. Как говорилось, IIIДума существенно отличалась от прежних. Третьеиюньская монархия лишила оппозицию былого единства: интеллигенция, земства, промышленники, представители национальных окраин оказались в новых соотношениях, изменивших прежний порядок. Вместе с тем кадеты вынуждены были отклонить предложение бойкотировать новые выборы в Думу. Октябристы, признавая факт «государственного переворота», однако считали, что виноваты в нем «левые». Новый состав III Думы сделал ее более работо- и жизнеспособной: в ней прошли все законные циклы секций, и она просуществовала целых пять лет. Примечательно, что после представителей левых сил Муромцева и Головина Председателем этой Думы был выбран Хомяков — сын известного славянофила. Будничное открытие III Думы было несколько взбудоражено предложением октябристов послать правительственный адрес Николаю II. Страсти разгорелись по поводу включения в текст ключевых слов: правые настаивали на «самодержавии», кадеты — на упоминании «конституции». Согласительная комиссия результатов никаких не дала, полемика, по сути, шла вокруг вопроса о строе в стране — самодержавном или конституционном, и потому никто не хотел уступать. В результате Царю были направлены два адреса: левых, которых поддержало большинство центра, и правых. Таким образом, октябристы, на которых больше всего рассчитывал Столыпин, оказались поначалу в единении с левыми силами. Премьер встретился с лидером октябристов Гучковым, в результате чего союз с ними был временно восстановлен. 16 НОЯБРЯ 1907 ГОДА П. А. Столыпин выступил в III Государственной Думе с декларацией,в которой изложил цели правительства, способы их достижения, остановился на существе законодательных предложений. Это заседание народного представительства прошло в переполненном зале: были заняты все депутатские и министерские места, ложи дипломатического корпуса, членов Государственного Совета, сенаторов. Места для публики не вмещали всех желающих, все сознавали значение события. В лаконичном и понятном всем сообщении правительства его глава дал прямые ответы на самые волнующие вопросы о современном государственном строе. Его выступление не раз прерывалось «громкими аплодисментами центра и правых, настолько иногда продолжительными, что председатель Государственной думы должен был браться за звонок» [42, с. 104]. Речь эта, в которой были расставлены важные акценты, не обойдены самые острые углы, стала воистину исторической. Глава правительства, в частности, говорил: «Для всех теперь стало очевидным, что разрушительное движение, созданное крайними левыми партиями, превратилось в открытое разбойничество и выдвинуло вперед все противообщественные преступные элементы, разоряя честных тружеников и развращая молодое поколение. Противопоставить этому явлению можно только силу. Какие-либо послабления в этой области правительство сочло бы за преступление, так как дерзости врагов общества возможно положить конец лишь последовательным применением всех законных средств защиты. По пути искоренения преступных выступлений шло правительство до настоящего времени — этим путем пойдет оно и впредь. Для этого правительству необходимо иметь в своем распоряжении в качестве орудия власти должностных лиц, связанных чувством долга и государственной ответственности. Поэтому проведение ими личных политических взглядов и впредь будет считаться несовместимым с государственной службой(Г. С.) <...>. Коренною мыслью теперешнего правительства, руководящею его идеей был всегда вопрос землеустройства. Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы <...>» [57, с. 98—100]. Перечислив вопросы, требующие скорейшего разрешения, он закончил так: «С своей стороны правительство употребит все усилия, чтобы облегчить работу законодательных учреждений и осуществить на деле мероприятия, которые, пройдя через Государственную думу и Государственный совет и получив утверждение Государя Императора, несомненно, восстановят порядок и укрепят прочный, правовой уклад, соответствующий русскому народному самосознанию. В этом отношении Монаршая воля неоднократно являла доказательство того, насколько Верховная власть, несмотря на встреченные ею на пути чрезвычайные трудности, дорожит самыми основаниями законодательного порядка, вновь установленного в стране и определившего пределы Высочайше дарованного ей представительного строя. Проявление Царской власти во все времена показывало также воочию народу, что историческая Самодержавная власть (бурные рукоплескания и возгласы справа, «браво») ...