Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Философия и наука в период средневековья. Идейные предпосылки коперниканской научной революции и Реформации




Вопросы к теме:

  1. Каковы идейные источники христианства?
  2. Почему возникновение христианства можно считать духовной революцией античного общества?
  3. Как трансформируется христианство в эпоху поздней римской империи?
  4. Какую роль в формировании христианской теологии эпохи средневековья сыграл Аврелий Августин? Каковы основные идеи теологии Августина?
  5. Как взаимосвязаны стадии развития средневекового европейского общества с этапами развития средневековой философии?
  6. Какие изменения в развитии социальной и духовной жизни средневековой Европы произошли в 14 в.? Какое влияние эти изменения оказали на развитие средневековой философии?
  7. Каковы основные положения номиналистической философии У. Оккама?
  8. В чем заключаются основные идеи Мейстера Экхарта и немецких мистиков 14 в.?
  9. Какую роль идеи У. Оккама, Р. Бэкона и их последователей сыграли в подготовке коперниканской научной революции?
  10. Какую роль У. Оккам и Мейстер Экхарт сыграли в подготовке реформационного движения?
  11. Какое влияние на реформационные концепции Лютера оказали Л. Валла и Эразм Роттердамский?
  12. На какие течения разделяется реформационное движение после 1525 года?
  13. Чем эти движения отличаются друг от друга?
  14. К каким последствиям в области философии, научного познания и социальной теории привело реформационное движение?
  15. Почему тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) и Великая английская революция свидетельствовали об исчерпанности Реформации как великого проекта модерна?
  16. Почему в итоге Реформации Теоцентрическая парадигма социального знания уступила доминирующую роль в социальном знании естественно-правовой парадигме?
  17. Как впоследствии развивались консервативное и радикальное направления в христианстве?

Ответы на вопросы по теме:

1. Идейные источники христианства:

  • Неоплатонизм (3 в. н.э.), обосновывающий монотеизм, идею бессмертия души, идею греховности мира, духовное равенство всех людей перед богом, т.е. те идеи, которые помогут римлянам и грекам воспринимать христианство.
  • Ближневосточная религиозная мысль (7 в. до н.э.), идеи которой выдвигались во время пророческого движения (идея единого Бога, идея откровения, идея избранничества и божьей благодати, идея свободного решения (следовать указаниям Бога), идея греха и кары за грех, идея спасения, вера в свое предназначение) и являлись вызовом традиционному обществу древневосточных монархий.

 

Христианство явилось синтезом ветхозаветных преданий и поздней античной философии, идеи христианства выходили за рамки как античной философии, так и восточной религиозной мысли.

2. Христианство явилось совершенно новым направлением духовной жизни античного общества. Понятие неограниченного ничем и никем Бога, перенесенное из иудаизма в рамки античной картины мира, взрывало космос греческой философии. Человек, созданный по образу и подобию Бога, переставал быть составной частью гармоничного космоса и получал статус вершины всех творений. Преобразовательная деятельность человека над земным миром стала рассматриваться как отражение мировой активности Бога. В христианской теологии мир приобретает однонаправленный временной вектор – от сотворения мира до судного дня (ожидаемая революция). Акцент на вере как необходимом условии спасения души, подчинение акту веры интеллектуальных способностей, порождали интерес к душевным переживаниям человека и исповедальный акт философского творчества. Христианство принесло две идеи совершенно чуждые Античности: идею творения мира и идею откровения. Все новые представления христианства оказали огромное влияние на последующее развитие философской мысли и явились предпосылками формирования философских концепций, ставших идейными источниками развития в Западной Европе техногенной цивилизации.

3. В поздней Римской империи разрушались последние атрибуты классической полисной культуры, и чем быстрее она приобретала черты традиционно-аграрного общества, тем в большей степени христианство превращалось в идеологию этого общества со своим догматическим каноном и церковной иерархией. Страшный суд откладывался на неопределенное будущее, христианские общины становились административными организациями, идеология раннего христианства превращалась в теологию неоплатонизма, Иисус терял человеческие черты, Царство Божье становилось загробным воздаянием, а церковь, отделяя Бога от рядовых членов христианских общин, превращалась в наместника Бога на Земле. Так устремленность раннего христианства в будущее превращается в позднем христианстве в сакрализацию прошлого для оправдания настоящего.

4. Аврелий Августин, будучи незыблемым авторитетом философии и богословия эпохи средневековья, определил на много веков теологическую концепцию Западной церкви. Основные идеи теологии Августина:

· Бог является источником всех истин, сущность Бога непостижима. Задача людей – любовь и абсолютная покорность Творцу.

