КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль немецкой классической философии в формировании культурно-исторической парадигмы социального знания и идей глобального эволюционизмаВопросы к теме:
Ответы на вопросы к теме: 1. Во второй половине 18 в. рядом мыслителей пересматриваются основоположения популярных идей философии Просвещения. Если философы-просветители усматривали основу общественного развития в прогрессе разума, то Ж..-Ж. Руссо, высказал мысль о том, что развитие наук и искусств лишь углубляет социальные противоречия в обществе. Д. Дидро во Франции и представители движения «Бури и натиска» в Германии сомневались в обоснованности распространения рационалистической методологии на область художественного творчества. Еще раньше Г. В. Лейбниц сомневался по поводу того, что с помощью законов механики можно объяснить все природные процессы. Д.Юм подверг критике принципы причинности и субстанциональности в естествознании. А.Р.Ж. Тюрго сомневался в правильности идеи о том, что рационалистические принципы устройства общества являются основой его прогресса. С его точки зрения основой прогресса является не разум, а социальные противоречия и борьба интересов различных социальных групп. 2. Великие социальные революции конца 18 – первой половины 19 в. (война за независимость США 1776г., Великая французская революция 1789г., наполеоновские войны, политические революции в Испании и Польше, борьба за независимость народов Латинской Америки, Всеевропейская революция 1848г.) прошли под социально-политическими лозунгами эпохи Просвещения: суверенитет народа, разделение властей, установление законодательной власти, ответственной перед народом, идеи прав человека (свободы, равенства, братства), право народа на революцию. Кульминационным пунктом революционного развития была Великая французская революция. Политические программы основных партий французской революции были построены на концепциях, разработанных социально-философской мыслью французского Просвещения, критиковавшей легитимность социальных институтов старого порядка. Если социальные революции, ликвидировав остатки феодальных отношений в странах Западной Европы, подготовили социальный базис техногенного общества, то научная революция превратила науку в главную производительную силу и сделала техногенное развитие общества необратимым. Промышленный переворот в Англии (конец 18 в.) и во всей Европе (первая половина 19 в.) явился своеобразным экономическим плодом первой научной революции, закончившийся созданием механистической картины мира И. Ньютона. Новые открытия в науке, сделанные на основе экспериментально-математической методологии естествознания, выработанной просветительской мыслью, выходили за рамки механической картины мира и превращали различные области научного познания в самостоятельные научные дисциплины. 3. Противоречивость результатов революционных событий поставила на повестку дня критику социальных концепций Просвещения:
В это же время выявились существенные недостатки эмпирико-экспериментальной методологии естествознания, выработанной И. Ньютоном и Д. Локком и развитой в философии Просвещения:
Основной причиной недостатков и противоречий просветительской мысли 18 в. явился ее догматизм, вытекающий из сенсуализма и рационализма 17 в., на которых она базировалась.
4. Переосмысление итогов и последствий социальных и научной революций выполнили представители немецкой классической философии. Это было вызвано следующими обстоятельствами:
5. Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант. Под влиянием Д. Юма и Ж.-Ж. Руссо немецкий мыслитель анализирует основания просветительского разума. Кант совершает переворот в философии, обратившись к изучению познавательных способностей субъекта и пытаясь найти общезначимость научного знания в познавательной деятельности субъекта, а не в объекте познания. Кант противопоставляет субъект и объект. Его ученик И.Г. Фихте из субъекта познания выводит формы познавательной деятельности и все содержание знания. Субъект превращается в абсолютное начало всего существующего. В философской системе Ф.В.Й. Шеллинга субъект утрачивает связь с индивидуальным сознанием и превращается в абсолютное мировое начало. Природу он рассматривает как процесс развития явлений от низших состояний к высшим, от неорганических форм к сознанию. Единство субъекта и объекта (природа) может быть постигнуто с помощью искусства. Г.В.Ф. Гегель считает, что природа постигается путем понятийного познания, поскольку в понятии уже содержится единство субъекта и объекта. Гегель строит систему саморазвития понятий, которая является основой познания природы, исторического развития общества, саморазвития духовной жизни человека. 6. Представители немецкой классической философии заложили фундамент культурно-исторической парадигмы социального знания и концепций эволюционизма в естествознании: · Проведенное Кантом различие между теоретическим и практическим разумом поставило проблемы соотношения естественно-природного и социально-культурного в развитии общества и отличия методологии естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин. · Акцент на субъекте познания, рассмотрение познания как деятельности субъекта поставили вопрос об истории как закономерном процессе развития человечества и методе исследования во всех социально-гуманитарных науках. · Обобщение открытий второй глобальной научной революции привело к рассмотрению природы как саморазвивающейся органической системе, что опередило реально достигнутые результаты естественнонаучных дисциплин и повлияло на формирование эволюционных учений.