историческая Самодержавная власть и свободная воля Монарха являются драгоценнейшим достоянием русской государственности, так как единственно эта Власть и эта Воля, создав существующие установления и охраняя их, призвана, в минуты потрясений и опасности для государства, к спасению России и обращению ее на путь порядка и исторической правды» [57, с. 102]. Уполномоченные представители всех думских фракций выступили с ответами на эту важную речь. Эти выступления подтверждали, что слова П. А. Столыпина никого не оставили равнодушным, они затронули самые болевые точки российского государства. В тот же день в ответ на критическое выступление одного из лидеров конституционных демократов В. А. Маклакова премьер-министр произносит речь, подтверждающую верность прежним позициям и стремлениям придать работе народного представительства большее значение для укрепления и возвеличивания государства, а также для успешного разрешения главного вопроса Российской державы — земельного. Вот некоторые самые существенные, на наш взгляд, положения той примечательной речи, которые не потеряли своей актуальности и поныне и определяли условия успешного выполнения российских реформ: «<...> Только то правительство имеет право на существование, которое обладает зрелой государственной мыслью и твердой государственной волей(Г. С.) <...>. Не с угрозой, господа, не с угрозой мы шли сюда, а с открытым забралом заявили, что в тех случаях, когда на местах стоят люди не достаточно твердые, когда дело идет о спасении родины, тогда приходится прибегать к таким мерам, которые не входят в обиход жизни нормальной. Я упомянул тогда об одной из передовых стран — страна эта Франция,— где несменяемость судей была временно приостановлена,— этому нас учит история, ведь это факт. Тут говорили о политической деятельности служащих, говорили о том, что нужна беспартийность, что нельзя вносить партийность в эту деятельность. Я скажу, что правительство, сильное правительство, должно на местах иметь исполнителей испытанных, которые являются его руками, его ушами, его глазами. И никогда ни одно правительство не совершит ни одной работы, не только репрессивной, но и созидательной, если не будет иметь в своих руках совершенный аппарат исполнительной власти <...>. Правительство, наряду с подавлением революции, задалось задачей поднять население до возможности на деле, в действительности воспользоваться дарованными ему благами. Пока крестьянин беден, пока он не обладает личною земельною собственностью, пока он находится насильно в тисках общины, он останется рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы (Г. С.) <...>. Мелкий земельный собственник, несомненно, явится ядром будущей мелкой земской единицы; он, трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства, внесет в деревню и культуру, и просвещение, и достаток. Вот тогда, тогда только писаная свобода превратится и претворится в свободу настоящую, которая, конечно, слагается из гражданских вольностей и чувства государственности и патриотизма(Г. С). При этих условиях будет иметь успех идея местного суда, будет иметь успех и идея суда административного, который необходим как основа всякого успеха в местном управлении <...>. Децентрализация может идти только от избытка сил. Могущественная Англия, конечно, дает всем составным частям своего государства весьма широкие права, но это от избытка сил; если же этой децентрализации требуют от нас в минуту слабости, когда ее хотят вырвать и вырвать вместе с такими корнями, которые должны связывать всю империю, вместе с теми нитями, которые должны скрепить центр с окраинами, тогда, конечно, правительство ответит: нет! Станьте сначала на нашу точку зрения, признайте, что высшее благо — это быть русским гражданином, носите это звание так же высоко, как носили его когда-то римские граждане, тогда вы сами назовете себя гражданами первого разряда и получите все права (Г. С.) <...>. Поэтому наши реформы, чтобы быть жизненными, должны черпать свою силу в этих русских национальных началах(Г. С). Каковы они? В развитии земщины, в развитии, конечно, самоуправления, передаче ему части государственных обязанностей, государственного тягла и в создании на низах крепких людей земли, которые были бы связаны с государственной властью. Вот наш идеал местного самоуправления так же, как наш идеал наверху — это развитие дарованного Государем стране законодательного, нового представительного строя, который должен придать новую силу и новый блеск Царской Верховной власти. Ведь Верховная власть является хранительницей идеи русского государства, она олицетворяет собой ее силу и цельность, и если быть России, то лишь при усилии всех сынов ее охранять, оберегать эту Власть, сковавшую Россию и оберегающую ее от распада. Самодержавие московских Царей не походит на самодержавие Петра, точно так же, как и самодержавие Петра не походит на самодержавие Екатерины Второй и Царя-Освободителя. Ведь русское государство росло, развивалось из своих собственных русских корней, и вместе с ним, конечно, видоизменялась и развивалась и Верховная Царская Власть. Нельзя к нашим русским корням, к нашему русскому стволу прикреплять какой-то чужой, чужестранный цветок(Г. С). Пусть расцветет наш родной русский цвет, пусть он расцветет и развернется под влиянием взаимодействия Верховной Власти и дарованного Ею нового представительного строя. Вот, господа, зрело обдуманная правительственная мысль, которой воодушевлено правительство. Но чтобы осуществить мысль, несомненно нужна воля. Эту волю, господа, вы, конечно, найдете всецело в правительстве. Но