· Высшим критерием истинности веры и разума является церковь. Назначение разума заключается в истолковании церковных догм.

· Зло является порождением греховной природы человека, которая проявляется в любви к земному. Самостоятельными усилиями спастись невозможно, для спасения необходима благодать Бога.

· Церковь имеет право на последнее слово интерпретации библейских истин. Церковь должна распоряжаться мыслями и делами людей на земле, определяя спасение души человека.

· Духовная власть должна быть выше светской и иметь неоспоримый авторитет в решении земных проблем. Задача церкви на будущее – добиться абсолютного господства в мире и подготовить земные царства к царству небесному.

 

5. Тысячелетнюю историю европейского средневековья (5-15 вв.) можно разделить на три основных периода:

  • Первый период (5-10 вв.) характеризуется неустойчивостью государственных и этнических образований на территории бывшей Западной Римской империи. Великое переселение народов, нашествия варваров отбросили культуру Западной Европы далеко назад. Исчезают элементы рационалистического обновления христианского культа (следствие античной философии), как мифологические элементы возникают поклонение мощам и псевдореликвиям (фетишизм), самодавление религиозных обрядов (магия), почитание святых (многобожье).
  • Второй период (11-13 вв.) знаменуется началом стабилизации социальной жизни средневекового Запада. Происходит становление и развитие феодализма, прекращаются варварские нашествия, развивается экономика, структурируются социальные отношения, возникают большие этнические образования. Церковь заняла центральное место в духовной и социально-политической жизни общества. Философия и научная мысль могли развиваться в рамках церковно-религиозной догматики.
  • Третий период (14-15 вв.) характеризуется возникновением централизованных монархий, образованием великих европейских наций, упадком феодализма, кризисом теоцентрической средневековой культуры и возникновением основ светской культуры Нового времени. В следствие разрушение авторитета церкви возникли великие схоластические системы требующие свободы обсуждения главных теологических проблем и свободы религиозного созерцания.

 

В период Средневековья философия (как и наука) была обречена на учесть служанки теологии.

6. В 14 в. в социальной и духовной жизни средневековой Европы происходят значительные изменения:

  • Завершается формирование крупнейших новоевропейских наций, начинают создаваться национальные государства Европы.
  • Церкви переходят под контроль могущественных королей. Соперничество национальных церковных организаций и многочисленных монашеских орденов друг с другом разрушают централизованную организацию церкви, ееполитическое господство, абсолютный контроль за духовной жизнью общества.
  • Возникшие схоластические системы требуют «освобождения человеческого ума» от внешнего культа.

 

7. Рожденный средневековой схоластикой логизм (в виде школы оккамистов) обсуждает главные теологические проблемы. У. Оккама и его последователи формируют следующие положения номиналистической философии:

  • Не существует иерархического строения мира и логически обоснованных законов бытия, есть лишь совокупность отдельных вещей, созданных Творцом.
  • Человеческое познание возможно лишь на чувственном опыте. Всякое знание имеет вероятностный характер, поскольку для человека недоступны замыслы Творца.
  • Идеи об однородности лунного и подлунного мира.
  • Реальностью являются человеческие индивиды, а такие человеческие объединения, как церковь и иерархия сословий собственной сущностью не обладают.

 

Таким образом, номиналисты защищают права человека перед лицом религиозной и социальной иерархии, утверждают равенство всех людей по природе. Выступают против логико-метафизических доказательств бытия Бога. Допускают сомнения в геоцентрической системе Вселенной, подготавливая почву для идей Коперника и Декарта. Ликвидируют систему понятий метафизической схоластики, закладывая образ современной науки.

8. Мейстер Экхарт и немецкие мистики 14 века в результате «свободного религиозного созерцания» формулируют следующие идеи: существует прямая связь между Богом и человеком, вследствие которой каждый человек в мистическом экстазе сливается с Божеством. Для соединения с Богом необходима отрешенность человека от мира сего.

Т.о. мистики разрушают иерархическую систему бытия и оставляют человека лицом к лицу с самим Богом. Проводят мысль о небожественной, нехристианской сущности средневекового образа жизни. Формируют возвышенное представление о человеке, сопоставимое с представлениями мыслителей эпохи Возрождения.