7. Великая французская революция выявила противоречия и привела к пересмотру рационалистической методологии и основных постулатов естественно-правовой парадигмы социального знания. Саму революцию и ее идеи отвергали консерваторы (Ж. де Местр, Ф. де Шатобриан, Л. Бональд), считая, что история общества свидетельствует о необходимости традиционных социальных институтов, сдерживающих асоциальные склонности людей. Либералы сочетали идеи об ответственности правительства перед народом и правах человека с идеями о новом историческом этапе развития общества, в котором плодами промышленного переворота должно воспользоваться большинство людей. С точки зрения социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) революция является порождением исторического развития человечества, а радикальные изменения социальных институтов закономерны и оправданы. Рассматривают рост промышленного производства как необходимое условие социальных преобразований и социального прогресса общества, мысля в духе иной парадигмы социального знания – культурно-исторической. 8. Немецкая классическая философия усматривает движущую силу развития общества в развитии абсолютного разума, тем самым мистифицируя исторический процесс. Рассматривает историю как следствие развития логических понятий абсолютного разума, философию – как подведение итогов этого логического развития. Считает свои идеалистические системы завершением и подведением итогов духовного развития человечества.
Вопросы к тексту И. Канта:
Ответы на вопросы по теме: 1. Основная задача философии в том, чтобы открывать истину, расширяя границы познания. 2. Границы познания мира вещей определяются возможностями самого познания. Метафизика догматична, поскольку отвергает критику чистого разума, порождая неверие, противоречащее моральности. 3. Практический разум руководствуется чувственным восприятием мира, отказываясь от возможности априорного знания, т.е. от возможности установить нечто раньше, чем оно дано. Человек должен рассматривать себя и познавать законы приложения своих сил с двух точек зрения: как существо подчиненное законам природы и как существо подчиненное законам разума, принадлежащее к умопостигаемому миру, независимому от определяющих причин чувственного восприятия. Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено как средство; только человек, а с ним и каждое разумное существо есть цель сама по себе. Высшая цель природы – развитие всех задатков, заложенных в человеке. 4. Высшей задачей человеческого рода должно стать справедливое гражданское устройство общества, в котором максимальная свобода над внешними законами сочетается с непреодолимым принуждением ради совместимости свободы всех. Создавать гражданский союз людей вынуждает необходимость избегать конфликтов друг с другом, возникающих вследствие необузданной свободы. 5. Чтобы реализовать природные задатки в условиях гражданского союза люди вынужденно создают культуру, искусство, наилучшее общественное устройство. Историю человеческого рода можно рассматривать как полную реализацию природных задатков человечества, что возможно лишь при внутренне и внешне совершенном государственном устройстве.
Вопросы к тексту Ф. Коплстона: 1. В каком направлении развивают критическую философию И. Канта его ученики – И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель? 2. Каковы основные идеи немецкой классической философии? 3. Каковы идеи исторического развития человечества в немецкой классической философии? Какова роль философии в историческом развитии человечества, с точки зрения Гегеля и Маркса?
Ответы на вопросы к тексту Ф. Коплстона: 1. Исходным пунктом для объяснения развития метафизического идеализма из критической философии является кантовское понятие вещи в себе. Фихте, развивает позицию Канта в идеализм, где вещи рассматриваются как продукты мысли «абсолютного Я». Гегель рассматривает реальность как процесс самопроявления «бесконечного разума, бесконечного духа». Шеллинг рассматривает человеческий дух как орган самосознания природы. 2. Немецкая классическая философия рассматривает предметный мир как продукт мысли (идеализм). Если реальность – это процесс, через который проявляет себя абсолютное мышление, то он постижим. Философия – рефлексивное самосознание абсолютного мышления. Философская рефлексия происходит над старыми формами общества или культуры в тот момент, когда движение жизни требует новых социальных и политических форм. История – разработка во времени духовной идеи, или цели. Считали возможным преобразование общественного устройства через анализ и разработку стандартов разумного государства. 3. Немецкие философы-идеалисты рассматривали историю как разработку во времени духовной Идеи. Каждый из великих идеалистов имел свою философию истории. Фихте понимал историю как движение к осуществлению идеального нравственного миропорядка. Шеллинг представляет историю как возвращение к Богу падшего человечества, отчужденного от подлинного центра своего бытия. Гегель рассматривает историю как движение к осуществлению духовной свободы. Философия Гегеля познает и канонизирует отжившие социальные и политические формы общества, находящиеся на грани уничтожения. У Маркса роль философии состоит в понимании исторического процесса и изменении существующих форм социальной организации в соответствии с запросами движения истории. Маркс подчеркивает революционную функцию познания.
|