этого недостаточно, недостаточно для того, чтобы упрочить новое государственное устройство. Для этого нужна другая воля, нужно усилие и с другой стороны. Их ждет Государь, их ждет страна. Дайте же ваш порыв, дайте вашу волю в сторону государственного строительства, не брезгуйте черной работой вместе с правительством. Я буду просить позволения не отвечать на другие слышанные тут попреки. Мне представляется, что, когда путник направляет свой путь по звездам, он не должен отвлекаться встречными попутными огнями. Поэтому я старался изложить только сущность, существо действий правительства и его намерений. Я думаю, что, превращая Думу в древний цирк, в зрелище для толпы, которая жаждет видеть борцов, ищущих, в свою очередь, соперников для того, чтобы доказать их ничтожество и бессилие, я думаю, что я совершил бы ошибку. Правительство должно избегать лишних слов, но есть слова, выражающие чувства, от которых в течение столетий усиленно бились сердца русских людей. Эти чувства, эти слова должны быть запечатлены в мыслях и отражаться в делах правителей. Слова эти: неуклонная приверженность к русским историческим началам в противовес беспочвенному социализму. Это желание, это страстное желание обновить, просветить и возвеличить родину, в противность тем людям, которые хотят ее распада, это, наконец, преданность не на жизнь, а на смерть Царю, олицетворяющему Россию. Вот, господа, все, что и хотел сказать. Сказал, что думал и как умел (Бурные рукоплескания в центре и справа.)» [57, с. 103-107]. Свидетели этой речи отмечали искренность, воодушевление и темперамент, с которой произнес свою речь П. А. Столыпин — речь, покрытую после завершения овациями. Это выступление главы правительства стало событием для России, о нем много писали и говорили. Так, например, 17 ноября 1907 года в «Новом времени» напечатана большая статья, часть которой мы воспроизводим: «Вторую половину своей декларации в сегодняшней Думе Премьер-министр П. А. Столыпин посвятил вопросу о самодержавии, этому „драгоценнейшему историческому достоянию" России, и все, конечно, поняли, что первый Министр ответил здесь на известные думские дебаты 13-го ноября. Отвечая в конце заседания на речи думских ораторов по поводу декларации, он еще раз возвратился к тому же вопросу и в горячей импровизации, с необыкновенным подъемом, который захватил и огромное большинство депутатов, чрезвычайно удачно охарактеризовал наш новый государственный порядок с Царским самодержавием и народным представительством, как естественное развитие русской государственности из ее исторических корней. И г. Столыпин имел огромный, вполне заслуженный успех. Если чтение декларации в той части, где говорится о самодержавии, было встречено аплодисментами преимущественно правых, то импровизация об историческом развитии самодержавия, приведшем ныне к народному представительству без ущерба исторической сущности самодержавия, вызвала бурные аплодисменты на огромном большинстве депутатских скамей и снова объединила центр нынешней Думы с правым ее флангом, что дает надежду на возможность восстановления, если не содружества, установившегося было (при выборе президиума) между центром и правым флангом, то их согласной деятельности в наиболее серьезных моментах думской работы. Вообще сегодняшний думский день был настоящим триумфом г. Столыпина. Ему выпало столько аплодисментов и таких горячих, как еще ни одному из ораторов третьей Думы, не исключая и тех счастливцев, которым удалось сразу завоевать широкие симпатии в этой Думе. Между тем содержание министерской декларации, при всей мягкости ее тона, отнюдь не такого свойства, чтобы оно могло льстить толпе. Можно даже сказать наоборот: нынешняя министерская декларация, при мягком тоне, совсем не мягкого содержания. Ее первая тема — необходимость энергичной борьбы с продолжающеюся смутой, выродившейся в распространение хулиганско-анархической преступности, в виде кровавых грабительских подвигов, от которых житья нет мирным гражданам, людям труда и порядка. Говоря об условиях успешности этой борьбы, декларация недвусмысленно адресовала „quos ego" тем агентам правительственной власти, которые вместо того, чтобы честным и верным выполнением своего служебного долга облегчать власти борьбу с крамолой, деятельно помогают последней. Декларация предупреждает таких агентов власти, что столь возмутительное нарушение служебного долга не будет более терпимо. Даже по адресу судейских либералов декларация, правда, в деликатной форме, намекнула, что и пресловутая „несменяемость" судей, в известных обстоятельствах, может быть приостановлена, как это сделал в свое время Гамбетта в республиканской Франции. И Дума приняла эти заявления декларации не только без протеста, а, напротив, с живыми знаками сочувствия. Мы вспоминаем дни чтения министерской декларации в первой и во второй Думах. Какая прямо невероятная разница! Даже трудно представить себе, чтобы те первые