9. Оккам и его последователи выступали против логико-метафизических доказательств бытия Бога, критиковали схоластическую науку, критически относились к любым утверждениям, если они не базировались ни на опыте, ни на логическом доказательстве. Роджер Бэкон считал, что источником всего знания является опыт. В области теологии этот опыт является духовно мистическим переживанием. Познание окружающего природного мира происходит с помощью иного опыта, на основе которого должно строиться все научное знание. Идеи У. Оккама, Р. Бэкона и их последователей подрывали авторитет схоластики и церковной иерархии во главе с папой по всем вопросам духовной жизни, познания и религиозной догматики, тем самым подготавливали почву для коперниканской научной революции.

10. Номиналисты (У. Оккам) и мистики (Мейстер Экхарт) схожи во взглядах на соотношение веры и разума, а также на роль церкви в спасении человека. Они говорят о невозможности познать Бога, признают веру личным делом и личным усилием самого человека, освобождая его от всестороннего контроля со стороны церковных институтов. Оккамисты и мистики рассматривают человека как единственную реальность социального бытия, ставят его без всяких посредников лицом к лицу с Богом. При поддержке со стороны новообразовавшихся национальных государств У. Оккама и Мейстер Экхарт вступают в борьбу с духовной диктатурой церковной иерархии, говоря о том, что духовенство должно подчиниться государственной власти. Светский государь должен быть ответственным перед подданными, а не перед церковью. Церковь должна отказаться от своих богатств и вернуться к бедности евангельских времен. Подлинной задачей церкви является распространение Священного Писания через переводы его на национальные языки и проповедническую деятельность. Таким образом, в недрах поздней схоластики и в рамках теоцентрической картины мира уже подготавливалась теоретическая база реформационного движения.

11. Большую роль в развитии взглядов Лютера на реформацию церковной организации и религиозного учения сыграли идеи представителей раннего Возрождения от Лоренцо Валлы до Эразма Роттердамского. В своей критике церковной иерархии и ее притязаний на светскую власть Лютер опирался на филологические изыскания Л. Валлы и, прежде всего, на установление последним факта фальсификации так называемого «Константинова дара» (грамоты о передаче папе римским императором Константином 1 верховной власти над западной частью Римской империи), на который ссылались римские папы для обоснования своих притязаний на светскую власть. Новый перевод на латинский язык с древнегреческого оригинала Нового завета, сделанный Эразмом Роттердамским, позволил установить многочисленные ошибки в официально признанном переводе Библии, которые, в свою очередь, были использованы церковной иерархией в своих собственных интересах для оправдания тех или иных церковных таинств. В своей критике этих таинств М. Лютер использовал перевод Эразма. Близки были Лютеру обличения папства и церковной иерархии в их отступлении от идей первоначального христианства в работах представителей немецкого Возрождения. Таким образом, идеи христианского гуманизма явились вторым (после концепций поздней схоластики) идейным источником реформационного движения.

12. После 1525 года реформационное движение разделяется на умеренное (Лютер) и радикальное (Жан Кальвин) течения. Отдельно от лютеранства и кальвинизма стоят представители народной Реформации (Т. Мюнцер, анабаптисты, крайние секты эпохи Великой английской революции).

13. Лютеранство ограничивает радикальный характер своей ранней теологии: отрицая небесно-земную природу церкви, рассматривает социальное и правовое неравенство между сословиями как следствие Богом созданного порядка.

Кальвинизм проводит более последовательную критику сословной иерархии Средневековья: доводя до крайности идею о предопределенности спасения или гибели души, противопоставляет реальной сословной иерархии иерархию спасенных и проклятых. Связывает знак о спасении с идеей мирской аскезы. Признавая неравенство способностей людей, признает неравенство социального и имущественного положения.

Представители народной Реформации опираются в своей теологии на мистический пантеизм, рассматривают Бога как духовного отца всех людей. Любое проявление социального, политического, правового неравенства расценивают как богопротивное.

14. Развитие концепций веры в работах идеологов Реформации привело к важным последствиям не только для религиозной, но и светской мысли:

· От представлений о личном характере веры к понятию о надличностном характере истины.

· От самоконтроля верующего над собственными поступками к критическому отношению к религиозным и светским авторитетам.

· От понимания веры как условия спасения к пониманию разума как естественного света Откровения.

· От рассмотрения Священного Писания как единственного источника содержания религиозной веры к деистической концепции критики Писания.

· От идеи всесвященства и критики церковной иерархии к идее политического и социального равенства.

· От концепции мирской аскезы к идее саморазвития личности.

· От десакрализации церковных обрядов и таинств к десакрализации социальных традиций и норм общественного устройства.

· От идеи невмешательства государства в дела религиозной совести к критике вмешательства государства в мирские дела индивида.

 

Отрицание схоластического мировоззрения, базирующегося на Священном предании, привело к выводу о там, что замыслы Бога можно познать, кроме священного Писания, изучая открытую «книгу Природы». Познание природы заменяет веру в Священное Писание и делает протестантских теологов более восприимчивыми к достижениям естествознания. Реформация предопределила возникновение новоевропейской философии, которая в лице ее основателей,- Р. Декарта и Ф. Бэкона,- была занята поиском новых методов естественнонаучного знания.

15. Тридцатилетняя война и Английская революция знаменовали собой, с одной стороны, высшее проявление реформационного движения, с другой – окончание и завершение первого проекта модерна европейского общества. В ходе войны религиозно-идеологические противоречия между протестантскими и католическими странами уступают место противоречиям, связанным с национальными интересами воюющих государств. Связанный с бедствиями военного времени подъем народного движения пошатнул все политическую систему сословно-абсолютистских государств. Высший подъем Английской революции заставил католически и протестантски ориентированных государей объединиться перед лицом угрозы их власти. Все это свидетельствовало об исчерпанности концепции богоугодного правления.

16. Эволюция концепций реформационного движения приводит к тому, что государство начинает рассматриваться как земное учреждение, имеющее чисто светские корни своего образования. Обосновывается концепция невмешательства государства в дела религиозных объединений. Критика абсолютной монархии приводит к идеям о разделения властей и представительном характере законодательной власти как условию легитимности государственной власти. Вследствие секуляризации социально-политической теории реформационного движения на задний план отходит религиозная аргументация в обосновании социальных изменений позднефеодального общества. Концепция религиозной реформации трансформируется в идеи политической революции. Теоцентрическая парадигма уступает свое место в социальном знании естественно-правовой.

17. Консервативное и радикальное направления в христианстве явились истоками идей как великих идеологов социальных преобразований – от Мартина Лютера и Томаса Мюнцера до представителей «теологии освобождения», так и их консервативных критиков – от Игнатия Лойолы и Жозефа де Местра до Майкла Новака и Иоанна Павла 2.

 

Вопросы к тексту С. Жижека:

  1. В чем С. Жижек усматривает единство социальной концепции христианства и марксизма?
  2. Чем отличается социальная концепция христианства от язычества, иудаизма, и буддизма?
  3. Как в христианстве рассматривается связь между Богом и человеком?

 

Ответы на вопросы к тексту С. Жижека:

1. Единство социальной концепции христианства и марксизма в сходном «мессианском» представлении истории как движения к спасению правоверных.

2. Христианство переворачивает социальную иерархию в иудейской религиозной общине так, что низшие заслуживают высшего уважения. Нарушает логику мести или наказания, призывая подставить левую щеку тому, кто тебя ударит по правой.

В отличие от буддизма, говорящем о жизни как о цепи перевоплощений, христианство видит возможность выхода из Великой Цепи Бытия уже в этой жизни через веру в Христа.

Христианское представление о близости человека к Богу в моменты крайнего своего унижения противоречит языческому представлению, согласно которому человек приближается к Богу в духовном очищении, в пренебрежении к чувственным аспектам своего бытия. В отличии от языческого восхваления божественного совершенства христианская любовь заключается в любовной привязанности к несовершенству Другого.

3. Христианство утверждает, что каждый человек имеет непосредственный доступ к Богу через идентификацию с уникальной фигурой оставленного Богом Сына.

 

Вопросы к тексту Ж.Л. Гоффа:

  1. Каковы характерные черты теоцентрической модели мира в Средние века?
  2. В чем заключаются социальные следствия теоцентрической картины мира? Какова роль ересей как идеологии социального сопротивления?
  3. Как развиваются культура и научные знания в эпоху Средневековья?

 

Ответы на вопросы к тексту Ж.Л. Гоффа:

1. Согласно средневековой теоцентрической модели небесный и земной мир составляют единое целое. Во главе небесной иерархии стоят Бог-отец и Бог-сын в окружении старцев Апокалипсиса или ангелов. Существует представление об иерархии ангельских чинов. Богу противостоит и спорит за власть дьявол. Вместе с восставшими ангелами, он являет собой вероломного вассала, предателя. Церковь играет роль посредника между Небом и Землей. Устремление людей к спасению и вечной жизни выражается в покаянном бегстве от мира. Однако существует и другое мощное духовное течение (милленаризм), связанное с мечтой о царствии Божьем на Земле.

2. Теоцентрическая картина мира отражает и оправдывает существующую феодальную иерархию, во главе которой стоит король, освященный церковью. Королевской власти церковь отводит роль «светской руки», исполняющей приказы духовного класса, делающей грязную работу, связанную с насилием и пролитием крови, усмиряющей опасного противника – власть военную.