две Думы могли выслушать спокойно, не говоря уже о знаках одобрения, что-нибудь подобное только что приведенным заявлениям нынешней министерской декларации. Эта разница, быть может, всего ярче обрисовывает ту колоссальную перемену, которая совершилась в настроении страны. Революционного задора не чувствовалось даже в тех жалких речах, с которыми выступили по прочтении декларации три оратора социал-демократической фракции. Без тени одушевления и самоуверенности прочли они с думской трибуны свои заученные реплики,— бледные, слабые, даже вялые — и вернулись на свои скамьи мокрыми курицами. Даже и кадетский лидер, выступавший сегодня по декларации, именно г. Маклаков, о котором говорят, что он весь — один темперамент, даже пламенный г. Маклаков не увлек Думу, да и говорил он в таком духе, в каком в первой Думе говорил примирительный г. М. Стахович, а во второй — г. Капустин, т. е. совсем не кадетские оракулы. Таков сдвиг, происшедший в третьей Думе, говоря словами „товарищеской" печати» [42, с. 121]. ОДНАКО НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ,что оппозиция была полностью смята, подавлена: отдельные ее представители не желали мириться с новым положением дел и пытались вырвать инициативу из рук главы кабинета. Как обычно, основной напор пришлось выдержать самому премьеру П. А. Столыпину. Плодотворная работа IIIДумы едва не была сорвана событием, которое взволновало всех депутатов. Видный кадет Ф. И. Родичев, потерявший во время неудачного выступления самообладание, допустил в запальчивости оскорбительное выражение «столыпинский галстук» как откровенную аналогию с веревкой для виселицы... Вот как описывается это событие в том же выпуске «Нового времени»: «После небольшого перерыва на трибуну поднялся г. Родичев. Он начал с повторений доводов г. Маклакова, перешел на гражданские мотивы о патриотизме, национализме и заканчивал защитой польских интересов. Слова оратора: „мы, любящие свое отечество... мы, защищающие порядок..." — вызывали смех на скамьях крайней правой, и оттуда в ответ часто слышались напоминания о выборгском воззвании. Выкрики с мест, не прекращавшиеся, несмотря на неоднократные замечания председателя, видимо, еще сильнее взвинчивали г. Родичева; он становился все более и более резким, терял самообладание, злоупотреблял жестикуляцией — и, не находя подходящих выражений, выбрасывал неудачные афоризмы. Когда г. Родичев, вспоминая выражение Пуришкевича о „муравьевском воротнике", сказал, что потомки его назовут это „столыпинским галстуком", зал в одно мгновение преобразился. Казалось, что по скамьям прошел электрический ток. Депутаты бежали со своих мест, кричали, стучали пюпитрами, возгласы и выражения негодования сливались в невероятный шум, за которым почти не слышно было ни отдельных голосов, ни звонка председателя. Полукруг перед трибуной мгновенно наполнился депутатами, а сидевшие позади оказались в первых рядах. —Долой, вон, долой!.. —Не расстались со своим Выборгом! Выгнать его, немедленно вон!.. —Нечестно, подло!.. Вы оскорбили представителя Государя... —Мерзко, недостойно члена Думы, недостойно высокого собрания... Крики неслись со всех сторон. Октябристы, умеренные, правые — все столпились около трибуны, к которой тянулись десятки рук и, казалось, что зарвавшегося, забывшегося г. Родичева моментально силою стащат с трибуны. Несколько человек уже стояло за пюпитрами секретарей, а г. Пуришкевич порывался бросить в г. Родичева стаканом. Н. А. Хомяков начал было звонить, но, когда увидел, до какой степени разгорались страсти, покинул трибуну и прервал заседание. За председателем удалились и остальные члены президиума. Взволнованный, бледный П. А. Столыпин при первых же криках встал со своего места и, окруженный министрами, вышел из зала почти одновременно с Н. А. Хомяковым. За Председателем Совета Министров тотчас же поспешило несколько депутатов. Родичев все еще стоял на трибуне, краснел, бледнел, пробовал что-то говорить и затем будто замер, видя, что его выходкой возмущена почти вся Дума, за исключением, может быть, небольшой кучки лиц. Наконец сквозь ряды депутатов к кафедре протискивается высокий старик, кадет г. Покровский, и прикрывает руками г. Родичева, который при несмолкавших криках: „вон", „долой", „вон"... спускается к своему месту и затем, окруженный кадетами, выходит в Екатерининский зал. Едва трибуна освободилась, на нее вбегает г. Крупенский, стучит кулаком и переругивается с левыми. Г. Шульгин старается увести не в меру разгорячившегося депутата. —По фракциям, по фракциям! — раздаются возгласы, и депутаты с шумом покидают зал. —Два года не дают работать... —Оставались бы себе в Выборге, коли не отучились ругаться... —С первых шагов снова делают скандалы... Это все больше голоса крестьян, которые более всех других были взволнованы и удручены скандальной выходкой и сыпали по адресу кадетов весьма нелестные замечания. Сами кадеты только разводили руками и почти не находили оправданий для непонятного выступления своего лидера... Он не обобщал, а говорил лишь о потомках г. Пу-ришкевича — только и могли сказать кадеты, видимо крайне недовольные скандальным инцидентом» [42, с. 124—125].
|