Ереси в этот период выступают в качестве революционных движений, отвечающих чаяниям социальных категорий, недовольных своим положением (катаризм).

3. Схоластика, занимаясь разработкой теологической проблематики, приобретала практику логического обоснования аргумента, разрешала противоречия путем установления их причин, признавала возможность разных мнений, в поисках новых доказательств применяла наблюдение и эксперимент.

 

Вопросы к тексту А. Маграта:

  1. Чем отличается социально-богословская концепция Ж. Кальвина от концепции М. Лютера?
  2. В чем заключается суть доктрины Ж. Кальвина о предопределении?
  3. Каковы основные характеристики учения Ж. Кальвина о церкви? Почему Кальвина называют Лениным Реформации?
  4. Каковы социально-политические следствия теологического учения Ж. Кальвина?
  5. Каково влияние учения Ж. Кальвина на процесс развития естествознания?

 

Ответы на вопросы к тексту А. Маграта:

1.Если Лютеранская Церковь возникла из озабоченности доктриной оправдания, то Реформатская церковь родилась из стремления заново установить евангельскую модель апостольской Церкви. Реформаторские богословы считали интерес Лютера к личному опыту слишком субъективным и ориентированным на отдельного человека; их волновало установление объективных критериев, на основании которых можно было реформировать общество и Церковь.

Одним из аспектов доктрины спасения Кальвина является мысль о предопределении. Согласно предопределению Бог активно спасает тех, кто должен быть спасен и проклинает тех, кто спасен не будет. Для Кальвина милость Божия проявляется в Его решении искупить отдельных людей, независимо от их заслуг. Для Лютера милость Божия заключается в оправдании грешников. Реформаторская доктрина об избранности не была присуща лютеранам.

Лютер определил Церковь по ее отношению к проповеди Слова Божиего, Кальвин настаивал на том, чтобы это Слово Божие определяло конкретную форму церковного управления.

Относительные достоинства лютеранства и кальвинизма часто оцениваются на основании их политических взглядов: первый считается монархическим, а последний – республиканским.

2. Предопределение является «вечным повеление Божиим, которым Он определяет то, что он желает для каждого отдельного человека. Он не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие другим».

3. Ж. Кальвин стремится заново установить евангельскую модель апостольской Церкви. Убежденный в необходимости создания дисциплинированной, хорошо организованной церкви, Кальвин излагает подробные наставления, управляющие каждым аспектом ее жизни. Установление церковного аппарата, соответствующего целям Кальвина, является одним из наиболее существенных аспектов его служения. Кальвин, как и Ленин, осознает важность учреждений для распространения своих революционных идей и не теряет времени при организации всего, что для этого необходимо. Реформация, как и русская революция, напоминает о том, что идеи не являются простым продуктом общества: иногда они приводят к образованию этих обществ, указывает на историческое значение людей с радикальными идеями в поворотные моменты истории.

4. Социально-политическим следствием учения Ж.. Кальвина можно считать великую экспансию Реформаторской Церкви (17 в.), подготовленную доктриной об избранности и предопределении. Свидетельством важности политических высказываний Ж. Кальвина, осуждавших монархов и идею абсолютной власти одного человека, явились свержение и казнь Карла 1 Английского (1649).

5. Кальвин придал стимул научному исследованию природы, рассматривая его как средство познать Бога с помощью исследования его творения. Так, открытая Ньютоном упорядоченность вселенной трактовалась как доказательство замысла Бога. Утверждение Кальвина о том, что Библия дает знание об Иисусе Христе, а не об устройстве природного мира, освободило естественные науки от богословских ограничений.

 

Вопросы к тексту К. Хилла:

  1. Какую роль сыграл перевод Библии на английский язык во время революции 1640-1660 гг.?
  2. Почему Библия утрачивает свой авторитет во время Английской революции?

 

Ответы на вопросы к тексту К. Хилла:

1. Библия, переведенная на английский язык, стала для англичан руководством в их революционной борьбе 1640-1660 гг., поскольку почти не существует идей, в поддержку которых нельзя было бы подыскать соответствующего библейского текста.

2. «Библейская революция» потерпела поражение, и саму библию постигла та же учесть. Развал королевского правления в 1640г., бесконечное число последующих переворотов и перемен, реставрация монархии, Английской церкви и цензуры в 1660 г. показали, что проведенциалистская теория истории была ненадежным способом толкования Божиих предназначений. Библия потеряла свой авторитет и политическую власть, сохранив за собой роль священной реликвии.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты